Научная статья на тему 'ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ПОЛИТИКИ: ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ПОЛИТИКИ: ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SYSTEM OF NATIONAL SECURITY / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY / OPERATIVE-SEARCH POLICY / PATTERNS OF OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Катков Сергей Владимирович, Белокобыльская Ольга Ивановна

Статья посвящена исследованию теоретических, правовых и нравственных закономерностей оперативно-разыскной политики с позиции практической значимости комплексного применения сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности в целях обеспечения национальной безопасности России. Для этого с теоретических позиций нужно целостно осмыслить соотношение оперативно-разыскной и уголовной политики в России. Кроме того, имеют значение и нравственное содержание оперативно-разыскной деятельности правоохранительных органов, учет интересов конкретной личности, общества в целом. Соблюдение установленных в государстве норм и правил минимизирует вмешательство государства, в том числе в лице сотрудников полиции, в частную деятельность, допуская лишь обоснованные и понятные действия. Прозрачность работы государственных органов будет благотворно влиять на предпринимательский климат в стране, формировать позитивный имидж Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также способствовать развитию национальной экономики, повышению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Катков Сергей Владимирович, Белокобыльская Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULARITIES OF OPERATIONAL-PERSONAL POLICY: SELECTED QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

The article is devoted to the study of theoretical, legal and moral patterns of operational-search policy from the standpoint of the practical importance of the integrated use of forces, means and methods of operational-search activity in order to ensure national security of Russia. To do this, with the theoretical positions holistically comprehend the ratio of operational-investigative and criminal politician in Russia. The moral content of operational-investigative activity of law enforcement agencies, taking into account the interests of a particular individual and society as a whole is also significant. Compliance with the norms and rules established in the state minimizes state intervention, including in the face of police officers, in private activities, allowing only reasonable and understandable actions. The transparency of the work of state bodies will have a beneficial effect on the business climate in the country and will form a positive image of the Ministry of internal Affairs of Russia as a whole, as well as contribute to the development of the national economy, improving the quality of life of citizens, strengthening political stability in society, ensuring national defense, state and public security, increasing competitiveness and international prestige of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ПОЛИТИКИ: ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

УДК 343.102

ББК 67.410.212 DOI 10.25724/VAMVD.GGHI

С. В. Катков, О. И. Белокобыльская

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ПОЛИТИКИ:

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Статья посвящена исследованию теоретических, правовых и нравственных закономерностей оперативно-разыскной политики с позиции практической значимости комплексного применения сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности в целях обеспечения национальной безопасности России. Для этого с теоретических позиций нужно целостно осмыслить соотношение оперативно-разыскной и уголовной политики в России. Кроме того, имеют значение и нравственное содержание оперативно-разыскной деятельности правоохранительных органов, учет интересов конкретной личности, общества в целом. Соблюдение установленных в государстве норм и правил минимизирует вмешательство государства, в том числе в лице сотрудников полиции, в частную деятельность, допуская лишь обоснованные и понятные действия. Прозрачность работы государственных органов будет благотворно влиять на предпринимательский климат в стране, формировать позитивный имидж Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также способствовать развитию национальной экономики, повышению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

Ключевые слова: система национальной безопасности, оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскная политика, закономерности оперативно-разыскной деятельности.

S. V. Katkov, O. I. Belokobylskaya

REGULARITIES OF OPERATIONAL-PERSONAL POLICY:

SELECTED QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE

The article is devoted to the study of theoretical, legal and moral patterns of operational-search policy from the standpoint of the practical importance of the integrated use of forces, means and methods of operational-search activity in order to ensure national security of Russia. To do this, with the theoretical positions holistically comprehend the ratio of operational-investigative and criminal politician in Russia. The moral content of operational-investigative activity of law enforcement agencies, taking into account the interests of a particular individual and society as a whole is also significant. Compliance with the norms and rules established in the state minimizes state intervention, including in the face of police officers, in private activities, allowing only reasonable and understandable actions. The transparency of the work of state bodies will have a beneficial effect on the business climate in the country and will form a positive image of the Ministry of internal Affairs of Russia as a whole, as well as contribute to the development of the national economy, improving the quality of life of citizens, strengthening political stability in society, ensuring national defense, state and public security, increasing competitiveness and international prestige of the Russian Federation.

Key words: the system of national security, operational-search activity, operative-search policy, patterns of operational-search activity.

