Научная статья на тему 'Кластерный подход в образовании: условия и предпосылки развития'

Кластерный подход в образовании: условия и предпосылки развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / NETWORKED LEARNING / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / CLUSTER APPROACH / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / EDUCATIONAL CLUSTERS / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATIONS IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клоктунова Наталья Анатольевна, Мандров Денис Владимирович, Кулигин Александр Валерьевич, Соловьева Валентина Александровна

Рассматривается осмысление такого феномена, как «кластерный подход» в образовании. Показаны предпосылки его активного внедрения в образовательный и научно-исследовательский процессы. Приведены характеристики и классификации кластера, помогающие лучше разобраться в этом вопросе. Дается краткий анализ основных преимуществ объединения образовательных организаций в кластеры, а также возникающая при этом проблематика.The article the work contains the analysis of the term “cluster approach” using in education. Conditions of its implementation in educational and scientific-research processes are taking into consideration. Main characteristics and classifications of using cluster approach in education are also elucidated to understand the aspects of the question. As the conclusion an overview of advantages and difficulties of this process is suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клоктунова Наталья Анатольевна, Мандров Денис Владимирович, Кулигин Александр Валерьевич, Соловьева Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в образовании: условия и предпосылки развития»

УДК 37.072 + 330

Н.А. Клоктунова, А.В. Кулигин, Д.В. Мандров, В.А. Соловьева,

Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского

Кластерный подход в образовании: условия и предпосылки развития

Памятник основателю Саратовского государственного медицинского университета В.И. Разумовскому

В последние годы политика развития образовательных учреждений так или иначе касается основополагающих принципов непрерывного образования: мобильности, индивидуализации, опережения, открытости и др. Конечно же, это диктуется требованиями рынка, развивающегося не локально, а интернационально и нуждающегося в кадрах, способных ориентироваться в постоянно меняющихся условиях (что, несомненно, определяется ускорением научно-технического прогресса, развитием инновационных и информационных технологий и др.). Дискурс подобной ориентации базируется на следующих основных документах, регламентирующих образование в Российской Федерации.

1. На Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), в котором говорится о сетевой форме реализации образовательных программ (ст. 13, 15, 76, 91, 99, 105).

2. На федеральных государственных образовательных стандартах, в которых предусмотрена возможность реализации программ обучения с помощью сетевых форм. Благодаря этому требования к реализации программы должны обеспечиваться совокупностью материально-технического и кадрового обеспечения не одного учебного заведения, а всего перечня вузов, входящих в данный кластер.

3. На программах развития образования в Российской Федера-

ции, например на «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы», одним из направлений которой является направленность на обеспечение участия обучающихся в территориально-распределенных сетевых образовательных программах, поддержку сетевых проектов школ.

Реализация сетевого обучения решает сразу две глобальные проблемы развития российского образования:

- преодолевает нехватку материально-технического и кадрового обеспечения образовательного процесса;

- обеспечивает обобщение и использование лучших практик в образовательной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности.

Стоит отметить, что в нормативных и программных документах сетевая реализация предполагается на добровольных началах, т.е. по усмотрению образовательных организаций.

Напрашивается вопрос: каким образом это все реализуется? Тут на помощь приходит к нам используемый повсеместно термин «кластер» (от англ. cluster - скопление, сложное объединение, подмножество, группа и др.), одной из коннотаций которого является способствование распространению сетевого обучения.

Что же представляет собой кластерный подход, и какую пользу он несет для образования в целом?

Изначально этот термин применялся для описания экономи-

© Клоктунова Н.А., Кулигин А.В., Мандров Д.В., Соловьева В.А., 2016

НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА КЛОКТУНОВА

кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии, начальник управления обеспечения качества образовательной деятельности Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Сфера научных интересов: повышение качества образования, социальные факторы, медицинское образование. Автор 17 публикаций

АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ КУЛИГИН

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой си-муляционого обучения, заместитель начальника управления обеспечения качества образовательной деятельности, начальник учебно-методического отдела Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Сфера научных интересов: повышение качества образования, симуля-ционое обучение. Автор 29 публикаций

