Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ'

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1187
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПОЛИТИКА / ФОРМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ПОЛИТИКИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ПОЛИТИКИ / НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ / СУБЪЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляева Лариса Ивановна, Павличенко Николай Владимирович

В статье изучаются современные подходы к формированию понятия и содержания оперативно-розыскной политики. Дается понятие оперативно-розыскной политики. Рассматриваются ее место и роль в системе уголовной политики, характеристика ее основных форм и направлений реализации, основные субъекты реализации оперативно-розыскной политики. Методы: методологическую основу данного исследования составляет аксиологический подход. Решению исследовательской задачи способствовало использование общефилософских принципов диалектики и специальных методов познания: систематического, формально-юридического, социологического и др. Результаты: развитие учения об уголовной политике способствовало формированию системы научных взглядов о ее структуре, особенностях и роли структурных элементов в общей системе. Это способствовало зарождению научного интереса к исследованию оперативно-розыскной политики и особенностей ее реализации, хотя сложившихся устойчивых понятий в этой области пока нет. Обсуждение: примечательно, что в работах ученых разных периодов, связанных с исследованием проблем оперативно-розыскной политики, отмечается отсутствие общности и единства взглядов, несмотря на то что общее учение об уголовной политике получило значительное развитие. Выводы: в настоящее время в общей системе учения об уголовной политике явно недостаточное внимание уделено научному осмыслению понятия, роли и значения, особенностей реализации оперативно-розыскной политики, характеристики ее субъектов. Существующие по этому поводу взгляды дают возможность говорить о необходимости формирования ее основных понятий и характеристик. Сейчас важно с аксиологических позиций выявить то, что является ценным для развития научных основ оперативно-розыскной политики и ее социальной практики, что способно стимулировать развитие научной инициативы в решении вопросов, связанных с исследованием проблем реализации оперативно-розыскной политики, ее роли и значения для всей системы уголовной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беляева Лариса Ивановна, Павличенко Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL SEARCH POLICY: CONCEPT AND CONTENT

The article examines modern approaches to the formation of the concept and content of operational investigative policy. The concept of operational search policy is given. Its place and role in the system of criminal policy, the characteristics of its main forms and directions of implementation, the main subjects of the implementation of operational investigative policy are considered. The methods: the methodological basis of this study is an axiological approach. The solution of the research problem was facilitated by the use of general philosophical principles of dialectics and special methods of cognition: systematic, formal legal, sociological, etc. The results: the development of the doctrine of criminal policy contributed to the formation of a system of scientific views on its structure, features and the role of structural elements in the general system. This contributed to the emergence of scientific interest in the study of operational investigative policy and the specifics of its implementation, although there are no established stable concepts in this area yet. The discussion: it is noteworthy that in the works of scientists from different periods related to the study of the operational investigative problems policy, there is a lack of commonality and unity of views, despite the fact that the general doctrine of criminal policy has received significant development. The conclusions: currently, in the general system of the doctrine of criminal policy, insufficient attention is paid to the scientific understanding of the concept, role and meaning, features of the implementation of operational investigative policy, characteristics of its subjects. The existing views on this issue make it possible to talk about the need to form its basic concepts and characteristics. Now it is important from an axiological standpoint to identify what is valuable for the development of the scientific foundations of operational investigative policy and its social practice, which can stimulate the development of scientific initiative in solving issues related to the study of the problems of the implementation of operational investigative policy, its role and significance for the entire system of criminal policy.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ»

ЛАРИСА ИВАНОВНА БЕЛЯЕВА,

профессор кафедры уголовной политики, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: Lbeliaeva5@mvd.ru

ORCID: 0000-0002-8245-2435

НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ПАВЛИЧЕНКО,

заместитель начальника Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: pavlichenko.pro@mail.ru

ORCID: 0000-0001-7889-4743

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право.

УДК 343.98

DOI 10.24412/2072-9391-2021-460-19-24

Дата поступления: 21 июля 2021 г.

Дата принятия статьи в печать: 9 декабря 2021 г.