В последние десятилетия Россия демонстрирует способность к обеспечению своего суверенитета, государственной и территориальной целостности, защите прав соотечественников, в том числе за рубежом. Возросла роль нашего государства в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, сохранении

стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях. В то же время укрепление позиций Российской Федерации происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер. В таких условиях пробелы в соблюдении принципа неотвра-

тимости ответственности, а также в реализации превентивных мер лишь способствуют возрастанию социальной напряженности в стране, снижению ее рейтинга на мировой арене и крайне негативно отражаются на состоянии защищенности национальных интересов России в целом.

Изменению существующей ситуации может помочь совокупное развитие системы обеспечения национальной безопасности. Этот термин («система обеспечения национальной безопасности») и его содержание раскрываются в п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г.): «совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и имеющихся в их распоряжении инструментов». К числу инструментов, которыми обладает только законодательно определенный перечень федеральных органов исполнительной власти, следует отнести силы, средства и методы оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД). Путем их применения с филигранной точностью можно нейтрализовать как внешние угрозы, обусловленные состоянием современной международной политики, так и без лишних ограничений защитить, гарантированно обеспечить реализацию законных интересов не только государства, но и общества, граждан, их прав, свобод, в том числе экономических. В связи с этим необходимость повышения эффективности борьбы с преступностью обусловливают потребность в уточнении традиционных понятий и терминов, формирование интегрирующих научных теорий с учетом изменившихся социально-экономических условий. Одним из направлений такого реформирования выступает дальнейшее совершенствование теории ОРД как отрасли научных знаний, изучающей закономерности и механизмы данной специфической деятельности в системе государственно-правовых мер борьбы с преступностью.

Отличительной чертой ОРД является применение особого инструментария, имеющегося в распоряжении государства, — сил, средств и методов, реализуемых в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Использование этого инструментария можно интерпретировать как участие субъектов ОРД в делах государства, управление государством, определение форм, задач, содержания деятельности государства, что выступает в качестве средств реали-

зации политики. Ее специфика заключается в том, что она аккумулирует в себе отношения между значительными массами людей, интересы которых интегрируются в единое, всеобщее целое. Политика сводит индивидуальное, коллективное выражение воли в интегративно-целое системное качество.

Слово «политика» греческое, происходит от существительного polis (государство) и означает «наука и искусство государственного управления». В современном русском языке термин «политика» является полисемичным. Исходя из его этимологии, политика всегда носит властный характер, поскольку реализовать всеобщие интересы людей невозможно без принуждения, волевых усилий и воздействия на субъекты. Властный характер выражается в политико-государственных и политико-негосударственных отношениях, которые сложны и противоречивы, вертикально и горизонтально организованы и т. д. Для успешной нейтрализации угроз национальной безопасности консолидации в этих целях сил и возможностей общественности, органов государственной власти, на наш взгляд, требуется научно обоснованная оперативно-разыскная политика. Термин «оперативно-разыскная политика» не является новым и использован нами не случайно.

В числе первых понятие «оперативно-разыскная политика» предложили А. Н. Качур и Н. М. Якушин [7, с. 41—42]. Отдельные аспекты оперативно-разыскной политики в разное время рассматривали в своих работах К. К. Горяинов, С. В. Па-талашко и др. [8, с. 178—181]; [9 с. 5—16]. Стоит также отметить огромный вклад в формировании новой научной теории — теории оперативно-разыскной политики, который внесли С. И. Захар-цев и В. П. Сальников. Нельзя не согласиться с их мнением о том, что «...сущность оперативно-розыскной политики представляет собой одну из важнейших проблем не только науки ОРД, но даже и теории государства и права. К сожалению, российские ученые уделяли этой проблеме явно недостаточно внимания. Теоретики государства и права вопросы оперативно-розыскной политики игнорировали...» [5, с. 132].

В то же время любая теория есть система идей в определенной отрасли знаний, дающая целостное представление о ее закономерностях, которые и выступают в качестве предмета той или иной теории. Не является исключением и теория ОРД. Взяв за основу мнение В. Г. Самойлова, одного из основоположников этой науки, рассмотрим с позиции практической значимости предмет оперативно-разыскной политики, включающий в себя, на наш взгляд, так же, как и теория соответствую-

щей ей деятельности, «...четыре группы закономерностей, раскрывающих ее:

— познавательную сущность;

— систему практических мер, направленных на решение конкретных оперативно-розыскных задач;

— систему организационных мер;

— правовые и нравственные основы» [10, с. 3].