ДЕНИС

ВЛАДИМИРОВИЧ МАНДРОВ

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры симуляционого обучения Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского. Сфера научных интересов: повышение качества образования, симуляционое обучение, медицинское образование. Автор 6 публикаций

ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА СОЛОВЬЕВА

специалист Центра менеджмента качества образования Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского, ассистент кафедры материаловедения, технологии и управления качеством Саратовского национального исследовательского университета им. Н.Г. Чернышевского. Сфера научных интересов: качественное образование, правила предоставления образовательного материала, цифровая оценка качества образования, информатизация образования. Автор 10 публикаций

Рассматривается осмысление такого феномена, как «кластерный подход» в образовании. Показаны предпосылки его активного внедрения в образовательный и научно-исследовательский процессы. Приведены характеристики и классификации кластера, помогающие лучше разобраться в этом вопросе. Дается краткий анализ основных преимуществ объединения образовательных организаций в кластеры, а также возникающая при этом проблематика.

Ключевые слова: сетевое обучение, кластерный подход, образовательные кластеры, инновации в образовании.

The article the work contains the analysis of the term "cluster approach" using in education.

Conditions of its implementation in educational and scientific-research processes are taking

into consideration. Main characteristics and classifications of using cluster approach in

education are also elucidated to understand the aspects of the question. As the conclusion

an overview of advantages and difficulties of this process is suggested.

Key words: networked learning, cluster approach, educational clusters, innovations in

education.

ческих взаимоотношений. Основоположник кластерного подхода Майкл Портер. По его мнению, кластерный подход предполагает перевод нового знания в технологические инновации и, соответственно, прибыль. Кластер или промышленная группа понимается как «группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организа-

ций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». При этом выделяются потенциальные участники кластера и определяются наиболее целесообразные формы их взаимоотношений, что позволяет достичь синергии в достижении целей и, как следствие, более высоких

результатов работы, нежели результаты компаний по отдельности [1].

В контексте образования значение термина «кластер» четко закреплено. И несмотря на значительное количество существующих определений, понимается образовательным сообществом практически всегда идентично (и даже в различных языках коннотация англоязычного и русскоязычного терминов практически совпадают) как характеристика инновационного образования, подразумевающего объединение и совместное использование ресурсов, а также результатов образовательной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности для повышения качества образования и результативности работы образовательных учреждений в целом [2]. Однако иногда бывает путаница, и под термином «кластер» понимают концепцию опорных вузов, так как оба вышеназванных подхода предполагают объединение. Необходимо четко обозначить, что при объединении в кластеры вузы сохраняют свою независимость, юридическую и финансовую автономию.

Итак, алгоритм создания и функционирования кластера предполагает:

- определение потребности, мотивации в создании кластера;

- разработку стратегии создания кластера (включает в себя перечень структурных единиц, формирующих кластер, а также определение связей между ними) [3];

- принятие и документальное оформление решения о создании кластера;

- подготовку программных документов участниками кластера: программы, плана-графика выполнения основных мероприятий, в которых в обязательном порядке прописываются ответственные за реализацию, а также ожидае-

мые результаты, что соответствует основным принципам подготовки стратегических документов в ГОСТ Р ИСО 9001-2015;

- совместную реализацию запланированных мероприятий и оценку достижения намеченных результатов (см. рис.).

Принятие решения о создании кластера бывает:

- добровольное (об этом говорится в основополагающих нормативных документах);

- выполнение решения, принятого на более высоком уровне, например, приказ министра здравоохранения № 844 от 26 ноября 2015 года об организации работ по формированию научно-образовательных медицинских кластеров (в рамках соглашений).

В состав участников кластера могут быть включены:

- образовательные организации различного уровня;

- научные организации (исследовательские центры и институты, научные лаборатории, технопарки, конструкторские бюро и др.);

- бизнес-структуры, ориентированные на достижение результатов в определенной сфере (профильные предприятия - промышленные, медицинские и т.д., структуры по трансферу технологий, бизнес-ассоциации);

- представители органов власти [4, 5].

Объединение кластеров может осуществляться по принципу:

- территориальному;

- профильному.

По территориальному расположению субъектов и характеру решаемых задач кластеры делятся на:

- муниципальные;

- региональные;

- федеральные [5].

