Мокина Л. С. Форфейтинговое финансирование в России: особенности и проблемы осуществления // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 1 (76). C. 74-80.
Mokina L. S. Forfeiting financing in Russia: features and problems of implementation. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 1 (76). Pp. 74-80. (In Russ.)
УДК 336.77
Л. С. Мокина
Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия
ФОРФЕЙТИНГОВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Мокина Лилия Сергеевна - магистрант кафедры финансового менеджмента.
E-mail: [email protected]
В статье освещается сущность форфейтинга как кредитной сделки, обозначены особенности его применения в России, выявлены основные ограничения, препятствующие развитию форфейтинга в нашей стране. Предложены соответствующие пути их преодоления с выявлением дальнейших тенденций развития форфейтинга в рамках российской экономики.
Ключевые слова: форфейтинг, форфейтинговое финансирование, аккредитив, экспортер, импортер.
L. S. Mokina
Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia
FORFEITING FINANCING IN RUSSIA: FEATURES AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION
Mokina Liliya S. - Postgraduate of Department of Financial Management.
The essence of forfeiting as credit deal is covered in article, features of its application in Russia are designated, the main restrictions interfering development of forfeiting in our country in this connection appropriate ways of their solution with identification of further tendencies of development of forfeiting within the Russian economy are proposed are revealed.
Key words: forfeiting, forfeiting financing, letter of credit, exporter, importer.
Зарождение форфейтинга в России относится к послевоенным годам, когда впервые стал применяться факторинг, посредством которого между Советским Союзом и Швецией заключались сделки по продаже зерна. Необходимость долгосрочного финансирования экспортных сделок обусловила появление форфейтинга, что пришлось на 1970-1980-е гг. Зарубежные исследователи К. П. Хилл и М. Н. Танью отмечают, что «СССР нуждался в среднесрочном финансировании контрактов, а их квазигосударственные финансовые институты могли дать гарантии в случае неуплаты» (цит. по [4]).
© Мокина Л. С., 2017
В 1994 г. впервые в России Внешторгбанк стал авалировать векселя импортеров, активно использовавшиеся в расчетах форфейтинговых договоров до кризиса 1998 г. Однако финансовая нестабильность породила серьезные проблемы рынка векселей, блокирующих развитие форфейтинга в нашей стране и по сей день.
В отличие от российской практики, где доля форфейтинговых сделок составляет максимум 10 %, на глобальных финансовых площадках такие операции занимают около 40 % от мирового рынка внутреннего факторинга.
В международной практике форфейтинговое финансирование на сегодняшний день является одним из юридически отработанных способов рефинансирования внешнеторгового коммерческого кредита. Однако в Российской Федерации законодательно понятие данной операции не закреплено. Согласно URF 800 (унифицированным правилам форфейтинга), «форфейтинг - это продажа экспортером права требования платежа от импортера форфейтеру без права регрессного требования» [5].
Механизм форфейтинга осуществляется следующим образом. Инициатор сделки (экспортер, банк экспортера либо импортер) предоставляет форфейтеру (банку либо специализированной организации) краткое описание будущей сделки, содержащей информацию о нужном объеме финансирования, валюте и сроках контракта. Форфейтер, основываясь на полученных данных, проводит кредитный анализ и оценивает возможные риски, а по результатам оценки формирует твердую цену покупаемых обязательств. Далее экспортер и импортер могут заключать коммерческий контракт - основной договор о поставках, а форфейтер и клиент - подписывать договор финансирования под уступку денежного требования, т. е. форфейтинговое соглашение. После того как экспортер фактически передал товары импортеру и предоставил форфейтеру подтверждение такой передачи, форфейтинговая сделка принимает юридическую силу, а форфейтер за вычетом принятого дисконта выплачивает экспортеру номинальную сумму договора поставки.
В настоящее время в России для проведения форфейтингового финансирования требуется специальное разрешение Центрального банка, где данный вопрос рассматривается в течение одного месяца.
Отличительной особенностью форфейтинговых сделок является наличие гаранта, в роли которого наряду с банками могут выступать и форфейтинговые компании. Страховка исполнения обязательства в форме банковской гарантии либо аваля (поручительства по векселю), выданная импортеру, позволяет ему в случае трудностей заимствования денег по фиксированной ставке получить доступ к внешним источникам финансирования.
