Научная статья на тему 'Форфейтинг от а до Я'

Форфейтинг от а до Я Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4669
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Форфейтинг от а до Я»

ФОРФЕЙТИНГ

ФОРФЕЙТИНГ ОТ А ДО Я

В настоящее время в новых условиях развития хозяйствования и с появлением на предприятиях грамотных руководителей и финансовых менеджеров, управляющих финансовыми потоками и производством с такой высокой эффективностью, что уже сейчас можно говорить об имеющейся тенденции роста производства в стране, кредитные учреждения выходят на рынок финансовых услуг хорошо забытыми старыми, новыми либо комбинированными банковскими продуктами. Форфейтинг представляет для российских банков высокодоходную и одновременно высокорисковую операцию, природа которой происходит из финансирования под уступку денежного требования, иначе говоря, факторинга. Слово «factor» в переводе с английского означает маклер, агент, посредник.

Возникновение и развитие форфейтинга

В предпринимательских отношениях достаточно часто возникает ситуация, когда по условиям заключенного договора одна сторона получает платеж за поставленные товары или оказанные услуги не одновременно с исполнением своего обязательства, а через какое-то время после этого, например при поставке товаров в рассрочку. В условиях сегодняшней российской экономики такое расхождение во времени момента поставки товара и его оплаты связано также и с насущными проблемами задержек платежей и неплатежей между предприятиями различных отраслей. Таким образом, у большого количества предприятий появляется потребность в получении пополнения недостатка финансовых ресурсов из иных источников финансирования. И это финансирование предприятия могут получить путем продажи денежных требований к своим дебиторам. Такая сделка получила название финансирования под уступку денежного требования (или факторинг).

К. Р. АДАМОВА, кредитный инспектор

В период становления и бурного развития рыночных отношений существенную роль в предпринимательской сфере и, в частности, в торговле, как во внутренней, так и внешней, играли комиссионные (торговые) агенты, которые назывались факторами. Практически в их функции входила не только реализация товаров, производимых принципалом, но и предоставление ему денежных авансов и кредитование его производства На более позднем историческом этапе некоторые комиссионные агенты отказались от коммерческих функций и сосредоточились на финансовых сторонах обслуживания своих клиентов. Постепенно факторы перешли также к прямой покупке у поставщика его платежных требований (выставленных покупателям счетов-фактур). Именно в этот период, считается, родился современный факторинг. Таким образом, отношения, которые возникли как чисто торговая деятельность, переродились в финансовую операцию по предоставлению и гарантированию кредита и стали составной частью деятельности коммерческих банков.

За рубежом первые факторинговые операции стали использовать в 50-е гг. XX в. американские банки, такие как «BANK OF AMERICA», «FIRST NATIONAL BANK OF BOSTON», а также «TRUST COMPANY OF GEORGIA». Однако официально они были признаны в США в 1963 г., когда правительственная организация-контролер денежного обращения приняла решение о том, что факторинговые операции представляют собой законный вид банковской деятельности.

В настоящее время факторинговые операции получили широкое распространение на Западе, отчасти повсеместное их распространение и появление в свет Конвенции о международных факторных операциях (Конвенция Унидруа или Оттавс-кая конвенция) способствовали усилению мировой интеграции торговли.

Данная Конвенция была разработана специалистами Международного института по унификации частного права и предложена всему международному сообществу для рассмотрения и присоединения. На настоящем этапе Конвенцию УНИД-РУА подписали Гана, Гвинея, Нигерия, Филиппины, Танзания, Марокко, Франция, Чехословакия, Финляндия, Италия, Бельгия, США и Панама. Для вступления Конвенции в силу необходима ратификация со стороны, по крайней мере, трех подписавших государств. На сегодня ратифицировала Конвенцию только Франция.

Согласно Конвенции УНИДРУА, к которой Россия не присоединилась до настоящего времени, фактор должен предоставлять хотя бы две из следующих операций по договору факторинга:

• финансирование поставщика, включая предоставление авансов и кредитов;

• бухгалтерскую обработку счетов поставщика, относящихся к денежным требованиям, ставшим предметом уступки права требования;

• получение выручки с должников;

• защиту интересов поставщика в связи с неплатежеспособностью его должников. Конвенция создает особый правовой режим,

который должен быть адекватен трехстороннему характеру отношений при факторинге.

Теория факторинга достаточно лаконична и определенна, иначе говоря, «в основе операций факторинга лежит покупка факторской компанией счетов-фактур клиента на условиях немедленной оплаты около 80% стоимости фактурованных поставок и уплаты оставшейся части (за вычетом процента за кредит) в строго установленные сроки...»1 . В теории все достаточно четко. На практике получается несколько иначе.

В международном опыте имеются устоявшиеся принципы проведения факторингового финансирования и разработанные методики оценки лимитов кредитования при факторинге, а также анализа факторинговой деятельности компании и анализа кредитоспособности клиента и его дебиторов. Вследствие же новизны факторинговых правовых отношений для российской экономики и отсутствием соответственно нормативной основы, передающей весь экономический смысл этого вида финансового агентирования, принципы, заложенные в Гражданском кодексе РФ2, имеют множе-

'См.: Финансово-кредитный словарь, М. «ФиС», 1998, Т. 3, с. 281.

2См.: Гл. 43 ПС РФ.