LARISA IVANOVNA BELYAEVA,

Professor of the Department of Criminal Policy,

Doctor of Law, Professor,

Merited Lawyer of Russian Federation

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: Lbeliaeva5@mvd.ru

NIKOLAY VLADIMIROVICH PAVLICHENKO,

Deputy Head of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Doctor of Law, Professor, Merited Lawyer of Russian Federation Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: pavlichenko.pro@mail.ru

Scientific Speciality:

12.00.08 — Criminal Law and Criminology; Criminal Executive Law.

Оперативно-розыскная политика: понятие и содержание

Operational Search Policy: Concept And Content

Аннотация

В статье изучаются современные подходы к формированию понятия и содержания оперативно-розыскной политики. Дается понятие оперативно-розыскной политики. Рассматриваются ее место и роль в системе уголовной политики, характеристика ее основных форм и направлений реализации, основные субъекты реализации оперативно-розыскной политики.

Методы: методологическую основу данного исследования составляет аксиологический подход. Решению исследовательской задачи способствовало использование общефилософских принципов диалектики и специальных методов познания: систематического, формально-юридического, социологического и др.

Результаты: развитие учения об уголовной политике способствовало формированию си-

Abstract

The article examines modern approaches to the formation of the concept and content of operational investigative policy. The concept of operational search policy is given. Its place and role in the system of criminal policy, the characteristics of its main forms and directions of implementation, the main subjects of the implementation of operational investigative policy are considered.

The methods: the methodological basis of this study is an axiological approach. The solution of the research problem was facilitated by the use of general philosophical principles of dialectics and special methods of cognition: systematic, formal legal, sociological, etc.

The results: the development of the doctrine of criminal policy contributed to the formation of a system of scientific views on its structure, features

20

стемы научных взглядов о ее структуре, особенностях и роли структурных элементов в общей системе. Это способствовало зарождению научного интереса к исследованию оперативно-розыскной политики и особенностей ее реализации, хотя сложившихся устойчивых понятий в этой области пока нет.

Обсуждение: примечательно, что в работах ученых разных периодов, связанных с исследованием проблем оперативно-розыскной политики, отмечается отсутствие общности и единства взглядов, несмотря на то что общее учение об уголовной политике получило значительное развитие.

Выводы: в настоящее время в общей системе учения об уголовной политике явно недостаточное внимание уделено научному осмыслению понятия, роли и значения, особенностей реализации оперативно-розыскной политики, характеристики ее субъектов. Существующие по этому поводу взгляды дают возможность говорить о необходимости формирования ее основных понятий и характеристик. Сейчас важно с аксиологических позиций выявить то, что является ценным для развития научных основ оперативно-розыскной политики и ее социальной практики, что способно стимулировать развитие научной инициативы в решении вопросов, связанных с исследованием проблем реализации оперативно-розыскной политики, ее роли и значения для всей системы уголовной политики.

Ключевые слова: уголовная политика; оперативно-розыскная политика; формы оперативно-розыскной политики; реализация оперативно-розыскной политики; направления реализации; субъекты реализации.

and the role of structural elements in the general system. This contributed to the emergence of scientific interest in the study of operational investigative policy and the specifics of its implementation, although there are no established stable concepts in this area yet.

The discussion: it is noteworthy that in the works of scientists from different periods related to the study of the operational investigative problems policy, there is a lack of commonality and unity of views, despite the fact that the general doctrine of criminal policy has received significant development.

The conclusions: currently, in the general system of the doctrine of criminal policy, insufficient attention is paid to the scientific understanding of the concept, role and meaning, features of the implementation of operational investigative policy, characteristics of its subjects. The existing views on this issue make it possible to talk about the need to form its basic concepts and characteristics. Now it is important from an axiological standpoint to identify what is valuable for the development of the scientific foundations of operational investigative policy and its social practice, which can stimulate the development of scientific initiative in solving issues related to the study of the problems of the implementation of operational investigative policy, its role and significance for the entire system of criminal policy.

Key words: criminal policy; operational search policy; forms of operational search policy; implementation of operational search policy; directions of implementation; subjects of implementation.

Первые работы по вопросам оперативно-розыскной политики относятся к концу ХХ в. До этого времени оперативно-розыскная политика, а именно ее содержание, соотношение с уголовной политикой государства, принципы и т. п. в научных работах не затрагивались. Это было связано с тем, что только с 1992 г. — с принятия Закона Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» данная деятельность приобрела официальный (нормативный) статус, что повлияло на активное исследование проблем оперативно-розыскной деятельности, поиск ее места среди форм борьбы с преступностью.

