ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
149
УДК 342
Р.Г. Нурмагамбетов
ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ: АНАЛИЗ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫХ ПОДХОДОВ
В статье проводится политико-правовой анализ научных подходов к характеристике элементов механизма конституционного регулирования. Автор на основе анализа различных точек зрения исследует особенности элементов механизма конституционного регулирования на отдельно взятом историческом этапе развития государства. На основании анализа литературы предложено рассмотрение элементов механизма конституционного регулирования с позиции нескольких подходов к их политико-правовой природе. Усложнение общественных отношений, входящих в предмет конституционного и конституционно-правового регулирования, их адаптация в новых условиях функционирования государства, изменили роль вышеперечисленных элементов. Каждый отдельно взятый элемент механизма конституционного регулирования стал обладать иным юридическим своеобразием, структурными особенностями, основанными на объекте, предмете и методе конституционного регулирования в целом. Структура механизма конституционного регулирования, по мнению автора, может быть представлена следующим образом: нормативная основа, конституционные отношения и акты реализации конституционных прав и обязанностей. Каждый из выделенных структурных элементов направлен на обеспечение регулятивного воздействия на общественные отношения. Автор, анализируя отдельно взятый элемент данной структуры механизма конституционного регулирования, приходит к выводу, что она оправдана с точки зрения предмета и объекта конституционного регулирования.
Ключевые слова: Конституция РФ, элементы, конституционное регулирование, общественные отношения, регулирование, средства, общество, действие, конституционные нормы, механизм конституционного регулирования, политико-правовая природа, звенья, орудия, предмет конституционного регулирования, действие, государство, метод конституционного регулирования, нормативная основа, конституционные отношения, акты реализации конституционных прав и обязанностей.
Исследование вопросов, связанных с характеристикой механизма конституционного регулирования, несомненно, имеет научную важность. Необходимость анализа этого явления продиктована насущными потребностями государственно-правовой практики функционирования Конституции РФ, а также актуализацией теоретико-правовой основы конституционных средств и способов как инструментов, посредством которых достигается действенность всего процесса конституционного регулирования. В настоящее время обнаруживается неполнота традиционного определения набора элементов механизма конституционного регулирования. К сожалению, приходиться констатировать отсутствие системности взглядов на это явление.
Если понятие, признаки, методы, способы конституционного регулирования рассмотрены в юридической литературе, то вопросы определения элементов механизма конституционного регулирования, их отличительных признаков, к сожалению, не получили должного освещения.
Перемены, происходящие в политико-правовой, экономической сфере государства на всем протяжении его функционирования, не могут не отражаться на эволюции элементов механизма конституционного регулирования, изменении взглядов на эту конституционную категорию.
Вопросы, связанные с анализом элементов механизма конституционного регулирования, не являются новыми в юридической литературе. Их теоретическое обоснование находило свое отражение в трудах теоретиков права. Высоко оценивая выводы ученых, внесших значительный вклад в исследование элементов механизма правового, а позже и конституционного регулирования, предположим, что к настоящему времени не все аспекты и их особенности нашли свое отражение в юридической литературе. В первую очередь это касается анализа правовой природы отдельно взятых элементов, определения перечня видов, входящих в механизм конституционного регулирования, порядка взаимосвязи между ними. Поиски истины в этих вопросах ведутся уже достаточно длительное время. Как самостоятельная категория элементы механизма конституционного регулирования становятся предметом исследования в 70-х - 80-х гг. XX в. в рамках анализа отраслевых видов механизма правового регулирования [5. С. 108-112; 6. С. 120; 17]. С начала 1990-х гг. научная проблематика, касающаяся элементов механизма конституционного регулирования, начинает активно разрабатываться в специальной юридической литературе. Появляются научные работы, в которых рассматриваются как эле-
менты механизма конституционного регулирования в целом, так и особенности отдельно взятого элемента. Во многом исследование этого вопроса было продиктовано насущными потребностями обоснования значения предмета, метода, механизма конституционного регулирования для юридической науки. Авторы в своих работах не раз указывали на изменение их целевой и функциональной направленности.
