Научная статья УДК 340
https://doi.org/10.24158/tipor.2023.7.33
К вопросу о понятии и структуре правовой политики Александра Петровна Коробова
Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия, a.p.korobova@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-9110-7756
Аннотация. Правовая политика выступает средством организации правовой жизни общества. Причем не столь важно, как деятельность в правовой сфере будет оцениваться с точки зрения правового прогресса: положительно или отрицательно. Если есть право, сложились общественные отношения, которые нуждаются в правовой форме, значит, уже можно говорить о проводимой государством правовой политике. Особую актуальность и практическую значимость проблемы ее формирования приобретают в переломные моменты развития общества, моменты поиска новых смыслов и идеологических обоснований, свежих правовых идей стратегического характера. В исследовании предпринимается попытка выявления природы и специфики правовой политики, а также ее структуры. Показана эволюция научного интереса к этому феномену. Обосновывается необходимость продолжения активных исследований в данном направлении прежде всего на общетеоретическом уровне с тем, чтобы в первую очередь определиться с ключевыми понятиями.
Ключевые слова: правовая политика, правовая стратегия, право, политика права, стратегические идеи, правовые идеи стратегического характера, правовая идеология
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Коробова А.П. К вопросу о понятии и структуре правовой политики // Теория и практика общественного развития. 2023. № 7. С. 240-245. https://doi.org/10.24158/tipor.20237.33.
Original article
On the Question of the Concept and Structure of Legal Policy Aleksandra P. Korobova
Samara State University of Economics, Samara, Russia, a.p.korobova@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-9110-7756
Abstract. Legal policy acts as a means of organizing the legal life of society. Moreover, it is not so important how the activity in the legal sphere will be evaluated from the point of view of legal progress: positively or negatively. If there is a right, if there are social relations that need a legal form, then it is already possible to talk about the legal policy pursued by the state. The problems of its formation acquire particular relevance and practical significance at crucial moments in the development of society, moments of searching for new meanings and ideological justifications, fresh legal ideas of a strategic nature. The study attempts to identify the nature and specifics of legal policy, as well as its structure. The evolution of scientific interest in this phenomenon is shown. It substantiates the need to continue active research in this direction, first of all, at the general theoretical level in order to first of all define the key concepts.
Keywords: legal policy, legal strategy, law, law policy, strategic ideas, strategic legal ideas, legal ideology
Funding: Independent work.
For citation: Korobova, A.P. (2023) On the Question of the Concept and Structure of Legal Policy. Theory and Practice of Social Development. (7), 240-245. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.7.33 (In Russian).
Как известно, на процессы формирования права в современном обществе оказывают влияние как объективные факторы, так и субъективные. К числу наиболее значимых из них относятся, например, экономические и политические интересы и потребности людей и социальных групп. Их воздействие на систему права и правовую систему в целом проявляется, в частности, в принципах права - в тех заложенных в нем ключевых идеях, которые предопределяют тенденции развития сферы правового регулирования, правовой жизни общества. Но еще больший интерес представляет другое специфическое явление, возникающее на стыке политики и права, -это так называемая правовая политика, уникальность которой в первую очередь предопределяется принадлежностью сразу к двум мирам - сферам общественных отношений. Соответственно, правовая политика вбирает в себя черты каждой из этих сфер, потому не всегда можно с определенностью сказать, чего в ней больше: политического или правового? Это политика, направленная на преобразование правовой сферы, некий образ действий, подчиненный главной
© Коробова А.П., 2023
ПРАВО \-A\N
цели, а именно - направить процессы правовой жизни общества в определенное русло? Или это результат влияния права на сферу политического общения, опосредование политических отношений правом, такое состояние, когда формы и средства политической борьбы носят исключительно правовой, законный характер? Может быть, и то, и другое одновременно?
