Н.С. Судоргин
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ ЗЕМГОРА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИЛИЩА ТЕХНИКОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ)
Статья посвящена деятельности Училища путей сообщения Всероссийского земского союза в Праге (1922-1927 гг.).
Ключевые слова: земский союз, культурно-просветительская работа, эмиграция, железнодорожные кадры.
N.S. Sudorgin
CULTURAL AWARENESS AND EDUCATIONAL ROLE OF ZEMGOR (ON EXAMPLE OF SCHOOL COMMUNICATIONS TECHNICIANS)
The article is devoted to the activities of the School of communications of the all-Russian Zemstvo Union in Prague (1922-1927 gg.).
Keywords: Zemstvo Union, cultural and educational work, emigration, railway footage.
Принявшая часть русской эмиграции, Чехословацкая Республика предоставила русской молодежи полную возможность получить и закончить образование в разнообразных по своему профилю школах. Кроме того, были созданы новые учебные заведения. К числу последних относится Русское высшее училище техников путей сообщения.
Необходимо отметить, что подготовка квалифицированных кадров для обслуживания железных дорог имела в России глубокие исторические корни. Это связано в первую очередь с пореформенным развитием России. Потребность в техниках путей сообщения настолько остро ощущалась в России, что уже в 1888 г. было утверждено особое Положение о техниках путей сообщения.
Институт инженеров путей сообщения, а также некоторые округа получили право проводить экзамены для лиц, желавших получить это звание. Испытания производились по программам, разработанным данным Институтом. К экзаменам допускались лица со средним образованием, имевшие стаж работы по специальности не менее года1.
В то время железнодорожная сеть в России едва достигала 25 тыс. верст, также были слабо развиты и обыкновенные пути сообщения. Однако в последовавшие 30 лет, вплоть до начала Гражданской войны, железнодорожное строительство бурно развивалось (за это время протяженность железных дорог утроилась), строились и обыкновенные дороги. Поэтому дефицит в технических работниках путей сообщения значительно увеличился.
После окончания гражданской войны у инженеров, работавших по данной специальности, занесенных волной эмиграции в Чехословакию, возникла идея организовать специализированное училище. Эта мысль была одобрена Обществом русских инженеров и техников. В середине 1922 г. ее подержал Земгор.
© Судоргин Николай Сергеевич, 2016
Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected]
Н.С. Судоргин • Культурно-просветительская функция Земгора (на примере деятельности Училища техников путей сообщения)
Совместные усилия этих организаций помогли в принятии решения Министерством иностранных дел Чехословацкой Республики об открытии училища данного профиля и отпуске средств на его содержание. Училище было организовано Земгором совместно с Обществом русских инженеров и техников в Чехословацкой Республике (далее — Общество) в декабре 1922 г. Задачи училища, его учебный план, учебная программа и общая смета были закреплены в «Положении об училище»2.
Исполнительными органами управления данного учебного заведения являлись: директор, помощник директора, учебный совет, хозяйственный совет. Высший надзор и контроль над ходом дел принадлежали: по учебно-административной части — Обществу инженеров и техников, а по финансово-хозяйственной части — Земгору. Для практической реализации данных функций Общество и Земгор образовали объединенный орган — Наблюдательный комитет училища, главная цель которого — согласование интересов и действий Общества и Земгора при разрешении текущих дел училища и устранение трений между органами управления училищем.
Директор и его помощник избирались на 2 года по соглашению между Обществом и Земгором. Первым директором училища стал инженер С.И. Понченко, в начале 1924 г. на этой должности его сменил инженер А.Ф. Новицкий3.
Правление Общества имело следующие полномочия: утверждало постановления ученого совета училища, касавшиеся учебного плана и программ по отдельным предметам, решало текущие вопросы, которые представлялись ему Наблюдательным комитетом. Юридическую ответственность по Училищу нес Земгор. В соответствии с этим ему принадлежали следующие права: утверждение общих и специальных текущих приходно-расходных смет и балансов, изыскание кредитов, ведение общей денежной и хозяйственной отчетности и составление соответственных годовых отчетов, зачисление на службу и увольнение лекторов, руководителей и прочих служащих училища и его учредителей. Первоначальный учебный план и программа были составлены применительно к выпуску железнодорожных техников.
После открытия училища были получены отзывы от других Союзов русских инженеров за границей. В них говорилось о насущной потребности подготовки работников более высокой квалификации — техников путей сообщения. Переработанный проект программы и учебного плана применительно к новой специальности был озвучен представителями Земгора на Парижском инженерном съезде. На нем было единогласно признано, что именно этот тип технического учебного заведения был наиболее необходим. В соответствии с расширением программы и новыми целями в начале 1923 г. училищу было присвоено новое наименование — «Русское Высшее Училище техников путей сообщения в Праге»4.
В Училище принимались русские граждане мужского пола, не старше 35 лет, имевшие образование не ниже 6 классов среднего учебного заведения и успешно выдержавшие вступительные экзамены по математике, физике, русскому языку в объеме, установленном учебным советом Училища. Преподавание велось на русском языке, обучение было бесплатное. Число слушателей, находившихся на иждивении Чехословацкого Правительства каждый год определялось Министерством иностранных дел. Слушатели, выполнившие с успехом обязательные работы и испытания, получали по окончании курса Училища установленный
диплом на звание техника путей сообщения ( п. 8 «Общего положения об училище»)5.
Первых слушателей в Училище было 40 чел. Они сдали конкурсный экзамен в декабре 1922 г. Знания проверялись по алгебре, геометрии, физике, русскому языку. Всего было подано 102 заявления. Среди них имели незаконченное высшее — 14 чел., законченное среднее — 65 чел., законченное среднее не ниже 6 класса — 23 чел. (из них 11 человек — с техническим образованием)6.
