Научная статья на тему 'К вопросу о понятии службы в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации'

К вопросу о понятии службы в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1535
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖБА / ПОЛИЦИЯ / СОТРУДНИК / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ЧИНОВНИК / РЕФОРМА / МВД / ОВД / SERVICE / POLICE / OFFICER / STATE / LAW / REFORM / MINISTRY OF INTERIOR / POLICE DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костенников Михаил Валерьевич, Гаик Марьян Всеволодович

Министерство внутренних дел в истории нашей страны всегда играло ключевую роль, а его сотрудники выполняли самые важные и ответственные государственные задачи и функции. Поэтому служба в органах и организациях системы МВД России имеет ключевое значение в деле обеспечения правопорядка, а также в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина. Кроме этого, правоохранительная служба в органах и организациях системы МВД России вносит определенный вклад в дело экономического развития страны, она также направлена на улучшение качества жизни людей и создание условий для их профессионального и социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the concept of service in bodies of internal Affairs in the civil service of the Russian Federation

The Ministry of internal Affairs in the history of our country has always played a key role, and its staff performed the important and responsible tasks and functions. Therefore the service in bodies and organizations of the interior Ministry of Russia is of key importance in ensuring the rule of law and the protection of the rights and freedoms of man and citizen. In addition, law-enforcement service in bodies and organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia makes a certain contribution to the economic development of the country, it also aims to improve the quality of people’s lives and creating conditions for their professional and social development.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии службы в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации»

УДК 34 ББК 67

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ СЛУЖБЫ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИХАИЛ ВАЛЕРЬЕВИЧ КОСТЕННИКОВ,

доктор юридических наук, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации

Email: m-2263768@yandex.ru; МАРЬЯН ВСЕВОЛОДОВИЧ ГАИК, кандидат юридических наук доцент Высшей школы экономики E-mail:gaik1975@mail.com

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Министерство внутренних дел в истории нашей страны всегда играло ключевую роль, а его сотрудники выполняли самые важные и ответственные государственные задачи и функции. Поэтому служба в органах и организациях системы МВД России имеет ключевое значение в деле обеспечения правопорядка, а также в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина. Кроме этого, правоохранительная служба в органах и организациях системы МВД России вносит определенный вклад в дело экономического развития страны, она также направлена на улучшение качества жизни людей и создание условий для их профессионального и социального развития.

Ключевые слова: служба, полиция, сотрудник, полицейский, государство, право, чиновник, реформа, МВД, ОВД.

Annotation. the Ministry of internal Affairs in the history of our country has always played a key role, and its staff performed the important and responsible tasks and functions. Therefore the service in bodies and organizations of the interior Ministry of Russia is of key importance in ensuring the rule of law and the protection of the rights and freedoms of man and citizen. In addition, law-enforcement service in bodies and organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia makes a certain contribution to the economic development of the country, it also aims to improve the quality of people's lives and creating conditions for their professional and social development.

Keywords: service, police, officer, police, state, law, officer, reform, Ministry of interior, police Department.

Государственная служба вообще и служба в органах внутренних дел в частности — необходимый атрибут современного российского государства. Государственная служба, каких бы видов она не была, в каких бы формах не реализовывалась, всегда направлена на осуществление государственной политики, а также на применение тех функций, которые, собственно, и закреплены за государством. Государственная служба — объективный институт государства. Как верно отметил А.А. Демин, «...поскольку наличие государственных служащих — неотъемлемый признак наличия самого государства, то и государственная служба существует везде, где есть государственная форма организации общества. Ее наличие и функционирование не зависит от наличия или отсутствия законодательства о государственной службе, наоборот, законодательство иногда

верно отражает объективные тенденции появления деятельности государственных служащих, а иногда в законодательстве выдаются желаемые ее черты за действительные»1.

Действительно, государственная служба как публично-правовой институт находится в непосредственной диалектической связи с государством и, как следствие этого, занимает промежуточное звено между гражданином и должностным лицом, осуществляющим те или иные государственные полномочия. Заметим, что государственная служба, как публично-правовое образование, является предметом изучения различных научных дисциплин, у каждой из которых свой предмет в исследовании и понимании соответствующего феномена.

