УДК 351.745.7 ББК 67.41
© 2016 г. И. П. Напханенко,
доцент кафедры криминалистики и оперативно-разыскной деятельности Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.
E-mail: [email protected]
Е. Н. Билоус,
заместитель начальника Рязанского филиала Московского университета МВД России
им. В. Я. Кикотя по учебной и научной работе кандидат юридических наук, профессор.
E-mail: [email protected]
А. В. Федоров,
профессор кафедры административного права и уголовно-правовых дисциплин
Ростовского государственного университета путей сообщения кандидат юридических наук.
E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
В статье исследуются различные определения понятия оперативно-разыскного мероприятия. Авторы приходят к выводу, что в рассмотренных определениях отсутствует ряд признаков, которые могли бы в полной мере отразить сущность оперативно-разыскного мероприятия. Также авторы приходят к выводу о необходимости внесения в действующее оперативно-разыскное законодательство таких определений, как оперативно-разыскное мероприятие и силы оперативно-разыскной деятельности.
Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскное мероприятие, силы оперативно-разыскной деятельности, средства оперативно-разыскной деятельности, оперативные подразделения, сотрудник оперативного подразделения.
I. P. Napkhanenko - Associate professor, the Department of Criminalistics and Operative-Investigative Activities,
Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law.
E. N. Bilous - Deputy Head of the Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the
Russian Federation, named after V.Yu. Kikot on Educational and Scientific Work, PhD in Law, Professor.
A. V. Fedorov - Professor of Administrative Law and Criminal Law, Rostov State University of Railway Engineering
PhD in law.
TO A QUESTION ON THE DEFINITION OF OPERATTONALAND SEARCH ACTIVITIES
The article examines the different definitions of operational-search activities. The authors come to the conclusion that in the above definition a number of signs that would fully reflect the essence of operational-search activities are missed. Also, the authors come to the conclusion about the need to bring in current investigative legislation such definitions as the operational-search activity and force of investigative activities.
Keywords: operational-search activity, operational-search event, force of operational-investigative activities, tools of operational-investigative activity, operational unit, member of the operational unit.
Перечень оперативно-разыскных мероприятий нормативно закреплен в статье 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее по тексту - ФЗ об ОРД), однако определения самого оперативно-разыскного мероприятия (далее по тексту - ОРМ) в нем нет, что является, по нашему мнению, существенным недостатком. Понятие ОРМ - одно из основных, ключевых в оперативно-разыскной деятельности. Его отсутствие позволяет сотрудникам оперативных подразделений по-разному понимать сущность ОРМ, что,
в свою очередь, приводит к различным ошибкам при осуществлении оперативно-разыскной деятельности. Необходимость наличия в законе понятия была обоснована В. М. Атма-житовым и В. Г. Бобровым [1, с. 11-14]. Как справедливо заметил В. Г. Бобров, «выяснение сущности оперативно-разыскных мероприятий - это вопрос, от решения которого во многом зависит рассмотрение различных сторон проведения таких мероприятий» [2].
Проведенный нами анализ юридической литературы, в том числе и имеющий закрытый характер, позволяет сделать вывод, что
весьма мало работ посвящено определению сущности ОРМ. Предложенные в них определения оперативно-разыскного мероприятия в статье будут нами рассмотрены и проанализированы.
Одним из первых ученых, кем была осуществлена попытка сформулировать определение оперативно-разыскного мероприятия был А. Г. Лекарь (1972 г.), который под ним понимал как «основанные на использовании специальных негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами действия оперативного работника органов внутренних дел, направленные на решение отдельных задач борьбы с преступностью». Им были выделены отличительные признаки, присущие данному понятию и отличающие его от других действий, осуществляемых сотрудниками милиции.
Во-первых, ОРМ могут осуществлять только специальные субъекты, а именно оперативные работники органов внутренних дел.
Во-вторых, использование при осуществлении ОРМ как гласных, так и негласных средств и методов.
В-третьих, направленность ОРМ на решение отдельных задач борьбы с преступностью.
Приведенное выше определение было достаточно оптимальным для того периода развития теории ОРД. Не признание до начала 90-х годов прошлого века оперативно-разыскной деятельности на законодательном уровне являлось одной из причин отсутствия интереса к определению понятия оперативно-разыскного мероприятия.
В 1992 году впервые за историю существования отечественных правоохранительных органов был принят Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», который на законодательном уровне урегулировал существовавшую многие годы разведывательно-поисковую деятельность правоохранительных органов. В статье 6 указанного нормативного правового акта был определен перечень оперативно-разыскных мероприятий, которые могли проводиться для решения задач оперативно-разыскной деятельности.
Введение в действие Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» и практика его применения благотворно повлияли на развитие нормативно-правового регулирования оперативно-разыскной деятельности. Однако определение
оперативно-разыскного мероприятия в указанном законодательном акте отсутствовало.