Понимая это, ученые, опираясь на общенаучные теоретические определения механизма конституционного регулирования, неоднозначно определяют его элементы. Анализ большого количества источников позволил выделить несколько подходов к их политико-правовой природе.
В одних работах учеными - конституционалистами обосновывается конституционно-правовая природа механизма конституционного регулирования как совокупности элементов, входящих в механизм конституционного регулирования (Л.А. Морозова, О.О. Миронов, Н.А. Фуфаев), в других -анализируется значимость отдельных видов элементов механизма конституционного регулирования (В.Н. Карташев, И.Е. Фарбер).
Объединяет данные точки зрения определение элементов механизма конституционного регулирования как необходимых составных частей, характеризующих данный механизм с позиции самостоятельной целостной конструкции. В своих работах многие авторы отмечали, что элементы механизма конституционного регулирования представляют собой его внешнее выражение, Именно через набор взаимосвязанных элементов авторы определяли содержание механизма конституционного регулирования.
С принятием в Российской Федерации Конституции идея о необходимости выделения и обоснования собственного набора элементов, составляющих основу механизма конституционного регулирования, была развита в трудах таких ученых, как С.А. Авакьян, А.А. Абрамов, В.В. Лазарев, О.В. Моисеев и многих других. Понимая наметившуюся тенденцию совершенствования средств, способов и приемов воздействия на общественные отношения, они в своих работах расширяют уже выделенные структурные элементы механизма правового регулирования.
Квинтэссенцией исследований элементов механизма конституционного регулирования явилась выработка двух теоретических научных подходов к анализу этих явлений: рассмотрение элементов механизма конституционного регулирования как части единого процесса со свойственной протяженностью во времени и их анализ как совокупности звеньев, орудий, «деталей», которые приводят его в действие.
Согласно позиции представителей первого подхода, элементы механизма регулирования предстают как части единого процесса. По их мнению, процесс конституционного регулирования - это последовательно сменяющие друг друга во времени и в пространстве конституционные средства, определяющие сущность регулирования. Первичным элементом механизма конституционного регулирования выступает средство как инструментальное образование правовой действительности целью, которой является достижение результативности в конституционном регулировании.
Общим для исследований элементов механизма конституционного регулирования с этой позиции является их понимание как системы конституционных средств, которые используются для осуществления конституционного регулирования. В соответствии с назначением элементов механизма конституционного регулирования все конституционные средства подразделяются на две группы: конституционные установления, составляющие субстанцию конституционного регулирования (нормы конституционного права, принципы конституционного права, конституционные отношения) и явления характеризующих правовую форму конституционного регулирования (акты реализации субъективных прав и обязанностей).
Выделенные элементы основаны на учете развития предмета конституционного регулирования, анализе инновационных процессов, влияющих на действие Конституции РФ. Усложнение общественных отношений, входящих в предмет конституционного и конституционно-правового регулирования, их адаптация в новых условиях функционирования государства изменили роль вышеперечисленных элементов механизма. Каждый отдельно взятый элемент механизма конституционного регулирования стал обладать иным юридическим своеобразием, структурными особенностями, основанными на объекте, предмете и методе конституционного регулирования в целом.
С позиции второго подхода элементы механизма конституционного регулирования рассматриваются авторами как звенья, орудия, «детали» целостного процесса, которые приводят его в действие.
В разное время к исследованию данной проблемы обращались многие ученые [4. С. 323; 9. С. 14-21; 12. С. 14; 16. С. 48]. Элементы механизма конституционного регулирования, их характе-
ристика находятся в центре внимания данных ученых достаточно длительное время. В их представлении элементы механизма конституционного регулирования - это совокупность определенных, ни на кого не похожих конституционных «деталей», с помощью которых совершается воздействие на общественные отношения. Анализируя различные виды конституционных «деталей», авторы едины во мнении о том, что общим для них является функциональная способность отдельно взятой «детали» работать в единстве с другими деталями с целью решения основополагающих целей и задач, закрепленных в Конституции. Часто форма такого решения описывалась авторами по-разному. Но при этом исследователи не отходят от общепризнанных теоретиками права теоретических положений и в качестве критерия выделения элементов механизма конституционного регулирования используют такой научный критерий, как стадии правового регулирования.
