УДК .001.11:347.122
И.В. ИГНАТЕНКО, начальник отдела Министерства доходов и сборов ДНР,
е-mail: irina-ignatenko27@rambler.ru,
Л.И. КУЩ, канд. юрид. наук,
ведущий научный сотрудник, е-mail: lyubov-kushh@yandex.ru
ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
С учетом теоретического и практического значения определения понятия «защита прав субъектов предпринимательства в конкурентных отношениях», на основе анализа различных подходов к определению общих понятий «защита субъективных прав» и «защита прав субъектов предпринимательства» выявлены особенности рассматриваемого понятия и уточнено его определение.
Ключевые слова: защита, субъекты предпринимательства, конкурентные отношения, способы, формы, судебная защита.
Ignatenko I.V., Kusch L.I. Revisiting the concept of protection of business entities' rights in competitive relations in the legislation of the Donetsk People's Republic.
Taking into account the theoretical and practical significance of defining the concept of "protection of business entities' rights in competitive relations", basing on the analysis of different approaches to defining the general concepts of "legal rights protection" and "protection of business entities'
rights" the features of the examined concept are identified and its definition is specified.
Keywords: protection, business entities, competitive relations, methods, forms, judicial protection.
Защита прав субъектов предпринимательства является одним из основных конституционных прав, которая должна быть предусмотрена во всех отношениях с участием этих субъектов, в том числе в конкурентных отношениях. Такую защиту обязано обеспечить государство в лице специальных органов, деятельность которых направлена на недопущение ограничения, устранения и прекращения конкуренции во всех сферах хозяйствования. Необходимость этой защиты обусловлена тем, что, по мнению академика В.К. Мамутова, каждое предприятие должно осознать свою роль не только как участника внутреннего соревнования, имеющего хозяйственно-спортивный характер, но и как участника жестокой конкуренции [1, с. 3], в которой защита своих прав является первоочередной задачей.
© И.В. Игнатенко, Л.И. Кущ, 2017
В юридической науке вопросы защиты субъективных прав достаточно широко исследовались и исследуются многими авторами. При этом если в период социалистического хозяйствования особое внимание уделялось гражданско-правовой защите чести, достоинству и деловой репутации [2; 3; 4], то в условиях рыночных отношений, когда конкуренция получила свое стремительное развитие, тематика этих исследований была также направлена на защиту прав предпринимателей [5; 6, с. 6-17; 7, с. 5-8]. Особую актуальность вопросы защиты приобретают в процессе формирования законодательства Донецкой Народной Республики (далее - ДНР), регулирующего отношения в конкуренции, поскольку лишь четкое определение всех положений, обеспечивающих надлежащую защиту прав субъектов предпринимательства в этих отношениях, будет способствовать активному развитию состязательности во всех сферах хозяйствования.
Целью статьи является обоснование предложений по уточнению определения понятия «защита прав субъектов предпринимательства в конкурентных отношениях» и закреплению его в специальном законодательстве ДНР.
Один из вопросов, требующих закрепления в законодательстве ДНР, касается непосредственно определения понятия «защита прав субъектов предпринимательства в конкурентных отношениях», так как такое определение имеет теоретическое и практическое значение. Относительно теории следует указать, что до настоящего времени в юридической науке отсутствует единый подход к общему определению понятия «защита субъективных прав», что не исключает двоякого толкования рассматриваемого
понятия. А практическое значение заключается в том, что отсутствие в законодательстве этого определения исключает разграничение защиты прав субъектов предпринимательства в конкурентных отношениях с защитой этих прав в других отношениях, возникающих в процессе организации и непосредственного осуществления предпринимательства.
В связи с этим для уточнения определения понятия «защита субъектов предпринимательства в конкурентных отношениях» целесообразно более четко определить его содержание. Для этого необходимо рассмотреть различные подходы к определению общих понятий «защита субъективных прав» и «защита прав субъектов предпринимательства», а также особенности специального понятия «защита прав предпринимательства в конкурентных отношениях» и потом путем их сравнения уточнить определение последнего.
Как было сказано ранее, в юридической науке отсутствует единая точка зрения относительно определения понятия «защита субъективных прав». Подтверждением этого является целый ряд фундаментальных исследований известных ученых, а именно В.П. Грибанова [8], Н.И. Клейна [9], М.Н. Малеиной [10], Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева [11] и др.
