Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование социальных отношений'

Конституционно-правовое регулирование социальных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1309
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хамзина Жанна Амангельдиновна, Бурибаев Ермек Абильтаевич, Ермеков Адлет Токтамысович

В работе исследуются проблемы определения социальной сферы как объекта конституционного регулирования, как конституционного института, а также в качестве особой сферы общественных отношений, в которых реализуется механизм гарантий конституционных социальных прав. Сделан вывод о том, что содержание конституционно-правового института социальной сферы раскрывается посредством межотраслевого анализа правовых норм, его составляющих, и междисциплинарного исследования элементов его структуры. Данные методологические подходы обеспечиваются тем, что системе конституционного права присущ доминирующий характер относительно казахстанской системы права, всеобъемлющим свойством конституционных норм, заключающееся в том, что они находят воплощение, реализацию, конкретизацию в нормах, составляющих иные правовые отрасли законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование социальных отношений»

Хамзина Жанна Амангельдиновна,

профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин

Казахского национального педагогического университета имени Абая,

доктор юридических наук, профессор

Бурибаев Ермек Абильтаевич,

профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин

Казахского национального педагогического университета имени Абая,

доктор юридических наук

Ермеков Адлет Токтамысович,

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Казахского национального педагогического университета имени Абая, кандидат юридических наук

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Разграничение предмета регулирования конституционного права и объекта конституционного регулирования заключается в установлении круга правовых норм, осуществляющих воздействие на систему общественных отношений. Конституционное регулирование применяется относительно действия норм одного нормативного правового акта - конституции, предмет конституционного права регламентируется системой норм, заключенных, во-первых, в основном законе страны, во-вторых, в конституционных законах, актах международного права, текущем законодательстве, что обеспечивается комплексностью регламентируемых общественных отношений, которые невозможно «замкнуть» в рамках одной, хотя и основной,

отрасли конституционного права.

Авторы научного исследования «Становление правового государства и конституционный процесс в Республике Казахстан» пишут о соотношении конституционного и иного регулирования: «В силу целостного охвата конституцией важнейших вопросов государственной и общественной жизни она устанавливает отправные положения государственной политики в сфере экономики, социальных и межнациональных отношений, культуры, государственного и общественно-политического строительства, развития демократии, взаимоотношений с личностью и т.д. Столь широкий предмет конституционного регулирования обуславливает то, что многие вопросы решаются конституцией в общем виде»

[1]. Добавим, что логическим продолжением конституционного регулирования становятся нормы иных источников права, являющихся источниками конституционного права, но не принадлежащих к источникам конституционного регулирования.

Нормы конституционного права, объединяясь по видовым характеристикам предмета правового воздействия, образуют правовые институты. Правовые институты призваны регулировать отдельные стороны общественных отношений, составляющихпредметправовогорегулирования, причем регулируют они все виды общественных отношении в рамках данной отрасли. Нормы правовых институтов объединяются по видам регулируемых отношений. С этой точки зрения к характеристике правового института социальной сферы полностью применима его устоявшаяся общетеоретическая характеристика как законодательно обособленного комплекса юридических норм, обеспечивающего цельное регулирование данной разновидности отношений или ее стороны. Правовой институт - основа отрасли права, юридические нормы образуют отрасль права не непосредственно, а через институты. В этом смысле правовые институты являются составными частями соответствующей правовой отрасли.

Правовой институт рассматривается нами как совокупность последовательно систематизированных правовых норм и правовых отношений, сгруппированных по признаку однородности объекта правового воздействия, как правило, но, не ограничиваясь рамками одной отрасли права. Правовые институты в своей совокупности образуют системы правовых отраслей, подчиняясь правилам построения общей, особенной частей отраслей. Институты являются, таким образом, необходимыми и единственно возможными элементами систем правовых отраслей. Системе конституционного права присуще доминирующий характер относительно иных правовых отраслей казахстанской системы права, всеобъемлющее свойство, заключающееся в том, что ее нормы находят свое воплощение, правореализацию, правоконкретизацию в иных правовых отраслях. Резюмируя предметность влияния конституционного права в данном направлении, отметим, что своими общими функциями и конкретными задачами оно, образно говоря, пронизывает все институты действующих отраслей национальной системы права, выполняя тем самым интегрирующую роль. В этом, по

существу, проявляется практическое значение конституционного права. Функция большинства конституционных правовых институтов сводится к конституционному правообязыванию или определению основных гарантий прав и обязанностей субъектов правоотношений (государства, физических, юридических лиц и др.), конкретизация конституционных гарантий осуществляется в нормах специальных правовых отраслей через определение в них особенностей, порядка, процедур осуществления и исполнения прав и обязанностей соответствующими субъектами.