Основываясь на таких стадиях, как формирование юридических норм, реализация прав и обязанностей (правоотношений), применение права и особенностей механизма конституционного регулирования приверженцы подхода выделяют следующие элементы: нормативную основу, правоотношения и акты реализации субъективных прав и обязанностей.
Каждый из выделенных элементов соответствует одной из стадий правового регулирования. Нормативная основа и правоотношения как элементы механизма конституционного регулирования соответствуют такой стадии, как формирование и действие юридических норм, акты реализации субъективных прав и обязанностей - стадии реализации конституционных прав и обязанностей.
Особенностью выделенных стадий является то, что они, являясь частями его внутреннего строения, наделены определенными политико-правовыми качествами, функциями, посредством которых определяется их место в структуре механизма конституционного регулирования. Конструктивно данные элементы не отличаются от других видов элементов отраслей публичного и частного права.
Отличие проявляется в заложенных функциональных способностях «деталей» совершать определенные «движения», направленные на удовлетворение разнообразных, порой противоречивых, интересов субъектов конституционных правоотношений. С позиции данного подхода элементы механизма конституционного регулирования предстают как совокупность нормативной основы, правоотношений и актов реализации, субъективных прав и обязанностей, при помощи которых обеспечивается результативное конституционное регулирование общественных отношений. Именно они образуют основу данного механизма. Несмотря на взаимосвязанность и взаимозависимость нормативной основы, правоотношений и акта реализации прав и обязанностей каждый из них на соответствующей стадии обладает определенной автономией в оказании конституционного воздействия на общественные отношения.
В вышеуказанной схеме стадия механизма конституционного регулирования характеризует действенный процесс конституционного регулирования, связанный с достижением его цели и воплощением результата в конкретном поведении субъектов конституционных правоотношений.
В настоящее время наметилась тенденция расширения вышеперечисленного состава элементов механизма конституционного регулирования. В частности, одни авторы к названным элементам добавляют индивидуальные государственно-властные предписания и акты применения права [7. С. 8; 8. С. 8-13]. Другие, кроме норм права, правоотношений, актов реализации прав и обязанностей, выделяют юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт), охранительный правоприменительный акт, который они указывают как факультативный элемент [10. С. 35-41].Третьи авторы к элементам, составным частям механизма конституционного регулирования относят юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты [14; 15].
Безусловно, вышеперечисленные элементы механизма конституционного регулирования дополняют его структуру. Думается, что они больше применимы к характеристике механизма конституционно-правового регулирования, поскольку характеризуют ту модель механизма, которая соответствует пространственно-временному отрезку функционирования Конституции РФ. У второго подхода есть недостаток. Не всегда процесс конституционного регулирования, его результативность совпадают с поведением субъектов правоотношений. Зачастую в действительности все происходит с точностью до наоборот, потому что механизм конституционного регулирования - это не прямолинейный процесс. Это своего рода тот «минимальный» перечень элементов механизма правового регулирования, который необходим для осуществления данного процесса. Он является и «конституционным стандартом», «эталоном» для отраслевых правовых механизмов регулирования общественных отношений. При этом А. А. Абрамова полагает, что «структура механизма правового регулирования - единый стандарт для
всех механизмов правового регулирования. Данная позиция позволит избежать путаницы, еще встречающейся при исследовании механизмов правового регулирования различного содержания» [1. С. 3].
В рамках как первого, так и второго подходов исследователи анализируют все элементы механизма и их отдельные виды. Это обусловлено сложной конституционной природой этого явления. Следует признать правоту тех ученых, которые рассматривают элементы механизма конституционного регулирования с позиции динамики и статики. Их сочетание оправданно с точки зрения теоретической и практической направленности, логики обеспечения процесса конституционного регулирования. Концептуально элементы механизма конституционного регулирования подчиняются общим политико-правовым правилам. Во многом эти политико-правовые правила описывал в своих работах С.С. Алексеев [2]. Они носят инструментальный характер.
