Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 124—128. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):124—128.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья
УДК 342.59 NIION: 2007-0062-4/21-026
doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-124-128 MOSURED: 77/27-004-2021-04-226
К вопросу о понятии и принципах контрольной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации
Евгений Валерьевич Соколов1, Валерий Викторович Пушкарев2
1 2 Академия управления МВД России, Москва, Россия
1 ewg.sokolov2013@yandex.ru
2 push-valera@yandex.ru
Аннотация. МВД России было и на сегодняшний день остается ведомством, на которое возложено наибольшее количество задач, по отношению к другим правоохранительным органам, связанных с защитой жизни и здоровья граждан от преступных посягательств, восстановлением нарушенных прав и интересов, возмещением причиненного вреда. Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на состояние оперативной обстановки в Российской Федерации (пандемия коронавируса, сокращение штатной численности, рост отдельных видов преступлений), обусловили необходимость структурного и функционального усовершенствования системы органов внутренних дел, способной адекватно реагировать на все угрозы и вызовы XXI в. В связи с этим эффективная реализация управленческих функций выступает необходимым и ключевым элементом управления органами внутренних дел и организации их деятельности по выполнению задач в соответствии с законом. Одной из таких функций является функция контроля, с помощью которой собирается информация о деятельности проверяемого органа, анализируется на предмет ее несоответствия действующему законодательству, и на этом основании принимаются решения и делаются выводы о необходимости внесения изменений в деятельность подконтрольного органа внутренних дел. Для эффективной реализации данной функции в процессе управления органами внутренних дел необходимо формирование четкого, научно обоснованного и нормативно закрепленного понятийного аппарата этой деятельности, а также основополагающих начал (принципов) ее осуществления.
Ключевые слова: контроль, контрольная деятельность, органы внутренних дел, функция управления, управленческая деятельность, принципы контроля
Для цитирования: Соколов Е.В., Пушкарев В.В. К вопросу о понятии и принципах контрольной деятельности в органах внутренних дел Российской федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С.124—128. doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-124-128.
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
On the question of the concept and principles of control activities in the internal affairs bodies of the Russian Federation
Evgeny V. Sokolov1, Valery V. Pushkarev2
1 2 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia
1 ewg.sokolov2013@yandex.ru
2 push-valera@yandex.ru
Abstract. The Ministry of Internal Affairs of Russia was and today remains the agency entrusted with the greatest number of tasks in relation to other law enforcement agencies related to the protection of life and health of citizens from criminal encroachments, restoration of violated rights and interests, compensation for damage caused. External and internal factors influencing the state of the operational situation in the Russian Federation (the coronavirus pandemic, the reduction in staffing, the growth of certain types of crimes) have necessitated the structural and functional improvement of the system of internal affairs bodies capable of adequately responding to all threats and challenges of the 21st century. In this regard, the effective implementation of managerial functions is a necessary and key element of the management of internal affairs bodies, and the organization of their activities to perform tasks in accordance
© Соколов Е.В., Пушкарев В.В., 2021.
with the law. One of these functions is the control function, through which information is collected about the activities of the audited body, analyzed for its inconsistency with the current legislation, and on this basis decisions are made and conclusions are drawn about the need to make changes to the activities of the controlled internal affairs body. For the effective implementation of this function in the management of internal affairs bodies, it is necessary to form a clear, scientifically-based and normative conceptual apparatus of this activity, as well as the fundamental principles (principles) of its implementation.
Keywords: control, control activity, internal affairs bodies, management function, management activity, control principles
For citation: Sokolov E.V., Pushkarev V.V. On the question of the concept and principles of control activity in the internal affairs bodies of the Russian Federation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):124-128. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-124-128.
В теории управления функция контроля означает «наблюдение за отклонениями от уже смоделированной системы или отдельных ее процессов, т.е. от заранее отрегулированных взаимосвязанных совокупностей и процеДУр» [4]. Важность этой функции управления заключается в универсальном характере ее осуществления. От постоянно осуществляемого контроля повышается эффективность выполнения оперативно-служебной деятельности, тогда как слабый контроль или его полное отсутствие обнуляют целенаправленность управляющего воздействия на подчиненных со стороны руководителя [10, с. 140—147].
Как объект научного познания контроль является элементом управления системой МВД России, который обеспечивает наиболее эффективное функционирование ее организации, а также способствует соблюдению сотрудниками полиции определенных норм и правил как в отношении деятельности, связанной с противодействием преступности, так и в непосредственном осуществлении обязанностей, не связанных с этим [7].
