JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 342.95
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-69-73 EDN: https://elibrary.ru/cbdhrs NIION: 2003-0059-1/24-949 MOSURED: 77/27-003-2024-01-148
К вопросу о понятии и нормативно-правовом регулировании разрешительной системы ГИБДД в области обеспечения безопасности дорожного движения
Александра Михайловна Зарина1, Татьяна Сергеевна Бессонова2
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1,2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
1 sistersashenka86@yahoo.com
2 bessonowatatiana@yandex.ru
Аннотация. Анализируется проблема определения разрешительной системы в сфере безопасности дорожного движения, а также формулирование задач и функций ГИБДД. Обозначен круг нормативных правовых актов, регламентирующих данные отношения и выявить особенности правового регулирования обозначенных процедур.
Ключевые слова: разрешительная система, государственная инспекция безопасности дорожного движения, контрольно-надзорная функция, регистрация
Для цитирования: Зарина А. М., Бессонова Т. С. К вопросу о понятии и нормативно-правовом регулировании разрешительной системы ГИБДД в области обеспечения безопасности дорожного движения // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1. С. 69-73. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-69-73. EDN: CBDHRS.
Original article
On the issue of the concept and legal regulation of the traffic police licensing system in the field of road safety
Alexandra M. Zarina1, Tatyana S. Bessonova2
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia 1,2 Financial University under the Government ofthe Russian Federation, Moscow, Russia
1 sistersashenka86@yahoo.com
2 bessonowatatiana@yandex.ru
Abstract. The problem of determining the licensing system in the field of road safety is analyzed, as well as the formulation of tasks and functions of the traffic police. The range of normative legal acts regulating these relations is outlined and the peculiarities ofthe legal regulation ofthe designated procedures are revealed.
Keywords: licensing system, state traffic safety inspection, control and supervision function, registration For citation: Zarina A. M., Bessonova T. S. On the issue ofthe concept and legal regulation ofthe traffic police licensing system in the field of road safety. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(l):69-73. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-69-73. EDN: CBDHRS.
Сложившаяся система разрешительных полномочий государственных органов в России прошла свой путь исторического развития. Следует отметить, что на современном этапе развития разрешительной системы в законодательстве не выработано данного определения.
© Зарина А. М., Бессонова Т. С., 2024
Ученые-административисты выработали свое понимание данного института права.
А. П. Шергин говорит о разрешении в контексте таких методов правового регулирования как отраслевой и публичный, определив его место между методами дозволения и запрета. Он обращает внимание на
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
то, что дозволение является методом в некоторой мере ограниченным по степени своего действия, указывая, что не ограниченное нормами поведение субъекта впоследствии могут негативно повлиять на публичные интересы других лиц, для чего актуальным является применение разрешительной системы [13].
Определение разрешительной системы в своих трудах дал А. А. Погодин, рассматривая ее как целенаправленное воздействие субъектов права на отдельные публичные сферы общественных отношений в рамках предварительного и последующего надзора при реализации общественной безопасности [7].
В свою очередь, Бахрах Д. Н., Россинский Б. В. и Старилов Ю. Н. говорят, что разрешительная система представляет собой общественные отношения, существующие в рамках норм права, в которых реализуют свои полномочия правоприменительные органы и граждане, а также юридические лица по поводу выдачи разрешения на конкретный вид деятельности [1].
Д. В. Осинцев определил понятие разрешительной системы как деятельность государственных органов разрешительной системы по осуществлению контроля за процедурой оформления конкретного статуса, а также его последующей ликвидации [6].
В свою очередь, Н. В. Субанова определяет разрешительную систему как сложнообразующую систему государственных органов контроля, которые реализуют властные полномочия в отношении других субъектов права по оформлению права на занятие отдельными видами деятельности, контролю за ними, основным направлением деятельности которой является обеспечение безопасности государственных и общественных институтов [8, с. 134].
