до 63 000 крон, в 1925 г. ежемесячная смета составляла 59 300 крон. В пределах сметы Комитету было предоставлено право передвижения средств при условии, что общая сумма расходов на год не превысит суммы, установленной по годовой смете.
Таким образом, Объединение российских земских и городских деятелей в Чехословацкой Республике (Земгор) наряду с благотворительной деятельностью во второй половине 20-х гг. XX столетия особое внимание уделяло культурно-просветительской работе. При этом Земгор стремился, повышая культурно-образовательный уровень беженцев, принести пользу не только им, но и России, нуждавшейся в хорошо подготовленных специалистах.
1 См.: ГАРФ. Ф. 5886. Оп. 1. Д. 88. Л. 1.
2 См.: ГАРФ. Ф. 5894. Оп. 1. Д. 3. Д. 3., Л. 3 об.
3 См.: ГАРФ. Ф. 5764. Оп. 1. Д. 88. Л. 82. Д. 113. Л. 6; Ф. 5894. Оп. 1. Д. 3. Л. 5-11.
4 См.: ГАРФ. Ф. 5764. Оп. 1. Д. 113. Л. 1.
5 См.: ГАРФ. Ф. 5894. Оп. 1. Д. 3. Л. 4.
6 См.: ГАРФ. Ф. 5764. Оп.1. Д. 113. Л. 1 об.
7 См.: ГАРФ. Ф. 5764. Оп.1. Д. 113. Л. 1 об.
8 См.: ГАРФ. Ф. 5886. Оп. 1. Д. 88. Л. 84.
9 См.: Серапионова Е.П. Российские эмигранты в Чехословакии в межвоенные годы // Вопросы истории. 1994. № 5. С. 127.
10 См.: ГАРФ. Ф. 5886. Оп. 1. Д. 88. Л. 5, 5 об.
А.А. Афанасьева
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА
В статье на основе действующего отечественного законодательства и международного права рассматривается вопрос о конституционном понятии ограничения прав человека.
Ключевые слова: ограничение прав и свобод человека, права и свободы человека, международное законодательство, Европейский союз.
А.А. Afanasyeva
ON THE CONCEPT OF THE CONSTITUTIONAL RESTRICTIONS ON HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EUROPEAN UNION
On the basis of the current national and international law, scientific works and research the author addressed the issue of the constitutional concept of restriction of human rights.
Keywords: restrictions of rights and freedoms, human rights and freedoms, international legislation, European Union.
Установление конституционных ограничений — основная проблема определения пределов свободы человека в обществе. Очевидно, что каждый человек должен считаться с такими правами и свободами других лиц, должен содей-
© Афанасьева Анастасия Алексеевна, 2016
Соискатель кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
ствовать или не препятствовать нормальному функционированию коллективов, общественных, а также государственных институтов. Получается, что свобода каждого человека простирается лишь до той границы, за которой начинается свобода других.
Ограничения, закрепленные в конституциях зарубежных стран, являются границами, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы. Такие границы зачастую вводятся и при помощи установления обязанностей, запретов, приостановлений, а также ответственности. К примеру, Конституцией РФ закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Такие ограничения в дальнейшем выступают определяющим индикатором, который позволяет установить степень свободы и защищенности человека. В юридической литературе конституционными ограничениями принято считать границы, в пределах которых субъекты должны действовать, использовать свои права и свободы, установленные в Конституции1.
По мнению А. В. Колокольцева, «конституционно-правовые ограничения определяют степень защищенности и свободы личности, и являются неким отделением законности от произвола»2.
Конституционное право как основополагающая отрасль для любой национальной правовой системы содержит основные понятия, связанные с ограничениями прав человека, и критерии правомерности их введения, которые в дальнейшем развиваются в других отраслях внутригосударственного права. Этот факт придает особое значение изучению норм, касающихся ограничения прав человека, которые содержатся именно в конституционном праве.
Значение термина «ограничение» в словаре определяется как грань, предел, рубеж; правило, которое умаляют какие-либо права, действия; способствуют сужению возможностей и т.д.3
К примеру, В.Б. Исаков определяет ограничение как «сознательно установленные обществом запреты»4. М.А. Нагорная говорит об «изменении содержания и объема нормы права»5. В.И. Гойман определяет ограничение как «осуществляемое в соответствии с предусмотренными законом основаниями в установленном порядке сужение объема»6.
В отечественной науке теории государства и права ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, которое создает условия для удовлетворения интересов главного субъекта и общественных интересов в охране и защите, а также установленные границы в праве, в пределах которых субъекты должны действовать7. А.В. Малько полагает, что, несмотря на отрицательную мотивацию ограничения прав, они играют одновременно и положительную роль при правовом регулировании поведения, т.к. направляются на установление социально полезных интересов государства, общества8.
Юридическая наука дает следующие дефиниции: «ограничения» — «лишение или сужение субъективного права»9; «обусловлена природными, социальными и духовными причинами система конституционно-правовых средств, определяющая носителя, сферу нормативного содержания и порядок реализации основных
прав человека и гражданина, но допустимая лишь в случае соответствия формальным и материальным критериям»10.