При этом, исходя из теоретического подхода, предлагается различать понятия «охрана субъективных прав» и «защита субъективных прав», поскольку цель охраны заключается в предупреждении правонарушений, а защиты - в восстановлении нарушенных прав и устранении причин, порождающих правонарушения [12, с. 10]. А поэтому под охраной предлагают понимать меры, применяемые до нарушения прав и обязанностей, а под защитой меры, применяемые после пра-
вонарушения для восстановления нарушенного права [10, с. 30].
Следовательно, начало охраны субъективных прав обеспечивается, исходя уже с установления обязанностей, надлежащее исполнение которых, в свою очередь, становится средством реализации прав, и тем самым гарантией их существования. И только в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязанностей возникает необходимость приведения в действие третьего из «механизмов» охраны - механизма обеспечения исполнения обязанностей, механизма защиты прав, который выполняет служебную роль по отношению к двум первым [13, с. 121]. В этом случае вполне логичным является вывод других авторов о том, что право на защиту устанавливается охранительной нормой права, закрепляющей возможность определённого поведения управомоченного лица в конфликтной ситуации, предоставляемой ему в целях защиты регулятивного субъективного права или охраняемого законом интереса [4, с. 79].
Таким образом, право на защиту предполагает обязательное наличие: права, определяющего его охрану; определенного (допустимого) поведения упра-вомоченного лица; конфликтной ситуации, подтверждающей нарушение этого права; возможности у этого лица для защиты нарушенного субъективного права или охраняемого законом интереса.
В теории гражданского права предлагается общее определение понятия «защита гражданских прав», под которым следует понимать деятельность уполномоченных лиц или компетентных государственных органов по применению к правонарушителю правоохранительных мер государственно-принудительного воздействии с целью восстановления (признания) нарушенного (оспариваемо-
го) права и воздействия на правонарушителя [14, с. 233].
Следовательно, защита прав предполагает осуществление деятельности лиц или государственных органов, наделенных соответствующими полномочиями, компетенцией, которые направлены на восстановление нарушенных (оспариваемых) прав или их признание.
Далее, прежде чем рассмотреть определение следующего понятия, а именно, «защита прав субъектов предпринимательства», следует обратить внимание, что в юридической литературе достаточно часто предлагается определение понятия «защита прав субъектов хозяйствования». То есть на первый взгляд по-разному определяется субъектный состав, а именно, в одном случае это субъекты предпринимательства, а во втором -субъекты хозяйствования. В связи с этим следует уточнить соотношение этих двух понятий. Так, исходя из содержания Хозяйственного кодекса Украины (далее -ХК) [15], понятие «субъекты хозяйствования» является шире понятия «субъекты предпринимательства», поскольку субъектами хозяйствования являются не только субъекты предпринимательства (коммерческие хозяйственные организации и физические лица - предприниматели), но и некоммерческие хозяйственные организации. А поэтому дальше по тексту будут использоваться оба понятия, поскольку субъекты предпринимательства также имеют статус субъекта хозяйствования.
Что касается определения понятия защиты прав субъектов предпринимательства, то оно отсутствует в законодательстве, но предлагается в юридической литературе. Так, по мнению некоторых авторов, под понятием «защита прав субъектов хозяйствования» следует понимать совокупность взаимосвязанных
правовых средств, способов и форм, с помощью которых при необходимости обеспечивается защита законных прав субъектов хозяйствования при их нарушении, непризнании или оспаривании [16, с. 612].
Однако такое определение не может быть принято за основу относительно рассматриваемого понятия, поскольку в нем не указываются органы, которые могут применять соответствующие правовые средства, а также основания их применения, способы и форма защиты в конкурентных отношениях.