На сегодняшний день разрешительная система реализует определенный набор ограничений прав субъектов, созданных для предупреждения создания какой-либо угрозы или опасности для государства и общества в целом.
Особое внимание следует уделить мнению А. Ф. Ноздрачева, который утверждает, что разрешительные функции реализуются в отношении общественно-полезной деятельности, осуществление которой может быть поручено исключительно профессионалам [5]. Государство должно предусмотреть обязательные правила реализации конкретной деятельности в рамках общественных отношений, к субъектам которых также на законодательном уровне закрепляются требования [2, с. 14].
Контрольно-надзорная функция обладает целым рядом признаков общегосударственных функций:
• контрольно-надзорная функция, выступая как направление деятельности государства, обусловлена объективно необходимыми и социально желаемыми целями и задачами;
• ее содержанием, предметом является фактическая деятельность государства по установлению и сдерживанию отклонений от норматив-
но-закрепленных требований;
• данная функция осуществляется в рамках определенного правового процесса [4, с. 12].
В рамках реализации разрешительных полномочий органами безопасности дорожного движения необходимо обратиться к ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [9], где обозначены основные направления при реализации полномочий в разрешительной сфере:
• деятельность по регулированию автомобильного, городского наземного транспорта, отношений в дорожном хозяйстве;
• законотворческая деятельность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на этапах от разработки до принятия нормативного акта, таких как технические регламенты, правила, документация по организации стандартизации, технической обеспеченности и другие акты;
• деятельность по организации подготовки водителей, обучения лиц правилам дорожного движения и безопасности;
• реализация процедуры сертификации, декларирования на соответствие нормативным актам автомобилей, составных частей конструкций и дополнительного оборудования;
• реализация лицензионных правил в отношении отдельных видов деятельности в сфере безопасности транспорта;
• проведение социальной политики, направленной на решение проблем в сфере оказания страховых услуг;
• реализация контрольных (надзорных) полномочий в области безопасности дорожного движения.
При рассмотрении предмета осуществления контрольных (надзорных) функций государственных органов необходимо обратиться к положениям ст. 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к которому относятся:
• неукоснительное исполнение положений нормативных правовых актов Российской Федерации, Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, принятой 30 сентября 1957 г., документов, определяющих направления деятельности Евразийского экономического союза, требований в сфере безопасности дорожного движения: по обеспечению содержания дорог, сооружений на них, переездов на линиях железной дороги и наземного транспорта; реализации работ по строительству, ремонту, которые реализуют политику в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; работ, связанных с установкой и эксплуатацией специальных технических средств, оснащению автомобильных
JURISPRUDENCE
дорог при организации дорожного движения; требований конструктивного и технического состояния транспортных средств, прицепов и других элементов, которые эксплуатируются лицами, обеспечение нормативов по изменению конструкции автомобилей и прицепов; по осуществлению деятельности в сфере грузопассажирских перевозок, эксплуатации транспорта; проверка деятельности операторов технического осмотра на предмет соблюдения законодательства в данной сфере; по проверке соблюдения нормативов организациями, осуществляющими функцию государственной регистрации транспортных средств, а также соблюдению предприятиями требований по изготовлению, учету, хранению, выдаче государственных регистрационных знаков транспортных средств; проведение проверок соблюдения организациями требований технических регламентов.
Особого внимания в разрешительной системе по обеспечению безопасности дорожного движения заслуживает п. 19 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [10], в котором нами выделены обязанности органов внутренних дел в обозначенной сфере: реализация полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) по соблюдению законодательства о стандартизации, технических регламентах, проведению технических осмотров автотранспорта, соблюдению правил государственной регистрации транспортных средств, а также деятельностью организаций-изготовителей государственных регистрационных знаков; регулировка процесса дорожного движения; процессуальная деятельность по оформлению ДТП; функция по учету статистических показателей в сфере безопасности дорожного движения; осуществление экзаменационной деятельности по выдаче водительских удостоверений на право управления транспортными средствами различных категорий; оформление и регистрация автомобилей; деятельность по выдаче свидетельств по перевозке транспортными средствами опасных грузов, а также сопровождение автомобилей согласно актам Правительства РФ; выдача разрешений на маршруты крупногабаритного и тяжеловесного транспорта; проведение технического осмотра автобусов в порядке установленном законом.