Конституционным правовым институтам, как элементам конституционного права присущи черты общей системы: они носят доминирующий характер, если рассматривать их с точки зрения значения дляотраслевыхинститутов,соотносятся с ними как целое и часть; конституционные институты выполняют интегрирующую роль относительно отраслевых правовых институтов, поскольку основы реализации всех отраслевых правоотношений заложены в конституционных нормах; конституционные институты являются основой создания и развития отраслевых институтов, каждый из которых имеет прямую связь с Основным законом страны, не может противоречить сущности и содержанию Конституции и находится с ней в неразрывной связи, обладающей характером соподчиненности и соответствия национального законодательства Республики Казахстан ее основному закону.

Нормы, составляющие отдельные институты конституционного права, не ограничиваются областью конституционных отношений в осуществлении правового воздействия, распространяя свое действие на всю систему права, предмет правового регулирования всей системы права. Данное свойство конституционных норм объясняется всеобъемлющим характером действия Основного закона страны, отсутствием в системе общественных отношений связей, которые не были бы урегулированы и на которых бы не распространяли свое действие нормы и принципы Конституции Республики Казахстан 1995 года.

В этой связи нами делается вывод о межотраслевом содержании конституционных правовых институтов. Как наиболее значимые правовые образования они содержат нормы не только конституционного права, но и иных правовых отраслей.

С.В. Поленина подразделяет межотраслевые институты на функциональные и пограничные.

Межотраслевые функциональные институты возникают на стыке смежных неоднородных отраслей права (например, административного и гражданского права). Межотраслевые комплексные «пограничные» институты образуются на стыке смежных однородных отраслей права, например, гражданского, семейного, трудового права [2]. «... Для межотраслевого функционального комплексного института почвой для его возникновения необходим «стык» неоднородных отраслей права ... Пограничные межотраслевые комплексные институты, в отличие от функциональных, возникают на стыке смежных, но уже однородных отраслей права, примером которых могут быть отрасли цивилистического профиля» [3].

Конституционные институты включают в себя не только общественные отношения, входящие в предмет конституционного права, но и иных отраслей права, данная особенность конституционных институтов объясняется особенностью общественных отношений, входящих в предмет конституционного права. Г.С. Сапаргалиев пишет: «Конституционно-правовые нормы регулируют особый круг общественных отношений. Они направлены на регулирование общественных отношений, связанных с укреплением основ конституционного строя, закреплением основ правового статуса человека и гражданина, с определением системы органов государства» [14]. А.С. Автономов так описывает предмет конституционного (государственного) права: «Конституционного (государственное) право регулирует общественные отношения, которые составляют основу общественного и государственного строя, фундаментальные отношения между человеком, обществом, отношения, непосредственно связанные с осуществлением публичной власти» [4].

Распространение действия конституционных норм на всю систему права, их интегрирующий и всеобъемлющий характер позволяют аргументировать вывод о межотраслевом характере конституционных институтов в целом, и относительно предмета настоящего анализа -институте социальной сферы в частности.

Практически все институты конституционного права имеют межотраслевой характер, поскольку подавляющее большинство из них регламентирует основы существования, реализации всевозможных видов общественных отношений, подпадающих под действие права, в связи с чем неизменно выходят за рамки только лишь конституционных норм.

Конституционный институт социальной сферы представляет собой межотраслевое образование, включающее в себя нормы конституционного права, права социального обеспечения, социальной защиты, жилищного, семейного, гражданского, административного, трудового и иных правовых отраслей.

Существует две основные точки зрения относительно предмета и метода правового института. Согласно первой: общественные отношения определенного вида, предмет правового регулирования правового института, остается прежним, регулируется в некоторых случаях несколько иначе, метод правового регулирования приобретает определенную специфику [5]. Согласно второй: выделение межотраслевых институтов соответствует процессам интеграции существующих структурных элементов в системе права. Вследствие этого в смежных однородных и неоднородных отраслях права могут сложиться межотраслевые образования, имеющие свой особый предмет и метод правового регулирования, отличный от отраслевого. Наличие межотраслевого образования не противоречит действующей системе подразделения права на отрасли и институты, это лишь иная плоскость изучения одного и того же явления права» [6].

