Как нам представляется под правом на свободу и личную неприкосновенность следует понимать - закрепленное в Конституции Российской Федерации и международно-правовых актах субъективное право каждого человека на всемерную защиту со стороны государства не только физической, психической и духовной жизни индивида, но и тех условий, которые создают ему возможность беспрепятственного пользования своими благами для реализации своих жизненных планов и потребностей, если это не противоречит интересам гражданского общества и государства в целом.
Таким образом, закономерно говорить о том, что право на свободу и личную неприкосновенность носит комплексный характер и выражается в нескольких законодательных установлениях, которые в своей совокупности и составляют нормативное содержание рассматриваемого права.
1 См.: Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 80.
2 См.: Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.В. Витрука на Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 5.
3 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2010 (комментарий к ст. 2).
4 См.: Кабышев В.Т. Российский конституционализм на рубеже тысячелетий // Правоведение. 2001. № 4. С. 70.
5 См.: Кабышев В.Т. Конституционная парадигма России на рубеже тысячелетий// Журнал российского права. 2008. № 12. С. 49-50.
6 См.: Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. М., 1961. Т.1. С. 519.
7 См.: Воеводин Л.Д. Государственное право СССР. М., 1967.С. 225; Короткий Н.Н. Процессуальные гарантии неприкосновенности личности подозреваемого и обвиняемого в стадии предварительного расследования. М., 1981. С. 7.
8 См.: Толкачев К.Б. Теоретико-методологические основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998. С. 20.
9 См.: Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 1996. С. 68-70.
10 См.: Документ Копенгагенского Совещания Конференции по человеческому измерению 1990 года // Гуманитарная сфера и права человека. М., 1992. С 56.
11 См.: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. М., 1997. С. 5
12 См.: Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. Саратов, 1982. С. 86.
13 Петрухин И.Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение. М., 1985. С. 9.
14 См., например: Фарбер И.Е. Конституционное право на неприкосновенность личности советских граждан // Правоведение 1973. № 3; Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Социалистическая демократия и личные права. М., 1984; Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность. М., 2000; Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М., 2004 и др.
А.А. Подмарев
ВОПРОСЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОВРЕМЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ
Статья посвящена исследованию специфики конституционного регулирования ограничения прав и свобод человека и гражданина. Анализируется соответствующие нормы Конституции России 1993 г. и конституций зарубежных стран.
Ключевые слова: конституция, содержание конституции, конституционное регулирование, свобода личности, права и свободы человека и гражданина, ограничение прав и свобод человека и гражданина.
© Подмарев Александр Александрович, 2014
Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права (Российский университет дружбы народов, г. Москва); e-mail: [email protected]
A.A. Podmarev
ISSUES ON RESTRICTIONS OF RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN THE MODERN CONSTITUTION
The article is dedicated to the regulation of specifics of the constitutional regulation of restrictions of the rights and freedoms of man and citizen. There are will be analyzed the relevant provisions of the Constitution of Russia of the 1993 year and constitutions of foreign countries.
Keywords: constitution, the content of the constitution, constitutional regulation, individual freedom, rights and freedoms of man and citizen, restrictions of the rights and freedoms of man and citizen.
Создателям конституций и в XVIII в. (США, Франция, Польша), и в XIX в. (Испания, Норвегия, Нидерланды, Португалия, Бельгия, Дания, Люксембург, Япония, Швейцария, Франция, Болгария, Германия, Венесуэла и другие страны), и в XX в. (Австрия, Япония, Италия, ФРГ, Франция, Греция, Португалия, Испания, КНР, РСФСР, СССР, Российская Федерация и многие другие государства), и в XXI в. (Бахрейн, Восточный Тимор, Катар, Афганистан, Ирак, Сербия, Непал, Таиланд, Бутан, Мьянма, Кыргызстан, Венгрия) приходилось и приходится решать сложнейшую проблему - какие общественные отношения необходимо урегулировать Основным законом, какие вопросы включить в конституцию, а какие оставить на усмотрение законодателя. С.А. Авакьян по этому поводу справедливо замечает: «что, в каком объеме, каким образом и в какой последовательности отразить в конституции - сложный вопрос»1.
Общеизвестно и общепризнанно, что конституция должна регулировать «только основные, главные, принципиальные общественные отношения, являющиеся 3 базой для развития других»2. Это аксиома для любой системы права, в которой д. присутствует конституция. Основные вопросы содержания каждой конституции -^ «о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства»3. ? Вместе с тем, если первые конституции ограничивались вопросами организации | государственной власти, государственно-территориального устройства, основны-| ми личными и политическими правами и свободами человека и гражданина, то | конституции, принятые после Второй Мировой войны и до настоящего времени,
1 практически не оставляют нетронутыми ни одну сферу общественных отношений. | Об этом свидетельствует и объем конституций некоторых государств. Наиболее
о.