ственную трактовку и не ограничивают факторинговые отношения четкими рамками права, а также отсутствует надлежащий опыт проведения факторинга в российской практике, отсутствуют устоявшиеся принципы делового оборота в этой области. Это приводит к наличию различных трактовок сути, видов и возможностей факторингового обслуживания, а также повышению рисков, принимаемых на себя фактором.

Поскольку факторинговые операции являются высокорисковыми (как уже было сказано выше), фактор-компании (или фактор-банки) всегда стремились так структурировать сделку факторинга, чтобы имело место значительное снижение рисков. Таким образом, многие иностранные фактор-компании и фактор-банки в качестве уступаемой задолженности рассматривают задолженность по векселю, который по своему определению является безусловным обязательством и любые сделки с которым полностью защищены кроме факторингового законодательства еще и вексельным законодательством, которое имеет гораздо более глубокие корни, нежели законодательство по торговому посредничеству.

Итак, в практике иностранных факторинговых компаний появляется новый вид сделок с уступкой задолженности, как правило, по векселям или иным ценным бумагам, на которых возможно оформить безоборотную надпись, который получил название форфейтинг. Название происходит от французского «а forfait», что в переводе на русский язык означает отказ от прав.

Возникновение форфейтинга

Форфейтинг возник после второй мировой войны (1939-1945). Несколько банков Цюриха, имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали использовать этот прием для финансирования закупок зерна странами Западной Европы в США. В те годы поставки продукции и конкуренция между поставщиками настолько возросли, что покупатели потребовали увеличения сроков предоставляемого кредита до 180 дней против привычных 90. Кроме того, произошло изменение структуры мировой торговли в пользу дорогостоящих товаров с относительно большим сроком производства. Таким образом, повысилась роль кредита в развитии международного экономического обмена, и поставщики были вынуждены искать новые методы финансирования своих сделок. По мере того как падали барьеры в международной торговле и многие африканские, азиат-

ские, а также латиноамериканские страны стали более активны на мировых рынках, западноевропейские предприниматели все труднее предоставляли кредиты за счет собственных источников, почему поставщики и были вынуждены использовать новые методы финансирования своих сделок.

Наибольшее развитие форфейтинг получил в странах, где относительно слабо развито государственное кредитование экспорта. Первоначально форфейтирование осуществлялось коммерческими банками, но по мере увеличения объема операций «а-форфе» стали создаваться также специализированные институты.

В настоящее время одним из основных центров форфейтинга является Лондон, поскольку экспорт многих европейских стран давно финансируется из Сити, никогда не медлившего с освоением новых банковских технологий. Значительная часть форфейтингового бизнеса сконцентрирована также в Германии.

Таким образом, форфейтинг развивается в различных финансовых центрах, причем отмечается ежегодный рост подобных сделок. Тем не менее было бы ошибкой связывать увеличение количества сделок «а-форфе» с ростом числа таких центров. Это объясняется возрастанием рисков, которые несут экспортеры, а также недостатком адекватных источников финансирования в связи с ростом рисков.

Форфейтинг обладает существенными достоинствами, что делает его привлекательной формой среднесрочного финансирования. Основным достоинством этой формы является то, что форфей-тер берет на себя все риски, связанные с операцией. Кроме того, ее привлекательность возрастает в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, хроническим недостатком во многих развивающихся странах валюты для оплаты импортируемых товаров, ростом политических рисков и некоторыми иными обстоятельствами.

Если давать форфейтингу профессиональное определение, то оно будет звучать следующим образом: «Форфейтинг — финансовая операция, аналогичная факторингу, связанная с дисконтированием (покупкой) документарной или недокумен-

3См.: Уступка при финансировании дебиторской задолженности. Обсуждение и предварительный проект унифицированных правил. Доклад Генерального секретаря ООН на XXVIII сессии Комиссии ООН по праву международной торговли. Вена. 2-26 мая 1995 г. С. 8.

4См.: Павлов В.В., Хоминич И.П. Кредитование внешнеэконо мической деятельности. - С. 84.

тарной дебиторской задолженности без оборота на сторону, у которой эта дебиторская задолженность была куплена3». Обычно в порядке форфейтинга продаются оборотные документы (например, векселя), на которых без труда можно оформить безоборотную надпись. Однако допустим форфейтинг в отношении прав требования, не имеющих форму оборотной ценной бумаги. В экономической литературе указано, что долговые обязательства, пригодные для форфетирования, могут быть оформлены не только векселями. Допускается покупка счетов дебиторов и отсроченных обязательств по документарным аккредитивам с рассрочкой платежа4.

Упростив все выше сказанное, можно резюмировать: «Форфейтинг — кредитование поставщика путем покупки векселей или других долговых требований». В какой-то степени это форма трансформации коммерческого кредита в банковский.

В зарубежной практике форфейтинг чаще всего используют при заключении международных факторных сделок, продавцом в которых обычно выступает экспортер, выполнивший свои обязательства по контракту и стремящийся инкассировать расчетные документы импортера с целью получить наличные денежные средства, а в качестве покупателя (форфейтера) обычно выступает банк или специализированная факторинговая компания. Покупатель (банк) берет на себя коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров без права регресса (оборота) этих документов на экспортера. В случае если импортер не обладает первоклассной платежеспособностью, в сделку вступает безусловная гарантия банка стра-ны-импортера по приобретаемым долговым обязательствам. При этом форфетер приобретает долговые требования с дисконтом, составляющим сумму процентов за весь срок, оставшийся до погашения этих долговых требований.

