Научная статья на тему 'К вопросу о понятии "образовательный кластер": семантика и коннотация'

К вопросу о понятии "образовательный кластер": семантика и коннотация Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / EDUCATIONAL CLUSTER / ТЕРМИН / TERM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Долгих Лилия Сергеевна

Рассматриваются историческое становление понятий «образование» и «кластер», которые являются составными частями термина «образовательный кластер». Анализируются семантические особенности их употребления и диахронические предпосылки.The article discusses the historical formation of the notions concept of «education» and«cluster», which are the compounds of a contemporary notion «an educational cluster». Examines the semantic peculiarities of their use and diachronic background.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии "образовательный кластер": семантика и коннотация»

ИННОВАЦИОННАЯ ВОЛНА ■

УДК 378.009

Л.С. Долгих,

Тюменский индустриальный университет

К вопросу о понятии «образовательный кластер»: семантика и коннотация

Сравнительно недавно в педагогической науке появился новый термин - «образовательный кластер», который, как считает, например, Е.И. Соколова, в научном обороте используется около двух десятилетий [2].

По нашему мнению, назрела потребность тщательного изучения семантического и коннота-ционного поля этого словосочетания с целью его конкретизации для обеспечения четкости педагогической терминологии. Считаем целесообразным рассмотрение семантики двух понятий «образование» и «кластер», являющихся составными частями изучаемого в рамках настоящей статьи термина «образовательный кластер», поскольку, несмотря на его относительную новизну, необходимо уточнить его содержание, определить взаимосвязь с другими педагогическими категориями.

Происхождение и семантика слова «образование» были подробно представлены в статье Н.И. Сперанской и О.Е. Яцевич [3]. Отметим, что корневым значением понятия «образование» выступает «образ». Отечественная педагогика сравнительно недавно (вторая половина XIX века) ввела в оборот термин «образование» , который фиксируется в трудах Н.И. Пиро-гова, хотя сам исследователь не дает конкретного определения этому термину [1].

Термин «образование» обладает дуальной природой как процесс (обучение кого-то) и как состояние (кто-то обучается, повышает свое образование). Он тесно

связан со множеством гуманитарных дисциплин, однако, по нашему мнению, берет свои истоки в Книге Бытия, где говорится, что Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт. 1:26).

Современная педагогика рассматривает образование как систему, имеющую в своем составе взаимосвязанные компоненты (обучение, воспитание, развитие), проявляющуюся посредством качественных результатов на личностном, общественно-государственном и общецивилизованном уровне, что представляет собой разноуровневые кластеры.

Теперь перейдем к изучению происхождения термина «кластер». По фонетическому обра-

Тюменский индустриальный университет

зу понятие «cluster» скорее всего берет начало от староанглийского «clyster» (клистир, клизма) и предположительно имеет тот же корень, что и существительное «clott» (комок, сгусток, скопление). В качестве переходного глагола используется с конца XIV века, а как непереходный с 1540 года. Как существительное начинает употребляться с 1727 года. В 1967 году уже появляется синтезированное словосочетание «кластерная бомба».

Староанглийское «clott» (в значении «круглая масса, комок») в голландском языке имеет аналогию «kloot» (мяч), в датском «klods» (глыба, ком), в немецком «klotz» (дубина, глыба, крупный блок). Эти понятия, вероятно, связаны

© Долгих Л.С., 2016

■ ИННОВАЦИОННАЯ ВОЛНА

ЛИЛИЯ СЕРГЕЕВНА ДОЛГИХ

преподаватель кафедры иностранных языков Тюменского индустриального университета. Сфера научных интересов: педагогика, лингвистика, языкознание. Автор 3 публикаций

Рассматриваются историческое становление понятий «образование» и «кластер», которые являются составными частями термина «образовательный кластер». Анализируются семантические особенности их употребления и диахронические предпосылки.

Ключевые слова: кластер, образование, образовательный кластер, термин.

The article discusses the historical formation of the notions concept of «education» and «cluster», which are the compounds of a contemporary notion «an educational cluster». Examines the semantic peculiarities of their use and diachronic background.