А поэтому если сравнить понятия «защита гражданских прав» и «защита прав субъектов предпринимательства», то очевидно, что они как бы дополняют друг друга и позволяют выделить основные признаки защиты прав этих субъектов, в частности:
1) такая защита обеспечивается путем деятельности уполномоченных лиц или компетентных государственных органов;
2) эта деятельность направлена на применение к правонарушителю правоохранительных мер государственно-принудительного воздействия, к которым непосредственно относятся способы защиты;
3) основанием применения этих способов является нарушение законных прав субъектов предпринимательства, их непризнание или оспаривание;
4) цель такого применения заключается в восстановлении (признании) нарушенного (оспариваемого) права субъекта предпринимательства, а также воздействии на поведение правонарушителя.
Исходя из вышеуказанных признаков, можно уточнить понятие «защита прав субъектов предпринимательства в конкурентных отношениях». Так, первый
признак указывает на то, что эту защиту могут осуществлять соответствующие уполномоченные лица или компетентные государственные органы, основная цель деятельности которых связана с обеспечением защиты прав субъектов предпринимательства.
Согласно законодательству ДНР таким государственным органом является Республиканская антимонопольная
служба ДНР, правовой статус которой определяется в Положении о Республиканской антимонопольной службе Донецкой Народной Республики, утвержденном постановлением Совета Министров ДНР от 16 августа 2016 г. (далее -постановление) [17].
Согласно п. 1 этого постановления Республиканская антимонопольная служба ДНР является органом исполнительной власти, наделенным достаточно широкими полномочиями, среди которых особое место занимает осуществление контроля:
1 ) за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);
2) за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках при слиянии и присоединении коммерческих организаций, их создании, при совершении определенных сделок с акциями (долями);
3) за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
4) за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров в условиях прекращения государственного
регулирования цен (тарифов) на такие товары;
5) по созданию конкурентной среды и защиты конкуренции в сфере государственных закупок за бюджетные средства и др.
Кроме того, Республиканская антимонопольная служба ДНР в установленном законодательстве порядке:
1) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;
2) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе;
3) выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о естественных монополиях, о рекламе, заказчиками, уполномоченным органом или комитетом по конкурсным закупкам и его членами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, а также бюджетными учреждениями либо иными юридическими лицами в соответствии с законодательством ДНР;
4) осуществляет согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для нужд органов государственной власти;
5) участвует в подготовке заключений о последствиях влияния на конкуренцию на республиканском рынке специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством и др.
Следовательно, уполномоченным органом, обеспечивающим защиту прав субъектов предпринимательства в конкурентных отношениях, является Республиканская антимонопольная служба ДНР, которая наделена исключительными полномочиями, предусмотренными законодательством ДНР, по осуществлению государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства.
Кроме того, согласно пп. 6.6. Положения о Республиканской антимонопольной службе ДНР этот орган в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о естественных монополиях, о рекламе, имеет право обращаться с исками или заявлениями в суд, арбитражный суд, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением этого законодательства.
Таким образом, защиту прав субъектов предпринимательства в конкурентных отношениях, кроме Республиканской антимонопольной службы ДНР, могут осуществлять судебные органы по делам, которые подведомственны этим органам.
Следующий признак указывает на то, что деятельность Республиканской антимонопольной службы ДНР и судебных органов направлена на применение к правонарушителю правоохранительных мер государственно-принудительного воздействия, к которым непосредственно относятся способы и формы защиты.
В юридической науке под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. При этом если способ защиты права - это категория материального (регулятивного) права, то форма защиты - это определенная законом деятельность компетентных
органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения [18, с. 20].
В настоящее время общие нормы, определяющие перечень способов защиты гражданских прав и интересов, закреплены в ст. 16 Гражданского кодекса Украины [19], который в настоящее время применяется на территории ДНР. Кроме того, в ст. 20 ХК закреплены специальные нормы, определяющие способы защиты прав субъектов хозяйствования, в частности, признание наличия или отсутствия прав; признание полностью или частично недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, актов других субъектов, которые противоречат законодательству, ущемляют права и законные интересы субъекта хозяйствования или потребителей; признание недействительными хозяйственных соглашений по основаниям, предусмотренным законом; восстановление положения, существовавшего до нарушения прав и законных интересов субъектов хозяйствования; прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; применение штрафных санкций; применение оперативно-хозяйственных санкций; применение административно-хозяйственных санкций; другими способами, предусмотренными законом.
