Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ, СУЩНОСТИ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ, СУЩНОСТИ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оперативно-розыскная политика / оперативно-розыскная деятельность / национальная безопасность / оперативно-розыскное законодательство / operational-search policy / operational-search activity / national security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Телков Александр Валериевич

Рассмотрены аспекты появления и развития термина «оперативно-розыскная политика» в теории оперативно-розыскной деятельности; определен круг ученых, исследовавших эту категорию; проанализированы их точки зрения относительно данного понятия; выделены черты оперативно-розыскной политики, отражающие ее содержание и сущность; рассмотрены отличия оперативно-розыскной политики в узком и широком смысле. Предложена авторская дефиниция оперативно-розыскной политики как составного элемента государственной политики, заключающегося в определении назначения и содержания оперативно-розыскной деятельности, разработке и реализации стратегии её осуществления уполномоченными государственными органами в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации путем защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и в иных целях, предусмотренных законодательством. На основе анализа Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, исходя из актуальных угроз безопасности общества и государства, указаны основные направления реализации оперативно-розыскной политики Российской Федерации на современном этапе; сделан вывод о том, что усиление использования инструментария оперативно-розыскной деятельности в работе правоохранительных органов позволит существенно повысить эффективность противодействия преступности и создать условия для обеспечения национальной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE CONCEPT, ESSENCE AND MAIN DIRECTIONS OF THE IMPLEMENTATION OF THE OPERATIONAL SEARCH POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The author considers the aspects of the emergence and development of the term «operational-search policy» in the theory of operational-search activity; the circle of scientists who have studied this category is determined; their points of view regarding this concept are analyzed; the features of operational-search policy reflecting its content and essence are highlighted; the differences of operational-search policy in a narrow and broad sense are considered the author's definition of operational search policy as an integral element of state policy is proposed, which consists in determining the purpose and content of operational search activity, developing and implementing a strategy for its implementation by authorized state bodies in order to ensure the national security of the Russian Federation by protecting the life, health, rights and freedoms of man and citizen, property, ensuring the safety of society and states from criminal encroachments and for other purposes provided for by law; based on the analysis of the National Security Strategy of the Russian Federation, based on the current threats to the security of society and the state, the main directions of the implementation of the operational-investigative policy of the Russian Federation at the present stage are indicated; it is concluded that strengthening the use of the tools of operationalinvestigative activities in these lines of work of law enforcement agencies will significantly increase the effectiveness of combating crime and create conditions for ensuring the national security of the state.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ, СУЩНОСТИ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343.34; 351.74 DOI: 10.24412/2071-6184-2022-2-158-165

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ, СУЩНОСТИ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.В. Телков

Рассмотрены аспекты появления и развития термина «оперативно-розыскная политика» в теории оперативно-розыскной деятельности; определен круг ученых, исследовавших эту категорию; проанализированы их точки зрения относительно данного понятия; выделены черты оперативно-розыскной политики, отражающие ее содержание и сущность; рассмотрены отличия оперативно-розыскной политики в узком и широком смысле. Предложена авторская дефиниция оперативно-розыскной политики как составного элемента государственной политики, заключающегося в определении назначения и содержания оперативно-розыскной деятельности, разработке и реализации стратегии её осуществления уполномоченными государственными органами в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации путем защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и в иных целях, предусмотренных законодательством. На основе анализа Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, исходя из актуальных угроз безопасности общества и государства, указаны основные направления реализации оперативно-розыскной политики Российской Федерации на современном этапе; сделан вывод о том, что усиление использования инструментария оперативно-розыскной деятельности в работе правоохранительных органов позволит существенно повысить эффективность противодействия преступности и создать условия для обеспечения национальной безопасности государства.

Ключевые слова: оперативно-розыскная политика, оперативно-розыскная деятельность, национальная безопасность, оперативно-розыскное законодательство.

Стратегия без тактики -самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии - это шум перед поражением.

Сунь Цзы

Уголовная политика, то есть политика государства в сфере борьбы с преступностью, реализуется в деятельности государства на основе правовых норм различных отраслей права. Появление оперативно-розыскной отрасли права и формирование соответствующей ей новой отрасли законодательства дает основание для выделения в составе уголовной политики еще одного элемента - оперативно-розыскной политики.

Что же такое оперативно-розыскная политика, каковы ее сущность и содержание, по каким приоритетным направлениям на современном этапе она

реализуется и какое место занимает в теории оперативно-розыскной деятельности?