На наш взгляд межотраслевой конституционный институт социальной сферы имеет свой собственный предмет правового регулирования, являющийся составной частью круга общественных отношений, входящих в предмет конституционного права, и метод, обладающий определенными особенностями относительно конституционного метода правового воздействия.

В правовой науке предмет правового регулирования традиционно определяется как совокупность родственных общественных отношений, регулируемых нормами той или иной отрасли права. Иными словами, проблема предмета правового регулирования отрасли права - это, прежде всего, вопрос о характере, объеме и особенностях общественных отношений, его составляющих. Вместе с тем на значение предмета правильно указывал С.С. Алексеев: «Предмет правового регулирования, будучи единым материальным критерием классификации отраслей права, имеет вместе с тем и более классификационное значение. В соответствии с предметом регулирования, распределяются правовые институты не только по отраслям права, но и по отдельным

подразделениям внутри той или иной отрасли права» [7].

В предмет института социальной сферы входит составная часть, неотделимый элемент предмета конституционного права - социальные отношения. Данные отношения направлены на реализацию, прежде всего социальных прав граждан Республики Казахстан, закрепленных в статье 28 Конституции. Именно в отношениях, составляющих предмет института социальной сферы, происходит реализация социальных прав человека. Указанные отношения следует рассматривать в качестве системы, поскольку они включают в себя не только материальные отношения по социальному обеспечению, обслуживанию, защите, но и процедурные социальные отношения по установлению либо подтверждению статуса субъекта-получателя социального блага, а также отношения по разрешению споров, возникающих при применении социальных норм. Указанные социальные отношения взаимосвязаны, они не могут существовать в отрыве друг от друга. В совокупности названные отношения образуют структуру предмета правового института социальной сферы, они разные по своим признакам, но их целостность обеспечивается общей целью, функциональной направленностью: обеспечением, реализацией, защитой социальных прав человека в Республике Казахстан.

Метод правового регулирования общественных отношений представляет собой второй, по общепризнанному мнению в теории правовой науки, признак, отличающий одну правовую отрасль от другой. Как указывал В.Ф. Яковлев: «Метод правового регулирования является важнейшим дифференцирующим критерием обособления отраслей права. Он концентрирует в себе основные юридические особенности отрасли, ее правовые свойства» [8]. В правовой науке существует и общепризнанная теория о существовании основных, профилирующих правовых отраслей и межотраслевых (комплексных) самостоятельных правовых образований в системе права. И для тех и других характерной особенностью является выделение метода правового регулирования, как специфического признака, ограничивающего одну отрасль права от другой. Социальное законодательство является одним из самых мобильных в системе казахстанского законодательства, его изменения и дополнения осуществляются законодателем постоянно,

преобразовываются государственные подходы к предоставлению социального обеспечения, социальной защите, обслуживания что, естественно, порождает трансформацию основных приемов и способов, с помощью которых осуществляется регламентация социальных отношений. В зависимости от приоритетов социальной политики государства на том или ином этапе его развития происходит преобладание того или иного приема (способа) над другими в опосредовании соответствующих общественных отношений. Если в советский период истории нашего государства преобладали императивный, централизованный способы регулирования социальных отношений, то на современном этапе, в Республике Казахстан данная сфера регламентируется императивным, диспозитивным, централизованным, локальным, социально-партнерским, индивидуально-

договорным способами (приемами).

Вопрос о выявлении того или иного способа (приема) в регулировании общественных отношений, составляющих предмет правого института социальной сферы - это вопрос, прежде всего, о характере и содержании соответствующих норм их регламентирующих, их гипотезе, диспозиции и санкции, способах их установления, изменения, прекращения, а также круга лиц и сферы общественных отношений, на которые они распространяют свое действие. Следует отметить в качестве особенности элементов института социальной сферы то, что в данном правовом образовании в противовес традиционным положениям характер общественных отношений не определяет специфику метода правового регулирования. Поскольку собственно социальные отношения сами по себе практически не складываются и, соответственно, не требуют соответствующего правового опосредования. Нормы права о социальном обеспечении, защите, обслуживании предопределяют возникновение правовых отношений в этой сфере, и в этом проявляется специфика этого института. Именно указанное положение должно браться за основу в изучении поставленного вопроса.

