УДК 342.41
Р. Г. Нурмагамбетов
Теоретико-правовой анализ нормативной основы механизма конституционного регулирования общественных отношений
В статье проводится политико-правовой анализ нормативной основы механизма конституционного регулирования общественных отношений. На основе различных точек зрения исследуются особенности, структура нормативной основы механизма конституционного регулирования на современном историческом этапе развития государства.
In the article conducted политико-правовой analysis of normative basis of mechanism of the constitutional adjusting of public relations. An author on the basis of analysis of different points of view investigates features, structure of normative basis of mechanism of the constitutional adjusting on the modern historical stage of development of the state.
Ключевые слова: Конституция РФ, механизм, нормативная основа, конституционное регулирование, общественные отношения, регулирование, средства, объекты конституционного регулирования, общество, действие, конституционные нормы.
Key words: Constitution of Russian Federation, mechanism, normative basis, constitutional adjusting, public relations, adjusting, facilities, objects of the constitutional adjusting, society, action, constitutional norms.
Вопросы, связанные с анализом элементов механизма конституционного регулирования, не являются новыми в научной литературе. Их концептуальное обоснование изначально нашло отражение в трудах теоретиков права. Высоко оценивая выводы ученых, внесших вклад в исследование элементов механизма правового, а позже и конституционного регулирования, предположим, что к настоящему времени не все аспекты и их особенности нашли свое отражение в юридической литературе. В первую очередь это касается анализа правовой природы отдельно взятых элементов, определения перечня видов, входящих в механизм конституционного регулирования, порядка взаимосвязи между ними. Поиски истины в этих вопросах ведутся уже достаточно длительное время. Как самостоятельная категория элементы анализируемого инструментария становятся предметом исследования в 70-
© Нурмагамбетов Р. Г., 2017
80 гг. XX в. в рамках анализа отраслевых видов механизма правового регулирования. С начала 1990 гг. двадцатого века научная проблематика его элементов начинает активно разрабатываться в специальной юридической литературе. Появляются научные работы, в которых рассматриваются элементы как механизма конституционного регулирования в целом, так и отдельно взятых его видов в частности. Во многом исследование этого вопроса было продиктовано насущными потребностями обоснования значения этого сложного инструментария для юридической науки. Ученые не раз указывали на изменение целевой и функциональной направленности разнообразных элементов, входящих в механизм конституционного регулирования. Одним из его первоначальных элементов, которого коснулись эти изменения, является нормативная основа. Значимость данного элемента не раз отмечалась исследователями. В общем понимании нормативная основа исследуемого явления - это конституционная форма, оформляющая правила, исходные начала, а также прогноз результативности его действия в перспективе. Особенностью нормативной основы данного механизма является то, что в ней происходит моделирование тех общественных отношений, которые подвергаются конституционному воздействию. Именно в нормативной основе осуществляется магическое превращение конституционных принципов, норм из абстрактных конституционных идей и правил в реально действующую модель, в которой закреплены общеустановленные правила поведения участникам правоотношений. Следует отметить, что в настоящее время в юридической литературе нет единства мнений о роли нормативной основы механизма конституционного регулирования и количестве составляющих его содержательной структуры. Связано это с тем, что набор видов элементов, входящих в нормативную основу анализируемого механизма, разнообразен. Существуют различные точки зрения на то, какие составляющие должны определять содержания нормативной основы. Так, по мнению одних авторов структуру нормативной основы составляют только нормы конституционного права, другие наоборот расширяют структуру нормативной основы, добавляя к нормам конституционного права конституционные принципы, программно-целевые установления. Автор придерживается второй позиции и в структуре нормативной основы механизма конституционного регулирования выделяет следующие виды конституционных предписаний: конституционные принципы, конституционные нормы, и программно-целевые установления.
Проанализировав доктринальные представления ученых о содержании нормативной основы можно выделить общие положения, объединяющие их точки зрения.
Во-первых авторы рассматривают нормативную основу механизма как совокупность либо систему конституционных норм, принципов, программно-целевых установлений, особых нормативно-правовых положений, конституционных отношений.