Согласно данным London Forfaiting Company Ltd, объектами применения форфейтинга являются:
• товары (природные ресурсы, зерно), финансируемые от 90 дней до 18 месяцев;
• услуги (инжиниринг и др.), финансируемые от 180 дней до трех лет;
• продукты интеллектуальной собственности, вычислительная техника и средства связи, финансируемые от 180 дней до пяти лет;
• силовые машины и оборудование, финансируемые от двух до семи лет;
• строительные проекты, финансируемые от трех до семи лет [2].
В общем, форфейтинговое финансирование возможно применять в любой отрасли при выходе на новые рынки, платежные и иные риски на которых для экспортера неизвестны или неприемлемы (на так называемых развивающихся рынках). Срок финансирования определяет срок окупаемости импортируемого объекта. Минимальный срок «жизни» платежного обязательства, способный заинтересовать форфейтера, составляет, как правило, шесть месяцев. Стоимость форфейтингового договора формируется в зависимости от политических и трансфертных рисков, срока и графика погашения задолженности, валюты контракта.
Цена такой сделки может также совпадать с ценой финансирования под гарантии экспортных кредитных агентств с учетом страховой премии, взимаемой такими агентствами.
Инструментами форфейтинга, по общему правилу, выступают простые и переводные векселя, документарные аккредитивы, различные виды платежных гарантий, однако в России в настоящее время применимы не все инструменты.
Форфейтинг связан с покупкой долга, выраженного в переводном (реже - в простом) векселе, что предполагает наличие вторичного рынка коммерческих векселей, которого в России пока не существует. Однако развитие такого рынка способствовало бы снижению ставки дисконтирования. В настоящее время можно говорить только о единичных сделках по продаже векселей российских импортеров с хорошим кредитным рейтингом российским банкам.
Согласно части второй ст. 142 Гражданского кодекса Российской Федерации1, вексель - это ценная бумага. В соответствии с валютным и таможенным законодательством это осложняет его применение в экспортно-импортных расчетах, поскольку требует резервирования и использования специальных счетов, а также таможенного оформления ввоза и вывоза векселя.
Ввиду вышеуказанного в России в качестве иструментов форфейтинга задействованы документарные аккредитивы, позволяющие экспортеру действовать в соответствии с валютным и таможенным законодательством. Аккредитивы выражаются гарантией получе -ния средств в будущем, однако финансовое обязательство по таковым образуется лишь после фактического авансирования средств. Аккредитив не включается также в состав валового внешнего долга, т. к. не является долговым инструментом. В настоящее время Сбербанк России применяет их в расчетах с контрагентами из 42 стран мира.
Ниже схематично представим алгоритм финансирования экспортера при форфейтинговой сделке посредством аккредитива (рис. 1).
Рис. 1. Механизм форфейтингового финансирования экспортера посредством аккредитива [6]
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 7 февр. 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
Развитие форфейтинга в России также осложняется обязанностью ведения паспортов внешних сделок.
В соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»1 требование о репатриации - поступлении экспортной выручки только из-за рубежа - противоречит механизму форфейтирования, предусматривающего получение экспортером выручки непосредственно от российского банка-форфейтера, что не учитывается как экспортная выручка. При нарушении платежной дисциплины продавец мо -жет быть оштрафован - от 75 % до 100 % невозвращенной выручки от внешней сделки.
Однако некоторые крупные российкие банки (например, «Альфа-банк», ВТБ 24, «Промсвязьбанк», «Росбанк») имеют возможность обойти существующие законодательные ограничения, заключая сделки непосредственно через западные дочерние структуры. У зарубежных дочерних компаний при таком варианте сделки не возникало бы никаких проблем. «Промсвязьбанк» осуществляет данного рода операции и гарантирует клиенту возврат валютной выручки от импортера, обеспечивая информацию о финансовом положении покупателя и учитывая все правовые особенности его страны.
С теоретической точки зрения в роли форфейтера могут выступать преимущественно банки, имеющие необходимый запас денежных средств для операций форфейтинга. Тем не менее даже в случае устранения действующих валютных ограничений в России банки, вероятнее всего, не будут активно использовать такую услугу ввиду неготовности принять на себя риски договора форфейтинга. Последние заключаются в сильной волатильности курса валюты, блокировке входящих денежных потоков ввиду политической нестабильности, ориентации экспорта на страны с высокими суверенными рисками.