В научной литературе содержится довольно большое количество мнений относительно определений контроля. Например, такие как «главный рычаг государственного управления, неотъемлемая часть организаторской деятельности руководителя, действенный метод борьбы за своевременное исполнение принятых решений и т.д.» [5, с. 219— 223]. Помимо сказанного, контроль можно рассматривать с позиции понятия «организация», т.е. разновидности особого вида человеческой деятельности, которая организует и регулирует любой вид деятельности. В этом случае необходимость в осуществлении контроля заключается в повышении эффективности, согласованности и упорядоченности механизма поиска и устранения проблем оперативно-служебной деятельности [2, с. 463—464].
Для того чтобы разобраться в сущности понятия «контроль», необходимо обратиться к истории возникновения этого понятия. Термин «контроль» впервые был использован несколько столетий назад во Франции и означал «документ или список, подготовленный в двух экземпля-
рах», от него и пошло слово «контроль», что дословно означало «вторичная запись с целью проверки первой», т.е. проверка в целях соблюдения установленных требований [9, с. 154—159].
Результаты многочисленных исследований разных ученых показывают, что процесс контроля включает в себя наблюдение и проверку на соответствие процесса функционирования системы требованиям законодательства [1, с. 125; 3, с. 157; 11, с. 2—10]. Применительно к управленческой деятельности контроль в органах внутренних дел (далее — ОВД) является своеобразной системой наблюдения и проверки работы объекта, принятым в виде законов, приказов, указаний и распоряжений по управленческим решениям, а также выявление допущенных отклонений от требований управленческих решений [8]. Исходя из сказанного можем сформулировать понятие контроля применительно к деятельности ОВД как совокупность способов, приемов, форм и методов по наблюдению и проверке на соответствие процесса деятельности ОВД принятым управленческим решениям, носящим властный директивный характер по отношению к субъекту, реализующему это решение.
Контроль, являясь важнейшей функцией управленческой деятельности, в данном случае выступает средством прямой и обратной связи субъекта контроля с объектом контроля, что идентично схеме управления. При этом прямая связь соответствует самой контрольной деятельности, а обратная связь выступает в роли результата желаемого для субъекта контроля. Наличие прямой и обратной связи является обязательным условием контроля, в ходе осуществления которого субъект контроля получает информацию о существующем положении дел, о результате выполнения принятых вышестоящим органом решений и имеет возможность регулировать деятельность подконтрольного объекта.
Процесс осуществления контрольной деятельности включает в себя следующие элементы:
■ проверка фактического положения дел (фактического результата) в сравнении с прогнозируемыми показателями;
■ проверка путей и средств достижения желаемого результата;
■ принятие по результатам контроля соответствующих мер воздействия (наказание, поощрение, оказание помощи в решении проблемных вопросов и т.д.) [6].
Говоря о контрольной деятельности в ОВД, можно сформулировать ее как деятельность субъектов контроля, самостоятельно реализующих данную функцию при помощи различных способов, приемов, форм и методов, по проверке соответствия деятельности объектов контроля действующему законодательству, планам, указаниям, распоряжениям, а также собственным управленческим решениям, с целью недопущения или своевременного выявления и устранения нарушений, недостатков и расхождений для эффективного решения задач, стоящих перед ОВД.
Необходимость осуществления контрольной деятельности в общем вытекает из ее главной задачи — проверки эффективности и соответствия требованиям нормативных правовых актов какой-либо деятельности с учетом интересов общества и государства. В данном случае интересы общества и государства совпадают с целями и задачами ОВД. Поэтому контроль занимает особое место в процессе осуществления управленческой деятельности в ОВД, он является эффективным средством по выполнению решений высшего руководства страны, приказов, указаний и распоряжений МВД России.
Первоочередной задачей контрольной деятельности в любой организации является необходимость в своевременном обнаружении и исправлении недостатков и нарушений. Своевременность в данном случае является ключевым моментом, определяющим временной период, в течении которого контрольная деятельность наиболее эффективна. Решение об осуществлении контрольной деятельности, принятое с опозданием или, наоборот, преждевременно, может оказаться бесполезным или даже причиной, мешающей достижению цели организации. При этом контрольная деятельность призвана не только выявлять недостатки и упущения в работе, но и анализировать любые отклонения в оперативно-служебной деятельности, в том числе положительные. Важность и необходимость этого определяются тем, что, выявляя и фиксируя положительный опыт работы, руководство тем самым создает возможность широкого его внедрения и использования в практической деятельности на всеобщей системной основе.
