Научная статья на тему 'Педагог: раб или Мессия?'

Педагог: раб или Мессия? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / PEDAGOGUE / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА / HUMANE PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сперанская Нина Ивановна, Яцевич Ольга Евгеньевна

Рассматривается историческая динамика развития понятий «педагог», «учитель». Показано происхождение и изменение их коннотаций в соответствии с эволюцией человечества. Делается вывод о том, что рост гуманистических и гуманных тенденций в педагогике обосновал понимание важнейшей роли педагога как учителя духовности в широком смысле этого слова, помогающего ребенку реализовать его уникальную миссию.The article deals with the historical dynamics of the development of the concepts of«pedagogue», «teacher». Shows the origin and changing their connotations in accordance with the evolution of humanity. It is concluded that the growth of humanistic and humane trends in pedagogy grounded understanding of the critical role of the teacher as the teacher of spirituality, in the broadest sense of the word, help the child to realize its unique mission.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагог: раб или Мессия?»

Н.И. Сперанская, О.Е. Яцевич,

Тюменский государственный нефтегазовый университет

Педагог: раб или мессия?

УДК 37.064.2

В публикациях, освещающих личностно ориентированное обучение, много внимания уделяется, с одной стороны, воспитаннику, познающему субъекту образовательной деятельности, что совершенно верно,а с другой - несправедливо умалчивается роль педагога, учителя, воспитателя в этом процессе.

Это противоречие сразу сказалось на формировании не всегда положительного, а зачастую неблагодарного и даже жестокого отношения к преподавателю в нашем обществе. Вспомним заснятое на видео избиение школьниками пожилой учительницы физкультуры. Неоднозначное впе-

Труд педагога нелегок

чатление у зрителей сложилось и после просмотра фильма Валерии Гай Германики «Школа». В настоящей статье мы продолжим наш диалог, начатый в № 2 журнала «Высшее образование сегодня» за 2016 год, и остановимся на роли педагога в образовательном процессе.

Н.И. Сперанская: Как и любой другой социальный институт, образование является отражением изменений, происходящих в обществе. Они зачастую похожи на Королевство кривых зеркал, где, если следовать строкам произведения Й. Хейзинги «Осень Средневековья», происходит постоянная смена надежды и отчаяния,

обнажающая ужасы бытия [6]. Поэтому считаю целесообразным провести исторический экскурс по пути, пройденному педагогами, преподавателями, учителями, воспитателями, выявить модификацию их семантики и коннотации.

О.Е. Яцевич: Известно, что слово «педагог» в переводе с греческого языка обозначает раба, сопровождающего ребенка на пути к школе. Такой «детоводи-тель» был крайне необходим для обучения мирским премудростям, ведь педагог играет роль домашнего воспитателя. Сейчас слова «педагог» и «учитель» стоят в одном синонимичном ряду, хотя исторически они противопоставлялись.

Н.И. Сперанская: Действительно, Сократ сравнивал себя со старой повитухой, отличие заключалось только в том, что он имел дело с мужчинами и принимал роды души. Главное в его искусстве майевтики - это наличие способов определения истинности мысли, рожденной юношей [4].

О.Е. Яцевич: Сам Сократ часто говорил: «Я только беседую...». так как беседа ни к чему не обязывает, можно не придерживаться особой логики и свободно переходить с одной темы на другую. Поэтому беседа из жанра обыденной обывательской речи переходила в разряд нравоучений, в которые вовлекалось молодое поколение. Зачастую Сократ в качестве своих неопровержимых доказательств того или иного события или факта приводил авторитетные имена богов.

© Сперанская Н.И., Яцевич О.Е., 2016

НИНА

ИВАНОВНА

СПЕРАНСКАЯ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета, заслуженный учитель Росийской Федерации. Сфера научных интересов: гуманная педагогика, образовательные модели, эффективные педагогические технологии, методика преподавания английского языка, коучинговые подходы в образовании. Автор более 10 публикаций

Н.И. Сперанская: Платон, будучи учеником Сократа, поддерживал многие его идеи воспитания добродетели в юношах и использовал метод беседы, чтобы больше внимание уделять развитию воли в своем ученике. Кстати, Платон считал, что молодые люди открывают в себе много прекрасного только благодаря Богу и учителю, тем самым он наделял педагога божественной миссией [4].