В то же время применение закрепленных в ст. 20 ХКУ способов защиты зависит от сферы отношений, когда возникает потребность в такой защите. Уточняемое понятие о защите прав касается конкурентных отношений, которые достаточно часто отождествляют с поня-
тием конкуренция [20, с. 63]. В соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» под экономической конкуренцией (конкуренцией) следует понимать соревнование между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке [21].
При этом другие авторы выделяют признаки конкуренции, а именно:
1) борьба между конкурентами за лучшие условия хозяйствования и получение на этой основе максимальной прибыли;
2) важнейший элемент рыночной экономики и главный двигатель современного прогресса [22, с. 230].
А поэтому защита прав субъектов предпринимательства в конкурентных отношениях возможна в случаях нарушения правил конкуренции, а, значит, прав субъекта предпринимательства - конкурента путем применения к правонарушителю соответствующих способов защиты, предусмотренных в ст. 20 ХК, в частности, возмещение убытков, применение штрафных и административно-хозяйственных санкций, других способов, предусмотренных законами. Например, специальные административно-хозяйственные санкции, как способы защиты прав этих субъектов, закреплены в законах Украины «О защите экономической конкуренции» (принудительный раздел субъекта хозяйствования, занимающего монопольное (доминирующее) положение) и «О защите от недобросовестной
конкуренции» (изъятие товаров с неправомерным использованием обозначений и копий товаров других субъектов хозяйствования) и др. [23].
Отсюда, способами защиты прав субъектов предпринимательства в конкурентных отношениях являются, прежде всего, применение соответствующих хозяйственных санкций, которые предусмотрены общими нормами хозяйственного законодательства и специальными нормами антимонопольно-конкурентного законодательства.
Под формой защиты гражданских прав, по мнению В.В. Дунаева, следует понимать воздействие, основанное на норме права или договоре, протекающее либо в рамках правовой процедуры, либо без нее, направленное на предупреждение, пресечение нарушения прав и их восстановление, осуществляемое специальным юрисдикционным органом, либо самим правообладателем [24, с. 36].
Исследуя вопросы защиты прав хозяйственных организаций, В.С. Белых проводит градацию форм защиты гражданских прав по субъекту, реализующему охранительную функцию права. В частности, он выделяет защиту, осуществляемую органами специальной юрисдикции (суд, арбитраж, третейские суды и т.д.), защиту, осуществляемую органами общей, отраслевой и межотраслевой компетенции (министерства, ведомства, государственные комитеты), а также непосредственную защиту нарушенных или оспариваемых прав (урегулирование хозяйственных споров в претензионном порядке, бесспорное списание задолженности по требованию кредитора, самозащита нарушенных прав в ситуациях крайней необходимости и т.д.) [25, с. 5].
По мнению других авторов, формы защиты прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
могут быть государственные (юрисдик-ционные) и частноправовые (альтернативное разрешение споров). При этом к признакам государственной (юрисдикци-онной) формы разрешения конфликтов они относят:
1) в процессе разрешения конфликта участвует специально уполномоченный государством орган, цель деятельности которого - рассмотреть и разрешить спор, возникший в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) юрисдикционная деятельность такого органа завершается вынесением правоприменительного акта, который с момента вступления в силу приобретает характер общеобязательности не только для субъектов - участников экономического спора, но и для иных лиц. То есть государственные (юрисдикционные) формы представляют собой разрешение правовых споров государственными -судебными или административными органами [26, с. 172].
А поэтому, учитывая то, что органами, осуществляющими защиту прав субъектов предпринимательства в конкурентных отношениях, являются судебные органы и Республиканская антимонопольная служба ДНР, такая защита представляет собой юрисдикционную форму. При этом в зависимости от того, какой орган осуществляет эту защиту, юрис-дикционная форма делится на судебную и внесудебную, которым соответствует определенный порядок защиты - судебный (общий) и внесудебный (специальный).
Порядок защиты, как справедливо утверждают другие авторы, предопределяется задачами, компетенцией и процедурой деятельности того или иного органа, осуществляющего защиту [14, с. 234]. При этом понятие «форма защиты» и по-
нятие «порядок защиты» не являются тождественными понятиями, поскольку форма защиты указывает на то, кто ее осуществляет, а порядок защиты раскрывает, как она осуществляется [13, с. 103].