Форфейтер может полностью распоряжаться купленными им документами: либо, рассматривая их как капиталовложения, хранить у себя и при наступлении срока платежа предъявить должнику (плательщику по данным долговым обязательствам); либо продать купленные документы другой форфейтинговой фирме или банку также на безоборотной основе, и теперь уже конечный держатель документов предъявит их к оплате должнику.

Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:

• в финансовых сделках - в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;

• в экспортных сделках - для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.

Форфейтинговые бумаги Основным видом форфейтинговых ценных бумаг являются векселя - переводные и простые. Операции с ними обычно осуществляются быстро и просто, без неожиданных осложнений.

Кроме векселей объектом форфейтинга могут быть обязательства в форме аккредитива. Аккредитив, как известно, - это расчетный или денежный документ, представляющий собой поручение одного банка (кредитного учреждения) другому произвести за счет специально забронированных средств оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выплатить предъявителю аккредитива определенную сумму денег. Документарный аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Безотзывный аккредитив является твердым обязательством банка-эмитента произвести платежи по предоставлении ему коммерческих документов, предусмотренных аккредитивом, и соблюдении всех его условий.

В России аккредитивы применяются в расчетах между иногородними поставщиками и покупателями, а также в международных расчетах. В мировой торговле документарные аккредитивы используются в расчетах главным образом по внешнеторговым операциям.

В качестве объекта форфетирования аккредитивы применяются редко. Это объясняется сложностью операции, заключающейся прежде всего в том, что в случае с аккредитивом необходимо предварительно и подробно согласовать условия сделки, что приводит к увеличению сроков всей процедуры. Между тем форфейтинговый рынок предполагает высокую скорость заключения и совершения сделки, а также простоту документооборота.

С точки зрения форфейтера принципиальное неудобство операций с аккредитивом заключается в следующем. Дело в том, что этот участник операции предполагает, что возмещение будет осуществляться периодически и приблизительно равными долями. Это удобно и ему, и остальным участникам - должнику и гаранту. Однако если частичные погашения по векселям могут быть оформлены отдельными документами, каждый из которых легко обращается при желании форфейтера продать их, то по аккредитивам все объединяется в единый документ в пользу бенефициара, и этот документ зачастую не может быть продан без специального

разрешения должника, что значительно усложняет всю операцию.

Основные направления развития форфейтинга

В последние годы развитие форфейтинговых услуг в странах с развитой рыночной экономикой шло по следующим основным направлениям.

1. Вторичный рынок и инвестиции в форфейтинговые активы.

Покупая активы, форфейтер совершает инвестирование. Возможно, он вовсе не желает держать свои средства в подобной форме в течение длительного времени, а наоборот, стремится к перепродаже инвестиции другому лицу, также становящемуся форфейтером. На основе этой последующей перепродажи долгов возникает вторичный форфейтинговый рынок.

Форфейтер может перепродать часть активов, находящихся в его собственности, поскольку природа сделки позволяет дробить долг на любое количество частей, на каждую из которых оформляется вексель со своим сроком погашения. Один или несколько из этих векселей могут быть проданы.

Не следует думать, что первичный и вторичный форфейтинговые рынки сильно разграничены. На самом деле одни форфейтеры, оперируя на вторичном рынке, остаются держателями определенного портфеля форфейтинговых ценных бумаг, а другие, мало связанные с первичным рынком, могут быть активными трейдерами на вторичном. На обоих рынках действуют, как правило, юридические лица. Вложения в форфейтинговые активы частными лицами встречаются довольно редко, поскольку далеко не каждый инвестор обладает солидным портфелем, позволяющим нести сопутствующие сделкам этого рода политические и экономические риски.

Зачастую непосредственной передачи форфейтинговых бумаг новому владельцу не происходит. Он знает стоимость бумаг, сроки их обращения, знает гаранта, но не первоначального эмитента. В этом случае предыдущий владелец по истечении срока действия ценных бумаг собирает платежи и переводит их новому владельцу. Чем же объясняется подобная секретность на вторичном форфейтинговом рынке?

Прежде всего соображениями конфиденциальности. Экспортер заинтересован в неразглашении информации о способах финансирования его сделок и не хочет, чтобы покупатель (или какие-либо третьи лица) знал о его финансовых нуждах и используемом механизме финансирования его сде-

лок. Любая продажа форфейтинговых бумаг предполагает риск невольного расширения круга деловых взаимоотношений, что затрудняет контроль со стороны экспортера. Во избежание этого последний стремится установить определенные ограничения в контракте, которые мешали бы свободному обращению форфейтинговых бумаг.

Несмотря на все трудности, вторичный форфейтинговый рынок процветает. Объяснить это можно следующими обстоятельствами.

Первичный держатель ценных бумаг может, к примеру, обнаружить, что покупка какой-либо новой бумаги приведет к превышению лимита кредитования, установленного им для данной страны. Даже если доход по этим бумагам очень привлекателен, он вынужден будет отказаться от сделки, если не уполномочен превышать данный лимит. Решением проблемы может быть перепродажа либо уже имеющихся в портфеле бумаг этой страны, либо тех, которые предложены в данный момент. То же самое происходит при превышении установленных им лимитов кредитования какого-либо определенного эмитента. Первичный держатель может быть привлечен на вторичный рынок просто потому, что процентные ставки упали и он может купить на данном рынке бумаги с большим дисконтом, чем при покупке тех же бумаг на первичном рынке.