Интересными являются положения п.п. 27 п. 11 Указа Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 [11], устанавливающие единую государственную политику в сфере безопасности дорожного движения, организации мероприятий по профилактике и предупреждению ДТП, понижению статистических показателей тяжких последствий, реализации государственного надзора при осуществлении безопасности дорожного движения, осуществления специальных контрольных, надзорных, разрешительных полномочий, а также
проведения технического осмотра автомобилей и автобусов.
Также следует отметить функции Главного управления ГИБДД, закрепленные в п. 11.16 Положения о Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 16 июня 2011 г. № 678 [12], к которым относятся организационные полномочия по реализации контроля, надзора и разрешительной деятельности в сфере безопасности дорожного движения.
Проведя анализ указанных выше нормативных правовых актов, мы приходим к выводам, что на сегодняшний день к разрешительным полномочиям Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее также ГИБДД) МВД России относятся:
• организация проведения государственных технических осмотров;
• проведение мероприятий по организации допуска лиц к управлению транспортными средствами (регистрационно-экзаменационная деятельность);
• учетная деятельность по проверке конструкции механического автотранспорта по выдаче сертификатов;
• разрешительная деятельность в сфере перевозки опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов.
В результате реализации выше перечисленных полномочий разрешительной системы ГИБДД выполняет государственную функцию по обеспечению безопасности дорожного движения и профилактике ДТП, нарушения правил дорожного движения, реализации постоянного движения транспортных средств в разных условиях.
Также в рамках контрольных полномочий ГИБДД реализуют все стадии работ в сфере разрешительной деятельности. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают конструктивную и эксплуатационную безопасность автомобилей, элементов дорожного движения. В связи с чем, в качестве основного направления изучаемого направления выделяется — закрытый доступ к участию в дорожном движении автомобилей и лиц, дорожных участков, которые не соответствуют требования в сфере безопасности дорожного движения. В качестве государственного органа, реализующего данное направление деятельности выступает Государственная инспекция безопасности дорожного движения, в качестве основной цели которой выступает проверка качественных характеристик транспортных средств, агрегатов, организаций, а также выдача заключений о соответствии действий законодательству РФ [3, с. 250].
Таким образом, разрешительная система ГИБДД в сфере безопасности дорожного движения — это деятельность специально уполномоченных органов, наделенных законом полномочиями по реализации
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
отдельных видов процедур, которые связаны с определенными изменениями статуса.
Следует отметить, что совершенствованию в рассматриваемой сфере правовых отношений подлежит не только федеральное, но и ведомственное законодательство. Изменения в разрешительной системе ГИБДД должны проводиться последовательно с учетом мнения гражданского общества, бизнес-сообщества, а также отдельных государственных органов.
Список источников
1. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право : учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр, и доп. М. : Норма, 2007. 815с.
2. Ермаганбетов А. С. Общая характеристика разрешительной системы и особенности ее проявления в сфере пассажирских перевозок автобусами // Безопасность дорожного движения. 2021. № 3. С. 13-18.
3. Майоров В. И., Петров А. Ю. Государственный контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского, 2015, № 5-6. С. 249-253.
4. Маштакова Е. А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации : автореф. дис. ... кандидата юридических наук. М., 2005.
5. Ноздрачев А. Ф. Административная разрешительная система: происхождение и содержание современного понятия // Журнал российского права. 2014. № 6. С. 52-64.
6. Осинцев Д. В. Административное право: учебник для бакалавриата и специалитета. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 485 с. // https://urait. ru/bcode/428519.