В связи с этим величина дисконта для отечественного форфейтера с учетом обозначенных рисков в сравнении с международными вариантами будет значительно выше, что снижает привлекательность банка в роли форфейтера. Российским банкам выгоднее предоставить классический банковский кредит, получив гарантированную прибыль и избежав при этом дополнительных затрат на внедрение новой линейки продуктов. Кроме того, полученные банком проценты по кредиту признаются доходом, освобождаемым от обложения налогом на добавленную стоимость. Иные комиссии, не признаваемые Налоговым кодексом Российской Федерации2 банковскими, подлежат дополнительному налогообложению, что влияет на решение банков предоставлять обычные кредиты, а не внедрять форфейтинг.
«Потенциал рынка форфейтинга в России нельзя назвать высоким: большей частью эта услуга интересна машиностроительным предприятиям, на которые, по оценкам участников рынка, приходится менее 7 % экспорта. Российские машиностроители в основном поставляют технику в Египет, Пакистан, Индию и Латинскую Америку» [2]. Импортерами отечественных несырьевых товаров являются в большей мере развивающиеся страны с нестабильной экономикой. Данный фактор также препятствует развитию услуг форфейтинга в нашей стране, поскольку экспортерам трудно найти гаранта и форфейтера, которые согласятся взять на себя страновые риски неуплаты задолженности экономически «слабого» покупателя.
С другой стороны, в структуре российского экспорта в настоящее время наибольший удельный вес принадлежит топливно-энергетическим товарам - дорогостоящим средствам производства. Это порождает широкие возможности для внедрения сделок форфейтинга, позволяющих предоставлять импортерам товарный кредит на крупные суммы с длитель-
1 О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10 дек. 2003 г. № 173-Ф3 (ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 50. Ст. 4859.
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28 дек. 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.
ной рассрочкой платежа. Однако экспортируя продукцию, которая пользуется достаточным спросом, продавцы в большинстве случаев предпочтут аккредитивную форму расчета или различные виды предэкспортного финансирования, а не форфейтинг.
В связи с тем, что далеко не все российские компании, работающие с зарубежными контрагентами, составляют отчетность по международным стандартам, контрагентам из-за рубежа достаточно проблематично оценить предварительный риск российского эмитента. Отчетность, составленная по Международным стандартам финансовой отчетности, - это главный инструмент расчета рисков для западных контрагентов, и отсутствие таковой является существенным сдерживающим фактором в развитии форфейтинга в РФ.
Несмотря на факторы, осложняющие и ограничивающие проведение форфейтинга в России, возможность заключения таких сделок в нашей стране есть. Так, юридической основой форфейтинга все же считается договор финансирования под уступку денежного требования, к которому применимы нормы гражданского и банковского законодательства. Сущность форфейтинга, конечно, шире понятия финансирования под уступку денежного требования, поскольку форфейтинговая сделка может сопровождаться как финансовыми услугами, так и дополнительными - учетом дебиторской задолженности, инкассированием, бухгалтерским и иным обслуживанием кредитора.
Кроме того, действующее в России законодательство о векселях, в частности, Федеральный закон «О переводном и простом векселе»1 и положения гл. 7 Гражданского кодекса РФ «Ценные бумаги», также позволяет внедрять и регулировать форфейтинговое финансирование.
Таким образом, применение сделок форфейтинга в России в настоящее время осложнено рядом объективных условий, включая наличие стыкового законодательства (нормы договора финансирования под уступку денежного требования). В целях регламентации и принятия единой терминологической основы механизма форфейтинга представляется очевидной необходимость утверждения на национальном уровне соответствующих нормативных правовых актов.
На текущем этапе рынок форфейтинговых услуг как на мировом, так и на национальном уровне развивается по двум основным направлениям. В последние годы наблюдается тенденция синдицирования (объединения) банков-форфейтеров. Особенно это практикуется при организации крупных сделок, рассчитанных на длительный срок. В рамках синдиката его участники договариваются, в каком объеме и какие обязательства приобретает каждый. Второе направление развития рынка форфейтинга сопряжено с кризисом на мировых финансовых рынках, что обусловливает применение плавающих процентных ставок при расчете дисконта. При этом рыночные колебания процентных ставок в течение периода обращения форфетируемых обязательств можно учитывать двояко: использовать долговые обязательства с короткими сроками обращения и для каждого выпуска рассчитывать определенную ставку дисконта либо первоначально учитывать обязательства по фиксированной ставке, а итоговое урегулирование финансовых взаимоотношений проводить на конкретные даты, беря в расчет последующие колебания рыночных процентных ставок.
