Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКАХ ИНВЕСТИРОВАНИЯ НА СТРАНОВОМ УРОВНЕ'

К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКАХ ИНВЕСТИРОВАНИЯ НА СТРАНОВОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНОВЫЙ РИСК / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА / ФАКТОРИНГ / ФOPФEЙТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронова А.А.

В статье исследованы страновые и политические риски, представлены основные подходы к оценке степени политического риска в конкретной стране, а также методы нейтрализации политических рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE POLITICAL RISKS OF INVESTING AT THE COUNTRY LEVEL

The article is devoted to the country and political risks, presents the main approaches to the assessment of the degree of political risk in a particular country, as well as methods to neutralize political risks.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКАХ ИНВЕСТИРОВАНИЯ НА СТРАНОВОМ УРОВНЕ»

К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКАХ ИНВЕСТИРОВАНИЯ НА CTPAHOBO.V1

УРОВНЕ

Сафроиова А.А., д.э.н.. профессор НИУ ВШЭ-ГАСИС

13 статье исследованы страновые и политические риски, предстанлены основные подходы к оценке степени политического риска в конкретной стране, а такж е методы нейтрализации политических рисков.

Ключевые слова: страновый риск, политический риск, методы оценки политического риска, факторинг, форфейтинг

ТО THE QUESTION ABOUT THE POLITICAL RISKS OF INVESTING AT THE

COUNTRY LEVEL

Safrnnova A.. Doctor of Economics, professor, SIV HSE-GASIS

The article is devoted to the country and political risks, presents the main approaches to the assessment of the degree of political risk in и particular country, as well as methods to neutralize political risks.

Keywords: country risk, political risk, methods of assessment of political risk, factoring, forfeiting

Одним из ключевых процессов на рубеже ХХ-ХХ1 вв. является прогрессирующая глобализация, характеризующаяся глубокими изменениями во всей системе международных отношений, что влечёт за собой потребность в управлении международными рисками субъектов хозяйствования. Управление рисками в международном бизнесе, касается специфических видов рисков компаний, работающих на мировом рынке. Политический риск является разновидностью странового риска. Страновые риски в целом можно разделить на экономические и политические. Под зкономическими сгра-новымн рисками понимается возможность частичной пли полной неплатежеспособности страны перед нерезидентами, т е. превышение внешних долгов страны по сравнению с международными ликвидными средствами, которыми она располагает. 11олнтнческие страновые риски заключаются в прямых вмешательствах государства в деятельность иностранных фирм путем дискриминации, национализации и экспроприации.

Дискриминация состоит в предоставлении национальным предприятиям особых конкурентных преимуществ по отношению к размещенным в ттой стране транснациональным корпорациям (ТНК), совместным предприятиям. 'Это может выражаться, например, в ужесточении налогообложения, повышении лицензионных сборов, пошлин и т. п. Хотя в тгих случаях речь в основном идет об экономических мерах правительства, они причисляются к политическим рискам.

Под экспроприацией имеется в виду полное лишение иностранных инвесторов права распоряжения собственностью, которой они обладали на территории данного государства. При этом возможна частичная или полная компенсация убытков иностранного инвестора. При национализации, в отличие от экспроприации, иностранные инвесторы лишаются права собственности лишь частично (обычно более 51%).

Политический риск - это действия правительства или общественности принимающей страны, затрагивающие некоторую группу либо большинство инвестиционных и экспортных операций.

Политическим риск в узком смысле вероятность финансовых потерь для фирмы в результате воздействия неблагоприятных поли-тических факторов в стране размещения инвестиций.

Политический риск относится к последствиям, возникающим у компаний в результате будущих изменений политики правитель-ст-ва. Он связан с неопределенностью или нестабильностью пра-вн-тельственного курса в экономике.

Политические риски, с которыми сталкиваются фирмы, могуг быть определены, как "риски стратегических, финансовых, и кадровых потерь для фирмы, поскольку возникают под влиянием таких факторов, как макроэкономическая и социальная политика (на-логово-бюджетная. денежно-кредитная, торговая, инвестиционная, промышленная, доходов, труда и развития), или событий, связанных с политической нестабильностью (терроризм, восстания, перевороты. гражданские войны, и восстание)." Портфельные инвесторы могут столкнуться с аналогичными финансовыми потерями. Кроме того, при наличии политических рисков снижается способность правительства выполнять дипломатические, военные или другие инициативы.

Политический риск, как структурное явление, включает в себя следующие основные компоненты, которые могут быть также патаны разновидностями. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это «правовой или законодательный риск». Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений. указов, на различных уровнях власти, меняющих сонналь-Н0-П0Л1ГТНческую и экономическую обстановку в стране (регионе)

Политические риски сопутствуют всем видам предпринимз-тель-ской деятельности, осуществляемой за рубежом. Торговая или инве-стициоиная деятельность на зарубежном рынке поставит компанию перед разной вероятностью вышеперечисленных рисков и разными их последствиями.