Есть и другие причины, заставляющие первичного держателя участвовать в торговле на вторичном рынке. К примеру, он хочет обеспечить более высокую ликвидность своего портфеля в ожидании изменения процентных ставок или воспользоваться большей доходностью или более низким уровнем риска определенных бумаг и поэтому приобретает их на вторичном рынке. Или еще проще: на рынке может появиться покупатель, предлагающий выгодную цену (это может произойти, если покупатель предвидит возможный рост процентных ставок в будущем и готов приобрести данные бумаги с более низким дисконтом, чем при первичной их продаже).

Итак, для форфейтера вторичный рынок обладает следующими привлекательными чертами:

• доход по форфейтинговым бумагам обычно выше того, который можно получить по другим ценным бумагам (при одинаковом уровне риска, одинаковых сроках и валюте);

• любой инвестор заинтересован в том, чтобы снизить риски, а гарантии по форфейтинговым бумагам или аваль первоклассных банков - самое лучшее обеспечение платежа.

Несмотря на всю привлекательность инвестиций в форфейтинговые бумаги, объемы таких операций и количество форфейтеров пока еще невелики. Форфейтинговый рынок не развился пока до размеров брокерского рынка. Многие форфейте-ры, особенно торгующие на первичном рынке, считают, что подобное развитие могло бы испугать многих экспортеров и их банки, так как приведет к потере контроля над выпущенными на рынок ценными бумагами.

2. Синдицирование

Другим важным направлением развития форфейтингового рынка стало объединение покупателей в синдикаты. Эта тенденция соответствует процессу объединения банков как кредиторов. Сам процесс объединения происходит на основе взаимной договоренности форфейтеров о том, какую часть форфейтинговых бумаг приобретет каждый из них. Обычно разные бумаги покупаются разными форфейтерами. Но если суммы очень велики, то даже отдельные бумаги могут быть разделены между форфейтерами при помощи договора участия. Правда, этот способ усложняет обращение бумаг, что в свою очередь снижает потенциальную возможность их попадания на вторичный рынок. Кроме того, до сих пор не до конца определен юридический статус подобных соглашений. Поэтому на практике они используются редко.

Существует и другой способ. Если экспортер готов им воспользоваться, ему придется значительно увеличить количество документов, каждый из которых теперь составляется на меньшую сумму с помощью изменения сроков (например, привычные 6 месяцев можно разбить на 2 интервала по 3 месяца и т.д.). Этот способ предпочтителен тем, что не предусматривает составления договора участия между держателями бумаг.

Важно отметить принципиальное различие между форфейтером - участником синдиката и покупателем на вторичном рынке. Участник синдиката является покупателем на первичном рынке и в его обязанности входит проверка законности и правильности оформления всех приобретенных им ценных бумаг, а также гарантий и аваля, прилагаемых к бумагам. Покупатель на вторичном рынке не имеет подобных обязанностей.

3. Финансирование на основе плавающей ставки

Важным направлением развития форфейтингового рынка является расширение финансирования, предполагающего расчет дисконта на основе плавающей процентной ставки. Подобная практи-

ка объясняется ростом непостоянства процентных ставок и отражает нежелание многих банков заключать сделки по фиксированным ставкам.

С точки же зрения экспортера любая продажа на основе плавающей ставки процента ухудшает возможности получения максимума денежных средств. Дело в том, что первичный форфейтер продает на вторичном рынке бумаги с дисконтом, базирующимся на превалирующей процентной ставке, причем продажа осуществляется с условием окончательного финансового урегулирования на определенную дату и с учетом последующего движения процентных ставок. Фактически до истечения срока векселя таких дат может быть несколько. Таким образом, соглашение подразумевает высокую степень риска и может вести к возникновению непредсказуемых обязательств, что, конечно, является поводом для беспокойства не только форфейтера, но и его аудиторов.

Размер форфейтингового рынка Любая оценка размеров мирового форфейтингового рынка - не более чем догадка. Рынок этот значительно вырос за последние годы, но все еще остается небольшой частью рынка среднесрочных финансовых ресурсов. Причины, приведшие к его возникновению и росту, будут действовать и в обозримом будущем, однако существуют определенные ограничения для доступа на него новых фор-фейтеров. Ограничения эти следующие.

• Поскольку речь идет о среднесрочном (в западном понимании) финансировании, банкам зачастую трудно согласовать даты погашения форфетируемых активов с датами погашения собственных займов. Таким образом, остается достаточно высокий риск в случае изменения процентных ставок, что существенно сдерживает активность участников данного рынка.

• При проведении операций форфейтинга используется специальная техника, требующая весьма квалифицированного обслуживания. Специалистов в этой области очень мало, а их подготовка требует длительного времени.

• Банки мало занимаются исследованием и формированием форфейтингового рынка.