Дальнейшему распространению форфейтинговых услуг в России может способствовать непосредственное участие государства в подобных сделках, а также использование его гарантии. Такой инструмент - более простой, адресный и эффективный в сравнении с государственной поддержкой экспорта.
1 О переводном и простом векселе: федер. закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 11. Ст. 1238.
Стимулирующим фактором в развитии российского форфейтинга может стать усиление конкуренции в факторинговом сегменте. Помимо этого, «при формировании форфейтингового института целесообразно применение клиринга» [6]. Последнее обеспечит более эффективное управление долгами и возможность взаимоучета долговых обязательств. Особенно данная мера актуальна для сделок, реализуемых посредством векселя, который позволяет делить долг сериями.
Обобщая вышеизложенное, можем заключить, что российский рынок форфейтинга в настоящий момент, к сожалению, практически не существует. Основными фигурами отечественного рынка форфейтинговых услуг являются зарубежные форфейтеры, имеющие дочерние представительства в Москве, в частности, LondonForfaitingCompany и WestLB Vostok (дочерний банк немецкой банковской группы WestLB AG), а среди российских игроков - «Промсвязьбанк» и «Инкомбанк». Ввиду высокого риска форфейтинговых услуг Внешэкономбанк и ВТБ 24 активно выступают в роли посредников, а не основных игроков на рынке форфейтинга, привлекая клиентов зарубежным форфейтерам за вознаграждение.
Несмотря на существующие объективные ограничители для формирования рынка форфейтинга в России, возможность его развития все-таки имеется. При этом выгоды от использования данной формы финансирования определенно весомее тех сложностей, которые приходится преодолевать при ее внедрении. В частности, форфейтинговое финансирование дает экспортеру преимущества в виде улучшения ликвидности и состояния баланса наряду с сокращением риска, а именно:
• исключение валютного и других рисков с момента покупки требований форфей-тером;
• рефинансирование дебиторской задолженности экспортера;
• предоставление форфейтингового финансирования на основании фиксированной процентной ставки. Таким образом создается основа для калькуляции благодаря отсутствию плавающих процентных ставок, которые могут иметь место при других видах кредитования;
• простота документации и быстрота ее оформления;
• благодаря интеграции финансирования форфейтинговая компания помогает экспортерам четко определить стратегию, которая может увеличить вероятность получения контракта, т. к. отличительной чертой форфейтинга является то, что экспортерами выступают производители дорогостоящих, высокотехнологичных товаров и услуг среднего и крупного бизнеса и покупателей на такую продукцию может быть не так много [2; 3; 6; 7].
В мировой практике форфейтинговые операции имеют большое значение. Важнейшими предпосылками их развития служат усиление международной интеграции, рост конкурентоспособности банков, устранение государственных ограничений на экспортную торговлю, рост рисков, которым подвергаются экспортеры. В настоящее время одним из основных центров форфетирования является Швейцария (Цюрих), значительная часть форфейтингового бизнеса сконцентрирована также в Англии и Германии. Форфейтинг развивается в различных финансовых центрах, причем отмечается ежегодный рост подобных сделок.
Форфейтинговые услуги постепенно осваивают и внедряют и российские банки. Развитие форфейтинга открывает для кредитных институтов хорошие перспективы, способствуя расширению перечня используемых инструментов и увеличению сроков финансирования. Однако в нашей стране форфейтинговый инструмент - это пока еще эксклюзивный продукт, используемый для финансирования внешнеторговых операций узким кругом лиц.
Библиографический список
1. Банк и банковские операции / под ред. О. И. Лаврушина. М.: КНОРУС, 2016. 272 с.
2. Вицко Е. А. Развитие факторинговых и форфейтинговых операций для повышения эффективности экономики и предпринимательской деятельности в России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 1. С. 9-17.
3. Солдатова А. О. От факторинга к форфейтингу - от общего к частному // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. № 26. С. 254-259.
4. Томаев И. О. Понятие и структура форфейтинговых операций в банковском праве // Банковское право. 2013. № 3. С. 33-40.
5. Унифицированные правила для форфейтинговых операций (URF 800), включая типовые формы соглашений : Uniform rules for forfaiting (URF 800) including model agreements / пер. с англ. ICC Russia. М.: ICC Russia, 2016. 137 с.
6. Хачпанов Г. В. Методика и критерии финансирования предприятий и организаций посредством применения форфейтинга // Финансы и кредит. 2014. № 6. С. 58-62.
7. Хачпанов Г. В. Форфейтинг как механизм финансирования международной торговли // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 162-223.