В настоящее время отмечается известная активность в рассуждениях об оперативно-розыскной политике, влекущая за собой, как нам представляется, некоторую поспешность

и поверхностность выводов. Наибольшая последовательность, логичность и обоснованность в суждениях по этой теме свойственны работам В. П. Хомколова, В. М. Атмажито-ва, Н. П. Водько. Это имеет свое объяснение. Во-первых, все они знали практическую работу и имели глубокие теоретические познания в оперативно-розыскной науке, а во-вторых, что является ключевым в данном случае, все они окончили Академию МВД СССР, в которой преподавался курс уголовной политики. Полученные знания позволили обнаружить имеющиеся в них пробелы и разработать предложения по их восполнению.

Анализ научных взглядов, связанных с особенностями оперативно-розыскной политики, осуществлен на основе нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности личности, общества и госу-

дарства от криминальных посягательств: Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности»1, Уголовный кодекс Российской Федерации2 (далее — УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ)3, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее — УИК РФ)4, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД)5, Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»6 и др.

Круг источников, использованных в ходе исследования, достаточно разнообразен: это нормативные правовые акты, научные работы: монографии, статьи, помещенные в научных и специализированных журналах разных периодов, учебники, а также материалы, представленные в средствах массовой информации.

Анализ исследовательских материалов осуществлен на основе известных принципов научного исторического познания.

Обсуждение вопроса об оперативно-розыскной политике оценить однозначно невозможно. С одной стороны, однажды возникнув, он вызывает научный интерес, и работы по этой проблематике периодически появляются. С другой стороны, крупных исследовательских работ по этой проблеме практически нет, если не принять во внимание работы В. П. Хомколова [18] и Н. П. Водько [5].

Примечательно, что работы по указанной проблематике распадаются на две группы. Первая группа затрагивает общие вопросы уголовной политики, преимущественно на основе пересказа известных положений [6; 10; 11]. Вторая группа представлена работами, в которых предприняты попытки рассмотрения сути оперативно-розыскной политики, ее места и роли в системе уголовной политики [1; 5; 8; 17; 18]. Неоднозначность понимания места, роли и содержания оперативно-розыскной политики, стремление некоторых авторов к ее обособлению, с нашей точки зрения, не способствует развитию ее научных основ.

Целью данной статьи является определение устоявшихся научных взглядов на обозначенные вопросы и формирование новых подходов

1 О Стратегии национальной безопасности [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

4 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

5 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

6 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ //

СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.

к раскрытию содержания оперативно-розыскной политики, ее места и роли в развитии уголовной политики. Соответственно, задачами исследования являются:

— формирование научного понятия оперативно-розыскной политики;

— общая характеристика форм реализации оперативно-розыскной политики;

— анализ основных направлений реализации оперативно-розыскной политики;

— общая характеристика субъектов реализации оперативно-розыскной политики.

Среди многих работ по рассматриваемой проблеме стоит выделить те, которые принадлежат В. М. Атмажитову, К. К. Горяинову, А. В. Федорову, В. П. Хомколову, отличающиеся оправданной осторожностью, обоснованностью и объективностью выводов.

Это позволяет считать, что роль и значение оперативно-розыскной политики в системе уголовной политики до конца не познана. Этим определяется актуальность исследования, результаты которого могут способствовать восполнению пробелов в знаниях об уголовной политике.

К настоящему времени сложилось полное понимание того, что уголовная политика есть стратегическая научно обоснованная деятельность государства по защите личности, общества и самого государства от криминальных посягательств [2; 16]. В основе уголовной политики Российской Федерации лежат конституционные постулаты (гл. 2 Конституции Российской Федерации)7.

В самом начале становления современного учения об уголовной политике его основатели пришли к выводу, что уголовная политика системна и структурна. Первым на это обратил внимание профессор Н. А. Стручков [14; 15]. Дальнейшее исследование проблем уголовной политики привело к вполне определенным выводам о том, что структура уголовной политики включает в себя уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, судебную и исправительно-трудовую составляющие [3; 4; 7; 9; 13].