Несмотря на то, что государственная служба изучается в различных аспектах, тем не менее, наиболее предметно этот институт исследован именно в

области права, а если быть более точным — рассматриваемое образование весьма предметно изучается в науке административного права. Как верно отмечает А.А. Гришковец, «...государственная служба — один из важнейших, фундаментальных институтов административного права»2.

В этой связи бесспорным представляется тот факт, что административное право занимает центральное место в механизме правового регулирования государственно-служебных отношений, однако следует признать, что и другие отрасли российского права также касаются обозначенного предмета правового воздействия.

В частности, Конституция Российской Федерации задает вектор в развитии законодательства о государственной службе, в этом документе отмечается, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (п. 4 ст. 32), а также то, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации (п. т ст. 71). Как первое, так и второе предписание Конституции нашей страны имеют самое непосредственное отношение к правовому регулированию, а также и к организации государственной службы, осуществляемой в системе МВД России. Государственная служба, как публично-правовое образование представляет собой иерархически выстроенный институт, обладающий рядом сущностных признаков, на которые будет обращено внимание чуть ниже. Государственная служба — это место, где гражданин может реализовать свою трудовую правосубъектность, а если сказать иными словами — свои способности в сфере труда. Кроме того, государственная служба обладает властным потенциалом, в связи с чем прохождение службы осуществляется в установленном правовом режиме, предполагающем ее особый статус и функциональный потенциал. Государственную службу реализует определенная категория специально подготовленных людей, которые имеют статус государственных служащих. Все эти, а также ряд иных признаков качественно отличают государственную службу от иных видов социально-полезной и трудовой деятельности людей. Необходимо отметить, что цель нашего исследования не стоит в рассмотрении всего института государственной службы, наша задача затронуть лишь один важнейший сегмент соответствующего образования, на который содержится указание в названии настоящей работы. Исходя из этого, заметим, что служба в органах внутренних дел соотносится с институтом государственной службы как часть к целому. Поэтому, в силу объективных обстоятельств, она обладает определенным качественным своеобразием, а также функциональным предназначением, тем не менее, некоторые общие признаки государственной службы все же присущи службе в органах внутренних дел. Об особенностях службы в органах и организациях системы МВД России будет сказано также несколько ниже, а сейчас представляется необходимым изложить в целом наше понимание института госу-

дарственной службы в российском праве, которое сложившиеся к настоящему времени в юридической литературе. Такой подход, как представляется, позволит системно подойти к определению сущностных признаков службы в органах внутренних дел. Более того, государственная служба, осуществляемая в системе МВД России в целом, не может развиваться автономно без взаимодействия с иными видами государственной службы. На данный факт обратил также внимание в свое время П.П. Сергун, подчеркнувший, что государственную службу в органах внутренних дел нельзя рассматривать как «некую оторванную, абсолютно самостоятельную категорию от общего развития государственной службы Российской Федерации». При этом цитируемый автор отмечает, что «если государственную службу определить в качестве родового объекта, то государственная служба в органах внутренних дел будет выступать как разновидность родового объекта, а именно — видовым объектом»3.

Именно обозначенный методологический как полагаем подход следует использовать при исследовании службы в органах внутренних дел, как разновидности федеральной государственной правоохранительной службы. Для подкрепления высказанного суждения представляется необходимым обратиться к теоретическому анализу института государственной службы.

В ходе реформирования государственной службы, в начале 2000-х годов был принят Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»4, который определил, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; и другие виды государственной службы (ст. 2). Все эти виды государственной службы между собой, так или иначе, логически взаимосвязаны, поскольку каждый из них позволяет государству реализовывать поставленные перед ним задачи и функции в соответствующей сфере. Исходя из предмета исследования, наибольшей интерес для нас представляет институт правоохранительной службы, поскольку именно в его содержании функционирует государственная служба, осуществляемая в органах и организациях системы МВД России.