Следует отметить, что с точки зрения научного исследования у этого феномена весьма непростая судьба. Так, осознание того, что все процессы в сфере правового регулирования должны подчиняться какой-либо общей линии, стратегии, единому замыслу, преследовать общие цели и задачи, сформулированные государственной властью и, что еще важнее, разделяемые и поддерживаемые обществом, пришло только в самом конце XIX в. В трудах дореволюционных ученых активно изучалась не столько правовая политика, сколько политика права, которая представлялась исследователям как наука о том, как лучше организовать правовую жизнь общества, как воздействовать на правовую систему в целях ее преобразования. Однако вслед за этим, в советский период развития отечественного правоведения, все накопленные ранее знания о науке о том, как наилучшим образом устроить сферу действия права, остаются практически невостребованными. Хотя справедливости ради нужно признать следующее. Во-первых, термин «правовая политика» иногда встречается в трудах отдельных ученых, более того, это явление даже становится предметом исследования на диссертационном уровне1. Часто понятие «правовая политика» заменяется синонимичным термином «юридическая политика»2. Во-вторых, большую актуальность и практическую значимость в советской юридической науке приобретает изучение отдельных аспектов этого явления, в особенности уголовной (уголовно-правовой) политики. Лишь в начале 1990-х гг. этот феномен становится полноценным предметом анализа в рамках юридической науки, причем как в отраслевых науках, так и в общей теории права.
На данный момент накоплен весьма значительный багаж знаний о правовой политике - ее видах и направлениях, формах и средствах реализации, субъектах, уровнях, приоритетах и т. д., однако ряд общетеоретических проблем, являющихся ключевыми и отправными для решения всех остальных вопросов, так или иначе связанных с формированием и реализацией правовой политики, по-прежнему сохраняет острый дискуссионный характер. Сказанное касается, например, таких первостепенных проблем, как понятие и структура правовой политики.
Очевидно, что второе неразрывно связано с первым. От того, как мы толкуем понятие правовой политики, какое содержание вкладываем в этот термин, зависит понимание того, из каких элементов состоит это явление, следовательно, формируется ясное видение приоритетных направлений приложения усилий субъектов, вырабатывающих и реализующих стратегические правовые идеи, очерчивается поле их деятельности. Поэтому попытаемся прежде всего проанализировать имеющиеся дефиниции правовой политики с тем, чтобы выявить сформировавшиеся в литературе позиции по вопросу о ее элементах и проверить справедливость гипотезы. В этом должны помочь такие методы научного исследования, как системный и функциональный подходы, методы анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации и некоторые другие.
Так, по мнению Л.И. Петражицкого, одного из наиболее ярких ученых-юристов дореволюционного периода развития отечественной правовой науки, политика права состоит в «научно обоснованном предвидении последствий, какие следует ожидать в случае введения определенных правовых предписаний, а также в разработке таких положений, введение которых в систему действующего права путем законодательной деятельности... оказалось бы причиной определенных желательных результатов» (цит. по: Подгурецкий, 1974: 303).
П.Г. Редкин понимал под правовой политикой науку о мерах, путях и средствах, которые диктуются историческими обстоятельствами, воплощения идеи права в общественной жизни, своеобразный мостик, перекинутый от сугубо теоретического, отвлеченного знания, философии права к практике, к так называемому положительному правоведению (1889: 217).
В целом анализ трудов выдающихся дореволюционных российских правоведов показывает, что изложенная точка зрения по вопросу о природе, сущности, признаках и предназначении правовой политики доминировала в ученой среде того времени. Процитируем, например, высказывание Б.А. Кистяковского, который утверждал, что с позиции правовой политики требуется прежде всего «находить и устанавливать нормы для удовлетворения вновь возникающих потребностей или осуществления новых представлений о праве и неправе» (1998: 194). Г.А. Ландау исходил из аналогичного тезиса о том, что задача политики права состоит в анализе потребностей юридической практики и последующем обосновании необходимости принятия того или иного закона, который видится единственно возможным средством достижения поставленных целей (1906: 64-65).
1 См., например: Крылов К.Д. Правовая политика в условиях развитого социализма (социально-психологический аспект исследования) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1977. 1б с.
2 См., например: Куманин Е.В. Юридическая политика и правовая система Китайской народной республики : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1991. 52 с.
Таким образом, нетрудно заметить, что существо правовой политики (или, точнее, политики права, как говорили ученые) виделось им, по сути, в формировании стратегии правотворческой деятельности, которой она, впрочем, и ограничивалась. Правовая политика рассматривалась как явление, относящееся не столько к сфере практической реализации нормативно-правовых предписаний, юридической практике во всем разнообразии ее видов (правотворчеству, правоприменению, систематизации, толкованию, правовому воспитанию), сколько к науке о праве. Таким образом, правовую политику можно было воспринимать либо в качестве самостоятельной сферы научных знаний, либо как часть общей теории права или философии права.