Как видно, оперативно-розыскная составляющая со всеми ее специфическими методами борьбы с преступностью выпала из общей структуры уголовной политики. На этот пробел первым обратил внимание В. П. Хомколов, который показал место и роль оперативно-розыскной политики в системе уголовной политики и значение для реализации последней [18, с. 43—48]. С этого момента в научный оборот входит термин «оперативно-розыскная политика», хотя на тот период понятия ее не было дано.

7 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo. gov.ru (дата обращения: 25.06.2021).

22

Как следует из работы В. П. Хомколова, соотношение уголовной и оперативно-розыскной политики как общего и частного приводит к пониманию того, что все характеристики уголовной политики как общего свойственны и оперативно-розыскной политике как части этого общего. Вместе с тем оперативно-розыскная политика не поглощается уголовной и не растворяется в ней, поскольку имеет свой предмет, свои особенности, обусловленные специфическими средствами и методами реализации.

Не вызывает возражения тот факт, что все структурные элементы уголовной политики тесно, неразрывно связаны между собой при относительной самостоятельности.

В некоторых работах высказываются предложения рассматривать оперативно-розыскную политику как самостоятельную часть внутренней политики государства [10, с. 138]. В нашем понимании это не только не соответствует общим положениям теории уголовной политики, но и является опасным. История нашей страны знает периоды, когда оперативно-розыскная политика являлась таковой. О результатах этого свидетельствуют ее трагические страницы.

Развитие учения об уголовной политике позволило вести ее дальнейшее структурирование. В настоящее время принято считать, что структуру уголовной политики составляют: криминологическая, уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, оперативно-розыскная политика. При этом в ряде случаев происходит дальнейшая градация и рассмотрение таких элементов, как судебная, криминалистическая политика, что соответствует отдельным направлениям, свойственным структурным частям уголовной политики [12, с. 137]. Такой подход имеет право на существование, способствует более глубокому постижению сущности рассматриваемого вопроса и на его контент не влияет.

Поскольку оперативно-розыскная политика является структурным элементом уголовной политики, то их связывает общая цель, совокупность общих средств и методов, форм и направлений реализации. Разделяют их специфические характеристики и признаки, типичные не для всех элементов уголовной политики. Однако познание каждого из элементов уголовной политики, в том числе и оперативно-розыскного, невозможно без учета общих положений теории уголовной политики.

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что оперативно-розыскная политика представляет собой научно обоснованную крупномасштабную деятельность стратегического характера, связанную с проведением специально уполномоченными на то оперативными подразделениями государственных органов опера-

тивно-розыскных мероприятий и направленную на защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона об ОРД).

Безопасность личности, общества и государства от криминальных посягательств и является стратегической целью оперативно-розыскной политики. Составляющими стратегической цели являются основные, текущие, тактические. При этом они распадаются на долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

Суть оперативно-розыскной политики составляют принятие и воплощение в реальную действительность управленческих решений, направленных на достижение поставленных целей с использованием оперативно-розыскных возможностей.

Оперативно-розыскная политика имеет свои особенности, к которым можно отнести следующие:

— она имеет строго регламентированный законом характер;

— носит комплексный характер, так как связана с общими целями и задачами уголовной политики;

— в ней сочетаются публичность и закрытость деятельности субъектов;

— субъекты оперативно-розыскной политики наделены специальными полномочиями на использование оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Круг субъектов оперативно-розыскной политики шире, чем круг субъектов оперативно-розыскной деятельности. Они могут быть представлены двумя крупными группами. В первую входят субъекты, определяющие общую стратегию оперативно-розыскной политики, ее правовые и организационные основы. К их числу следует отнести Президента Российской Федерации, Государственную Думу и Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и ряд других.

Вторая группа образуется совокупностью органов, имеющих полномочия на реализацию оперативно-розыскной политики. Она затрагивает не только органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ст. 13 Закона об ОРД), но и лиц, оказывающих им содействие на гласной и конфиденциальной основе (ст. 17 Закона об ОРД), лиц, осуществляющих ведомственный и вневедомственный контроль (ст. 20—22 Закона об ОРД), и т. п.