Вести открытую, незавуалированную борьбу

с такими явлениями, как коррупция, и часто связанными с ней организованной транснациональной преступностью и терроризмом практически невозможно. С учетом высокой степени их латентности нельзя путем реализации лишь гласных уголовно-процессуальных процедур выявить и раскрыть, например факты подготовки террористического акта, контрабанды оружия или подкупа должностного лица — руководителя государственной или крупной коммерческой организации. На основе общих гносеологических методов познания в рамках оперативно-разыскной политики должны постоянно изучаться не только лица, в деяниях которых уже усматриваются признаки преступлений, способы их совершения и сокрытия, но и те, кто их замышляет, когда нормы уголовного права могут еще не действовать. Такая работа возможна в условиях постоянного подбора качественных, в том числе конфиденциальных, источников информации, соответствующих технических средств и т. д.

Сегодня уже, например, имеется положительная практика документирования фактов бесконтактного сбыта наркотиков, осуществляемого с использованием систем «закладок», диспетчеров, а также оплаты и последующей легализации полученных доходов через банковские терминалы. При этом не вызывает значительных сложностей использование в рамках уголовного судопроизводства результатов ОРД. В то же время возникают трудности с документированием преступных действий и дальнейшим использованием полученных результатов в рамках производства по уголовным делам именно организаторов данного криминального бизнеса, принимающих в качестве оплаты за свои «услуги» новый вид платежных средств — криптовалюту (Вйсош, ЕШегеит и др.). Соответственно, появляется необходимость подбора источников, способных получать информацию о посещаемых подозреваемыми лицами ресурсах (в первую очередь от провайдера), проведенных ими криптовалют-ных операциях (в том числе отраженных в блок-чейне) и т. п., а также расширения возможностей подразделений специальных технических мероприятий.

Столь утрированный пример можно спроецировать на любой вид криминального бизнеса: незаконный оборот оружия, криминальные банкрот-

ства, взяточничество, контрабанду и т. д. При этом преступниками используются не только последние достижения научно-технического прогресса, но и, к сожалению, пробелы законодательства. Однако более наглядно практическая значимость определения оперативно-разыскной политики, ее предмета проявляется в закономерностях, относящихся к организации и правовому регулированию ОРД, а также ее нравственным основам.

В теории ОРД, как и во многих других видах социальной деятельности, термин «организация» традиционно отражает два аспекта:

а) организацию в «статике» — построение и состояние любой системы, предназначенной для решения конкретных задач;

б) организацию в «динамике» — управление и функционирование системы.

Каждый из этих аспектов состоит из нескольких взаимообусловленных элементов. В контексте рассматриваемой темы считаем необходимым первостепенно обратить внимание именно на организационное построение оперативных подразделений (организация в «статике»), включающее в себя следующие элементы: систему, структуру и компетенцию.

Сегодня перечень субъектов ОРД в России определен положениями ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и может быть дополнен только на основании федеральных законов. К числу субъектов ОРД отнесены оперативные подразделения органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки и федеральной службы исполнения наказаний. Все они решают предусмотренные данным федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами. Среди них «добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации». На решение этой задачи нацелены не только федеральная служба безопасности и служба внешней разведки. Ведомственные нормативные правовые акты МВД России, в том числе имеющие ограничительный характер и раскрывающие вопросы организации и тактики ОРД органов внутренних дел, среди прочего относят данную задачу к числу тех, что стоят перед оперативными подразделениями полиции. В связи со сказанным мы согласны с мнением С. И. Захарцева и В. П. Сальникова о том, что эта задача «.сформулирована настолько ши-

роко, что позволяет уместить в нее практически любую информацию. Но о какой именно информации должна идти речь?» [6, с. 101]. Этот вопрос нуждается в законодательной проработке.

К числу обязанностей органов, осуществляющих ОРД, отнесена и такая, как «принятие в пределах своих полномочий всех необходимых мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, по обеспечению безопасности общества и государства, а также необходимость информировать другие органы, осуществляющие аналогичную деятельность на территории России, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь». Отсюда возникает не только вопрос о пределах поиска информации сотрудниками оперативных подразделений различных субъектов ОРД, но и потребность в координации их оперативной работы на конкретной обслуживаемой ими территории, а также субординации этих субъектов. В их число мы преднамеренно не включали сотрудников прокуратуры, поскольку вопросы организации и тактики ОРД не входят в предмет их надзора.