Из аналогичного понимания природы, сущности, содержания и социальной роли правовой политики исходят и некоторые современные ученые-правоведы. Так, С.С. Алексеев полагал, что правовая политика охватывает собой проблему правопонимания, вопросы о силе и возможностях права, а также направлениях его возможного использования в зависимости от тех целей и задач, которые стоят перед обществом на конкретном этапе его развития. Одной из центральных категорий в его теории правовой политики, краеугольным камнем формирования правовой жизни общества выступают прирожденные и неотъемлемые права человека1, что нашло отражение в действующей Конституции Российской Федерации - в положении о высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2). Здесь мы видим наглядный пример того, как юридическая наука способна оказывать значительное влияние на формирование основ правовой политики, вырабатывая и реализуя в официальных документах стратегические правовые идеи.
В юридической литературе справедливо подчеркивается, что одним из важнейших базовых принципов правовой политики выступает ее научная обоснованность (Трофимов, 2019: 371). Действительно, деятельность в сфере правового регулирования предполагает прежде всего ее переосмысление с точки зрения эффективности, достижения тех целей, которые изначально были поставлены, и решения задач, которые были обозначены, с позиции принципиальной реализуемости и реалистичности, соответствия текущим жизненным условиям с учетом возможных рисков, обеспечения необходимыми ресурсами (юридическими, организационными, кадровыми и т. д.). Правовая политика включает в себя также выявление тенденций дальнейшего развития общественных отношений, осознание и обоснование потребностей в правовом регулировании, т. е. формирование научно обоснованного прогноза совершенствования правовой жизни общества. С этими задачами способна успешно справиться юридическая наука. Таким образом, она выступает одним из важнейших источников правовых идей стратегического характера. Очевидно, что чем значительнее влияние юридической науки на процессы принятия правотворческих решений, тем более взвешенной, грамотной и прагматичной становится формируемая государством правовая стратегия.
Однако, признавая существенный вклад юридической науки в процессы выработки и реализации стратегических правовых идей, ее способность влиять на правовую жизнь общества, следует тем не менее отметить, что она не является единственным источником правовой стратегии. Об этом убедительно свидетельствует анализ правотворческой практики.
Так, правовые идеи стратегического характера могут вырабатываться в процессе текущей политической деятельности, например политическими партиями, общественными движениями и т. д., и выражаться в их уставах, избирательных платформах и иных официальных документах, содержащих основные тезисы их политического кредо, включая представления о том, как должно организовать правовую жизнь общества на современном этапе его развития. Особую остроту это приобретает в переломные моменты, для которых нередко характерны изменение базовых идеологических установок, поиск новых экзистенциональных смыслов. Сказанное в полной мере может быть отнесено и к независимым кандидатам, отдельным государственным деятелям, медийным личностям, имеющим политические амбиции и транслирующим свои взгляды, в том числе на право, в публичном информационном пространстве.
Источником правовых идей стратегического характера вполне может считаться и сформировавшееся в обществе правосознание, особенно в части его идеологической составляющей. Вообще учет правосознания населения выступает одним из базовых требований к формированию грамотной правовой политики, поскольку без четкого представления об оценках действующего законодательства адресатами правовой политики и видении ими права таким, каким оно должно быть в идеале, эффективную правовую стратегию выстроить просто невозможно.
Сказанное свидетельствует о том, что правовую политику едва ли уместно сводить лишь к юридической науке, правовой стратегии или, например, правовой идеологии. Между тем отождествление правовой политики с последними двумя явлениями встречается в современной юридической литературе достаточно часто. При этом, по мысли ученых, правовая политика представляет собой совокупность различных идей, установок, заданий, целей, программ и принципов, которые служат результатами научных исследований правовой сферы и должны быть в ней реализованы (Вещинская, Чикулдаев, 2023).
1 Алексеев С.С. Основы правовой политики в России : курс лекций. М.; Екатеринбург, 1995. С. 5-6.
- 242 -
Представляется, что ни юридической наукой, ни правовой стратегией, ни даже правовой идеологией правовая политика не ограничивается, хотя, безусловно, она неразрывно с ними связана, можно сказать, на них основана. Чем теснее связь между политикой и ее идеологической компонентой, чем более восприимчива практика к теории, тем богаче и разнообразнее выбор стратегических правовых идей, которые в любой момент могут актуализироваться и стать ведущими в правовой политике государства, обеспечивая стабильность и устойчивость последней с одной стороны и соответствие реальным жизненным условиям функционирования общества с другой.
