Научная статья на тему 'О СУЩНОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О СУЩНОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1141
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПОЛИТИКА / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Атмажитов Валерий Михайлович

В статье рассматриваются базисные положения, определяющие сущность оперативно-розыскной политики Российской Федерации. На основе анализа проводимой оперативно-розыскной политики, а также опубликованных значимых научных трудов в рассматриваемой области знаний в статье изложена авторская позиция по вопросам, связанным с пониманием ее сущности, содержания и назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ESSENCE OF THE OPERATIONAL SEARCH POLICYOF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the basic provisions that determine the essence of the operational search policy of the Russian Federation. Based on the analysis of the operational search policy, as well as published significant scientific works in the field of knowledge the article presents the author’s position on issues related to understanding its essence, content and purpose.

Текст научной работы на тему «О СУЩНОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

О сущности оперативно-розыскной политики Российской Федерации

В.М. АТМАЖИТОВ,

профессор кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ (Академия управления МВД России) E-mail: oper801980@gmail.com

On the essence of the operational search policy of the Russian Federation

V.M. ATMAZHITOV,

Candidate of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation Professor of the Department of Organization of Operational Search Activity, (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

yflK 343.9

Аннотация: В статье рассматриваются базисные положения, определяющие сущность оперативно-розыскной политики Российской Федерации. На основе анализа проводимой оперативно-розыскной политики, а также опубликованных значимых научных трудов в рассматриваемой области знаний в статье изложена авторская позиция по вопросам, связанным с пониманием ее сущности, содержания и назначения.

Ключевые слова и словосочетания: оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскная политика.

Annotation: The article discusses the basic provisions that determine the essence of the operational search policy of the Russian Federation. Based on the analysis of the operational search policy, as well as published significant scientific works in the field of knowledge the article presents the author's position on issues related to understanding its essence, content and purpose.

Key words and phrases: operational-investigative activity; operational-investigative policy.

Термин «оперативно-розыскная политика» является относительно новым, а его содержание в опубликованных научных работах определяется по-разному. Указанный термин стал употребляться в рамках профессионального общения среди специалистов, работающих в сфере оперативно-розыскной деятельности в 1980—1990 гг . прошлого столетия .

Впервые важные положения, касающиеся обоснования актуальности данного термина и понимания его содержания, были изложены А. М . Качуром и Н . М . Якушиным [5]. Однако тогда статья не привлекла особого внимания

специалистов, и ожидаемая авторами дискуссия в отношении указанного термина и определения его содержания не состоялась Нам известно, хотя это не категоричное утверждение, что только в работах В . П . Хомколова, опубликованных в конце 1990-х гг . , была отражена авторская позиция по обоснованию актуальности данного термина и определению его содержания [8].

Определенное внимание данному термину стало уделяться специалистами только в новом столетии . Так, в научных работах А. В . Федорова были изложены некоторые базисные положения, отражающие его позицию в отношении

понимания сущности и содержания оперативно-розыскной политики [6] .

Важные аспекты оперативно-розыскной политики, осуществляемой в Российской Федерации, были рассмотрены в научных трудах К . К . Горяинова, С . В . Каткова, С . В . Пата-лашко [1, 2].

Актуальные проблемы оперативно-розыскной политики были названы в работах С . И . За-харцева и В . П . Сальникова. В одной из научных статей они констатировали, что определение сущности оперативно-розыскной политики — важнейшая проблема как оперативно-розыскной науки, так и теории государства и права, которой, по их мнению, российские ученые не уделяли должного внимания . Данный вывод ими сделан на основе изучения научных трудов, в которых специалисты оперативно-розыскной деятельности рассматривали вопросы оперативно-розыскной политики «...вскользь, неглубоко» [3].

Углубленное исследование теоретических, правовых и организационных вопросов оперативно-розыскной политики Российской Федерации в последние годы в рамках докторской диссертации проводит С . В . Катков . В одной из научных работ им очень широко сформулировано понятие оперативно-розыскной политики . Здесь оно не приводится в авторском изложении Вместе с тем важно отметить, что он предлагает рассматривать такую политику, как основанную на объективных условиях общественного развития и достижениях научной мысли, урегулированную нормами права систему общественных отношений, связанных с использованием специальными субъектами гласных и негласных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности . Ее цель, по его мнению, заключается в обеспечении реализации конституционных прав и свобод граждан России, достойного качества и уровня их жизни, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, а также устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации

Анализ современного состояния научной разработки актуальных вопросов оперативно-розыскной политики позволяет кратко сформулировать следующие положения

Оперативно-розыскная политика является разновидностью государственной политики Она, по нашему мнению, заключается в определении назначения и содержания оперативно-розыскной деятельности, разработке и реализации стратегии и тактики ее осуществления уполномоченными государственными органами в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения без-

опасности общества и государства от преступных посягательств и в иных целях, предусмотренных законодательством.