По мнению Б.С. Эбзеева, ограничением прав и свобод являются допустимые Конституцией и определенные федеральным законодательством изъятия из конституционного статуса человека и гражданина. Помимо прочего, ограничение основных прав можно связать с изъятием одного из правомочий в совокупности составляющих нормативное содержание основных прав и свобод11.
Относительно стран Евросоюза, например Великобритании, юридического понятия «ограничение прав человека» нормативные акты не содержат. С 1998 г. в Соединенном королевстве принят Закон о правах человека12, который интегрировал положения Европейской конвенции по правам человека в национальное законодательство Великобритании.
Основные права и свободы в Федеративной Республике Германии имеют особое значение. В Конституции 1949 г.13 они поставлены в начале документа, в ней установлены четкие законодательные основания для вмешательства в права и свободы. Легитимного понятия ограничений прав человека Конституция также не содержит. Формальной предпосылкой вмешательства в основные права служит то обстоятельство, что оно может быть допущено только с помощью закона или на основе закона.
В ст. 5 Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции в 1789 г.,14 говорится о том, что законом запрещаются лишь такие действия, которые вредны для общества, т.е. все, что не запрещено законом, дозволено. Никто не должен делать не предписанное в законе.
В истории Франции вмешательство в сферу прав человека считается то необходимым, то недопустимым. Этот переход от крайности к крайности можно проследить, анализируя основные источники конституционного права Французской Республики в области прав и свобод человека — Декларации прав человека и гражданина и преамбуле Конституции 1946 г., а также некоторых актах, которые до сих пор составляют часть действующей Конституции Франции.
Конституцией предоставлено право законодателю устанавливать правила, которые касаются гражданских прав и основных гарантий, предоставленных гражданам для пользования публичными свободами. Ограничение прав и свобод человека государством допускается, но с целью защитить высшее публичное требование. Принятые меры должны быть строго пропорциональны угрозе этого интереса.
В основном государства-страны Европейского союза ссылаются на Европейскую конвенцию по правам человека15.
Многообразие теоретических трактовок, присутствующих в международно-правовых документах, обусловливает неоднозначность употребления положений относительно ограничений прав и свобод человека и гражданина. Так, Всеобщая декларация прав человека в ст. 29 предписывает, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали и общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Таким образом, из вышеприведенной статьи видно, что Декларация использует термин «ограничение».
Также термин «ограничение» используется и в ст. 10 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека: «...Осуществление свобод выражения мнения, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом».
Термин «ограничение» также использован в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению.
Из вышеперечисленных примеров видно, что единого терминологического понимания вопроса, который связан с ограничением прав и свобод человека, не имеется. В то же время на основе анализа положений российской Конституции и конституций государств Евросоюза можно сделать вывод, что конституционные ограничения прав человека в этих странах рассматриваются как исключительные меры конституционно-правового характера, призванные защитить общественные интересы. При этом они во многих случаях носят исключительный характер, но общим является правило, что свобода одного индивида заканчивается там, где начинается свобода другого. Таким образом, здесь заложены и критерии определения правомерности конституционных ограничений прав человека, к которым в первую очередь можно отнести необходимость гарантировать равные права и свободы всем физическим лицам, находящимся на территории государства, а также необходимость соблюдения и защиты интересов общества в целом.
Следовательно, ограничение прав и свобод человека зачастую обусловливается различными факторами, в основном политико-правового свойства, имеющими определенные цели, которые достигаются как правовыми так и неправовыми способами и средствами, количественным или качественным умалением субъектами власти прав и свобод человека.
1 См.: Большой юридический словарь / под ред. А.В. Малько. М., 2009. С. 68.
2 Колокольцев А.В. Конституционно-правовое регулирование экономической миграции в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. С. 102.
3 См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1999. Т. 2. С. 647.
4 Исаков В.Б. Принципы, пределы, основания ограничений прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. 1998. № 7. С. 23.
5 Нагорная М.А. Принципы, пределы, основания ограничений прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву: круглый стол журнала «Государство и право» // Государство и право. 1998. № 7. С. 26.
6 Гойман В.И. Там же. С. 25.
7 См.: Малько А.В. Правовые ограничения: от отраслевого понимания к теоретическому // Правоведение. 1993. № 5. С. 14-26.
8 См.: МалькоА.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2004. С. 59.
9 Братко А.Г. Запреты в советском праве. М., 1996. С. 83.
10 Должиков А.В. Конституционные критерии допустимости ограничения основных прав человека и гражданина по российскому законодательству: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. С. 14.
11 См.: Там же. С. 231-232.
12 A Guide to the Human Rights Act 1998: Third Edition. URL: www.justice.gov.uk/about/docs/act-study-guide.pdf (дата обращения: 10.01.2016).
13 См.: Конституции государств Европейского Союза / под ред. Л.А. Окунькова. М., 1997. С. 816.
14 URL: http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/1789/declaration.htm (дата обращения: 15.01.2016).
15 См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2, ст. 163.