Во-вторых, единым является и понимание цели закрепления нормативной его основы - нормообразующий характер воздействия на поведение субъектов конституционных отношений. В механизме конституционного регулирования нормы конституционного права порождают возникновение правовых отношений, посредством которых они получают свое практическое воплощение, «фиксируя» государственную волю в определенной модели поведения субъектов правоотношений. Несмотря на то что они в своей теоретической основе обладают разными свойствами воздействия на общественные отношения, отличаются набором средств и формами реализации все субъекты правоотношений связаны функционально и отражают современный уровень, объем и содержание конституционного регулирования общественных отношений. Они объединены в единое поле и оказывают прямое и опосредованное воздействие на общественные отношения.
Охарактеризуем составные части нормативной основы механизма конституционного регулирования.
Первоначальным элементом нормативной основы механизма конституционного регулирования являются конституционные принципы. Сама категория «принцип» (от лат. ргтмртт - основа, начало) - это основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т. д.; либо руководящая идея, основное правило деятельности [9, с. 409]. Особенность конституционных принципов в механизме конституционного регулирования заключается в том, что они содержат истоки организации и деятельности Российской Федерации как политико-правовой организации, нормативно закрепляют идеологическую и политико-правовую основу нормативной основы механизма, определяют содержание значительной части конституционных норм, определяют юридический вектор правил поведения как в настоящем времени, так и в перспективе [6, с. 14; 7, с. 53]. Являясь видом правовых принципов права в целом, они обладают своими существенными особенностями [1; 4]. Конституционные принципы показывают те основополагающие идеи, которые лежат в основе установленных правил поведения. Они, по сути, являются катализатором, проводником, устанавливающим, а точнее сказать, актуализирующим в нормах конституции правила. С их помощью на конституционном уровне происходит корректировка, т.е. стабилизация механизма конституционного регулирования [1].
Немаловажную роль играют конституционные принципы при формировании парадигмы механизма, которая с их помощью соотносится с его целью. Устанавливая единые для всех субъектов политико-правовые стандарты, они тем самым препятствуют формированию неправомерного поведения. В данном случае конституционные принципы являются тем фильтром, который исключает попадание в систему регулятивного воздействия нежелательных для государства правил поведения. Данная особенность обусловлена тем, что они наделены важным свойством нормативности. Выделяя в системе разнообразных общественных отношений ключевые аспекты, они в концентрированном виде их систематизируют и обобщают. Это напрямую касается отношений в сфере прав и свобод человека и гражданина, организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и т. д. Однако нужно признать верными суждения многих авторов об ограниченной нормативности конституционных принципов в силу наличия у конституционных норм двухзвенной внутренней структуры, исключающей наличие санкций [5, 11, 13]. Эта особенность не может не влиять на его действие. Законодатель, закладывая в корневую основу конституционных норм данную их структуру, заранее определил их специфическую направленность, которая проявляется в том, что они (конституционные принципы) имеют двойственную природу. С одной стороны, это своеобразный шифр, с помощью которого возможно определить направленность действия конституционного регулирования, с другой - своеобразная памятка, в которой текстуально указан порядок регулирования общественных отношений.
В осуществлении действия механизма конституционного регулирования конституционные принципы определяют масштаб, траекторию и направленность поведения субъектом конституционного регулирования. С их помощью определяются ориентиры действия этого инструментария. Таким образом, необходимо отметить, что конституционные принципы являются тем главным звеном, которое связывает идеологическую, ценностно-правовую направленность механизма с реальными общественными отношениями.
Большинство авторов едины во мнении, что несомненным атрибутом нормативной основы являются конституционные нормы. Нормы конституционного права выступают фундаментом существования анализируемого механизма. Это важный элемент механизма конституционного регулирования, который так же как и конституционные принципы отражает его нормативность. В отличие от других социальных регуляторов конституционные нормы обладают особой информативностью, так как в сжатой концентрированной
79
форме характеризуют содержание воли государства. Находясь в состоянии социальных регуляторов, конституционно-правовые элементы фиксируют направленность процесса конституционного регулирования. В анализе понятия конституционных норм автор придерживается мнения, что конституционные нормы - это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие основополагающие общественные отношения, связанные с устройством общества и государства и положением в нем человека и гражданина. Они обладают общими признаками, присущими всем правовым нормам. «Конституционная норма имеет те же общие характеристики, признаки, что и норма правовая вообще, однако ей присущи и особенности, увязанные главным образом с местом, которое занимает конституционная норма, как и конституция в целом среди правовых норм - отмечает Ю.А. Тихомиров» [12, с. 129].