О.Е. Яцевич: Климент Александрийский (около 150/153215/220) представил следующую иерархию действующих лиц в обучении: увещеватель - педагог -учитель. Последовательное овладение знаниями из этой трех-частной цепочки могло помочь христианину стать не просто просвещенным, но и совершенным. Все эти три звена зиждятся на поведенческих императивах, воплощающих в себе библейские и античные принципы [1].

Н.И. Сперанская: Следуя логике автора, единый образовательный процесс разделен на три составные части в соответствии с

ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА ЯЦЕВИЧ

кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета. Сфера научных интересов: экзистенциальная философия, ноосфер-ное человековедение, аквариология, герменевтика, лингвистика, медленное движение, медленное обучение, даун-шифтинг, проблемы высшего образования. Автор более 40 публикаций

тремя сторонами человека: склонности воли, внешние действия и страсти. Увещеватель убеждает воспитанников, имеющих светское античное образование, в почитании единого Бога, закладывает основание новых жизненных ориентаций.

О.Е. Яцевич: Главное в деятельности педагога не теория, а практика, содействующая нравственному улучшению личности. Нравственные образцы представляются из исторических примеров прошлого, которые наглядны и поощрительны, «подстегивают» личность к зеркальной деятельности, исцеляют от дурных желаний и страстей. Педагог видится врачевателем заблудших душ.

Н.И. Сперанская: Да, увещеватель очищает от заблуждений и наставляет, а педагог воспитывает, обеспечивая нравственное улучшение. В этот период развития греко-римской педагогической мысли начинают появляться более уважительные оттенки к педагогической деятельности.

О.Е. Яцевич: Трактуя мысли Климента Александрийского, можно сказать, что учитель приходит после выполнения функций педагога. Педагог подталкивает учеников к учителю, так как учитель - это Бог.

Н.И. Сперанская: Как важно современному учителю помнить об этом божественном аспекте! Увещеватель и педагог подготовили почву, чтобы учитель мог передать сокровенные знания. Все три основные функции, выполняемые этими тремя лицами, могут быть включены в професси-ограмму современного учителя, воспитателя (формирование ориентаций и идеалов, развитие нравственных убеждений и, наконец, постижение сокровенных знаний). Хочется подчеркнуть и образовательный вектор: от воспитания нравственности и формирования жизненных идеалов к познанию, что, к великому сожалению, весьма часто упускает современная школа и порождает зловещие факты бездушия, цинизма в среде подростков и молодежи.

О.Е. Яцевич: Рассматривая изменения общественного мнения об учителе в исторической динамике, следует отметить, что это движение носило далеко не прямолинейный характер: были периоды и возвышения, и умаления роли педагога. А кто же может заниматься педагогической деятельностью? В античные времена философы вели за собой юношество, в Средние века образованных людей было тоже немного, поэтому осуществлялось индивидуальное воспитание и обучение.

Н.И. Сперанская: Мы далеки от мысли идеализировать всех педагогов и учителей, очень много факторов влияет на их деятельность, в том числе и само устройство общества, уровень его развития. В XIX веке в России передовыми мыслителями кри-

Рассматривается историческая динамика развития понятий «педагог», «учитель». Показано происхождение и изменение их коннотаций в соответствии с эволюцией человечества. Делается вывод о том, что рост гуманистических и гуманных тенденций в педагогике обосновал понимание важнейшей роли педагога как учителя духовности в широком смысле этого слова, помогающего ребенку реализовать его уникальную миссию.

Ключевые слова: педагог, учитель, воспитание, знание, гуманная педагогика.

The article deals with the historical dynamics of the development of the concepts of «pedagogue», «teacher». Shows the origin and changing their connotations in accordance with the evolution of humanity. It is concluded that the growth of humanistic and humane trends in pedagogy grounded understanding of the critical role of the teacher as the teacher of spirituality, in the broadest sense of the word, help the child to realize its unique mission. Key words: pedagogue, teacher, education, knowledge, humane pedagogy.