В рамках образовательного кластера образовательные учреждения реализуют:

- организацию межвузовских кафедр, в том числе выпускающих;

- создание специализированных подразделений (экспертных сообществ), регламентирующих сотрудничество между образовательными учреждениями и бизнес-компаниями по всему спектру интересов;

- формирование межвузовских диссертационных советов;

- отбор на конкурсной основе профессорско-преподавательского состава кластера, получающего повышенную заработную плату за счет внебюджетных средств и дополнительных бюджетных поступлений;

- унификацию образовательных программ (для повышения мобильности обучающихся);

- формирование экзаменационных комиссий из сотрудников различных образовательных организаций;

- использование материально-технического оборудования в рамках партнерских соглашений;

- проведение совместных обучающих семинаров, вебинаров и др.;

- стажировки и чтение лекций преподавателями в вузах-партнерах, стажировки ординаторов на клинической базе других образовательных учреждений;

- другие совместные проекты.

Основные преимущества реализации кластерного подхода в медицинском образовании:

- возможность развития партнерских взаимоотношений между участниками кластера, в том числе с зарубежными образовательными, научно-исследовательскими и профильными учреждениями, формирование менталитета сотрудничества в современном обществе [6];

Рис. Упрощенный алгоритм создания и функционирования кластера

- свободный обмен информацией, формирование единого информационного пространства;

- повышение академической мобильности участников образовательного и научно-исследовательского процессов (обмен учеными, студентами, аспирантами, т.е. формирование единого образовательного пространства);

- увеличение объема научных исследований, расширение их базы, коммерциализация научных разработок и, как итог, создание конкретного социально значимого продукта;

- учет существующих лучших практик при реализации образовательного, научно-исследовательского и лечебного процесса. Реализация кластерного подхода объединяет все преимущества конкурентного бенчмаркинга (бенчмаркинг - процесс сравнения своей деятельности с луч ши -

ми компаниями на рынке и в отрасли с последующей реализацией изменений для достижения и сохранения конкурентоспособности. - Прим. ред.);

- обеспечение прозрачности и открытости системы образования в организации (методов преподавания и оценивания) путем включения в указанные механизмы участников кластера, что уменьшает вероятность коррупции;

- структуризация и отбор содержания образовательного материала с учетом мнений всех заинтересованных сторон, участвующих в деятельности кластера;

- мотивация преподавательского состава к постоянному профессиональному совершенствованию [7];

- объединение материально-технического оснащения нескольких университетов, расположенных в единой геогра-

фической зоне, что позволяет дополнительно не закупать дорогостоящее оборудование, которое будет работать с минимальной нагрузкой;

- решение задачи о повышении совокупных показателей каждого вуза в кластере. Улучшение имиджа учреждений [8].

Приведем и проблемы, возникающие при использовании этого подхода:

- реализация кластерного подхода - это не панацея, а только инструмент для решения имеющихся проблем, поверхностный же подход окажется дополнительной нагрузкой для всех участников образовательного процесса, не приносящей никаких желаемых результатов;

- кластерная политика предполагает сохранение механизмов внутренней конкуренции, что, с одной стороны,является позитивным аспектом, а с другой стороны, при

Члены Совета научно-образовательного медицинского кластера «Нижневолжский»

отсутствии грамотной координации усилий по реализации проектов, этот момент может оказаться фатальным для успешной работы;

- сниженная ориентация в России на сотрудничество, несмотря на тенденции глобализации в мире [6];

- большой объем предварительной работы по внедрению кластерного подхода в сфере образования.

По решению Министерства здравоохранения Российской Федерации Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского является участником медицин-

ского научно-образовательного кластера «Нижневолжский». Общие цели и задачи программы кластера согласуются со стратегической программой развития университета и принятой политикой в области обеспечения качества образования [9]. Руководство университета, сотрудники и обучающиеся Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского с энтузиазмом принимают открывающиеся при этом возможности, надеются на плодотворное сотрудничество с университетами кластера и на достижение намеченных результатов.