Как отраслевая разновидность норм права конституционные нормы отличаются от норм других правовых норм по следующему ряду признаков: содержанием; особым кругом субъектов, на регулирование поведения которых направлены нормы конституционного права; учредительным характером содержащихся в конституционных нормах предписаний; юридической силой конституционных норм; особенностями структуры конституционных норм и др. Кроме того, для конституционных норм, в отличие от норм других отраслей права, характерны различные и в то же время взаимообусловленные функции которые определяют их видовую характеристику (общерегулятивные и охранительные и т. д.), которые определяют их многогранность и разнообразие (структурное, содержательное).
Наличие в системе конституционных норм большого количества их разновидностей обусловлено трансформацией российской правовой системы тем переходным состоянием, в котором она в настоящее время находится. Результатом этого процесса явилось усложнение структуры и смыслового содержания конституционных норм. Н.Е. Таева справедливо по этому поводу пишет, что «...на современном этапе ученые столкнулись с проблемой усложнения структуры нормы. В действующем праве трудно обнаружить трехэлементную схему в чистом виде. Появляются нормы, которые не вписываются в данную модель. В зависимости от целей правового регулирования возникают нормы без санкций или нормы без гипотез, нормы-дефиниции или нормы-принципы» [11, с. 63].
Сложившаяся ситуация не могла не повлиять на трансформацию видов конституционных норм, непосредственно участвующих в регулировании общественных отношений. Изменения коснулись больше содержательной сто-
80
роны разнообразных их видов - системообразующих, системоопределяющих, учредительных, норм позитивного регулирования, представительско-обязывающих и т. д.
Данные виды норм стали охватывать те сферы конституционного регулирования общественных отношений, которые ранее ими не регулировались -это основы конституционного строя Российской Федерации, права и свобод человека и гражданина, отношения в сфере разграничений предметов ведений Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления.
Помимо вышеперечисленной классификации, конституционные нормы принято подразделять на такие критерии, как объект конституционного регулирования (по характеру прав и обязанностей и по степени определенности предписаний). Так, по объекту конституционного регулирования нормы конституционного права можно подразделить на регулирование отношений в сфере основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. По такому критерию, как характер конституционных прав и обязанностей, нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. К числу управомочивающих норм можно отнести нормы ч. 5. ст. 32, ч. 3. ст. 44, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ. Их особенностями в механизме конституционного регулирования заключается в том, что они закрепляют право субъекту на совершение каких-либо разнообразных правомерных действий. Так, в ч. 2 ст. 123 Конституции РФ закрепляется следующее право: «заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом». Обязывающие конституционные нормы, в отличие от управомочивающих, наоборот устанавливают обязательные правила поведения по совершению субъектом определенных видов действий, предусмотренных нормой (пример, нормы ч.2 ст.38, ч.1 ст. 57, 58, 59 Конституции РФ). Запрещающие нормы направлены на закрепление субъектам обязанностей не совершать определенных видов действий, которые государством признаются неправомерными. Всего в нормах Конституции РФ содержится двадцать шесть запрещающих норм. К их числу можно отнести нормы ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, в которой закреплен запрет на осуществление любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, ст. 29 Конституции РФ, запрещающей в Российской Федерации пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства и др. В системе классификаций конституционных норм их деление по степени определенности на императивные и диспозитивные позволяют
определить степень возможности (категоричности) совершения (либо несовершения) субъектами определенного вида действий. Так, к видам императивных конституционных норм можно отнести положения ч. 3 ст. 76, где провозглашается, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, к диспозитивным нормам - ч. 1. ст. 85, устанавливающей право президента РФ на использование согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В вышеперечисленных классификациях приведены основные критерии их деления на виды. Анализ показывает, что конституционные нормы, обладая специфическими признаками и свойствами, регулируя и охраняя как прямо и непосредственно, так и в форме исходных, основополагающих принципов общественные отношения, выступают важной составной частью механизма конституционного регулирования. Помимо норм конституционного права, конституционных принципов, к нормативной основе можно отнести и программно-целевые установления. Особенность программно-целевых установлений в нормативной основе механизма конституционного регулирования заключается в том, что их влияние на общественные отношения осуществляется не прямо, а опосредованно, через взаимосвязь с нормой конституционного права. В отличие от конституционных норм и принципов роль программно-целевых установлений заключается в том, что они характеризуют направленность всего процесса конституционного регулирования, определяя стратегический результат воздействия Основного закона на общественные отношения, соизмеримый с конституционной стратегией (парадигмой) развития Российского государства.