Содержание контрольной деятельности заключается в ее универсальности по отношению к другим функциям управления. Она обладает специ-
фическими характеристиками по отношению к другим функциям управления, обладающим особенным содержанием, вытекающим из задач, которые они призваны решать. Например, задачей аналитической функции является анализ информации с целью выработки оптимального и качественного управленческого решения. Контроль же, как самостоятельная функция управления, проникает во все элементы управленческой деятельности руководителя, тем самым является специфической функцией управленческого процесса.
Основные направления контрольной деятельности, применяемые в ОВД:
■ недопущение со стороны руководителя проверяемого органа привлечения как сотрудников, так и подразделений ОВД к выполнению несвойственных им функций (задействование участковых уполномоченных к несению службы в качестве нештатного дежурного и т.д.);
■ контроль повседневной оперативно-служебной деятельности в рамках исполнения поручений, указаний, распоряжений и приказов, планов работы и других распорядительных документов;
■ контроль соответствия принимаемых проверяемым ОВД действий по противодействию преступности внешним и внутренним факторам оперативной обстановки;
■ контроль за осуществлением управленческой деятельности со стороны руководителя ОВД и его аппарата управления, оценка эффективности этой деятельности в соответствии с распоряжением МВД России.
Контрольная деятельность как основной вид управленческой деятельности характеризуется рядом принципов.
1. Полномочность. Данный принцип означает наличие ограниченного права (принадлежащего только ограниченному кругу субъектов) субъекта управления по контролю за действиями объектов управления в рамках выполнения ими поставленных задач.
2. Законность. Данный принцип — обязательный атрибут правового демократического государства и применительно к контрольной деятельности означает, что контроль не только является инструментом по выявлению нарушений и недостатков, но и сам осуществляется в строгом соответствии с законом.
3. Сочетание централизации и децентрализации. Контрольная деятельность, осуществляемая в ОВД, и ее организационно-методические основы формулируются из единого центра управления путем издания законов и подзаконных актов, пре-
доставляя при этом некоторую свободу действий для руководителей нижестоящих органов управления и руководителей различных уровней.
4. Всесторонность контроля означает, что он осуществляется по всем направлениям деятельности проверяемого органа, контролю подвергается деятельность как отдельного подразделения, направления работы, так и отдельно взятый сотрудник.
5. Глубина контроля заключается в том, насколько тщательно и детально будут проведены контрольные мероприятия с целью выявления причин и недостатков в работе объекта контроля (тщательное и подробное изучение субъектом контроля какой-либо деятельности исключит поверхностные выводы и формализм при оценке работы подчиненных).
6. Конкретность. Суть этого принципа заключается в организации контрольной деятельности, т.е. в точном определении целей контрольной деятельности, объекта контроля, предмета, места и времени его проведения, форм и методов, осуществляемых при проведении контрольной деятельности, а также четких и ясных выводов и предложений по ее проведению.
7. Гласность контроля заключается в обеспечении предупредительного, профилактического эффекта в работе других объектов контроля, не подвергавшихся контролю, а также возможности устранить те нарушения и недостатки оперативно-служебной деятельности, которые были выявлены у объектов, подвергшихся контролю (принцип реализуется путем доведения результатов контрольной деятельности и выявленных недостатков до всех заинтересованных лиц).
8. Своевременность. Своевременность контроля неразрывно связана с его эффективностью, т.е. чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным (преждевременный контроль или контроль, проведенный с опозданием, не достигнет тех задач, для решения которых он осуществляется).
9. Действенность. Действенность контроля заключается в том, что выявленные нарушения и недостатки должны не только оперативно устраняться, но и субъект контроля должен оказывать помощь проверяемым органам.
10. Системность. Системность контроля заключается в том, что она основывается на строгом соответствии плану и определенной последовательности действий.
Исходя из сущности и принципов контрольной деятельности в ОВД, к задачам контроля можно отнести:
1) своевременное и качественное исполнение указаний, поручений, распоряжений и приказов
со стороны вышестоящих руководителей или аппаратов управления;
2) принятие управленческих решений на основе глубокого анализа и прогноза оперативной обстановки;
3) правильность и обоснованность в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой принятых руководителем решений и их выполнение подчиненными подразделениями;
4) предупреждение допущения нарушений и недостатков, которые могут привести к наступлению более тяжких последствий (при планировании деятельности ОВД в условиях ЧО и ЧС);
5) своевременное и достаточное (соответствующее задачам) ресурсное обеспечение ОВД;
6) повышение личной ответственности руководителей за невыполнение, ненадлежащее выполнение или выполнение с нарушением сроков поручений, распоряжений и приказов вышестоящих руководителей;
7) поиск новых форм и методов осуществления деятельности ОВД их подразделениями и отдельно взятыми сотрудниками;
8) доведение информации о выявленных новых формах и методах работы до всех заинтересованных субъектов, организация изучения данного опыта, обучения сотрудников и внедрение их в оперативно-служебную деятельность.