Кроме того, следует учитывать иную точку зрения, что форма защиты права указывает на субъект, осуществляющий это право, и ее надо отличать от порядка его осуществления, так как именно порядок раскрывает, как право на защиту реализуется в рамках той или иной формы [27, с. 37].
Следовательно, в зависимости от органа, осуществляющего защиту прав субъектов предпринимательства в конкурентных отношениях, юрисдикционная форма защиты делится на судебную и внесудебную защиту, которым соответствует и определенный порядок - судебный (общий) и внесудебный (специальный) порядок.
При этом следует обратить внимание, что судебный (общий) порядок рассматриваемой защиты осуществляется в соответствии с нормами процессуального права, а внесудебный (специальный) порядок применяется в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Согласно законодательству Республиканская антимонопольная служба ДНР осуществляет внесудебную форму защиты, специальный порядок, которой регламентирован антимонопольно-конкурентным законодательством.
Отсюда, защита прав субъектов предпринимательства в конкурентных отношениях осуществляется в юрисдик-ционной форме, которая в зависимости от органа защиты делится на судебную и внесудебную защиты, осуществляемую в порядке, определенном в процессуальном и антимонопольно-конкурентном законодательстве.
К признакам защиты прав субъектов предпринимательства в юридической науке относят также основания применения способов защиты (нарушение (непризнание, оспаривание) законных прав) и цель их применения (восстановление (признание) нарушенного (оспариваемого) права этих субъектов) [28, с. 40-45; 29]. При этом следует обратить внимание, что в рассматриваемых отношениях основаниями применения способов защиты является нарушение правил конкуренции, а цель их применения в восстановлении прав субъектов предпринимательства.
Таким образом, путем обобщения вышеуказанных признаков следует сделать вывод, что под защитой прав субъектов предпринимательства в конкурентных отношениях следует понимать деятельность Республиканской антимонопольной службы ДНР в пределах, установленных законодательством полномочий, а также судебных органов с учетом подведомственности их дел, осуществляемую в юрисдикционной форме (судебная и внесудебная защиты), в порядке, определенном в процессуальном и антимонопольно-конкурентном законодательстве, путем применения к правонарушителю соответствующих хозяйственных санкций, как способов защиты, в случаях нарушения правил конкуренции с целью полного восстановления нарушенных прав субъектов предпринимательства.
Предложенное определение понятия «защита прав субъектов предпринимательства в конкурентных отношениях» целесообразно закрепить в специальном нормативном правовом акте, регулирующем рассматриваемые отношения, что, с одной стороны, обеспечит охрану прав этих субъектов, а, с другой - будет
способствовать развитию предпринимательства и конкуренции во всех сферах хозяйствования.
Список использованной литературы
1. Мамутов В.К. Юридические средства усиления заинтересованности субъектов хозяйствования / В.К. Мамутов // Экономика и право. - 2015. - № 3 (42). - С. 3-10.
2. Ковалев Е.А. Защита чести, достоинства и деловой репутации в суде / Е.А. Ковалев, В.Д. Шевчук. - М.: Именем закона, 1995. - 48 с.
3. Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита / А.Л. Анисимов. - М.: Юрист, 1994. - 80 с.
4. Крашенинников Е.А. Структура субъективного права и право на защиту / Е.А. Крашенинников // Проблема защиты субъективных прав и советское гражданское судопроизводство. - М.: Юридлит., 1984. - 254 с.
5. Зубовский Г.Б. Гражданско-правовая защита прав предпринимателей в Российской Федерации: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юрид. наук: спец. 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» / Г.Б. Зубовский. - М.: МГУК, 2012. - 32 с.
6. Николюкин С.В. К вопросу о праве на защиту прав предпринимателей в арбитражных судах / С.В. Николюк // Вестник арбитражной практики. - 2011. -№ 4. - С. 6-17.
7. Сошникова Т.А. Защита конституционных прав предпринимателей через систему социального партнерства / Т.А. Сошникова // Адвокат. - 2011. -№ 12. - С. 5-8.
8. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав: изд. 2-е, стереот. / В.П. Грибанов. - М.: Статут, 2000. - 411 с.