Техника совершения форфейтинговой сделки

Этапы подготовки сделки 1. Инициация сделки

Существуют два возможных инициатора форфейтинговой сделки - экспортер и импортер. Чаще

всего в этой роли выступает экспортер либо его банк. И это естественно, поскольку для дисконтирования представляются или переводные векселя, выписанные экспортером, или простые векселя, оплачиваемые ему. Именно этим определяется необходимость проведения переговоров инициатора с форфейтером на ранних стадиях подготовки контракта. Еще до того как экспортер и импортер подпишут контракт, форфейтер может определить свои требования к гарантии или авалю, хотя бы приблизительно указать размер дисконта. Без этой информации экспортер не в состоянии точно определить цену контракта.

На практике далеко не каждый экспортер вступает в переговоры с форфейтером на столь ранней стадии, а в результате он может обнаружить, что маржа за финансирование, включенная им в цену контракта, необоснованна.

2. Определение характера сделки

Первое, что должен определить для себя форфейтер, - это характер сделки, т.е. выяснить, с какими ценными бумагами ему придется иметь дело - финансовыми или товарными. Финансовые векселя - это ценные бумаги, выпущенные с целью аккумуляции средств, которые заемщик в дальнейшем может использовать по своему усмотрению. Товарные же векселя оформляются в случае сделок купли-продажи продукции. Однако граница между финансовыми и товарными сделками в определенной мере размыта (скажем, выписывается вексель без совершения торговой сделки, но затем полученные средства используются для покупки каких-либо товаров). Тем не менее определенность в вопросе о том, являются ли векселя финансовыми или товарными, для форфейтера имеет важное значение по следующим причинам.

Во-первых, некоторые участники вторичного форфейтингового рынка не желают приобретать финансовые векселя. Существуют различные объяснения этого нежелания. Некоторые вторичные форфейтеры рассматривают подобный способ привлечения ресурсов как свидетельство финансового неблагополучия заемщика (хотя это не всегда так). Иные отдают предпочтение товарным векселям по той причине, что деньги обесцениваются, что пугает инвесторов, и реальный товар кажется им более надежным вложением средств.

Во-вторых, даже тот, кто согласен купить финансовые бумаги, хочет знать, с каким видом бумаг он будет иметь дело, поскольку это влияет на оценку общего риска, которому он подвергается.

Большая часть векселей, продаваемых на вто-

ричном форфейтинговом рынке, являются товарными. Поэтому в случае предложения финансовых бумаг обязательным считается предварительное письменное предупреждение об этом. Если это условие нарушено, покупатель финансовых бумаг имеет право потребовать аннулирования сделки.

Форфейтер всегда должен иметь на руках краткое описание сделки, лежащей в основе операций с векселями. Оно может быть получено по телексу или факсу при предварительном обсуждении условий операции.

3. Иная информация, необходимая форфейтеру После того как форфейтер выяснит характер сделки, он должен определить следующее.

• Объем финансирования, валюта, срок.

• Кто является экспортером и в какой стране он находится? Этот вопрос важен, потому что хотя финансирование обеспечивается без права регресса, существуют обстоятельства, при которых форфейтер может предъявить претензии экспортеру. Кредитоспособность экспортера также имеет значение. Кроме того, форфейтер должен проверить подлинность подписей на векселях.

• Кто является импортером и из какой он страны? Для проверки достоверности подписей и соответствия оформления векселей законодательству форфейтер должен точно определить импортера и его местонахождение.

• Кто является гарантом и из какой он страны?

• Чем оформляется долг, подлежащий форфети-рованию: простым векселем, переводным и т.д.?

• Каким образом долг застрахован?

• Периоды погашения векселей, суммы погашения.

• Вид экспортируемых товаров. Этот вопрос интересует форфейтера, во-первых, с точки зрения целесообразности всей сделки, во-вторых, с позиции легальности экспорта.

• Когда будет производиться поставка товара? Дата должна быть близка к дате предоставления финансирования. Важно также и то, что гарант вряд ли сможет авалировать вексель до тех пор пока поставка не будет осуществлена.

• Когда поступят документы, подлежащие дисконтированию? Пока документы не будут получены, форфейтер не сможет проверить и дисконтировать их.

• Какие лицензии и иные документы по условиям контракта должны быть представлены для поставки товаров? Форфейтер несет ответ-

ственность за то, что не возникнет никаких задержек в исполнении финансируемого им контракта.

• В какую страну будет совершен платеж форфейтеру? Это важно знать, поскольку платеж в заграничный банк может задержать получение средств, и такая задержка должна быть учтена при дисконтировании бумаг, существует также возможность замораживания средств на счетах властями страны, и эта возможность тоже должна быть учтена при расчете дисконта. Форфейтер может даже отказаться от сделки, если его не устраивает банк, в который поступят средства.

4. Кредитный анализ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После того как форфейтер получит ответы на перечисленные выше вопросы, он должен провести кредитный анализ. Большинство форфейтинговых операций осуществляется банками, и кредитный анализ является обязательным этапом подготовки сделки. Существуют как минимум четыре вида риска, которые должны быть проанализированы форфейтером: риск гаранта, риск покупателя, риск импортера, риск страны.

Кроме того, форфейтер должен собрать следующую информацию.

• Какова кредитоспособность гаранта?

• Можно ли будет в дальнейшем продать бумаги по приемлемой цене?

• Есть ли какие-либо сомнения в кредитоспособности, компетентности экспортера или импортера и на чем они основываются?

• Имеется ли возможность покупки данного долга с учетом уже имеющихся в портфеле форфейтера ценных бумаг? Какая при этом ожидается степень риска?