Многие аналитики разделяют политический риск и страновой риск. Поли-тический риск они связывают с прямым инвестированием, а гер-мпн «страновой риск» используют в банковской сфер, для отделения рисков предоставления внутренних и зарубежных займов.

В мировом экономическом хозяйстве выделяются зоны "рн,-кованных инвестиций", которые характеризуются обшей неблагоприятной оценкой политических и экономических условий инвестиций. К этим зонам относится и Россия. При этом такая оценка инвестиций одинаково применима в отношении как иностранных инвестиций в Россию, так и инвестиций иностранных инвесторе«

Существует два основных подхода при субъективном оценивании степени политического риска в конкретной стране. Первый и-них иногда называют большим турне. Этот вид включает визи • -рассматриваемую страну руководства, в целях дальнейшего ра жития бизнеса. Заранее планируется проведение максимально возм> * -ного числа встреч с правительственными структурами и с руководством на муниципальном уровне. Во многих странах существу -особые правительственные департаменты, которые занимаю-.i привлечением иностранных инвесторов.

Вторая разновидность субъективного оценивания политического риска может быть классифицирована как методика Дель-: к Оценкой политического риска посредством данной методики i ан» маюгея консультационные фирмы, учрежденные бывшими сотр> > пиками Государственного департамента и университетскими >с-портами. Они готовят и микро-, и макроуровневые оценки для корпораций.

Одним из хорошо зарекомендовавших себя методов являе-.« ограничение инвестирования странами, предлагающими благопг---ятную правовую среду. Наиболее очевидный способ хеджирования прямых инвестиций от политического риска ограничен« инвес-тирования странами со стабильным правовым режимом Условиями та-кого подходящего режима считается наличие двусторонних соглаше-ний по защите иностранных инвестиций. Эгк . -глашения обычно покрывают срок от 10 до 15 лет. В них огов. -. но, что никакая экс-проприацня недействительна, пока не пре.: тавлена должная ком-пенсацня. «Должная» компенсация - >-рыночная стоимость экс-пропрннрованных активов.

Для реализации проекта целесообразно заключение сопаше-

92 INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION. ANALYSIS, PROGNOSES

пня с правительством или министерством принимающей страны, в кото-ром оговариваются права и обязанности иностранной компании. связанные с реализацией проекта. При всей очевидности пре-иму-ществ такого соглашения его условия обязательны для страны пре-бывания только в той мере, в какой правительство само захочет их выполнять. При нарушении им обязательств такого соглашения в отношении иностранной компании, последняя не имеет возможно-сти принудить правительство исполнить свои обязательства.

Введение лимитов на финансирование филиала— другой очевидный способ мини-мизации потенциальных потерь в прямых инвестициях, вызванных политическим риском. Для достижения угой цели разработаны раз-личные схемы. Инвестор может использовать лизинг оборудования, а не его покупку. Однако применение лизинга может быть ограннче-но отсутствием местных возможностей для этого. Если это подходит технологически, инвестор может использовать подержанное обору-дование. не рискуя стоимостью нового оборудования. Инвестор мо-жет уменьшить свою собственность, финансируя местный филиал за счет задолженности третьих лиц. Для ограничения риска перевода можно отдавать предпочтение займам в местной валюте.

Часто в целях снижения политических рисков прибегают к реализации стратегии повышения операционных доходов. Эта стратегия предполагает ус-тановление рейтинга для страны, где находится клиент, и добавление наличной премии к цене продажи, базирующейся на оценке полити-чеекого риска. То есть экспортер стремится компенсировать свой риск за счет роста прибыли на соответствующий размер. Например, экспорт в страну со средним риском приведет к увеличению цены продажи на 15%, а в страну с высоким риском на 45% или 50%.

Ограничения этого типа покрытия очевидны: оно может работать в ситуации, когда па зарубежном рынке нет конкуренции, либо она незначительна. В другом случае высокая цена приведет к уст-ра-нению экспортера с данного рынка. Однако одностороннее по-выше-нпе цены возможно, если клиент является филиалом продавца. Кро-ме хеджирования политического риска, повышенная трансфертная цена будет иметь дополнительное привлекательное свойство в виде ускорения репатриации прибыли и уменьшения риска для прямых инвестиций.

Методом нейтрализации политического риска выступает экспортный факторинг - это договором оформленная сделка, при которой продавец продаёт специальной фирме (фактор) все свои будущие поступления от экспорта в одну и более стран за определённый период, но не менее одного года. Фактор оказывает следующие услуги:

принимает на себя политический, трансфертный, дебиторский риски;

выполняет инкассовые функции:

занимается бухгалтерией и статистикой по дебиторским задолженностям;

проводит анализы производственной торговой деятельности и даёт рекомендации по улучшению работы.