Оперативно-розыскная политика определяется на основе существующих в обществе, прежде всего, в профессиональном сообществе на этапах исторического развития идей, взглядов и представлений о содержании оперативно-розыскной деятельности, ее целях, задачах, принципах, основных направлениях (приоритетах), а также применяемых при ее осуществлении средствах, формах, мероприятиях и методах

Рассматриваемая политика определяет профессиональную идеологию грамотного осуществления государственными органами оперативно-розыскной деятельности, формирует оперативно-розыскное сознание и мышление сотрудников оперативных подразделений

Базисные положения оперативно-розыскной политики закрепляются в нормативных правовых актах и таким образом определяют границы применения оперативно-розыскных мер для защиты интересов личности, общества, государства от преступных посягательств и в иных целях, предусмотренных законодательством

Оперативно-розыскная политика является составной частью правовой политики, осуществляемой в государстве Ее нужно рассматривать в двух смыслах: узком и широком .

В узком смысле она является составной частью уголовной политики . Это связано с определением основного назначения и содержания оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) . ОРД рассматривается как одна из важнейших специальных государственно-правовых мер борьбы с преступностью . В этом проявляется ее главное назначение

Вместе с тем оперативно-розыскная политика, являясь частью социальной и правовой политики, осуществляемой в государстве, определяет возможности и задачи оперативно-розыскной деятельности вне борьбы с преступностью . Такой вывод можно сделать на основе анализа задач указанной деятельности, нормативно закрепленных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст . 2, ч .2 ст . 7) и других нормативных правовых актах В связи с этим нужно говорить об оперативно-розыскной политике в широком смысле.

Оперативно-розыскная политика является одной из составных частей внутренней политики государства Определяемые и реализуемые ею цели, задачи и приоритеты возникают, меняются и корректируются с учетом общественного развития, состояния научной разра-

ботанности выдвинутых идей и представлений, желания реализовывать интересы, потребности государства, ситуаций, складывающихся во внешнеполитической и внутриполитической сферах Они могут корректироваться в случае достижения ранее поставленных целей и задач либо установления невозможности реализации последних в виду различных причин или возникших обстоятельств .

Вопросы оперативно-розыскной политики решаются и на уровне государственной внешней политики Они решаются соответствующими государственными органами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в рамках борьбы с преступностью и в иных целях, предусмотренных законодательством . В настоящее время они в определенной мере регламентированы в нормативных правовых актах, принятых и действующих в Содружестве независимых государств (СНГ)1 .

В зависимости от целей определяются содержание и направления оперативно-розыскной политики, средства и методы, которые при этом используются

Одной из важнейших целей российского государства является обеспечение национальной безопасности, в том числе обеспечение безопасности граждан, общества, государства от криминальных посягательств . 2 Деятельность государства по достижению этой цели посредством применения оперативно-розыскных мер и составляет основную суть оперативно-розыскной политики. Таким образом, оперативно-розыскная политика — это крупномасштабная деятельность государства стратегического характера по обеспечению безопасности граждан, общества и самого государства, прежде всего, от криминальных посягательств

Цель оперативно-розыскной политики реализуется в определении содержания и основных направлений оперативно-розыскной деятель-

1 В их числе следует назвать Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (1998), Соглашение Совета министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в сфере специального сопровождения оперативно-розыскной деятельности (1998), Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (1999), Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территории государств - участников Содружества Независимых Государств (1999), Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (2000), Соглашение о порядке создания следственно-оперативных групп на территории государств - участников Содружества Независимых Государств(2015)и др.

2 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г . № 683 // Доступ из справ . -правовой системы «Консультант Плюс» . .