После этого форфейтер может называть свою твердую цену. Однако с момента передачи заявки на совершение форфейтинговой сделки до реальной поставки товаров, когда форфейтер сможет купить векселя, проходит определенное время, в течение которого процентные ставки могут измениться в неблагоприятном для форфейтера направлении. Этот рисковый период может быть разделен на две части.

Первая часть - время между передачей на рассмотрение заявки и принятием ее импортером. Естественно, пока заявка не согласована с последним, нет уверенности в том, что сделка вообще состоится. На это время форфейтер может предложить экспортеру опцион - вид контракта, по которому покупатель имеет право в течение опреде-

ленного срока либо купить по фиксированной цене оговоренную сумму иностранной валюты, либо продать ее. Владелец опциона принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему правом, в зависимости от динамики валютных курсов. Во всех случаях риск, которому подвергается владелец опциона, заранее ограничен ценой опциона, а выигрыш теоретически не ограничен. Если период предоставленного опциона не превышает 48 часов, то форфейтер может принять на себя риск и без начисления комиссии, если превышает - начисляется определенная сумма комиссии. Обычно форфейтеры не соглашаются на опционы сроком свыше 1 месяца, хотя бывают исключения (до 3 месяцев).

Вторая часть - время между утверждением заявки и поставкой товаров. В течение этого времени (обычно от нескольких дней до 12 месяцев) форфейтер и экспортер несут обязательства, от которых они могут отказаться лишь при условии компенсации всех расходов другой стороне. В случае отказа экспортер должен компенсировать расходы форфейтера по другим обязательствам, которые он мог принять на себя с целью финансирования данной сделки; форфейтер - компенсировать экспортеру все расходы по организации другого, возможно, более дорогого источника финансирования. Кроме того, форфейтер обычно взимает с экспортера так называемые «комиссионные за обязательство», т.е. за то, что, принимая на себя определенные обязательства в отношении данного экспортера, он лишает себя потенциальной возможности заключить иные, возможно, более выгодные сделки.

5. Документальное оформление сделки

После того как достигнута предварительная договоренность о сделке, форфейтер посылает документы с предложением (телексом или письмом) экспортеру, который должен письменно подтвердить свое согласие. Форфейтер также перечисляет документы, с которыми ему необходимо ознакомиться до того как он приступит к дисконтированию векселей (лицензия на экспорт товаров, иные уведомительные документы). Знакомство с указанной документацией должно дать ему возможность убедиться в том, что сделка совершится.

Когда предложение будет принято экспортером, он должен подготовить серию переводных векселей или подписать соглашение о принятии простых векселей от покупателя. На данной стадии экспортер должен также получить гарантию или аваль на свои векселя. Кроме того, он делает

надпись на векселях: «без права регресса». Таким образом, будут готовы все документы, на основе которых форфейтер может произвести дисконтирование, даже если отгрузка товаров фактически еще не произведена.

Средства обеспечения возврата кредита форфейтеру

Гарантии и авали

В международной торговле экспортер получает от иностранного покупателя переводные или простые векселя, оплата которых должна быть произведена в предусмотренные сроки. Банк в стране импортера либо авалирует такие оборотные документы, либо гарантирует их исполнение. Поскольку форфейтер покупает долговые обязательства без права регресса, он несет все риски возможного неплатежа. Поэтому, если должник не является первоклассным заемщиком, форфейтер будет стремиться получить определенное обеспечение - в форме аваля или безусловной гарантии банка.

Гарантийное обязательство выдается гарантом кредитору в обеспечение своевременной уплаты причитающейся с должника суммы. Гарантия предоставляется в форме соответствующего письма, которое должно содержать следующие реквизиты: кем выдано письмо, юридический адрес гаранта, № гарантийного письма, объект гарантии (сделка, дата поставки продукции, процентная ставка и т.д.).

Существуют несколько видов гарантий, различающихся по субъекту гарантийного обязательства, порядку оформления гарантии, источнику средств, используемому для гарантийного платежа. В качестве субъекта гарантийного обязательства при сделках «а-форфе» могут выступать финансово устойчивые предприятия или специальные учреждения, располагающие средствами. Чаще всего такими учреждениями являются банки.

Кроме снижения рисков форфейтера гарантии обеспечивают более высокую ликвидность дисконтированных бумаг на вторичном рынке. Если предоставляется банковская гарантия, то обычно ее выставляют международные банки, имеющие представительства в стране импортера.

Аваль - это вексельное поручительство, в силу которого авалист принимает ответственность за выполнение обязательств какого-либо обязанного по векселю лица. Кроме подписи аваль должен содержать надпись на векселе: «per aval», а если это переводной вексель, на нем должны быть указаны также фамилия, имя, отчество авалиста. По срав-

нению с гарантией аваль обладает преимуществом, заключающимся в том, что он неотделим от векселя. Кроме того, оформление аваля значительно проще, чем оформление гарантийного письма.

Гарантийные оборотные документы учитываются экспортером в своем банке без права регресса требований. Банк экспортера, таким образом, действует как форфейтер. Это вытекает из самого соглашения о форфейтинге, которое обычно заключается лишь после того как достигнута договоренность между продавцом и его банком о том, что банк выступит в качестве форфейтера, и между покупателем и его банком о том, что банк авали-рует векселя или предоставит гарантию их оплаты.