тиковалась удушающая, «понука-тельная» система образования. В педагогику идет «трудолюбивая посредственность», поскольку материальное вознаграждение скудное, да и времени на саморазвитие не остается, - заявлял в полемике Д.И. Писарев, который воспитателя сравнивал с «услужливым огородником», засевающим мозг своего воспитанника [3]. Причина такого негативизма основана на убеждении этого революционного демократа, сыгравшего огромную роль в развитии отечественной педагогики, в том, что нельзя никого воспитать, подготовить к жизни, если общество несовершенно. Д.И. Писарев утверждал, что ребенок нуждается в знаниях, умственном развитии; нравоучения в лучшем случае бесполезны, в худшем -вредны. Мы прекрасно видим, как поменялся сейчас образовательный вектор: знания выходят на первое место.

О.Е. Яцевич: В то же самое время Н.А. Некрасов называет педагога «сеятелем» и призывает «сеять разумное, доброе вечное». Авторитет учителя начал подрываться в перестроечные времена. Критика школы, учительства, кадровые потери, которые тогда несла система образования, не могли пройти даром. Неоднозначную роль сыграл Временный научно-исследовательский коллектив, подготовивший псевдонаучную и эмоциональную базу для ломки школы. Экономическая ситуация в стране деформирует и взгляды на педагога: престижность профессии учителя падает.

Н.И. Сперанская: С одной стороны, это был очень трудный период, а с другой - вся страна узнала в лицо лучших своих педагогов, которые продолжали работать с верой в ребенка, помогая ему строить свой собственный путь. По телевидению прошла серия передач об учителях-новато-

рах, например о С.Н. Лысенко-вой, В.Ф. Шаталове, Е.Н. Ильине, Ш.А. Амонашвили и др. В рамках гуманистической педагогики начинают зарождаться и крепнуть постулаты гуманной педагогики, которая характеризуется бережным отношением и к ребенку, и к педагогу как равноправным субъектам образовательного процесса [5].

О.Е. Яцевич: В Манифесте гуманной педагогики представлено педагогическое созвездие слов, где учитель определяется как «душа, носитель и даритель света», а не как обычное в своей повседневности, бесцветное слово «предметник» [2]. Мы видим, как в педагогику возвращается возвышенный, сакральный смысл, поскольку только духовность и гуманность позволят эволюционировать человечеству, а педагог как духовный (в широком смысле этого слова) учитель выполняет великую роль мессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащихся педагогических колледжей и студентов вузов: 2-х т. Т. 1. / пер., сост., вступ. ст. и общ. ред. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. 400 с.

2. Манифест гуманной педагогики. URL: http://yro.narod.ru/ mcr/Amonashvili/Manifest_pedagogika.htm (дата обращения: 20.12.2015).

3. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения /

сост. В.В. Большакова. М.: Педагогика, 1984. С. 51.

4. Платон. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000. С. 73.

5. Сперанская Н.И., Яцевич О.Е. Гуманистическая и гуманная педагогика: паронимичность и синонимичность контента // Высшее образование сегодня. 2016. № 3. С. 4-7.

6. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.: Прогресс, 1995. 416 с.

LITERATURA_

1. Antologije pedagogicheskoj mysli hristianskogo Srednevekov^: posobie dlje pedagogicheskih kolledzhej i studentov vuzov: v 2-h t. T. 1. / per., sost., vstup. st. i obshh. red. V.G. Bezrogova, O.I. Var^sh. M.: AO «Aspekt Press», 1994. 400 s.

2. Manifest gumannoj pedagogiki. URL: http://yro.narod. ru/mcr/Amonashvili/Manifest_pedagogika.htm (data obrashhenijа: 20.12.2015).

3. Pisarev D.I. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija / sost. V.V. Bol'shakova. M.: Pedagogika, 1984. S. 51.

4. Platon. M.: Izdatel'skij dom ShalvyAmonashvili, 2000. S. 73.

5. Speranskajа N.I., Jacevich O.E. Gumanisticheskaja i gumannaja pedagogika: paronimichnost' i sinonimichnost' kontenta // Vysshee obrazovanie segodnja. 2016. № 3. C. 4-7.

6. Heizinga I. Osen' Srednevekov'ja. M.: Progress, 1995. 416 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.