В заключение хочется отметить, что образование никогда не существует изолированно.Разви-тие общества, страны, мира оказывает непосредственное влияние и на имеющийся социальный заказ, и на механизмы реализации подготовки и переподготовки специалистов. Совместное функционирование образовательных учреждений - это одно из тех решений, что закладывают фундамент для дальнейшего развития образования и науки. Нам остается только помнить, что ответственность за качество реализации кластера лежит на каждом из нас.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисцына Н.Н. Инновационный научно-образовательный кластер как способ организации инновационной деятельности в вузе // Креативная экономика. 2010. № 4 (40). С. 91-97.

2. Бугаева И.О., Клоктунова Н.А., Соловьева В.А., Маго-медова М.С. Особенности функционирования системы менеджмента качества в Саратовском государственном медицинском университете им. В.И. Разумовского // Саратовский научно-медицинский журнал. 2015. Т. 11. № 4. С. 597-600.

3. Коновалова М.Е. Кластерный подход и его роль в структурной сбалансированности общественного воспроизводства // Успехи современного естествознания. 2011. № 12. С. 93-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Плутова М.И. Влияние научно-образовательных кластеров на воспроизводство образовательного потенциала экономически активного населения // Науковедение: интернет-журн. 2013. Вып. 6. Идентификационный номер статьи в журнале 53EVN613.

5. Соколова Е.И. Термин «образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики // Непрерыв-

ное образование: XXI век. 2014. 2 (6). DOI: 10.15393/ j5.art.2014.2371.

6. Харченко С.А. Взаимодействие студентов вуза и внешних партнеров в рамках локального образовательного кластера // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). C. 201-205.

7. Чучкалова Е.И., Мосунова О.Г. Теоретические аспекты создания и развития образовательных кластеров // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. C. 361-363.

8. Щепакин К.М., Жукова Н.В. Формирование образовательных кластеров региона // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 3-1. С. 208-218.

9. Aitbayeva G.D., Zhubanova M.K., Kulgildinova T.A., Tusupbekova G.M., & Uaisova G.I. Formation of Education Clusters as a Way to Improve Education // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11. № 9. C.3053-3064. DOI: 10.12973/ijese.2016.735a.

LITERATURA

1. Aniscyna N.N. Innovacionnyj nauchno-obrazovatel'nyj klaster kak sposob organizacij innovacionnoi dejatel'nosti v vuze // Kreativnaja yekonomika. 2010. № 4 (40). S. 91-97.

2. Bugaeva I.O., Kloktunova N.A., Solov'eva V.A., Magomedova M.S. Osobennosti funkcionirovanija sistemy menedzhmenta kachestva v Saratovskom gosudarstvennom medicinskom universitete im. V.I. Razumovskogo // Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal. 2015. T. 11. № 4. S. 597-600.

3. Konovalova M.E. Klasternyj podhod i ego rol' v strukturnoi sbalansirovannosti obshhestvennogo vosproizvodstva // Uspehi sovremennogo estestvoznanija. 2011. № 12. S. 93-96.

4. Plutova M.I. Vlijanie nauchno-obrazovatel'nyh klasterov na vosproizvodstvo obrazovatel'nogo potenciala yekonomicheski aktivnogo naselenija // Naukovedenie: internet-zhurn. 2013. Vyp. 6. Identifikacionnyi nomer stat'i v zhurnale 53EVN613.

5. Sokolova E.I. Termin «obrazovatel'nyj klaster» v ponjatijnom

pole sovremennoj pedagogiki // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2014. 2 (6). DOI: 10.15393/j5.art.2014.2371.

6. Harchenko S.A. Vzaimodeistvie studentov vuza i vneshnih partnerov v ramkah lokal'nogo obrazovatel'nogo klastera // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika, psihologija. 2015. №1 (20). S. 201-205.

7. Chuchkalova E.I., Mosunova O.G. Teoreticheskie aspekty sozdanija i razvitija obrazovatel'nyh klasterov // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2013. № 8. S. 361-363.

8. Shh'epakinK.M., ZhukovaN.V. Formirovanie obrazovatel'nyh klasterov regiona // Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Yekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2013. № 3-1. S. 208-218.

9. Aitbayeva G.D., Zhubanova M.K., Kulgildinova T.A., Tusupbekova G.M., & Uaisova G.I. Formation of Education Clusters as a Way to Improve Education // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11. № 9. S. 3053-3064. DOI: 10.12973/ijese.2016.735a.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.