Произошедшие в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века изменения в стране и обществе послужили основанием изменения правовой системы. 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации, которая закрепила важнейшие начала общественного строя и государственной организации страны. Однако нормы Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» уже не в полной мере соответствовали ее положениям. Указанные обстоятельства обусловили принятие в 1995 году Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Анализ указанного правового акта позволяет сделать вывод, что в нем законодатель, во-первых, расширил перечень оперативно-разыскных мероприятий, добавив такие оперативно-разыскные мероприятия, как оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент.
Во-вторых, была уточнена и дополнена редакция некоторых оперативно-разыскных мероприятий, например, контрольная закупка стала проверочной закупкой, а контроль почтовых отправлений был дополнен контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и др.
В одном из первых комментариев к этому закону А. Е. Чечетиным было сформулировано понятие оперативно-разыскного мероприятия, под которым предлагалось понимать ОРМ как «составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач» [3, с. 48]. В этом же комментарии автор указывает на то, что «оперативно-розыскные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан» [3, с. 49].
Данное определение, по нашему мнению, носит достаточно общий характер. В нем отсутствует ряд существенных признаков, которые позволяют отличить ОРМ от других действий, осуществляемых сотрудниками право-
охранительных органов. К ним следует отнести, во-первых, отсутствие специального субъекта, уполномоченного на осуществление ОРМ - сотрудника оперативного подразделения.
Во-вторых, ОРМ направлены не только на получение информации о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, фактах противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан, но и на документирование их преступной деятельности.
В-третьих, в определении автором ничего не сказано о средствах оперативно-разыскной деятельности, которые используются при проведении оперативно-разыскных мероприятий.
Впоследствии А. Е. Чечетиным было предложено новое понятие оперативно-разыскного мероприятия - это «закрепленные в Законе об ОРД и проводимые уполномоченными на то субъектами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов действия, основанные на применении преимущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами, направленные на непосредственное выявление фактических данных, необходимых для решения задач ОРД» [4, с. 65].
Автором выделены пять отличительных признаков, раскрывающих сущность ОРМ и позволяющих отграничить их от иных действий субъектов ОРД.
Первым признаком оперативно-разыскных мероприятий является их законодательная закрепленность.
Вторым значимым признаком оперативно-разыскных мероприятий является возможность их проведения только уполномоченными субъектами.
Третьим отличительным признаком ОРМ выступает необходимость их осуществления с соблюдением оснований, условий и процедуры проведения, установленных законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами.
Четвертым признаком оперативно-разыскных мероприятий является их основанность на применении преимущественно негласных средств и методов.
Пятым отличительным признаком оперативно-разыскных мероприятий является их нацеленность на непосредственное выявле-
ние фактических данных, необходимых для решения задач ОРД [4, с. 65-66].
В данном определении и признаках, его характеризующих, ничего не сказано о привлечении к подготовке и проведению оперативно-разыскных мероприятий в соответствии со статьей 17 ФЗ об ОРД отдельных лиц, в том числе с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность.
Также несомненный интерес представляют определения оперативно-разыскного мероприятия, предложенные рядом ученых, таких как О. А. Вагин, С. И. Захарцев и др.
О. А. Вагин под оперативно-разыскным мероприятием понимает «закрепленные в ФЗ об ОРД действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач оперативно-разыскной деятельности» [5, с. 231].
Анализ приведенного определения позволяет нам сделать вывод, что в нем отсутствуют субъекты, осуществляющие ОРМ, а именно сотрудники оперативных подразделений.
С. И. Захарцев под оперативно-разыскным мероприятием понимает «составную часть оперативно-разыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющую собой совокупность действий, специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающую нормам морали и нравственности и непосредственно направленную на достижение целей и разрешение задач оперативно-разыскной деятельности» [6, с. 92].
Приведенное выше определение оперативно-разыскного мероприятия имеет, по нашему мнению, довольно общий характер. В нем, например, ничего не сказано о силах и средствах оперативно-разыскной деятельности используемых при проведении оперативно-разыскных мероприятий.
Анализ указанных выше понятий оперативно-разыскного мероприятия позволяет нам выделить ряд признаков отличающих оперативно-разыскное мероприятие от других действий, осуществляемых сотрудниками правоохранительных органов в целях решения задач с преступностью. К ним относятся:
1 . Перечень ОРМ нормативно закреплен в статье 6 ФЗ об ОРД.
2. ОРМ могут осуществляться как на гласной, так и негласной основе. Это обусловлено, прежде всего, их разведывательно-поисковым характером. Под гласным способом осуществления ОРМ следует понимать, что в ходе их проведения сотрудники оперативного подразделения отрыто (гласно) представляют интересы соответствующего правоохранительного органа, не скрывая своих целей. При негласном осуществлении ОРМ сотрудники оперативного подразделения скрывают свою принадлежность к правоохранительным органам, либо осуществляют их в тайне от окружающих граждан и, прежде всего, от лиц, причастных к преступной деятельности.
Негласность позволяет исключить возможность со стороны лиц, в отношении которых осуществляются ОРМ, воспрепятствовать их проведению, а также обеспечить тайну применяемых в конкретном месте и времени сил и средств оперативно-разыскной деятельности.