Понятие «оперативно-розыскная политика» появилось относительно недавно, а его содержание в научной среде определяется по-разному. Оно стало использоваться в рамках профессионального общения среди специалистов в области оперативно-розыскной деятельности в 80-90-х годах прошлого века. Впервые некоторые положения, связанные с обоснованием актуальности данного термина и понимания его содержания, были изложены А.М. Качуром и Н.М. Якушиным [1, с. 41-42]. Однако, как отмечает В.М. Атмажитов, «тогда статья не привлекла особого внимания специалистов, и ожидаемая авторами дискуссия в отношении указанного термина и определения его содержания не состоялась» [2, с. 34]. Лишь в одной из работ В.П. Хомколова, опубликованной в конце1990-х годов, им фрагментарно была озвучена авторская позиция относительно актуальности данного понятия и определения его содержания [3, с.33].

Более пристальное внимание рассматриваемому понятию ученые стали уделять только в XXI веке. Так, в научных трудах А.В. Федорова изложены некоторые фундаментальные положения, отражающие его позицию относительно понимания сущности и содержания оперативно-розыскной политики [4, с. 18; 5]. Ряд теоретических и прикладных аспектов оперативно -розыскной политики, осуществляемой в Российской Федерации, рассмотрены в научных работах К.К. Горяинова [6; 7], С.В. Каткова [8]. Различные вопросы, связанные с направлением оперативно -розыскной политики, этимологией этого термина, рассматривали Н.П. Водько [9], В.М. Егоршин [10], М.А. Калужина [11], Р.Р. Фаттахова [12] и др. В этом перечне следует выделить работы представителей Санкт-Петербургской научной школы - С.И. Захарцева, В.П. Сальникова, Ю.Ю. Игнащенкова, И.Л. Третьякова, П.А. Петрова и других ученых, которые внесли значительный вклад в освещение многогранности оперативно-розыскной политики [13; 14,с. 139-153; 15].

Некоторые аспекты оперативно-розыскной политики исследовались также в работах зарубежных авторов, представляющих страны Содружества независимых государств. Среди них необходимо отметить труды Р.Х. Рахимзоды, во многом разделяющего точки зрения представителей питерской научной школы [16].

Вопросы определения места и значения оперативно-розыскной политики в структуре уголовной политики рассматривались А.И. Александровым, В.С. Воронцовой, С.С. Босхоловым, В.А. Кузнецовым, С.В. Максимовым, Э.Н. Попченковым [17] и другими учеными.

Детальное изучение работ перечисленных авторов позволяет полностью согласиться с мнением В.М. Атмажитова о том, что оперативно -розыскная политика является одним из компонентов в целом единой государственной политики России. При этом с учетом высказанной им точки зрения [2, с. 36-37], а также мнений специалистов из числа сотрудников оперативных

подразделений отметим, что ей свойственны следующие черты, отражающие в совокупности ее содержание:

- представляет собой деятельность специальных субъектов (государства, органов государственной власти, иных общественных институтов), уполномоченных на обеспечение безопасности граждан, общества и государства;

- связана с обоснованием необходимости и определения пределов применения оперативно-розыскных мер в целях обеспечения безопасности граждан, общества и государства;

- определяет стратегию развития оперативно-розыскной деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу;

- публична, так как открыто изложены ее базисные положения, характеризующие выбранное направление развития;

- осуществляется на основе правовых норм и в установленных правовых формах;

- в процессе ее реализации применяются оперативно-розыскные меры, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение оперативно-розыскных и иных правоотношений;

- основывается на властных полномочиях, которые реализуются в создании норм права, регулирующих деятельность субъектов оперативно -розыскной деятельности;

- в ней находят отражение волеизъявления государства, которые исполняются помимо воли индивидуума, а нередко и вопреки его желанию;

- имеет комплексный характер, поскольку цели и содержание оперативно-розыскной деятельности, определяемой ею, неразрывно связаны с задачами правоохранительной сферы;

- осуществляется на основе конкретных концептуальных идей и целей стратегического характера, которые заключаются в том, чтобы породить или изменить общественные отношения, способствующие обеспечению безопасности граждан, общества и государства.

Анализ оперативно-розыскного законодательства и правоприменительной практики, по нашему мнению, позволяет сделать умозаключение, что оперативно-розыскную политику следует понимать в узком и широком смыслах. В первом случае, на наш взгляд, оперативно-розыскная политика является составным элементом уголовной политики и связана с определением назначения и содержания оперативно-розыскной деятельности, поскольку последняя рассматривается как одна из важнейших специальных государственно-правовых мер борьбы с преступностью (исходя из цели, определенной в статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Во втором - оперативно-розыскная политика - это составная часть социальной и правовой политики, проводимой в государстве, определяющая задачи и возможности оперативно-розыскной деятельности вне рамок борьбы с

преступностью (добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности; розыск без вести пропавших; идентификация неопознанных трупов, а также лиц, которые не могут сообщить сведения о себе; проведение оперативно -розыскных мероприятий для сбора данных, необходимых для принятия решений на основании части 2 статьи 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; использование результатов оперативно-розыскной деятельности в гражданском судопроизводстве, в рамках налогового администрирования и др.).