Не умоляя научной ценности вышеперечисленных подходов, представляется оправданным использование положений инструментального подхода при характеристике элементов механизма конституционного регулирования в целом. Избранный подход позволяет абстрагироваться от включения в состав элементов механизма таких категорий, как правосознание и правотворчество. Структура механизма конституционного регулирования может быть представлена следующим образом: нормативная основа, конституционные отношения и акты реализации конституционных прав и обязанностей. Каждый из выделенных структурных элементов направлен на обеспечение регулятивного воздействия на общественные отношения. Думается, что данная структура механизма конституционного регулирования оправдана с точки зрения предмета и объекта исследования [11. С. 53].
В качестве первоначального элемента механизма правового регулирования выступает нормативная основа. Значимость данного элемента не раз отмечалась исследователями. Нормативная основа механизма конституционного регулирования - это, прежде всего, собирательная категория конституционного права. Она выступает в качестве важной конституционной формы, оформляющей правила, исходные начала, а также прогноз результативности действия механизма конституционного регулирования в перспективе.
Особенностью нормативной основы механизма конституционного регулирования является то, что в ней происходит моделирование тех общественных отношений, которые подвергаются конституционному воздействию. Именно в нормативной основе осуществляется магическое превращение конституционных норм из абстрактных конституционных правил в реально действующую модель, в которой закреплены общеустановленные правила поведения участникам правоотношений.
Проанализировав доктринальные представления ученых о содержании нормативной основы механизма конституционного регулирования, можно выделить общие положения, объединяющие их точки зрения.
Во-первых, авторы указывают на нормативную основу механизма конституционного регулирования как на совокупность либо систему конституционных норм, принципов, программно-целевых установлений, особых нормативно-правовых положений, конституционных отношений.
Во-вторых, единым является и понимание цели закрепления нормативной основы механизма конституционного регулирования - нормообразующий характер воздействия на поведения субъектов конституционных отношений. В механизме конституционного регулирования нормы конституционного права порождают возникновение правовых отношений, посредством которых они получают свое практическое воплощение, «фиксируя» государственную волю в определенной модели поведения субъектов правоотношений. В отличие от других социальных регуляторов конституционные нормы обладают особой информативностью, так как в концентрированной форме характеризуют содержание воли государства. Перейдя из состояния социальных регуляторов в регуляторы конституционно-правовые, элементы, входящие в нормативную основу (конституционные нормы, принципы, программно-целевые установления), фиксируют направленность процесса конституционного регулирования.
Одним из действенных элементов механизма конституционного регулирования являются конституционные отношения. Конституционные отношения как элемент механизма конституционного регулирования, во-первых, разъясняют и раскрывают содержание конституционных норм, обеспечивая логичность и последовательность всего процесса конституционного регулирования. Они возникают на основе действующих норм Конституции, которые являются базой для их возникновения. Во-вторых, придают процессу конституционного регулирования новое значение. Они являются связующим звеном, соединяющим в единое целое группы конституционных норм, обеспечивая динамизм и направленность всему процессу конституционного регулирования. Путем расширения или сужения
смысла конституционных норм они акцентируют внимание на специфических признаках и особенностях в определенной сфере регулирования общественных отношений, тем самым изменяя направленность конституционного регулирования разнообразных субъектов, участвующих в этом процессе.
Элементом механизма конституционного регулирования являются и акты реализации конституционных прав и обязанностей. Данный элемент - один из важных компонентов механизма конституционного регулирования, характеризующий его завершающую стадию.
Теоретически акты реализации субъективных прав и обязанностей представляют собой средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в реальную действительность, то есть осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Практически действие актов реализации субъективных прав и обязанностей позволяет обеспечить перевод общих предписаний конституционных норм в фактическое поведение, соизмеримое с волей законодателя. Их сущность проявляется в том, что они отражают фактическое поведение субъектов по реализации своих прав и обязанностей. Именно посредством действия таких актов можно говорить о достижении конечной цели конституционного регулирования отношений.
Рассмотрев особенности теоретико-правовых подходов к анализу элементов механизма конституционного регулирования, необходимо отметить, что предложенная схема может быть представлена следующим образом: нормативная основа, конституционные отношения и акты реализации конституционных прав и обязанностей. Каждый из выделенных структурных элементов направлен на обеспечение регулятивного воздействия на общественные отношения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова А.А. Эффективность механизма правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2006.
2. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид. лит., 1966.
3. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.
4. Ерохин И.Ю. Государство: роль и влияние на трансформации казачества // Общество и право. 2013. № 3 (45). С. 323-325.
5. Иванова З.Д. Запрещающие нормы в механизме правового регулирования // Советское государство и право. 1975. № 11. С. 108-112.
6. Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. 128 с.
7. Лазарев В.В. Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристь, 2005. 258 с.
8. Лазарев В.В. Правоположения: понятие, происхождение и роль в механизме юридического воздействия // Правоведение. 1976. С. 8-13.
9. Лучин В.О., Мышкин А.В. Роль Конституции в механизме правового регулирования // Проблемы эффективности правового регулирования: межвуз. сб. Куйбышев: Изд-во Куйбышев. ун-та, 1978. С. 14-21.
10. Малько А.В. Механизм правового регулирования (лекция) // Правоведение. 1996. №3. С. 35-41.
11. Нурмагамбетов Р.Г.К вопросу об определении содержания общих особенностей конституционного регулирования общественных отношений // Вестн. Саратов. гос. юрид. академии. 2012. № 1 (83). С. 52-57.
12. Нурмагамбетов Р. Г. К вопросу об историко-правовом анализе конституционного регулирования как научной категории // Проблемы права. 2015. № 3 (51). С. 14-19.
13. Протасов В.Н. Процессуальный механизм в правовом регулировании социалистических общественных отношений // Советское государство и право. 1983. № 3. С. 120-125.
14. Русинов Р.К., Семитко А.П. Правосознание и правовая культура. М., 1997.125 с.
15. Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990. 176 с.
16. Укин С.К. Конституция Республики Казахстан как ядро правовой системы Казахстана // Проблемы права и экономики.2016. № 3. С. 48-52.
17. Явич Л. С. Общая теория права. Ленинград, 1971. 500 с.
Поступила в редакцию 22.02.17
R.G. Nurmagambetov
ELEMENTS OF THE MECHANISM OF CONSTITUTIONAL REGULATION OF PUBLIC RELATIONS: ANALYSIS OF THEORETICAL AND LEGAL APPROACHES
The article presents the political and legal analysis of scientific approaches to the characteristic of elements of the constitutional regulation mechanism. On the basis of the analysis of various points of view, the author investigates features of some elements of the constitutional regulation mechanism at separately taken historical stage of the state development. On the basis of literature analysis, the author offers to consider the elements of the mechanism of constitutional regulation from a position of several approaches to their political and legal nature. Complication of public relations entering a subject of the constitutional and constitutional and legal regulation, their adaptation in new operating conditions of the state changed a role of above-mentioned elements of the mechanism. Each separately taken element of the mechanism of constitutional regulation began to possess other legal originality, structural features based on an object, a subject and a method of the constitutional regulation in general. The structure of the mechanism of constitutional regulation according to the author can be presented as follows: standard basis, constitutional relations and acts of realization of constitutional rights and duties. Each of the allocated structural elements is aimed at providing regulatory impact on the public relations. The author, analyzing each element of this structure of the constitutional regulation mechanism, comes to a conclusion that it is acquitted from the point of view of a subject and an object of constitutional regulation.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, elements, constitutional regulation, public relations, regulation, means, society, action, constitutional norms, mechanism of constitutional regulation, political and legal nature, links, tools, subject of constitutional regulation, state, method of constitutional regulation, standard basis, constitutional relations, acts of realization of constitutional rights and duties.
Нурмагамбетов Рашит Габитович,
доктор юридических наук, профессор кафедры права
Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» 110000, Республика Казахстан, г. Костанай, ул. Бородина, 168а E-mail: [email protected]
Nurmagambetov R.G.,
Doctor of Law, Professor at Department of Law
Kostanay branch of Chelyabinsk State University
Borodim st., 168a, Kostanay, Republic of Kazakhstan, 110000
Е-mail: [email protected]