Форфейтер особенно заинтересован в эффективном обеспечении приобретаемого им оборотного документа. Если таким обеспечением является аваль, то, например, по английским законам такое обязательство считается действительным и авалист как гарант несет такую же ответственность, как и индоссант документа.

Если обеспечение имеет форму банковской гарантии, в ней указывается, что она является основной гарантией и гарант занимает положение главного должника, что она является безотзывной и безусловной, что она делима и передаваема.

Юрисдикция

Договор между экспортером и форфейтером обычно содержит оговорку о применимом праве и юрисдикции. Если обеспечением является гарантия, аналогичная оговорка включается в гарантию, которую банк дает форфейтеру в стране импортера.

Роль первичного форфейтера

Продавец форфейтинговых бумаг, независимо оттого, происходит ли продажа на первичном или вторичном рынке, обязан оперировать действительными долговыми обязательствами, связанными с реальными сделками. Если покупатель обнаружит, что приобрел требование, не имеющее силы, он вправе выставить иск на продавца (этого не может предотвратить даже надпись на ценной бумаге: «без права регресса»). Однако между первичным покупателем (форфейтером) и покупателем на вторичном рынке существует принципиальное различие: форфейтер обязан проверить документацию, подтверждающую реальность и законность сделки, в то время как вторичный покупатель обычно этого не делает. Существуют три очевидные причины, из-за которых такая проверка является функцией первичного покупателя.

Во-первых, именно он составляет соглашение с экспортером при покупке векселей и имеет возможность проверить все документы, а также правильность оформления векселей. На вторичном рынке может оказаться немало потенциальных покупателей форфейтинговых бумаг, и если они все захотят проверить документы, относящиеся к сделке, то это займет много времени, поскольку документы могут находиться в различных банках, а их ксерокопирование и пересылка замедлят операцию.

Во-вторых, банк, предлагающий векселя на вторичный рынок, чаще всего предпочитает не афишировать имя экспортера, пока не будет достигнута договоренность о продаже. Помимо других причин это объясняется тем, что, узнав, кто является экспортером, вторичный покупатель может «выйти» на него, минуя первичного форфейтера.

В-третьих, важны также обычные соображения конфиденциальности. Исходя из этого, банк не желает предоставлять документы, относящиеся к сделке, всем потенциальным покупателям.

Другим направлением, где первичный форфейтер несет определенные обязанности, не разделяемые вторичными покупателями, является проверка аваля и гарантии. Безусловно, покупатель на вторичном рынке при желании может послать запрос гаранту. Однако это приведет к ненужному и, возможно, многократному дублированию работы, связанной с подобной проверкой.

Издержки участников

Издержки импортера

Издержками импортера, участвующего в форфейтинговой операции, являются комиссионные в пользу гаранта. Обычно комиссионные (комиссия) - это определенный процент от номинальной стоимости гарантированных или авалированных векселей, являющийся объектом переговоров между импортером и гарантом. В тех случаях, когда форфейтер не настаивает на гарантии, он может потребовать от импортера уплаты определенной суммы в качестве компенсации за дополнительный риск.

Комиссия за гарантию обычно выплачивается раз в год (в начале года). Иногда она может выплачиваться в момент подписания гарантийного письма или авалирования векселя. Бывает также, что комиссия рассчитывается как процент от номинальной стоимости каждого векселя отдельно и выплачивается по истечении его срока.

Издержки экспортера

Издержки экспортера по организации форфейтингового финансирования складываются из: ставки дисконта, комиссии за опцион и комиссии за обязательство.

Ставка дисконта базируется на процентной ставке за кредит, предоставляемый на срок, равный среднему сроку дисконтируемых векселей. Например, если форфейтер дисконтирует векселя, срок которых истекает в интервалы, равные 6 месяцам, в течение 5 лет, то средний срок всех векселей будет равен 23/4года. В этом случае форфейтер будет основывать свои расчеты на превалирующей процентной ставке, начисляемой на кредиты, выданные сроком в 23/4года. Учитывается, естественно, и тренд процентной ставки.

Затем форфейтеру нужно определить размер премии, взимаемой им сверх суммы дисконта. Уровень премии отражает степень рисков, которым подвергается форфейтер. Чаще всего они связаны с политическими трудностями или проблемами трансферта, значительно реже - с несостоятельностью гаранта, поскольку гарантию обычно берут у первоклассного института. Если гарантом выступает крупный международный банк или государственный банк, премия будет несколько ниже. Для большинства стран ее размер может колебаться от 0,5 до 5%.

Следующий компонент премии связан с тем, что форфейтинговое финансирование предоставляется по фиксированной процентной ставке. И хотя форфейтер может согласовать сроки полученных и предоставленных ссуд, процентный риск остается (всегда существует реальная возможность того, что финансирование по выгодной ставке может оказаться недоступным).

Если векселя выражены в валюте, мало распространенной на рынке, то премия может включать в себя еще один компонент, а именно - комиссионные, связанные с проведением форфейтером операции валютного свопа.

Наконец, еще одной составляющей премии являются средства, обеспечивающие форфейтеру покрытие его управленческих расходов на организацию сделки (обычно 0,5% от ставки дисконта).

Размер премии будет несколько выше, если форфейтер и экспортер договорятся о покупке векселей через определенный промежуток времени (например, через 1 месяц или более).