На основании сказанного можно сформулировать следующие основные выводы.
1. Контроль — это функция управления, при помощи которой осуществляются своевременное и качественное исполнение указаний, поручений, распоряжений и приказов, принятие управленческих решений в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой, и исходя из этого делается вывод, достигла ли организация поставленных целей и если нет, есть ли необходимость в правовом и организационном изменении организации. Хорошо сформированный и отрегулированный контрольный механизм позволяет своевременно совершенствовать всю систему управления в целом.
2. Контроль мотивирует на своевременное и качественное исполнение указаний, поручений, распоряжений и приказов, принятие управленческих решений в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой путем проведения проверки фактического положения дел, достижения определенного результата, устранения выявленных недостатков.
3. При помощи контроля у руководителей ОВД и их аппаратов управления имеется возможность своевременно выявлять недостатки в работе подчиненных органов, подразделений и отдельных сотрудников, оказывать практическую помощь в
их устранении, осуществлять достаточное (соответствующее задачам) ресурсное обеспечение ОВД, осуществлять поиск новых форм и методов работы ОВД и распространять этот опыт, тем самым способствовать повышению эффективности оперативно-служебной деятельности.
Список источников
1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.
2. Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1976. Т. 23. С. 463—464.
3. Малков В.Д. Планирование в управлении органами внутренних дел. М.: Юридическая литература, 1976.
4. Мангутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность: монография. Ленинград: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1975.
5. Маркина Э.В., Сосновская Ю.Н. Проблемы организации контроля в территориальных органах МВД России. Сущность инспектирования как формы внутриведомственного контроля / / Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 8. С. 219—223.
6. Морукова А.А. Развитие механизмов сотрудничества институтов финансового контроля и правоохранительных органов при обеспечении экономической безопасности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
7. Организация управления органами внутренних дел: учебник / под ред. А.М. Кононова, И.Ю. Захватова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ДГСК МВД России, 2017.
8. Организация управления органами внутренних дел (термины, определения): учеб. пособие / Ульянов А.Д., Гайфулин В.В., Болдырев У.К., Можаева И.П. М.: Академия управления МВД России, 2019.
9. Соломатина ЕА Контроль как функция государственного управления // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 154—159.
10. Тарасов АМ. К вопросу об эффективности государственного контроля // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 3. С. 140—147.
11. Шелякин Н.Д., Иванов H.H. Организация и совершенствование системы контроля в МВД, УВД. М.: Академия МВД СССР, 1984.
References
1. Afanasyev V.G. Man in the management of society. M.: Politizdat, 1977.
2. The Great Soviet Encyclopedia. M.: Soviet encyclopedia, 1976, vol. 23. P. 463—464.
3. Malkov V.D. Planning in the management of the internal Affairs bodies. M.: Legal literature, 1976.
4. Mangutov I. S., Umansky L. I. Organizer and organizational activity: monograph. Publishing house of Leningrad University, 1975.
5. Markina E.V., Sosnovskaya Yu.N. Problems of control organization in territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The essence of inspection as a form of internal control / / Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 8. pp. 219—223.
6. Morukova A.A. Development of mechanisms of cooperation between financial control institutions and law enforcement agencies in ensuring economic security: diss. ... cand. jurid. sciences. M., 2004.
7. Organization of management of internal affairs bodies: Textbook / ed. A.M. Kononov, I.Yu. Zakhvatov. 2nd edition, revised and supplemented. M.: DGSK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017.
8. Organization of management of internal affairs bodies (terms, definitions): textbook / Ulyanov A.D., Gayfulin V.V., Boldyrev U.K., Mozhaeva I.P. M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019.
9. Solomatina EA. Control as a function of public administration // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 6. pp. 154—159.
10. Tarasov A.M. On the issue of the effectiveness of state control // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 3. pp. 140—147.
11. Shelyakin N.D., Ivanov N.N. Organization and improvement of the control system in the Ministry of Internal Affairs, ATC. M.: Academy of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1984.
Информация об авторах
Е.В. Соколов — кандидат юридических наук; В.В. Пушкарев — слушатель 2-го факультета.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors
E.V. Sokolov — candidate of law;
V.V. Pushkarev — student of the 2nd faculty.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 16.11.2021; одобрена после рецензирования 26.1 1.2021; принята к публикации 06.12.2021.
The article was submitted 16.11.2021 ; approved after reviewing 26.1 1.2021; accepted for publication 06.12.2021.