3. Возможность проведения оперативно-разыскных мероприятий только специально уполномоченными субъектами государственных органов. Перечень указанных государственных органов регламентирован статьей 1 3 ФЗ об ОРД. Кроме этого, проводить оперативно-разыскные мероприятия могут не все сотрудники, а только сотрудники оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, допущенные в установленном порядке к осуществлению такой деятельности. Руководители государственных органов своими нормативными актами определяют ведомственный перечень оперативных подразделений, наделенных правом на проведение ОРМ, их полномочия и структуру. В соответствии с этим субъектами, осуществляющими ОРМ, могут быть не любые представители, указанных в законе органов, а только сотрудники их оперативных подразделений.
4. ОРМ могут проводиться только при наличии оснований и соблюдении условий, которые нормативно закреплены в статьях 7 и 8 ФЗ об ОРД. Другая деятельность органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, оснований и условий не требует.
5. Необходимость при осуществлении ОРМ использовать силы и средства оперативно-разыскной деятельности. К силам оперативно-разыскной деятельности относятся:
а) сотрудники оперативных подразделений;
б) лица, привлеченные содействию, в том числе на конфиденциальной основе, и используемые при подготовке и проведении ОРМ.
Перечень оперативных подразделений, имеющих право осуществлять оперативно-разыскную деятельность, и соответственно, оперативно-разыскные мероприятия определяется ведомственными нормативными актами, например, в органах внутренних дел приказом МВД России от 19.06.2012 № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России». К ним относятся подразделения:
- уголовного розыска;
- экономической безопасности и противодействия коррупции;
- собственной безопасности;
- по противодействию экстремизму;
- по борьбе с преступными посягательствами на грузы;
- по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
- национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации;
- специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения);
- оперативно-разыскной информации.
В соответствии со статьей 1 5 ФЗ об ОРД сотрудники оперативных подразделений имеют право при подготовке и проведении ОРМ устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать им содействие на конфиденциальной основе.
Также, в соответствии со статьей 17 ФЗ об ОРД отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-разыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность.
6. При подготовке и проведении ОРМ оперативными подразделениями могут использоваться средства оперативно-разыскной деятельности. К ним относятся учеты, специальные технические средства и служебно-разы-скные собаки.
В соответствии со статьей 11 ФЗ об ОРД оперативные подразделения могут создавать и использовать информационные системы
для решения задач оперативно-разыскной деятельности, например, учет лиц, ранее судимых за совершение преступлений.
В ходе проведения ОРМ сотрудниками оперативных подразделений на основании статьи 6 ФЗ Об ОРД могут использоваться технические и иные средства, не наносящие вреда жизни и здоровью людей и не причиняющие ущерба окружающей среде. При этом технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, могут использоваться только сотрудниками оперативных подразделений.
7. Проведение ОРМ направлено исключительно на решение задач оперативно-разыскной деятельности, которые нормативно закреплены в статье 2 ФЗ об ОРД. Данный признак строго определяет направленность и цель такого мероприятия.
Литература
1. Атмажитов В. М., Бобров В. Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: научный доклад. М., 2003.
2. Бобров В. Г. Понятие оперативно-разыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-разыскных мероприятий: лекция. М., 2003.
3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности: научно-практический комментарий» / под ред. проф. В. В. Ни-колюка. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1999.
4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. С. Бахты. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014.
5. Теория оперативно-разыскной деятельности: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Сини-лова. М., 2014.
6. Захарцев С. И. Теория и правовая регламентация оперативно-разыскного мероприятия: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2004.
Перечисленные выше признаки позволяют нам сформулировать определение оперативно-разыскного мероприятия - это действия, осуществляемые гласно и (или) негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, а также с использованием сил и средств оперативно-разыскной деятельности в целях решения задач данной деятельности.
Данное понятие ОРМ должно быть, по нашему мнению, нормативно закреплено в ФЗ об ОРД. Также в оперативно-разыскном законодательстве должны быть закреплены и другие понятия и определения, например, такие как силы и средства оперативно-разыскной деятельности.
Bibliography
1. Atmazhitov V. M., Bobrov V. G. About the legislative regulation of operational-investigative activity: scientific report. M., 2003.
2. Bobrov V. G. Notion of operational-search activities. The grounds and conditions of operative search activities: lecture. M., 2003.
3. The Federal law "On operative-search activity: scientific-practical comment / Under the editorship of Professor V. V. Nikoluca. 4-thissue, rew. andadd. M., 1999.
4. Federal law «On operative-search activity»: scientific-practical comment / under. Doctor of Law, Professor A. S. Bakhty. 2-ndissue., rew. andadd. M., 2014.
5. The theory of operational search activity: the textbook. 3-rd issue, rew.andadd / under.ed. K. K. Goryainov, V. S. Ovchinsky, G. K. Sinilov. M., 2014.
6. Zakhartsev S. I. The theory and legal regulation of operative-search actions: diss. ... on competition of a scientific degree of the Doctor of Law. St. Petersburg, 2004.