С учетом сложности и многообразия вариантов разрешения обозначенной проблемы уместно обратить внимание на многовековую историю становления и развития системы оперативных подразделений на территории России. Так, Приказ тайных дел, Тайная экспедиция, Особый комитет при Сенате, сыскная полиция и т. д., существовавшие в Российской империи, вели деятельность, направленную на профилактику, пресечение наиболее тяжких преступлений против государства. В советский период аналогичные задачи решали специализированные оперативные подразделения ВЧК, ГПУ, РКМ, НКВД и т. д. При этом именно концентрация усилий в одном специализированном органе исполнительной власти, наделенном правом осуществления ОРД, результаты которой в настоящее время могут быть интегрированы в уголовно-процессуальное производство, позволяло поднять на качественно новый уровень борьбу с наиболее опасными видами преступности. Идея создания в России самостоятельной федеральной службы по борьбе с организованной преступностью и коррупцией давно зреет в среде научных и практических работников. Еще 29 августа 1990 г. на расширенном заседании Всесоюзного координационного бюро по криминологии в Ленинграде предлагалось образовать единый Федеральный государственный комитет при Верховном Совете СССР по борьбе с организованной преступностью и коррупцией со своими органами на

местах с возложением на этот комитет в полном объеме оперативно-разыскных и следственных функций [12, с. 192—206]. С учетом обозначенного нам импонирует точка зрения С. В. Степашина и В. М. Егоршина: «...Исторический опыт подсказывает, что законодатель еще неоднократно поменяет количество субъектов ОРД. Какие-то ведомства укрупнятся, какие-то перестанут существовать, а вполне возможно, что появятся и новые субъекты ОРД. В конечном счете, количество и полномочия субъектов ОРД — важнейшая составляющая оперативно-розыскной политики, которую всегда определяет первое лицо государства» [11, с. 122].

Таким образом, оперативно-разыскная политика, по сути, должна находить свое отражение не только в практическом применении гласных и негласных сил, средств и методов ОРД, осуществляемой специально уполномоченными на то субъектами, но и в совершенствовании их системно-структурного построения. Очевиден и тот факт, что сегодня оперативно-разыскная политика — самостоятельное направление правотворческой деятельности государства. В России уже приняты волевые государственные решения, которые действуют не только политически, но и юридически. Будучи нормативно закрепленными, они представляют совокупность официально принятых взглядов, отражающих цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Ярким подтверждением тому служит как действующие Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», так и значительный перечень иных законодательных и подзаконных межведомственных, ведомственных нормативных правовых актов, в том числе содержащих сведения, отнесенные к государственной и служебной тайне. Однако бесспорен тот факт, что и они далеки от совершенства.

При рассмотрении закономерностей оперативно-разыскной политики, раскрывающих ее предмет, нельзя игнорировать значимость информационного воздействия на сознание населения страны. Эта проблема, в свою очередь, тесно связана с нравственным содержанием ОРД, представляющей собой единственный вид государственной деятельности, осуществление которой допустимо в негласной форме. При негласном проведении оперативно-разыскных мероприятий объективно приходится ограничивать такие конституционные права и свободы человека и гражданина, как неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны, неприкосновенность

жилища и тайну корреспонденции, поэтому концептуальную основу оперативно-разыскной политики в правовом государстве наряду с принципами законности, конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств должен составлять принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он подразумевает под собой не только ограничение всевозможных репрессий, но и так называемое право «прайвеси» (англ. ргмасу — тайна, уединение, частная жизнь) [13, с. 5], которое пока, как и сам термин, не имеет аналогов в российском праве и русском языке. Прайвеси может означать в одних случаях саму частную жизнь, в других — право на частную жизнь, в-третьих — право на защиту неприкосновенности частной жизни и т. д. [4]. Полагаем, что внедрение и широкое использование этого права позволит более цивилизовано реализовывать оперативно-разыскную политику в России.

В завершение отметим, что на современном этапе развития нашего государства важно не только должное теоретические осмысление содержания, соотношения оперативно-разыскной и уголовной политики в России, но и реализация конкретных мер по совершенствованию системно-структурного

1. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. №144- ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

2. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683ю Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

4. Сухарев А. Я., Крутских В. Е., Сухарева А. Я. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М., 2003.

5. Захарцев С. И., Сальников В. П. Размышления об оперативно-розыскной политике. Ученые записки юридического факультета. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 2015. № 39 (49).

6. Захарцев С. И., Сальников В. П. Оперативно-розыскная политика: понятие и сущность // Федеральный научно-практический журнал «Юридическая наука: история и современность». 2016. № 4.

7. Качур А. М., Якушин Н. М. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности. М., 1990. № 3.