2 показательными примерами таких Основных законов являются конституции § Индии 1950 г. (395 статей и 12 приложений), Малайзии 1957 г. (181 статья и | 13 приложений), Кипра 1960 г. (199 статей и 3 приложения), Пакистана 1973 г. | (280 статей и 7 приложений), Португалии 1976 г. (299 статей), Бразилии 1988 г. 2 (250 статей), Польши 1997 г. (243 статьи), Таиланда 2007 г. (309 статей), Мальдив § 2008 г. (301 статья и 2 приложения), Мьянмы 2008 г. (457 статей и 5 приложений). ? Конституция второй половины XX - начала XXI в. - это не только статус <3 главы государства, парламента, правительства, высших судебных органов, 1 территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности личности, I но и цели, задачи и предназначение государства; основы государственного и
общественного строя; вопросы внешней политики и международных отношений, условия членства в международных организациях; социальная политика; основы регулирования экономических процессов; роль государства в духовно-культурной сфере жизни общества; иерархия источников права; определение предмета законодательного регулирования; конституционный контроль; права 142 детей; правозащитные институты; школьное и высшее образование; труд и
права работников; политические партии; средства массовой информации; здравоохранение; формы собственности; экология; налоги; основы организации и деятельности правоохранительных органов; чрезвычайные режимы и многие другие важные для конкретного государства вопросы. Современная конституция - это «основной закон (совокупность основных законов, а иногда и других актов конституционного значения), исходящий из основных ценностей данной цивилизации, закрепляющий те или иные основы правового статуса личности, экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества, основы взаимоотношений человека, коллектива, государства и общества...»4.
Анализируя содержание действовавших и действующих конституций, можно констатировать, что есть определенные вопросы, которые находят отражение во всех основных законах, поскольку они неразрывно связаны с самой идеей конституции. Это, во-первых, организация государственной власти (по горизонтали и вертикали); во-вторых, основы правового положения личности, включающие принципы взаимоотношений человека и других членов общества и государством, а также основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Что касается взаимосвязи идеи прав человека и идеи конституции, то, как подчеркивает В.Т. Кабышев, «становление конституционализма было связано прежде всего с провозглашением прав человека естественными и неотчуждаемыми. Власть конституционно признает за человеком его свободы и права как неотъемлемые, как определяющие природу личности и меру ее свободы. Высшая юридическая сила Конституции призвана оградить провозглашенные права и свободы от возможного ущемления путем издания обычных законов»5. В.Е. Чиркин отмечает, что вопросы, составляющие содержание конституции, могут быть традиционными, необходимыми и излишними; традиционными и в то же время необходимыми являются конституционные положения об основных правах человека и об организации государственной власти, которые «присутствуют в том или ином объеме во всех конституциях мира»6.
Одним из важнейших вопросов конституционного регулирования - традиционным и необходимым - является определение сферы свободы человека (через его права, свободы, обязанности, ответственность) и установление возможности, оснований, способов вмешательства государства в эту свободу.
Свобода является одним из базовых элементов в закреплении конституционного статуса личности7. Провозглашение, регламентация и установление гарантий свободы личности на уровне конституционного законодательства — одно из важнейших достижений человечества в правовой сфере. И Декларация независимости США 1776 г., и Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозглашают свободу человека в качестве одного из естественных и неотъемлемых прав человека. «Конституция, - считает Б.С. Эбзеев, - является политико-правовой формой выражения свободы личности в государственно организованном обществе.»8. Обеспечение свободы личности - «один из коренных вопросов конституционного развития всякого общества и государства»9.
Современные конституции основаны на идее максимально возможной степени свободы личности в ее отношениях с обществом, государством, другими людьми. Это утверждение справедливо и по отношению к Конституции России 1993 г. «Для России, - пишет В.Т. Кабышев, - идея свободы человека стала неотъемлемой частью ее конституционного развития»10.
В юридическом смысле свобода - это закрепленная в конституции, законах, иных нормативных правовых актах мера возможного поведения человека, ши-
рокий круг его юридических возможностей во всех сферах жизнедеятельности (частной, политической, экономической, духовно-культурной), это его права и свободы, прежде всего конституционные. Права и свободы человека и гражданина - это выражение свободы личности11.
Вместе с тем свобода личности не означает, что поведение человека ничем не ограничивается, поскольку реализация прав и свобод одним человеком постоянно, каждодневно сталкивается с правами и свободами других лиц, с интересами общества и государства, с деятельностью государственных органов. Никакой абсолютной свободы в обществе в условиях совместного существования с другими людьми нет и быть не может. Свобода человека в обществе имеет свои границы, пределы, рамки. Свобода индивида «связана определенными рамками, пределами, образующими «коридор» ее возможностей. Свобода в правовом сообществе тем и отличается от анархии и безнормия, что в реальной жизни она лимитирована правилами поведения, установленными властью»12. Таким образом, введение свободы человека в определенные рамки - объективная потребность общества и государства.