Метод правового института социальной сферы, имеющий место в современных рыночных отношениях Казахстана можно охарактеризовать следующими признаками:

1) сочетанием императивных и диспо-зитивных норм в регулировании социальных и вспомогательных от них отношений;

2) сочетанием централизованного, локаль-

ного и договорного методов в регламентации предмета правового регулирования;

3) использованием в регулировании общественных отношений социально-партнёрских соглашений с привлечением представителей сторон социального партнёрства.

4) широким использованием возможностей негосударственного сектора в регламентации социальных отношений.

Еще одним из профилирующих признаков правового института, полагаем можно выделить его принципы. И хотя принципы правового института не являются первичными признаками, как предмет, метод правового регулирования для данного правового образования, но выполняют не менее важную, существенную роль в обособлении институтов, выявлении их сущности и значения в системе соответствующей отрасли (отраслей) права. Под правовыми принципами применительно к содержанию данной научной категории, ограниченной рамками правового института понимаются основополагающие идеи, начала, положения, выражающие сущность того или иного института и закреплённые в его нормах. Нормативное установление является обязательным признаком правового принципа, поскольку существование и обоснование тех или иных идей, положений относительно существа институциональных образований без их нормативного закрепления является просто научной абстракцией, мнением учёных или различных слоёв населения относительно содержания того или иного института, и только их отражение в системе источников законодательства соответствующей отрасли (отраслей права если речь идет о межотраслевых институтах) права делает принципы права подлинно основополагающим положениями. Таким образом, система основных принципов правового института является выражением целостного характера и самостоятельности правового института.

Однако нельзя говорить о том, что с помощью правовых принципов осуществляется правовая регламентация соответствующей обособленной группы общественных отношений, поскольку «только с помощью правовых принципов нельзя урегулировать общественные отношения. Они выражают более высокий уровень регулирования. Правовые принципы определяют содержание правовых норм, направляют и стабилизируют их действие... Нормы-принципы способствуют уяснению смысла и содержания отдельно взятой правовой нормы и вступают в действие, когда

нормы права обходят молчанием то или иное общественное отношение, урегулирование которого экономически и политически необходимо государству» [9].

С учетом вышеизложенного представляется обоснованным вывод Л.С. Жакаевой о том, что нормы-принципы - это факультативная часть правового регулирования, характерная не для всех институтов конституционного права [10].

Конституционные принципы организации функционирования социальной сферы пронизывают все нормы, регламентирующие правила поведения ее субъектов. Практически каждая норма социального законодательства является прямым или косвенным выражением того или иного конституционного правового принципа. Идей, определяющих реализацию социальных отношений достаточно большое число, но все их можно привести к более или менее общему знаменателю - положениям, характеризующим, в целом, конституционный институт социальной сферы.

Согласно пункту 2 статьи 1 Конституции Республики Казахстан основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Именно в приведенной норме в концентрированном виде выражаются основные положения существования и развития нашего государства. Изложенные базовые государственные устои определяю приоритеты развития всех сфер общества и государства, в том числе важнейшей - социальной. Поступательное эволюционирование государственности обеспечивается «зрелостью» его социальной сферы, поскольку, прежде всего, является подтверждением правильности избранного пути развития и осуществляемых реформ, кроме того, состояние социальной сферы определяет степень достижения одной из основных целей существования современного государства -построение социального государственно организованного общества.

Конституция, закрепляя основные начала суще ствования и развития Ре спублики Казахстан, не ограничивает область их распространения и применения, вышеизложенные конституционные принципы не имеют отраслевой принадлежности и относятся ко всем сферам жизнедеятельности

общества и государства, должны рассматриваться как системообразующие начала для существования всей правовой системы и принципов ее воздействия на объекты правового регулирования. Аналогичными характеристиками обладают общеправовые (конституционные) принципы.