Таким образом, можно констатировать, что оперативно-розыскная политика Российской Федерации существенно расширяет сферу применения оперативно-розыскной деятельности, выходя за рамки противодействия только лишь преступным посягательствам.

В то же время отметим, что унифицированное определение «оперативно-розыскной политики» до последнего времени не было сформулировано. При этом, как отмечает В.И. Елинский, с чьим мнением мы солидарны, именно «понятия выступают в качестве основных составляющих познавательного процесса, в них аккумулируются знания об объекте, через систему понятий выражается содержание теории» [18, с. 121].

Как следствие, ключевым аспектом познания сущности оперативно-розыскной политики, ее значения в системе обеспечения национальной безопасности, соответственно, способствующей разрешению одной из проблем современной оперативно-розыскной теории, является определение соответствующей дефиниции, которая отражает реальные свойства и отношения различных явлений применительно к исследуемой сфере общественных отношений.

В связи с этим, аккумулируя рассмотренные в настоящей статье мнения и проецируя их на сферу общественных отношений, связанных с оперативно -розыскной политикой применительно к вопросам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, полагаем возможным сформулировать авторское определение «оперативно-розыскной политики Российской Федерации».

Оперативно-розыскная политика - это составной элемент государственной политики, заключающийся в определении назначения и содержания оперативно-розыскной деятельности, разработке и реализации стратегии её осуществления уполномоченными государственными органами в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации путем защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и в иных целях, предусмотренных законодательством.

Безусловно, указанная дефиниция не лишена тех или иных недостатков. Однако предпринятая попытка трактовки рассматриваемого понятия,

бесспорно, свидетельствует о развитии такого самостоятельного направления научных знаний как теория оперативно-розыскной деятельности. При этом данная категория не приобретает схоластические черты в силу того, что может послужить основой для дальнейшего ее совершенствования и закрепления уже в российских нормах права, как это уже сделано применительно к таким сферам единой государственной политики, как научно-техническая, промышленная, пограничная и семейная.

Полагаем, что важнейшим аспектом оперативно-розыскной политики является определение основных направлений ее реализации.

Анализ Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 [19], позволяет, исходя из актуальных угроз безопасности общества и государства, выделить следующие ключевые направления реализации оперативно-розыскной политики на современном этапе:

- предупреждение радикализма, профилактика экстремистских проявлений, главным образом среди молодежи;

- снижение уровня экономической преступности, включая кредитно-финансовую сферу, жилищно-коммунальное хозяйство, сферу использования природных ресурсов (земельных, лесных, водных биологических ресурсов);

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе легализации преступных доходов, финансирования терроризма и экстремизма, незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ, а также использования в противоправных целях цифровых валют [20; 21];

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений коррупционной направленности, нецелевого расходования и хищения бюджетных средств, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа, а также возмещение ущерба, причиненного такими преступлениями;

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

На наш взгляд, оперативно-розыскная политика государства, направленная на усиление использования инструментария оперативно -розыскной деятельности по вышеуказанным линиям работы правоохранительных органов, позволит существенно повысить эффективность противодействия преступности и создать условия для обеспечения национальной безопасности государства.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время оперативно-розыскную политику следует отнести к предмету исследования теории оперативно-розыскной деятельности. Реализация оперативно-розыскной политики оказывает огромное влияние на теорию оперативно-розыскной

деятельности, а на определенных этапах может играть решающую роль для определения направления дальнейшего развития оперативно -розыскной науки и соответствующей ей учебной дисциплины.

Список литературы

1. Качур А.М. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности : сб. науч. тр. МВД СССР / А.М.Качур, Н.М.Якушин. М., 1990.№ 3. С.41-42.

2. Атмажитов В.М. О сущности оперативно-розыскной политики // Академическая мысль: Академия управления МВД России. 2020. № 4 (13). С.34-38.

3. Хомколов В.П. Организация управления оперативно-розыскной деятельностью: системный подход. М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1999. С.29-35.

4. Федоров А.В. К вопросу о разработке научных основ национальной оперативно-розыскной политики // Оперативник (сыщик). 2005. № 4 (5). С.15-22.

5. Федоров А.В. Российская оперативно-розыскная политика: некоторые вопросы теории // Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности: сб. науч. трудов. М., 2017. С. 157-171.