Фактор принимает обязательства по сбору краткосрочных требований (не более чем на 180 дней). Факторинг охватывает требования по счетам, являющихся краткосрочными. Экспортный факторинг применяется при равномерных периодических поставках. Фактор, в большинстве случаев, ограничивает свою деятельность только странами, в которых он имеет свою дочернюю фирму.

Заключив сделку с фактором, экспортер передает посреднику счета-фактуры и получает от фактора оговоренные суммы вне за-вн-спмости от того, оплатили ли свои долги контрагенты поставщика. В этом состоит существенное различие между факторингом и банков-ской гарантией. При банковском гарантировании банк за свой счет уплачивает своему клиенту в срок причитающиеся последнему еум-мы. Целью же факторингового обслуживания является немедленное инкассирование средств (или получение их на определенную в дого-воре дату) вне зависимости от платежеспособности плательщика.

Специфика договора, заключенного клиентом с компанией -фактором, определяет объем рисков, переводимых фактору. Так. до-говор конвенционного факторинга являет собой договор о системе финансового обслуживания клиента, которая включает расчеты с поставщиками п покупателями, бухгалтерский учет, страховое кре-дитование, представительство и т.д. За клиентом сохраняется только производственная функция. Этот вид договора позво-

ляет прелприя-тию-клиенту сократить издержки производства и реализации про-дукции и устранить большинство рисков.

11аравне с факторингом, зарубежные компании активно применяют в своей практике форфейтинговые сделки. В общем смысле форфейтинг применим практически в любой отрасли на этапе выхода на новые рынки, на которых платежные риски еще неизвестны или неприемлемы для экспортера.

Сроки финансирования в большинстве случаев определяются сроком окупаемости импортируемого оборудования, работ или услуг.

Следует также принимать во внимание, что минимальный срок «жизни» платежного обязательства, который может заинтересовать форфентора. составляет не менее 6 месяцев.

Форфейтинговая сделка должна четко соответствовать всем требованиям и ограничениям текущего валютного законодательства, то есть экспоргиая валютная выручка должна поступать экспортеру от нерезидента из-за рубежа в полном объеме. Кроме того, расчеты должны производиться в сроки, установленные валютным законодательством.

К числу инструментов форфейтирования принято относить простые н переводные векселя, документарные аккредитивы, различные виды платежных гарантий. Однако не все из этих инструментов в равной степени распространены в России сегодня, основным инструментом в настоящее время является аккредитив. Данное обстоятельство связано со сложностью валютного и таможенного регулирования трансграничного оборота внешних ценных бумаг в российской федерации. К тому же отнесение векселя — средства платежа — к ценным бумагам не позволяет российским >кс-портерам широко использовать традиционные финансовые инструменты, такие как тратты и простые векселя.

Зарубежная практика, как правило, исключает вексель из общего ряда ценных бумаг в силу признания основного предназначения векселя средства расчетов/кредитования при осуществлении внутри торговых и внешнеторговых операций. В то же время документарные аккредитивы с отсрочкой платежа позволяют российскому экспортеру использовать понятный и привычный расчетный инструмент, оставаясь при этом в рамках действующего законодательства. Вопросы валютного регулирования и налогообложения имеют исключительно важное значение для структурирования и осуществления сделок при форфейтировании в России.

Эффективность управления политическими рисками, тесно связана с наличием адекватных систем мониторинга и контроля

Контроль может повлечь за собой выбор альтернативных стратегий. принятие корректив, перепланировку проекта для достижения базового плана. Между менеджерами проекта п группой риска должно быть постоянное взаимодействие, должны фиксироваться все изменения и явления. Огчсты по выполнению проекта должны формироваться регулярно.

Литература:

1. Казакова H.A. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учеб. пособие - М.: ПНФРЛ-М. 2012

2. Международный бизнес: учебник Гриф УМО ВУЗов России. A.M. Архипов - Р/ на Дону. Феникс, 2009

3. Управление рисками в международном бизнесе: учеб. пособие /О. И. Дегтярёва. - М.: МГИМО-Уинверситет МИД России. 2006

4. Внешнеэкономическая деятельность для СПО / Арустамов Э. А.. Андреева P.C.- М.: Кнорус. 2004

5. Международные экономические отношения. Международный бизнес: Учебник / Под общей редакцией А. Ю. Архипова.. Е.П. Пуэаковой. - Ростов н /Дону.: Феникс, 2009

6. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник. В.В. Поляков. М.: Кнорус, 2008

INNOVATIVE ECONOMY: INFORMATION, ANALYSIS, PROGNOSES 93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.