Конституционному межотраслевому институту социальной сферы присущи, кроме того, межотраслевые принципы права. Под межотраслевыми принципами права понимаются основные положения, идеи, отражающие сущность двух и более отраслей права. Значение межотраслевых принципов трудно переоценить, они позволяют, во-первых выделить место отдельной отрасли права в системе смежных правовых отраслей, во-вторых, выявить общие черты и нормы, присущие нескольким отраслям права, в-третьих, показать взаимосвязь всех элементов общей системы права, доказать её единство и, вместе с тем, дифференциацию, в-четвертых, выделить межотраслевые правовые институты не только как самостоятельные правовые образования, но и раскрыть их первоначальную связь с правовыми отраслями, нормы которых они объединяют. К таким принципам положениям: принцип социальной защиты от безработицы, принцип охраны здоровья граждан, принцип государственной защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

Вышеизложенные признаки в целом характеризуют социальную сферу как самостоятельный конституционный межотраслевой правовой институт и общественные социальные отношения, входящие в предмет его регулирования. Межотраслевой конституционный институт социальной сферы имеет свой собственный предмет правового регулирования, являющийся составной частью круга общественных отношений, входящих в предмет конституционного права, метод, обладающий определенными особенностями относительно конституционного метода правового воздействия, а также систему основных принципов, указанное в совокупности является выражением целостного характера и самостоятельности правового института.

Конституционно-правовой институт

социальной сферы в Республике Казахстан имеет межотраслевой характер, данный вывод обеспечивается тем, что системе конституционного права присуще всеобъемлющее свойство, заключающееся в том, что ее нормы находят свое воплощение, правореализацию, правоконкретизацию в иных правовых отраслях. Конституционным правовым институтам, как элементам конституционного права присущи черты общей системы: они носят доминирующий характер если рассматривать их с точки зрения значения для отраслевых институтов, соотносятся с ними как целое и часть; конституционные институты выполняют интегрирующую роль относительно отраслевых правовых институтов, поскольку основы реализации всех отраслевых правоотношений заложены в конституционных нормах; конституционные институты являются основой создания и развития отраслевых институтов, каждый из которых имеет прямую связь с Основным законом страны, не может противоречить сущности и содержанию Конституции и находится с ней в неразрывной связи, обладающей характером соподчиненности и соответствия национального законодательства Республики Казахстан ее основному закону. Кроме того, нормы, составляющие отдельные институты конституционного права, не ограничиваются сферой регулирования конституционных отношений, распространяя свое действие на всю систему права, предмет правового регулирования всей системы права. Данное свойство конституционных норм объясняется всеобъемлющим характером действия Основного закона страны, отсутствием в системе общественных отношений связей, которые не были бы урегулированы и на которых бы не распространяли свое действие нормы и принципы Конституции Республики Казахстан 1995 года.

Список литературы

1. Баймаханов М.Т., Аюпова З.К., Ибраева А.С. и др. Становление правового государства и конституционный процесс в Республике Казахстан. Монография. - Алматы, 2001. - С. 115.

2. Поленина С.В. Комплексные правовые институты и становление новых отраслей права // http:// law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1140036 (2015. 20 марта.).

3. Чирков А.П. Ответственность в системе законодательства. Дис. ...к. ю. н. - М., 1990. С. 77-78.

4. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М., 2007. - С. 16.

5. Киримова Е.А. Правовой институт (теоретико-правовое исследование): Дис. .к. юр. н. -Саратов, 1998. - С. 71-100.

6. Решетникова И.В. Доказательственное право в российском гражданском процессе. Дис. ... д.ю.н. - Екатеринбург, 1998. - С. 101, С. 23.

7. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов // http: // www. lawbook. by. Ru / theory / alexeev / 18.shtml (2015. 20 марта.).

8. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений 2-е изд., доп. - М., 2006. - С. 84.

9. Кабышев С.В. Внутриорганизационные нормы советского права. Дис. .к. ю. н. - М., 1992. С. 84.

10. Жакаева Л.С. Конституционный процесс в Республике Казахстан: теоретико-правовые вопросы. Автореф. дис. .д. ю. н. - М., 2008. - С. 26.