8. Горяинов К. К. Оперативно-розыскная политика и развитие законодательства // Уголовно-исполнительная система на современном этапе:

построения специализированных федеральных органов исполнительной власти, наделенных правом осуществление ОРД, действий в целях социально-правовой защиты их сотрудников, которые должны найти свое документальное закрепление в источниках отечественного права. Кроме того, значимо и нравственное содержание этой деятельности и с позиции правоохранительных органов, и со стороны конкретной личности, общества в целом. Соблюдение установленных в государстве норм и правил минимизирует вмешательство государства, в том числе в лице сотрудников полиции, в частную деятельность, допуская лишь обоснованные и понятные действия. Прозрачность работы государственных органов будет благотворно влиять на предпринимательский климат в стране и формировать позитивный имидж МВД России в целом, а также способствовать развитию национальной экономики, повышению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

1. Federal law No. 144-FZ of 12 August 12 1995. "About operatively-search activity". Available from: reference legal system "Consultant Plus".

2. Federal law of the Russian Federation No. 3-FZ of 7 February 2011. "About Police". Available from: reference legal system "Consultant Plus".

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 683 of 31 December 2015. "About Strategy of national security of the Russian Federation". Available from: reference legal system "Consultant Plus".

4. Sukharev A. Ya., Krutskikh V. E., Sukhareva A. Ya. Large legal dictionary. Moscow: Infra-M; 2003

5. Zakhartsev S. I., Salnikov V. P. Reflections on operational-search policy. Scientific notes of the faculty of law. Saint Petersburg: Saint Petersburg state University of Economics. 2015; 39 (49).

6. Zakhartsev S. I., Salnikov V. P. Operational search policy: concept and essence. Federal scientific and practical journal "Legal science: history and modernity".2016; 4.

7. Kachur A. M., Yakushin N. M. Legal regulation of operational-investigative activity. Moscow; 1990; 3.

8. Goryainov K. K. Operational-search policy and development of legislation. In: Criminal-Executive system at the present stage: interaction of science and practice: materials of the Interna-

взаимодействие науки и практики: материалы междунар. науч.-практ. межведомст. конф. / под. ред. А. А. Вотинова. Самара: Самарский юрид. ин-т ФСИН России, 2016.

9. Катков С. В., Паталашко С. В. Оперативно-розыскная политика как элемент системы национальной безопасности России // Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности: сб. науч. статей / под ред. Ю. С. Чичерина [и др.]. Волгоград: ВА МВД России, 2016.

10. Самойлов В. Г. Предмет, задачи и система курса «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел» как отрасли научного знания (материалы к лекции для слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР). М.: Управление учебных заведений и научно-исследовательских учреждений МВД СССР, 1984.

11. Степашин С. В., Егоршин В. М. Книга, опередившая время. Федеральный научно-практический журнал «Юридическая наука: история и современность». 2015. № 1.

12. Скобликов П. А. Самостоятельная Федеральная служба по борьбе с организованной преступностью: доводы «за» и «против» // Криминальная ситуация на рубеже веков в России / под ред. проф. А. И. Долговой. М., 1999.

13. Николайчик В. М. США: Полицейский контроль над обществом. М., 1987.

© Катков С. В., Белокобыльская О. И., 2019

tional scientific-practical interdepartmental conference. Samara: Samara law Institute of the Federal penitentiary service; 2016.

9. Katkov S. V., Patalasko S. V Investigative policy as part of the system of national security of Russia. In: Actual problems of operational-investigative activity: collection of scientific works. Edited by Yu. S. Chicherin (et al). Volgograd: Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia; 2016.

10. Samoilov V. G. Subject, objectives and system of the course "Operational-search activity of internal Affairs" as a branch of scientific knowledge (materials for lectures for students and cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of the USSR). Moscow: Department of educational institutions and research institutions of the Ministry of internal Affairs of the USSR; 1984.

11. Stepashin S. V., Yegorshin V. M. the Book ahead of time. Federal scientific and practical journal "Legal science: history and modernity". 2015; 1.

12. Skoblikov P. A. Independent Federal service for combating organized crime: the arguments "for" and "against". Criminal situation at the turn of the century in Russia. Editer by professor A. I. Dolgova. Moscow; 1999.

13. Nikolaychik V. M. USA: Police control over the society. Moscow; 1987.

© Katkov S. V., Belokobylskaya O. I., 2019

Катков Сергей Владимирович, доцент кафедры

оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук; 8-927-250-71-74

Белокобыльская Ольга Ивановна, доцент кафедры

оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук; 8-904-776-71-79

Katkov Sergey Vladimirovich, associate professor

at the department of operative-search activity

and special equipment

of the Volgograd Academy

of the Ministry of the Interior of Russia,

candidate of juridical sciences;

8-927-250-71-74

Belokobylskaya Olga Ivanovna, associate professor

at the department of operative-search activity and special equipment of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, candidate of juridical sciences; 8-904-776-71-79

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.