Кроме перечисленных издержек, включаемых в премию, существуют и другие затраты. Это могут быть, например, комиссия (премия) за опци-

он, предоставленный форфейтеру экспортером, и так называемая комиссия за обязательство (за неполученную часть кредита). Обычно размер этой последней комиссии определяется ежемесячно или ежегодно в виде процента от номинальной стоимости векселей и взимается до момента их дисконтирования. Размер комиссии может колебаться от 0,25 до 1,5% в год. Как правило, оплата совершается в начале каждого месяца.

Многие форфейтеры ежемесячно публикуют котировки своих ставок в различных специальных изданиях.

Расчет номинальной стоимости форфетируе-мых векселей

После того как между экспортером и импортером достигнута договоренность о том, что задолженность по приобретаемым товарам будет оформлена векселями, экспортер должен определить их номинальную стоимость. Для этого величина процентной ставки за кредит прибавляется к цене продаваемых товаров. При этом схема расчета может быть разной.

Предположим, цена партии товаров составляет 994 ООО дол., а годовая процентная ставка -16,5%. С целью создания различных графиков погашения кредита эти базовые факторы могут быть скомбинированы следующими способами.

Первый способ

Цена товаров делится на 5 равных частей по 198 800 дол. Процент начисляется по всей сумме, подлежащей погашению в данный период, и добавляется к каждому траншу.

Цена Процент Номинал векселей Срок погашения в конце

198 000 164010(1) 362 810(3) 1 - го года

198 000 131 208(2) 330 008 2-го года

198 000 98 406 297 206 3-го года

198 000 65 604 264 404 4-го года

198 000 32 802 231 602 5-го года

994 000 492 030 1 486 030

(1) 16,5% х 994 000 дол.

(2) 16,5% х (994 000 дол. - 198 800 дол.)

(3) 198 000 дол. + 164 010 дол. Второй способ

Номинал векселей исчисляется по приблизительной формуле аннуитета (годового взноса). Хотя и существуют таблицы точного расчета аннуитета, применение этой формулы намного проще. В нашем примере средний срок векселей равен 3 годам. Начисленная величина процента по ставке 16,5% на всю сумму сделки 994 000 дол. США со-

ставит 492 030 дол. США. Каждый из 5 векселей в этом случае будет иметь номинальную стоимость, рассчитанную следующим образом:

(994 ООО дол. + 492 030 дол.): 5 = 297 206 дол.

Общая номинальная стоимость векселей составит 1 486 030 дол.

Третий способ

Цена товаров делится на 5 равных частей по 198 ООО дол. Процент начисляется на каждый вексель до конца периода его действия.

(1) 198 800дол.х(1 +0,165)

(2) 198 800 дол. х (1 + 0,165)2- сложные проценты за 2 года.

Разница между итоговыми суммами не столь важна. Принципиально лишь то, что различные способы расчета номинальной стоимости векселей обеспечивают разные графики погашения задолженности. Каждый из них может быть более подходящим по сравнению с двумя другими в зависимости от предполагаемых сроков погашения обязательств.

Расчет дисконта

Дисконт в банковской практике - это учетный процент, взимаемый банками при учете (покупке) векселей. Представляет собой выраженную в относительных величинах разницу между суммой векселя и суммой, уплачиваемой банком при его покупке.

Приступая к расчету дисконта, необходимо прежде всего определить его вид - «прямой дисконт» или «дисконт на доход». Разницу между ними можно пояснить на следующем условном примере.

Сумма простого дисконта в размере 10%, начисленного на вексель номиналом в 1 000 000 дол. США, составит 100 000 дол. США (дисконтирован-

ная сумма будет равна 900 000 дол. США). Если вексель погашается через год, то годовой доход по нему будет равен 100/900, или 11,11%. Таким образом, прямой 10-процентный дисконт может быть определен как «дисконт по ставке, соответствующей годовому доходу в 11,11%», или как «дисконт на доход в 11,11%, начисляемый ежегодно».

На практике «дисконт на доход» является определяющей величиной при заключении форфейтинговых сделок. Поскольку же зачастую котируется лишь прямой дисконт, форфейтеры используют соответствующие таблицы пересчета.

Если ставка процента, начисляемого экспортером, равна ставке дисконта, то дисконтированная цена векселей будет равна цене покупки (в нашем примере - 994 000 дол. США). Однако такое равенство совершенно не обязательно.

Существуют различные формулы расчета дисконта. Одна из них учитывает дисконтирующий фактор Ъ, определяемый следующим образом:

2= 100_.

Процентная ставка х Реальное число дней в году

100 +-

360

Рассмотрим пример.

Номинальная стоимость векселя Срок

Дата покупки Число дней в году Процентная ставка База расчета Период между покупкой и окончанием срока

100

10,56525 х 365

100 +-

360

Таким образом, дисконтированная цена векселя составит

1 000 дол. х 0,90327 = 903,27 дол.

(Продолжение следует)

Цена Процент до истечения срока векселя Номинал векселей Срок погашения в конце

198 000 32 892 231 602 1 - го года

198 000 71 016 269 816 2-го года

198 000 115 536 314 336 3-го года

198 000 167 403 366 203 4 - го года

198 000 227 826 426 626 5-го года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

994 000 614 583 1 608 583

1000 дол. США 31 октября 1995 г. 1 августа 1994 г. 360

10,56525% 1 год

456 дней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.