Правоохранительная служба — это вид службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Исходя из своего содержания, служба в органах внутренних дел является, по сути, правоохранительной службой (термин в настоящее время отменен). Отметим, что обозначенный вид государственной службы весьма многочислен. Сотрудники полиции, а также иные сотрудники МВД России выполняют задачи

по защите прав и свобод граждан, осуществляют комплекс мер по противодействию преступлениям и административным правонарушениям. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»5 специально не акцентирует внимание на правоохранительном аспекте службы в органах и организациях системы МВД России. В частности, названный закон определяет, что служба в органах внутренних дел — «это федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел» (ст. 1). Такой подход, как нам представляется, далеко не в полной мере соответствует содержательному аспекту служебной деятельности, осуществляемой в сфере внутренних дел. В представленном определении акцент (и это логично) должен быть сделан на правоохранительный характер службы в органах внутренних дел. Исходя из этого положения, Е.В. Позднякова под государственной службой в органах внутренних дел предлагает понимать «...урегулированную нормами права служебную деятельность граждан Российской Федерации, осуществляемую на профессиональной основе за соответствующее вознаграждение, направленную на реализацию задач и функций, стоящих перед органами внутренних дел, посредством замещения должностей правоохранительной службы, учрежденных в органах внутренних дел, характеризуемую определенным административно-правовым статусом сотрудников»6.

В представленном определении службы в органах внутренних дел акцентируется внимание на необходимости замещения лицом должности в органах и организациях системы МВД России. Кроме того, служебная деятельность в органах внутренних дал напрямую перекликается с реализацией задач и функций, стоящих перед МВД России. Помимо всего прочего, служба в органах внутренних дел связана с реализацией тех задач, которые прямо вытекают из Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции»7.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что служба в органах внутренних дел является федеральной государственной службой, которая осуществляется на должностях, созданных в органах и организациях системы МВД России сотрудниками, назначенными на соответствующие должности и которым присвоены специальные звания.

Служба в органах внутренних дел носит профессиональный характер, в связи с этим к сотрудникам, претендующим на замещение соответствующих должностей предъявляются определенные требования к уровню их профессионального образования. В настоящее время для замещения большинства должностей в системе государственной службы, осуществляемой в органах внутренних дел, необходимо на-

личие высшего юридического образования. Помимо специальных званий, сотрудникам органов внутренних дел при сдаче соответствующих экзаменов может быть присвоена классность. В отличие от государственной гражданской службы — сотрудники, проходящие службу в органах внутренних дел, имеют льготное исчисление выслуги лет, а также более высокое социальное обеспечение, нежели государственные гражданские служащие.

В завершении рассмотрения особенностей государственной службы в органах внутренних дел представляется возможным отметить, что для этого вида государственной службы характерна весьма существенная централизация в вопросах правового регулирования прохождения службы, более высокие требования, касающиеся морально-психологической и физической подготовки сотрудника, кроме того, в сфере внутренних дел установлен более жесткий режим служебной дисциплины. Все эти, а также ряд иных особенностей качественно отличают службу в органах внутренних дел от иных видов служебной деятельности, осуществляемой в государственном аппарате.

Литература

1. Гришковец А.А. Государственная гражданская служба. — М., 2014. — С. 8.

2. Демин А.А. «Система добычи» и «система заслуг» как способы комплектования кадров государственной службы // Вестник РУДН. Серия юридические науки. — 1996. — № 2. — С. 41.

3. Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития. — Саратов, 1998. — С. 50.

4. Позднякова Е.В. Правовое регулирование прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Воронеж, 2010. — С. 8.

1 См.: Демин А.А. «Система добычи» и «система заслуг» как способы комплектования кадров государственной службы // Вестник РУДН. Серия юридические науки. - 1996. - № 2. - С. 41.

2 См.: Гришковец А.А. Государственная гражданская служба. - М., 2014. - С. 8.

3 См.: Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития. - Саратов, 1998. - С. 50.

4 Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.

5 Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7020.

6 См.: Позднякова Е.В. Правовое регулирование прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Воронеж, 2010. - С. 8.

7 Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.