6. Горяинов К.К. Оперативно-розыскная политика и развитие законодательства // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Междунар. науч.-прак. межведомственной конф. / под ред. А.А. Вотинова. Самара: Самар. юрид. ин-т ФСИН, 2016. С. 178-181.

7. Горяинов К.К. Тенденции развития оперативно-розыскной деятельности в контексте уголовной политики // Уголовная политика и культура противодействия преступности: материалы Междунар. науч.-практ. межведомств. конф. Краснодар, 2018. С. 16-21.

8. Катков С.В. Паталашко С.В. Оперативно-розыскная политика как элемент системы национальной безопасности России // Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности: сб. науч. ст. / Под ред. Ю.С. Чичерина [и др.]. Волгоград, 2016. С.5-16.

9. Водько Н.П. Имеет ли оперативно-розыскная политика Российской Федерации внешнюю функцию? // Оперативник (сыщик). 2017. № 3 (52). С. 2729.

10. Егоршин В.М. Оперативно-розыскная деятельность (прошлое, настоящее и будущее) // Юридическая наука: история и современность. 2018. № 1. С. 70-94.

11 . Калужина М.А. Направления оперативно-розыскной политики: тенденции и перспективы // Современное российское право: эл. науч. журнал.

2019. № 2 (3). URL:https://iournallaw.ru/archive/3/61 (дата обращения: 28.02.2022).

12. Фаттахова Р.Р. Оперативно-розыскная политика: этимология понятия // Образование и наука. 2017. № 6. С. 22-27.

13. Захарцев С.И., Сальников В.П. Размышления об оперативно-розыскной политике // Ученые записки юридического факультета. 2015. № 39 (49). С. 132-137.

14. Захарцев С.И., Игнашенков Ю.Ю., Сальников В.П. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке: монография. М.: Норма, 2019. 400 с.

15. Сальников М.В., Третьяков И.Л., Петров П.А. Доктринальные подходы к международному сотрудничеству в борьбе с преступностью: оперативно-розыскная политика как элемент уголовной политики // Мир политики и социологии. 2016. № 4. С. 125-134.

16. Рахимзода Р.Х. Экономическая безопасность государства и оперативно-розыскная политика (некоторые общие методологические подходы) // Правовое поле современной экономики. 2015. № 11. С. 110-117.

17. Попченков Э.Н., Кузнецов В.А. К вопросу о понятии, сущности, месте, роли и значении оперативно-розыскной политики в структуре уголовной политики Российской Федерации: сб. науч. трудов. Краснодар, 2010. С. 219223.

18. Елинский В.И. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Язык теории. М., 1998. 227 с.

19. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.02.2022).

20. Martin J. Drugs on the Dark Net: How Cryptomarkets Are Transforming the Global Trade in Illicit Drugs. New York : Palgrave Macmillan, 2014. 100 p.

21. Aldridge J. Does Online Anonymity Boost Illegal Market Trading? // Media Culture and Society. 2019. Vol. 41, no. 4. P. 578-583.

Телков Александр Валериевич, канд. юрид. наук, доцент кафедры, ordtula@,gmail. com, Россия, Москва, Академии управления МВД России

TO THE QUESTION OF THE CONCEPT, ESSENCE AND MAIN DIRECTIONS OF THE IMPLEMENTA TION OF THE OPERA TIONAL SEARCH POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

A. V. Telkov

The author considers the aspects of the emergence and development of the term «operation-al-search policy» in the theory of operational-search activity; the circle of scientists who have studied this category is determined; their points of view regarding this concept are analyzed; the features of operational-search policy reflecting its content and essence are highlighted; the differences of operational-search policy in a narrow and broad sense are considered the author's definition of

operational search policy as an integral element of state policy is proposed, which consists in determining the purpose and content of operational search activity, developing and implementing a strategy for its implementation by authorized state bodies in order to ensure the national security of the Russian Federation by protecting the life, health, rights and freedoms of man and citizen, property, ensuring the safety of society and states from criminal encroachments and for other purposes provided for by law; based on the analysis of the National Security Strategy of the Russian Federation, based on the current threats to the security of society and the state, the main directions of the implementation of the operational-investigative policy of the Russian Federation at the present stage are indicated; it is concluded that strengthening the use of the tools of operational-investigative activities in these lines of work of law enforcement agencies will significantly increase the effectiveness of combating crime and create conditions for ensuring the national security of the state.

Key words: operational-search policy, operational-search activity, national security.

Telkov Alexander Valerievich, Cand. of Legal Scie., Associate Professor of the Department, ordtula@,gmail. com, Russia, Moscow Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.