Кроме того, коль скоро мы признаем, по выражению Н.И. Матузова, что правовая политика - это «скорее область юриспруденции, а точнее, общей теории государства и права»1, т. е. правовая политика со всей определенностью относится к предмету юридической науки, логично сделать вывод, что совпадать с последней она не может хотя бы на том основании, что сама наука и предмет научного исследования - это не одно и то же.
Заслуга дореволюционных исследователей правовой политики и их современных последователей видится прежде всего в том, что они не только убедительно показали связь этого явления с наукой, но и дали весьма обстоятельную характеристику первому этапу ее формирования, т. е. процессу выработки стратегических правовых идей, проследив, как исходная установка находит воплощение в действующем законодательстве, затем реализуется, регулируя общественные отношения, и, образуя юридическую практику, уже критически переосмысливается вновь учеными, анализируется с точки зрения значимости, реалистичности, реализуемости, принципиальной востребованности и т. д. Образно говоря, правовая политика обеспечивает своеобразный круговорот стратегических установок внутри сферы правового регулирования.
Иногда правовую политику фактически не разграничивают с самим правом. Например, Л.В. Добрикова указывает на то, что на современном этапе развития человеческого сообщества правовая политика представляет собой наиболее возможную форму регулирования общественных отношений, основанную на правовых средствах и юридических конструкциях (2022: 95).
Конечно, правовая политика, и это со всей определенностью следует из самого ее названия, не мыслится вне права. Она предполагает задействование в процессе осуществления прежде всего правовых ресурсов. Поэтому недаром еще в начале 1990-х гг. в научных исследованиях ставили знак равенства между понятиями «правовая политика» и «законная политика», «легитимная политика», т. е. такая политика, которая основана на праве. Правовая политика, таким образом, служила антиподом незаконной, нелигитимной, а попросту грязной политике, допускающей использование недобросовестных приемов и манипуляций, преследующей своей целью не достижение общественного блага, а, например, личную выгоду. Как мы видим, принадлежность к правовой сфере, специфический объект воздействия выступает одним из ключевых признаков правовой политики. В этом смысле объект представляется более дифференцирующим правовую политику признаком, нежели ее субъекты, учитывая значительное разнообразие последних.
Однако представляется более точным связывать правовую политику не с самим правом как юридической формой регулирования общественных отношений, а с деятельностью государства и других субъектов, вырабатывающих и реализующих правовые идеи стратегического характера, в сфере правового регулирования, с наиболее оптимальной организацией правовой жизни общества. Правовая политика - это не право, а деятельность по поводу него, с ним связанная.
В то же время в литературе высказывается мысль о недопустимости ограничения правовой политики сферой права в строгом смысле этого слова (Ишмухаметов, 2022: 104). Можно предположить, что здесь имеется в виду следующее. С одной стороны, правовая политика может осуществляться в самых разных сферах жизнедеятельности общества, например экономике, медицине, военном деле и т. д., ведь правовыми нормами регулируются различные области общественных отношений - мы встречаемся с правовой регламентацией везде или почти везде. С другой - в правовой политике могут использоваться не только правовые методы, средства и формы, но и внеправовые, например финансовые, кадровые, организационные и т. д. В этом смысле правовая политика, конечно, ограничивается не только «сферой права».
В целом следует отметить, что в современной теории государства и права правовая политика чаще рассматривается шире - как совокупность не только теоретических аспектов, но и практических. Некоторые ученые прямо делают акцент на необходимости не только вырабатывать правовую стратегию, но и реализовывать ее. Так, Е.А. Сухова исходит из понимания правовой политики как «нормативного механизма претворения в практику идей, программ и стратегий» (2021: 45).
Таким образом, правовую политику можно понимать как органическое единство выработки и реализации правовых идей стратегического характера. Невозможно ограничиваться только
1 Матузов Н.И. Правовая политика // Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 632.
формулированием ключевых стратегических установок, их нужно претворять в жизнь, воплощать в повседневной юридической практике. Тогда они будут реально работать, продемонстрируют свою ценность, реалистичность, реализуемость, креативность и преобразующий потенциал. В то же время и реализация идей не мыслится без самих идей. Их нужно сначала сгенерировать, концептуально оформить, придать им официальный характер, довести до сведения адресатов (обнародовать) и т. д.