7. Погодин А. А. Административно-правовое регулирование деятельности промышленных хозяйствующих субъектов в современных условиях. Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2003. 446с.
8. Субанова Н. В. Разрешительные процедуры // Вестник Университета им. O.E. Кутафина. № 8. 2015. С. 134-138.
9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант плюс».
10. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // СПС «Консультант плюс».
11. Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
12. Приказ МВД России от 16 июня 2011 г.
№ 678 «Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
13. Шергин А. П. К концепции механизма административно-правового регулирования // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М., 2004. С. 108-109.
References
1. Bakhrakh D. N., Rossinsky В. V., Starilov Yu. N. Administrative law : textbook for universities. 3rd ed., revision, and additional M. : Norma, 2007. 815 p.
2. Ermaganbetov A. S. General characteristics of the permitting system and its manifestation in the field of passenger transportation by buses // Road safety. 2021. № 3. P. 13-18.
3. Mayorov V. I., Petrov A. Yu. State control and supervision in the field of road safety // Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky, 2015, № 5-6. P. 249-253.
4. Mashtakova E. A. Theoretical and legal issues of state control in the Russian Federation : author, dis.... Candidate ofLegal Sciences. M., 2005.
5. Nozdrachev A. F. Administrative permitting system: the origin and content of the modern concept // Journal of Russian law. 2014. № 6. P. 52-64.
6. Osintsev D. V. Administrative law : textbook for undergraduate and specialist. 2nd ed., Red. and add. M. : Publishing House Yuryt. 2019. 485 p. // https://urait. ru/bcode/428519.
7. Pogodin A. A. Administrative and legal regulation of the activities of industrial economic entities in modern conditions. Diss.... doc. jurid. sciences. M., 2003. 446 p.
8. SubanovaN. V. Permitting Procedures //Bulletin of the University named after O.E. Kutafina. № 8. 2015. P. 134-138.
9. Federal Law of 10.12.1995 № 196-FZ «On Road Safety» // RLS «Consultant Plus».
10. Federal Law of 07.02.2011 № 3-FZ «On Police» // RLS «Consultant Plus».
11. Decree of the President of the Russian Federation dated 21.12.2016 № 699 «On Approval of the Regulation on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulation on the Territorial Body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the Subject of the Russian Federation» // RLS «Consultant Plus».
12. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 16.06.2011 № 678 «On Approval of the Regulation on the Main Directorate for Road
JURISPRUDENCE
Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // RLS «Consultant Plus». 13. Shergin A. R To the concept of the mechanism
of administrative and legal regulation // Administrative and administrative-procedural law. Current issues. M., 2004. R 108-109.
Информация об авторах
А. М. Зарина — доцент кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доцент Департамента международного и частного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент;
Т. С. Бессонова — доцент Департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат исторических наук, доцент.
А. М. Zarina — Associate Professor of the Department of Criminal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Associate Professor of the Department of International and Private Law of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
T. S. Bessonova — Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 02.10.2023; одобрена после рецензирования 19.12.2023; принята к публикации 30.01.2024.
The article was submitted 02.10.2023; approved after reviewing 19.12.2023; accepted for publication 30.01.2024.
Information about the authors
Актуальные проблемы уголовно-процессуального права. Под ред. О. В. Химичевой, О. В. Мичуриной. 2-е изд., перераб. и доп. 303 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Курс лекций подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», квалификации «магистр».
Цель пособия — вычленить наиболее актуальные в теоретическом и практическом плане проблемы, требующие более глубокого изучения в отдельном учебном курсе.
Второе издание
Для слушателей (студентов), адъюнктов (аспирантов) и преподавателей образовательных организаций, осуществляющих обучение по направлениям подготовки (специальностям), входящим в укрупненную группу направлений подготовки (специальностей) «Юриспруденция», а также для всех интересующихся проблемами уголовного судопроизводства.