Ецбекте злеуметтгк саланы конституциялыц реттеу нысаны реттде, конституциялыц институт реттде, сонымен цатар конституциялыц элеуметтт цуцыцтар кетлд1гтщ механизмi ЖYзеге асырылатын цогамдыц царым-цатынастардыц ерекше саласы реттде аныцтау мэселеЫ зерттеледi. Элеуметтт саланыц конституциялыц-цуцыцтыц институтыныц мазмуны, оны цурайтын цуцыцтыц нормалардыц салааралыц талдау жэне оныц цурылымы элементтерт пэнаралыц зерттеу арцылы ашылатыны туралы цорытынды жасалды. Бул здiснамалыц тэсшдемелер, конституциялыццуцыцЖYйесiне цазацстандыц цуцыцЖYйесiне цатысты басымдыц сипаттама тэн болгандыцтан, конституциялыц нормалардыц жалпы цамтылатын цурамымен цамтамасыз етiледi, олар зацнаманыц басца да цуцыцтыц салаларын цурайтын нормаларда ЖYзеге асырылады, нацтыланады.

Ty^h свздер: конституциялыц-цуцыцтыц реттеу, элеуметтт царым-цатынастар, конституциялыц-цуцыцтыцинститут, элеуметттсала, элеуметттцоргау, элеуметттцуцыцтар.

В работе исследуются проблемы определения социальной сферы как объекта конституционного регулирования, как конституционного института, а также в качестве особой сферы общественных отношений, в которых реализуется механизм гарантий конституционных социальных прав. Сделан вывод о том, что содержание конституционно-правового института социальной сферы раскрывается посредством межотраслевого анализа правовых норм, его составляющих, и междисциплинарного исследования элементов его структуры. Данные методологические подходы обеспечиваются тем, что системе конституционного права присущ доминирующий характер относительно казахстанской системы права, всеобъемлющим свойством конституционных норм, заключающееся в том, что они находят воплощение, реализацию, конкретизацию в нормах, составляющих иные правовые отрасли законодательства.

Ключевые слова: конституционно-правовое регулирование, социальные отношения, конституционно-правовой институт, социальная сфера, социальная защита, социальные права.

This work studies the problems in determining the social sphere as an object of constitutional regulation, constitutional institution, as well as specific sphere of social relations, in which the mechanism of guarantee for constitutional social rights is realized. It was concluded that the content of constitutional and legal

institution of social sphere is revealed through cross-sector analysis of legal norms of its components, and interdisciplinary study of elements of its structure. These methodological approaches are ensured by the fact that the system of constitutional right is inherent in being dominant with respect to the Kazakh law system, comprehensive property of constitutional norms; these approaches are realized, embodied and concretized in norms that make up other legal spheres in legislation.

Keywords: сonstitutional and legal regulation, social relations, constitutional and legal institution, social sphere, social protection, social rights.

Жанна Амангелдщызы Хамзина,

Абай атындагы Каза^ ^лтты^ педагогикалыщ университет азаматтьщ-к¥^ьщтьщ пэндер кафедрасыныц профессоры, з.г.д., профессор

Ермек Эбштай^лы Бер1баев,

Абай атындагы Каза^ ^лтты^ педагогикалыщ университет азаматты^-^¥^ы^ты^ пэндер кафедрасыныц профессоры, з.г.д.

Эдшет Токтамыс^лы Ермеков,

Абай атындагы Каза^ ^лтты^ педагогикалыщ университет азаматты^-^¥^ы^ты^ пэндер кафедрасыныц ага о^ытушысы, з.г.к.

Элеуметтж карым-катынастарды конституциялык-к^кыктык реттеу

Хамзина Жанна Амангельдиновна,

профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Казахского национального педагогического университета имени Абая, д.ю.н., профессор

Бурибаев Ермек Абильтаевич,

профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Казахского национального педагогического университета имени Абая, д.ю.н.

Ермеков Адлет Токтамысович,

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Казахского национального педагогического университета имени Абая, к.ю.н.

Конституционно-правовое регулирование социальных отношений

Khamzina Zhanna Amangeldinovna,

Professor of the Department of Civil Law Disciplines of Kazakh National Pedagogical University named after Abay, d.j.s., professor

Buribayev Yermek Abiltayevich,

Professor of the Department of Civil Law Disciplines of Kazakh National Pedagogical University named after Abay, d.j.s.

Yermekov Adlet Toktamisovich,

Senior Lecturer, Department of Civil Law Disciplines of Kazakh National Pedagogical University named after Abay, aj.s.

Constitutional and legal regulation of social relations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.