ности, применяемых в рамках ее осуществления средств, мероприятий, методов и форм в борьбе с преступностью, воплощении их в нормативных правовых актах, правоприменительной практике

Понимание цели оперативно-розыскной политики придает всей деятельности системный характер . И надо отметить, что никакие структурные изменения не повлияют на содержание деятельности, если сохранится цель

Цели оперативно-розыскной политики различны . Среди них: главные, стратегические, текущие, тактические, что не противоречит друг другу . Любая стратегическая цель не может быть достигнута без реализации целей более конкретных и не столь отдаленных

К субъектам оперативно-розыскной политики относятся соответствующие государственные органы, объединяющим фактором которых является участие в разработке целей и задач оперативно-розыскной политики, а отличительным - характер выполнения задач и функций и принадлежность указанных государственных органов к различным уровням государственного управления

Субъектами оперативно-розыскной политики, определяющими направления ее развития, назначение и содержание оперативно-розыскной деятельности, обеспечивающими правовую основу и организующими реализацию в масштабе страны, являются: Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ .

К специализированным субъектам оперативно-розыскной политики относятся правоохранительные органы, преимущественно ее реализующие, в числе которых особое место занимают государственные органы - субъекты осуществления оперативно-розыскной деятельности

С учетом изложенных положений можно сделать вывод о том, что оперативно-розыскной политике свойственны следующие черты:

- деятельность определенных субъектов: государства, его органов, других институтов общества, наделенных соответствующими полномочиями по обеспечению безопасности граждан, общества и государства;

- она связана с обоснованием необходимости и определением пределов применения оперативно-розыскных мер в целях обеспечения безопасности граждан, общества и государства;

- в ней определяется стратегия развития оперативно-розыскной деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу;

- она в определенной мере публична, т к публично изложены ее базисные положения, характеризующие избранное направление развития;

— она осуществляется на основе права, в рамках права и в установленных правовых формах . Применение в процессе ее реализации оперативно-розыскных мер влечет за собой правовые последствия, предусмотренные законом: возникновение, изменение или прекращение оперативно-розыскных и иных правоотношений;

— она основывается на властных полномочиях, которые реализуются, прежде всего, в создании нормативных правовых предписаний, определяющих действия субъектов оперативно-розыскной деятельности;

— в ней отражаются волевые государственные решения, исполнение которых может осуществляться помимо воли индивидуума, нередко вопреки его желанию;

— она носит комплексный характер: цели и содержание определяемой ею оперативно-розыскной деятельности связаны с целями и задачами правоохранительной сферы;

— она осуществляется на основе определенных концептуальных идей и целей стратегического характера, которые сводятся к тому, чтобы изменить или построить такие общественные отношения, которые будут способствовать обеспечению безопасности граждан, общества и государства .

Ее разработка предполагает научный анализ как самой оперативно-розыскной деятельности, ее результатов, так и определение желаемых результатов в перспективе, что связано с прогнозированием, программированием и планированием;

— эта деятельность связана с принятием управленческих решений, имеющих государственно-правовой характер по применению оперативно-розыскных мер в целях обеспечения безопасности граждан, общества и государства .

Рассмотренные в кратком изложении положения отражают нашу позицию по вопросу о сущности оперативно-розыскной политики Российской Федерации

Список литературы:

1 . Горяинов К. К. Оперативно-розыскная по-

литика и развитие законодательства // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Междунар . науч . -практ . конф . / под ред . А. А. Вотинова . Самара, 2016 .

2 Горяинов К. К. Тенденции развития оперативно-разыскной деятельности в контексте уголовной политики // Уголовное и оперативно-разыскное законодательство: проблемы межотраслевых связей и перспективы совершенствования: материалы межведомственной науч .-практ. конф . (Рязань, 30 ноября 2018 г . ) . М ., 2019 .

3 . Захарцев С. И., Сальников В. П. Размышле-

ния об оперативно-розыскной политике // Ученые записки юридического факультета 2015 .№ 39 (49) .

4 . Катков С. В., Паталашко С. В. Оперативно-

розыскная политика как элемент системы национальной безопасности России // Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности: сб науч ст / под ред Ю . С . Чичерина [и др . ] . Волгоград, 2016 .

5 . Качур А. М., Якушин Н. М. Правовое регу-

лирование оперативно-розыскной деятельности: сб . МВД СССР . М ., 1990 . Вып . 3 .

6 . Федоров А. В. К вопросу о разработке на-

учных основ национальной оперативно-розыскной политики // Оперативник (сыщик) .2005 .№ 4 (5) .

7 Федоров А. В. Российская оперативно-розыскная политика: некоторые вопросы теории // Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности: сборник научных трудов М , 2017

8 . Хомколов В. П. Организация управления опе-

ративно-розыскной деятельностью: системный подход . М ., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.