Оперативно-розыскная политика реализуется в нескольких формах:

— доктринальная форма, связанная с формированием и установлением принципиальных

положений, ориентирующих на возможность или необходимость использования оперативно-розыскных начал для достижения социально значимых целей;

— нормотворческая форма, связанная с созданием правовых норм, касающихся оперативно-розыскных мероприятий, их обоснованности, порядка осуществления и т. д.;

— правоприменительная форма, то есть собственно правоприменение, претворение в жизнь правовых предписаний, связанных с осуществлением указанных мероприятий;

— правообучающая, состоящая в обучении правоприменителя правилам и порядку применения норм, предусматривающих использование оперативно-розыскных возможностей;

— правовоспитательная, суть которой состоит в воспитании уважения к праву в целом и оперативно-розыскному праву в частности со стороны правоприменителей и лиц, оказывающих им содействие.

Каждая из этих форм предопределяет направления оперативно-розыскной политики, которые характеризуются широким разнообразием. Их разновидности можно представить, взяв за основу определенные признаки: например, лиц, совершивших (могущих совершить) преступления. В этом случае направлением может быть реализация оперативно-розыскной политики: в отношении рецидивистов; в отношении женщин; в отношении несовершеннолетних и т. д.

В зависимости от объекта посягательств можно выделить реализацию оперативно-розыскной политики в сфере обеспечения безопасности: личности; собственности; здоровья населения и т. д.

Направления оперативно-розыскной политики определяются также характером посягательств: насильственные посягательства, ко-

рыстные и пр. Соответственно этому можно рассматривать такие направления оперативно-розыскной политики, как ее реализация в сфере обеспечения безопасности от посягательств насильственного характера; от посягательств, связанных с применением оружия, и пр.

В зависимости от функциональной направленности можно рассматривать такие направления, как выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации (ст. 2 Закона об ОРД).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оперативно-розыскная политика характеризуется тем, что в зависимости от ее масштаба усиливается, активизируется то или иное направление. По масштабу оперативно-розыскная политика может рассматриваться как международная (СНГ, ЕС), межгосударственная (Россия — Беларусь), федеральная, региональная (на уровне субъекта федерации), локальная.

Обозначенные в настоящей статье положения свидетельствуют о том, что, с одной стороны, научные знания об оперативно-розыскной политике являются довольно объемными, однако не в полной мере систематизированными, а с другой — о том, что существует ряд вопросов и тем, пока не изученных исследователями. Это указывает на необходимость дальнейших исследований основных ее проблем и формирования стройного учения.

Список литературы:

References:

1. Атмажитов В. М. О сущности оперативно-розыскной политики // Академическая мысль. 2020. № 4.

2. Бабаев М. М, Пудовочкин Ю. Е. Российская уголовная политика и уголовный закон: монография. Москва, 2017.

3. Бородин С. В. Теоретические проблемы советской уголовной политики // XXV съезд КПСС и дальнейшее укрепление социалистической законности. Москва, 1977.

4. Владимиров В. А, Ляпунов Ю. И. Советская уголовная политика и ее отражение в действующем законодательстве. Москва, 1979.

5. Водько Н. П. Оперативно-розыскная политика Российской Федерации: монография. Москва, 2018.

1. Atmazhitov V. M. O sushchnosti operativno-rozysknoj politiki // Akademicheskaya mysl'. 2020. № 4.

2. Babaev M. M, Pudovochkin Yu. E. Rossijskaya ugolovnaya politika i ugolovnyj zakon: mono-grafiya. Moskva, 2017.

3. Borodin S. V. Teoreticheskie problemy sovet-skoj ugolovnoj politiki // HKHV s"ezd KPSS i dal'nejshee ukreplenie socialisticheskoj zakon-nosti. Moskva, 1977.

4. Vladimirov V. A, Lyapunov Yu. I. Sovetskaya ugolovnaya politika i ee otrazhenie v dejstvuy-ushchem zakonodatel'stve. Moskva, 1979.

5. Vod'ko N. P. Operativno-rozysknaya politika Rossijskoj Federacii: monografiya. Moskva, 2018.

24

6. Воронцова С. В. Оперативно-розыскная политика как часть уголовно-правовой политики Российской Федерации // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2015. № 2.

7. Гальперин И. М., Курляндский В. И. Предмет уголовной политики и основные направления его изучения // Основные направления борьбы с преступностью. Москва, 1975.

8. Горяинов К. К. Оперативно-розыскная политика и развитие законодательства // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы международной межведомственной научно-практической конференции (16—17 июня 2016 г.) / под общ. ред. А. А. Во-тинова. Самара, 2016.