9. Клейн Н.И. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав / Н.И. Клейн // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой; отв. ред. О.Н. Садиков. -М.: Юринформцентр, 1995. - 431 с.
10. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита / М.Н. Малеина. -М.: МЗПРЕСС, 2000. - 244 с.
11. Защита гражданских прав: учебник / под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. - СПб.: Юность, 1996. -382 с.
12. Вершинин А.П. Способы защиты гражданских прав в суде: дис. в виде науч. доклада ... д-ра юрид. наук / А.П. Вершинин. - СПб, 1998. - 37 с.
13. Абова Т.Е. Охрана хозяйственных прав предприятий / Т.Е. Абова. - М.: Юридическая литература, 1975. - 215 с.
14. Гражданское право Украины. Курс лекций. Часть 1 / Л.Н. Дорошенко, И.Ф. Коваль, Л.В. Красицкая, Д.Э. Фе-дорчук; под ред. Д.Э. Федорчука. -Донецк: Вебер (Донецкое отделение), 2007. - 496 с.
15. Господарський кодекс Украши вщ 16 ачня 2003 р. № 436-У (станом на 08.12.2016 р.) // Вщомосп Верховно! Ради Украши. - 2003. - № 18-22. - Ст. 144.
16. Подцерковний О.П. Змют i види правово! роботи суб'екта господарюван-ня / О.П. Подцерковний // Господарське право: тдручник; О.П. Подцерковний, О.О Квасницька, А.В. Смггюх та ш; за ред. О.П. Подцерковного. - Х.: Одюсей, 2012. - С. 607-619.
17. Положение о Республиканской антимонопольной службе Донецкой На-
родной Республики: утверждено постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16 августа 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // smdnr/ru 10-34 pdf.
18. Треушников М.К. Судебная защита гражданских прав: учебник гражданского процесса / М.К. Треушников. -М., 1996. - 480 с.
19. Цившьний кодекс Украши вщ 16 ачня 2003 р. (станом на 02.11.2016 р.) // Вщомосп Верховно! Ради Украши. -2003. - № 40-44. - Ст. 356.
20. Валитов С.С. Сущность конкуренции как экономико-правовой категории / С.С. Валитов // Проблеми господар-ського права i методика його викладання: зб. наук. пр.; НАН Украши, 1н-т еконо-мшо-правових дослщжень; ред. кол.: Мамутов В.К. (вщп. ред.) та ш. - До-нецьк: ТОВ «Юго-Восток, ЛТД», 2006. -С. 62-73.
21. Про захист економiчноi конкуренции Закон Украши вщ 11 ачня 2001 р. (станом на 18.05.2016 р.) // Вщомосп Верховно! Ради Украши. - 2001. -№ 12. - Ст. 64.
22. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник / И.В. Ершова. - изд. 4-е, перер. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006. - 560 с.
23. Про захист вщ недобросовюно! конкуренции Закон Украши вщ 07 червня 1996 р. (станом на 03.03.2016 р.) //
Вщомосп Верховно! Ради Украши. -1996. - № 36. - Ст. 164.
24. Дунаев В.В. Понятие и виды форм защиты гражданских прав /
B.В. Дунаев // Сибирский юридический вестник. - 2003. - № 4. - С. 33-36.
25. Белых В.С. Формы и способы защиты прав хозяйственных организаций: учеб. пособие / В.С. Белых. - Свердловск, 1985. - 245 с.
26. Щербакова Л.Г. Формы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности по законодательству Российской Федерации / Л.Г. Щербакова. -Вестник Томского государственного университета. - 2016. - № 403. - С. 172178.
27. Свердлык Г.А. Защита и самозащита гражданских прав: учеб. пособие / Г.А. Свердлык, Э.Л. Страунинг. -М.: Лекс-книга, 2002. - 168 с.
28. Богданова Е.Е. Проблема основания защиты субъективных гражданских прав / Е.Е. Богданова // Журнал российского права. - 2004. - № 10. -
C. 40-45.
29. Кораблева М.С. Гражданско-правовые способы защиты прав предпринимателей: дис. ... канд. юрид. наук: спец. 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» / М.С. Кораблева. - М., 2002. - 215 с.
Статья поступила в редакцию 18.05.2017