Поскольку речь идет о правовой политике как деятельности, логично говорить об этих элементах как последовательно сменяющих друг друга и неразрывно связанных между собой этапах или стадиях, у которых может быть общая стратегическая цель, единые приоритеты, но при этом разные субъекты, формы и средства.
Список источников:
Вещинская В.В., Чикулдаев В.А. Формирование правовой политики государства в современных условиях // Современные научные изыскания в сфере государственного и муниципального управления : материалы науч.-практ. конф. с между-нар. участием, посвященной Дню российской науки : в 2 ч. Луганск, 2023. Ч. I. С. 84-92.
Добрикова Л.В. Понятие антикоррупционной правовой политики государства // VIII Юридические чтения : материалы национальной науч.-практ. конф. / отв. ред. Р.Р. Хайров. Саранск, 2022. С. 94-99.
Ишмухаметов С.Р. К вопросу о правовой политике как об одном из основных направлений политики государства: теоретико-правовые основы // Евразийский юридический журнал. 2022. № 10 (173). С. 104-106. https://doi.org/10.46320/2073-4506-2022-10-173-104-106.
Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998. 798 с.
Ландау Г.А. О политике права (к теории прикладных наук). СПб., 1906. 166 с.
Подгурецкий А. Очерк социологии права / пер. с польск. А.Б. Венгерова ; под общ. ред. А.Р. Ратинова. М., 1974. 325 с.
Редкин П.Г. Из лекций П.Г. Редкина по истории философии права в связи с историей философии вообще. Т. 1. СПб., 1889. 454 с.
Сухова Е.А. Правовая политика в сфере обеспечения экологической безопасности Российской Федерации как инструмент достижения целей устойчивого развития // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 2. С. 43-49. https://doi.org/10.24412/1608-8794-2021 -2-43-49.
Трофимов В.В. Научная обоснованность правовой политики как фактор минимизации рисков в динамической структуре права // Юридическая техника. 2019. № 13. С. 368-377.
References:
Dobrikova, L.V. (2022) The concept of anti-corruption right-wing state policy. In: Khairov, R.R. (ed.) VIII Legal Readings : materials of the national scientific-practical conference. Saransk, Ruzaevskii Pechatnik, 94-99. (In Russian)
Ishmukhametov, S.R. (2022) On the issue of legal policy as one of the main directions of state policy: Theoretical and legal foundations. Eurasian Law Journal. (10), 104-106. Available from: doi:10.46320/2073-4506-2022-10-173-104-106. (In Russian)
Kistyakovskii, B.A. (1998) Philosophy and sociology of law. Saint Petersburg, Izdatel'stvo Russkogo Khristianskogo Guman-itarnogo Instituta. (In Russian)
Landau, G.A. (1996) On the politics of law (To the theory of applied sciences). Saint Petersburg, Senat. Tip. (In Russian)
Podguretskii, A. (1974) Essay on the sociology of law. Moscow, Progress. (In Russian)
Redkin, P.G. (1889) From the lectures of P.G. Redkin on the history of the philosophy of law in connection with the history of philosophy in general. Vol. 1. Saint Petersburg, Tip. M.M. Stasyulevicha. (In Russian)
Suhova, E.A. (2021) Legal policy in the field of environmental safety of the Russian Federation as a tool for achieving the sustainable development goals. PravovayaPolitikaiPravovayaZhizn'. (2), 43-49. Available from: doi:10.24412/1608-8794-2021-2-43-49. (In Russian)
Trofimov, V.V. (2019) Scientific validity of legal policy as a risk minimization factor in the dynamic structure of law. Yuridicheskaya Tekhnika. (13), 368-377. (In Russian)
Vishchinskaya, V.V. & Chikuldaev, V.A. (2023) Formation of state legal policy under modern conditions. In: Modern scientific research in the field of state and municipal government: Proceedings of the Scientific and practical conference with international participation dedicated to the Day of Russian Science. Pt I. Lugansk, Noulidzh, 84-92. (In Russian)
Информация об авторе А.П. Коробова - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права и философии Самарского государственного экономического университета, Самара, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=351646
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author A.P. Korobova - PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Theory of Law and Philosophy, Samara State University of Economics, Samara, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=351646
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 23.05.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.06.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.07.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.