9. Гришанин П. Ф. Уголовная политика Советского государства и уголовно-правовая социология. Москва, 1977.

10. Захарцев С. И., Сальников В. П. Размышления об оперативно-розыскной политике // Ученые записки юридического факультета. 2015. Вып. 39 (49).

11. Кудрявцев А. В. О месте оперативно-розыскной политики в структуре уголовной политики государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2014. № 4.

12. Малько А. В. Судебная политика и судебная практика: проблемы взаимосвязи // Правовая политика и правовая жизнь. 2011. № 3.

13. Советская уголовная политика и деятельность органов внутренних дел. Москва, 1979.

14. Стручков Н. А. Советская исправительно-трудовая политика. Саратов, 1978.

15. Стручков Н. А. Советское исправительно-трудовое право. Москва, 1963.

16. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: учебник / под ред. Л. И. Беляевой. Москва, 2018.

17. Федоров А. В. Российская оперативно-розыскная политика: некоторые вопросы теории // Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности: сборник научных трудов / под общ. ред. К. К. Горяинова и В. С. Овчинского. Москва, 2017.

18. Хомколов В. П. Организация управления оперативно-розыскной деятельностью: системный подход. Москва, 1999.

Для цитирования:

Беляева Лариса Ивановна, Павличенко Николай Владимирович. Оперативно-розыскная политика: понятие и содержание // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 4 (60). С. 19-24.

6. Voroncova S. V. Operativno-rozysknaya politi-ka kak chast' ugolovno-pravovoj politiki Rossi-jskoj Federacii // Vestnik Moskovskogo guman-itarno-ekonomicheskogo instituta. 2015. № 2.

7. Gal'perin I. M, Kurlyandskij V. I. Predmet ugolovnoj politiki i osnovnye napravleniya ego izucheniya // Osnovnye napravleniya bor'by s prestupnost'yu. Moskva, 1975.

8. Goryainov K. K. Operativno-rozysknaya poli-tika i razvitie zakonodatel'stva // Ugolov-no-ispolnitel'naya sistema na sovremennom etape: vzaimodejstvie nauki i praktiki: materialy mezhdunarodnoj mezhvedomstvennoj nauch-no-prakticheskoj konferencii (16—17 iyunya 2016 g.) / pod obshch. red. A. A. Votinova. Samara, 2016.

9. Grishanin P. F. Ugolovnaya politika Sovetskogo gosudarstva i ugolovno-pravovaya sociologiya. Moskva, 1977.

10. Zaharcev S. I., Sal'nikov V.P. Razmyshleni-ya ob operativno-rozysknoj politike // Uche-nye zapiski yuridicheskogo fakul'teta. 2015. Vyp. 39 (49).

11. Kudryavcev A. V. O meste operativno-rozys-knoj politiki v strukture ugolovnoj politiki gosu-darstva // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2014. № 4.

12. Mal'ko A. V. Sudebnaya politika i sudebnaya praktika: problemy vzaimosvyazi // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2011. № 3.

13. Sovetskaya ugolovnaya politika i deyatel'nost' organov vnutrennih del. Moskva, 1979.

14. Struchkov N. A. Sovetskaya ispravitel'no-tru-dovaya politika. Saratov, 1978.

15. Struchkov N. A. Sovetskoe ispravitel'no-trudo-voe pravo. Moskva, 1963.

16. Ugolovnaya politika i ee realizaciya organami vnutrennih del: uchebnik / pod red. L. I. Belyae-voj. Moskva, 2018.

17. Fedorov A. V. Rossijskaya operativno-rozysk-naya politika: nekotorye voprosy teorii // Aktual'nye problemy teorii operativno-rozys-knoj deyatel'nosti: sbornik nauchnyh tru-dov / pod obshch. red. K. K. Goryainova i V. S. Ovchinskogo. Moskva, 2017.

18. Homkolov V. P. Organizaciya upravleniya opera-tivno-rozysknoj deyatel'nost'yu: sistemnyj pod-hod. Moskva, 1999.

For citation:

Belyaeva Larisa Ivanovna, Pavlichenko Nikolay Vladimirovich. Operational Search Policy: Concept And Content // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 4 (60). P. 19-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.