Key words: cluster, education, educational cluster, term.

со словами «cleat» (клин, планка, крепительная планка, шина) и «clod» (ком, комок), а в дальнейшем - «clot» (тромб) [5].

В настоящее время понятие «кластер» имеет обширное семантическое поле, смысловое ядро которого заключается в следующем: «существительное, обозначающее некоторое количество вещей или предметов одного и того же рода/вида», например, гроздь винограда / a cluster of grapes. К этому же близко и такое значение: «группа вещей или лиц, находящихся поблизости друг к другу по роду деятельности, интересов» (например, группа туристов / a cluster of tourists).

Кластер как термин используется для обозначения определен-

ных явлений в той или иной сфере деятельности. Так, в астрономии группа соседних звезд, удерживаемых вместе взаимным тяготением, по сути, имеющих один и тот же состав, возраст и происхождение, называется глобулярным и открытым кластером (globular and open cluster). В языкознании (раздел «фонетика») это понятие определяет совокупность двух или более последовательных согласных сочетаний (str - structure). А в военной терминологии США, например, кластер дубовых листьев (oak leaf cluster) понимается как небольшая металлическая конструкция, помещаемая на ленте, представляющая собой награду, указывающую на то, что такая же медаль была присуждена

вновь; отливаемая в бронзе и серебре [4].

В педагогику термин «кластер» пришел из экономики. Он был введен в 1990 году М.Ю. Портером. Этот термин служит для обозначения объединенных по географической сплоченности групп людей из связанных друг с другом фирм, которые, с одной стороны, способны конкурировать, а с другой -вести совместную работу. Поэтому не случайно образовательный кластер сначала рассматривался с точки зрения экономики образования и определялся как взаимодействие отдельных образовательных институтов и других заинтересованных организаций на основе единых целей и интересов на той или иной территории.

Изучение семантики понятий «образование» и «кластер», а также рассмотрение изменений их коннотаций позволяет сделать вывод, что образовательный кластер представляет собой открытую систему, включающую в себя структурные компоненты различного уровня, объединенные единой целью для достижения конкретного результата. Причем составные части кластера могут быть как простыми, однородными, так и чрезвычайно сложными, которые по сути сами являются кластерами, объединенными видо-родовыми отношениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века (до реформ 60-х гг.) / сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. С. 447.

2. Соколова Е.И. Термин «образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики // Непрерывное образование: XXI век. 2014. Вып. 2 (6). URL: http:// dx.doi.org/ 10.15393/j5.art.2014.2371 (дата обращения: 29.09.2016).

3. Сперанская Н.И., Яцевич О.Е. К вопросу о понятии «об-

разование»: семантика и коннотация // Перспективы науки. 2016. № 2 (77). С. 71-73.

4. Толковый словарь английского языка. URL: http://www. dictionary.com/browse/cluster?s=t (дата обращения: 20.09.2016).

5. Этимологический словарь: URL: http://www.etymonline. com/index.php?allowed_in_frame=0&search=cluster (дата обращения: 29.09.2016).

LITERATURA

1. Antologija pedagogicheskoj mysli Rossii pervoj poloviny XIX veka (do reform 60-h gg.) / sost. P.A. Lebedev. M.: Pedagogika, 1987. S. 447.

2. Sokolova E.l. Termin «obrazovatel'nyj klaster» v ponjatijnom pole sovremennoj pedagogiki // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2014. Vyp. 2 (6). URL: http:// dx.doi.org/ 10.15393/ j5.art.2014.2371 (data obrashhenija: 29.09.2016).

3. Speranskajа N.I., Jacevich O.E. K voprosu o ponjatii

«obrazovanie»: semantika i konnotacij8 || Perspektivy nauki. 2G16. № 2 (77). S. 71-73.

4. Tolkovyj slovar' anglijskogo j8zyka. URL: http:||www. dictionary.com|browse|cluster?s=t (data obrashhenij8: 2G.G9.2G16).

Б. Yetimologicheskij slovar': URL: http:||www.etymonline. com|index.php?allowed_in_frame=G&search=cluster (data obrashhenij8: 29.G9.2G16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.