Установление пределов свободы личности в обществе и государстве, в отношениях с другими людьми - это один из главных вопросов права, в т.ч. один из принципиальных вопросов конституционного регулирования. «Право, - пишет Д.А. Керимов, - с одной стороны, является средством реализации свободы, а с другой - ограничением свободы, если она нарушает свободу других лиц»13. В законодательстве определение пределов свободы человека, его прав и свобод осуществляется с помощью такой конституционно-правовой категории, как «ограничение прав и свобод человека (гражданина)». Ограничения прав и свобод * человека и гражданина в самом общем виде представляют собой установлен? ные законодательством в соответствии с конституцией определенные границы Ц (пределы, рамки) реализации человеком его прав и свобод. Правовые ограни-| чения устанавливают границы свободе личности, процессу удовлетворения ее
1 интересов14. В современном мире ограничение прав и свобод является объективно | необходимым элементом правового регулирования общественных отношений15.
го
| Регламентирование ограничений прав и свобод человека в правовом демократи-
| ческом государстве осуществляется на двух уровнях - на конституционном и на
| законодательном. Задача конституции - установить общие условия (основы) огра-
2 ничения всех прав и свобод человека и гражданина и наиболее важные правила ° ограничения отдельных прав и свобод. В законах же формулируются конкретные « способы ограничения прав и свобод (например, запрет на определенный вариант | реализации права или свободы; запрет на реализацию права или свободы в целом; е вмешательство уполномоченных государственных органов в право или свободу). 1 Можно выделить несколько моделей конституционного регулирования огра-
0
° ничения прав и свобод человека и гражданина (для ординарного, а не чрезвы-
го
3 чайного правопорядка).
1 Первая модель: в конституциях устанавливаются общие условия ограничения | всех прав и свобод (цели, форма закрепления, соразмерность) и основания, способы,
процедуры ограничения отдельных конкретных прав и свобод. Например, в России общее нормирование ограничений прав и свобод осуществлено ч. 3 ст. 55 Конституции РФ 1993 г.: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных инте-
144
ресов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Кроме
этих общих условий, в Конституции России есть статьи, закрепляющие возможность ограничения отдельных прав и свобод (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ст. 25, ч. 2 и 4 ст. 29, ч. 3 ст. 32 и др.). Подобные нормы общего и конкретного характера, касающиеся ограничения прав и свобод, есть в конституциях Португалии 1976 г., Турции 1982 г., Хорватии 1990 г., Румынии 1991 г., Словении 1991 г., Молдовы 1994 г., Таджикистана 1994 г., Армении 1995 г., Казахстана 1995 г., Беларуси 1996 г., Польши 1997 г., Албании 1998 г., Швейцарии 1999 г., Кыргызстана 2010 г.
Вторая модель: в конституции есть оговорка общего характера о возможности ограничения прав и свобод только законом или на основе закона и положения об ограничении отдельных прав и свобод (конституции Бахрейна 2002 г., Ирака 2005 г. и других государств).
Третья модель: конституция устанавливает только ограничения отдельных прав и свобод, не упоминая об общих условиях ограничений (конституции Ирландии 1937 г., Италии 1947 г., Индии 1950 г., Кувейта 1962 г., Дании 1953 г., Сингапура 1959 г., Кипра 1960 г., Монако 1962 г., ОАЭ 1971 г., Бангладеш 1972 г., Пакистана 1973 г., Сан-Марино 1974, Греции 1975 г., Испании 1978 г., Ирана 1979 г., Нидерландов 1983 г., Йемена 1991 г., Болгарии 1991 г., Литвы 1992 г., Андорры 1993 г., Азербайджана 1995 г., Боснии и Герцеговины 1995 г., Грузии 1995 г., Омана 1996 г., Украины 1996 г., Финляндии 1999 г., Катара 2003 г., Афганистана 2004 г.).
В результате исследования специфики и сложившихся моделей конституционного регулирования ограничения прав и свобод человека и гражданина можно сделать определенные выводы. Во-первых, ограничение прав и свобод - это необходимой вопрос конституционного регулирования в современных государствах. Во-вторых, возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина государством - это один из конституционных принципов взаимоотношений государства и человека. В-третьих, конкретные ограничения прав и свобод могут устанавливаться исключительно законами и только в соответствии с конституцией. В-четвертых, тенденцией конституционного регулирования ограничений прав и свобод является подробная регламентация в Основных законах таких вопросов, как цели и соразмерность ограничений, а также гарантии конституционности ограничений.
1 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000. С. 15.
2 Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005. С. 37.
3Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп.: в 2 т. Т. 1. М., 2006. С. 136.
4 Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование / отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 2011. С. 25.
5 Кабышев В.Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы): межвузовский сборник научных работ. Ростов н/Д; Саратов, 1995. С. 67.
6 Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С. 51-52.
7 См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп.: в 2 т. Т. 1. М., 2006. С. 293.
8 См.: ЭбзеевБ.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 130.
9 Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. С. 163.
10 Кабышев В.Т. Права человека в современной России: конституционное обеспечение (реалии, тенденции, развитие) // Права человека: пути их реализации: материалы Международной научно-практической конференции (8-10 октября 1998 г.). Ч. 1. Саратов, 1999. С. 128.
11 См.: Эбзеев Б.С. Указ. раб. С. 113.
12 Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 9.
13 Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. 6-е изд. М., 2011. С. 433.
14 См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 93.
15 См.: Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 51.