Для прохождения программы по подготовке на звание техника путей сообщения необходимо было иметь знания в полном объеме курса среднего учебного заведения, которые было необходимо восстановить после Первой мировой и Гражданской войн. Поэтому был введен повторный курс элементарной математики и физики в полном объеме среднего учебного заведения. Цикл лекций по этим предметам продолжался более полутора месяцев. За это время было прочитано: по алгебре — 44 ч, по геометрии — 52 ч, по физике — 40 ч. Чтение лекций по физике сопровождалось демонстрацией опытов в физическом кабинете Карлова Университета. Параллельно началось обучение слушателей чешскому языку, занявшее 56 лекционных часов7. Затем были проведены экзамены, в результате которых все слушатели, кроме одного, были допущены к слушанию лекций по специальным курсам.
В училище преподавались сугубо специальные предметы (кроме чешского языка), такие как: теоретическая механика, строительные материалы, геодезия, железные дороги, мосты, обыкновенные дороги, архитектура, общая электротехника, прикладная механика. Всего 24 предмета — лекции — 1376 ч, прак-16 тические и графические работы — 1610 ч.8
? В течение 1923-1924 учебного года для слушателей Училища, кроме чтения
§ специальных предметов, с целью практического ознакомления был произведен » ряд экскурсий: в технический музей, на известковый, лесопильный, деревооб-I делочный, силикатный заводы, а также экскурсия для осмотра свайных работ | на набережной реки Влтавы.
! Определенные трудности в первые года существования Училища возникали
§ со специальной литературой. Выход был найден: преподаватели предоставили | свои рукописные лекции, которые за счет средств училища переписывались | слушателями на пишущей машинке и размножались в нужном количестве эк-'I земпляров. Чертежи к лекциям размножались литографским способом. | Размер ежемесячной стипендии от Правительства каждому слушателю равня-
| ется 500 крон (по данным Е.П. Серапионовой, в конце 20-х гг. XX в. прожиточный минимум на одного человека определялся в 800-1000 крон в месяц)9. Кроме того, слушатели пользовались правом льготного проезда на трамвае и по железным ё дорогам. По аналогии с Автомобильно-тракторной школой слушателями была § организована при Училище касса взаимопомощи.
| Первый прием в Училище был проведен в декабре 1922 г. Были приняты
| 40 слушателей. Занятия начались 1 января 1923 г. В 1924 г. занимались 43 чел.; в 1925 г. — 26 чел.; в 1926 г. — 28 чел.; в 1927 г. — 31 чел. Было выпущено: в марте 1925 г. — 28 чел., в марте 1926 г. — 32 чел., в марте 1927 г. — 20 чел.10
Средства на содержание училища отпускались Министерством иностранных дел по ежегодно утверждаемым Общим собранием объединения и самим Министерством расходным сметам. Месячная смета в течение 1923 г. определялась в 120 40 000 крон; в 1924 г. — в 70 000 крон, которая с октября 1924 г. была сокращена
А. А. Афанасьева • К вопросу о понятии конституционных ограничений прав человека в Российской Федерации и странах Евросоюза
до 63 000 крон, в 1925 г. ежемесячная смета составляла 59 300 крон. В пределах сметы Комитету было предоставлено право передвижения средств при условии, что общая сумма расходов на год не превысит суммы, установленной по годовой смете.
Таким образом, Объединение российских земских и городских деятелей в Чехословацкой Республике (Земгор) наряду с благотворительной деятельностью во второй половине 20-х гг. XX столетия особое внимание уделяло культурно-просветительской работе. При этом Земгор стремился, повышая культурно-образовательный уровень беженцев, принести пользу не только им, но и России, нуждавшейся в хорошо подготовленных специалистах.
1 См.: ГАРФ. Ф. 5886. Оп. 1. Д. 88. Л. 1.
2 См.: ГАРФ. Ф. 5894. Оп. 1. Д. 3. Д. 3., Л. 3 об.
3 См.: ГАРФ. Ф. 5764. Оп. 1. Д. 88. Л. 82. Д. 113. Л. 6; Ф. 5894. Оп. 1. Д. 3. Л. 5-11.
4 См.: ГАРФ. Ф. 5764. Оп. 1. Д. 113. Л. 1.
5 См.: ГАРФ. Ф. 5894. Оп. 1. Д. 3. Л. 4.
6 См.: ГАРФ. Ф. 5764. Оп.1. Д. 113. Л. 1 об.
7 См.: ГАРФ. Ф. 5764. Оп.1. Д. 113. Л. 1 об.
8 См.: ГАРФ. Ф. 5886. Оп. 1. Д. 88. Л. 84.
9 См.: Серапионова Е.П. Российские эмигранты в Чехословакии в межвоенные годы // Вопросы истории. 1994. № 5. С. 127.
10 См.: ГАРФ. Ф. 5886. Оп. 1. Д. 88. Л. 5, 5 об.
А.А. Афанасьева
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА
В статье на основе действующего отечественного законодательства и международного права рассматривается вопрос о конституционном понятии ограничения прав человека.
Ключевые слова: ограничение прав и свобод человека, права и свободы человека, международное законодательство, Европейский союз.
А.А. Afanasyeva
ON THE CONCEPT OF THE CONSTITUTIONAL RESTRICTIONS ON HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EUROPEAN UNION
On the basis of the current national and international law, scientific works and research the author addressed the issue of the constitutional concept of restriction of human rights.
Keywords: restrictions of rights and freedoms, human rights and freedoms, international legislation, European Union.
Установление конституционных ограничений — основная проблема определения пределов свободы человека в обществе. Очевидно, что каждый человек должен считаться с такими правами и свободами других лиц, должен содей-
© Афанасьева Анастасия Алексеевна, 2016
Соискатель кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]