В своей сущности программно-целевые установления являются сложными политико-правовыми явлениями, имеющими двойственную конституционную природу. С одной стороны, они призваны предвещать (прогнозировать) результат конституционного регулирования как уже апробированных общественных отношений, так и тех их видов, которые необходимо будет урегулировать в перспективе.
Таким образом, рассмотрев элементы механизма конституционного регулирования, необходимо отметить, что структура нормативной основы данного механизма может быть представлена следующим образом: конституционные нормы, конституционные принципы и программно-целевые установления. Каждый из выделенных структурных элементов направлен на обеспечение регулятивного воздействия на общественные отношения.
Список литературы
1. Айткожин К.К. Теоретические вопросы Конституции Республики Казахстан [Текст] / К.К. Айткожин: дис. ... д-ра юрид. наук. - Алматы, 2008. - 351 с.
2. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст // Рос. газета. -1993. - № 237.
3. Лазарев В.В. Действие права. Реализация права [Текст] / В.В. Лазарев // Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2004. - 591 с.
4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учеб. пособие. -М., 2004. - 512 с.
5. Михалева Н.А. Теоретические проблемы социалистической конституции (сущность, содержание, форма): дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1983. - 400 с.
6. Нурмагамбетов Р.Г. К вопросу об историко-правовом анализе конституционного регулирования как научной категории [Текст] / Р.Г. Нурмагамбетов // Проблемы права. - 2015. - № 3 (51). - С. 14-19.
7. Нурмагамбетов Р.Г. К вопросу об определении содержания общих особенностей конституционного регулирования общественных отношений [Текст] / Р.Г. Нурмагамбетов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2012. - № 1 (83). - С. 52-57.
8. Скаткин М.Н. Дидактика высшей школы [Текст] / М.Н. Скаткин: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 324 с.
9. Словарь иностранных слов / под ред. А.Я. Абрамович и др. - 18 изд. - М., 1989. - С. 409.
10. Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
11. Таева Н.Е. Нормы конституционного права в системе правового регулирования Российской Федерации: моногр. - М.: Проспект, 2016. - 352 с.
12. Тихомиров Ю. А. Конституционные нормы // Теоретические основы сов. конституции. - М.: Наука, 1981. - С. 129.
13. Укин С. К. Конституция Республики Казахстан как ядро правовой системы Казахстана // Проблемы права и экономики. - 2016. - № 3. - С. 48-52.
УДК 342.565.2(47+57)
Л. Ю. Свистунова, А. Э. Святогорова
Содержательная характеристика правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации
В данной статье осуществлен анализ правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации с точки зрения сущностно-содержательного объема рассматриваемого понятия в современной конституционно-правовой доктрине и практике. Правовые позиции Конституционного суда РФ, разъясняя смысл и содержание норм Конституции, оказывают влияние на весь спектр юридических, политических, иных отношений государства; констатируют изменения отраслевых правоотношений, интерпретируя их и задавая вектор развития современной конституционно-правовой доктрины.
This article analyzes the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation from the viewpoint of the substantive content of the concept under consideration in modern constitutional legal doctrine and practice. The legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation, explaining the meaning and content of the norms of the Constitution, influence the whole range of legal, political, other relations of the state; State changes in sectoral legal relations, interpreting them and setting a vector for the development of modern constitutional legal doctrine.
Ключевые слова: Конституционный суд РФ, правовая позиция.
Key words: Constitutional Court of the Russian Federation, legal position.
В российской юридической науке до настоящего времени отсутствует единый подход к осмыслению понятия правовой позиции Конституционного суда РФ, а также её места в правовой системе России; формам и методам воздействия на различные отрасли права, а также юридическую практику. Представляется, что органы государственной власти всех ветвей и уровней должны опираться в своей деятельности на правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации. Свое мнение по этому вопросу однозначно высказал В. Путин в своем Послании Федеральному собранию РФ, отметив, что в современных условиях опросы показывают, что граждане пока не видят качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных
© Свистунова Л. Ю., Святогорова А. Э., 2017
84