Научная статья на тему 'К вопросу о подходах к пониманию профессиональной деформации личности'

К вопросу о подходах к пониманию профессиональной деформации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
893
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ / ТРУД / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE PERSON / APPROACHES TO UNDERSTANDING PROFESSIONAL DESTRUCTIONS / JOB / THE SUBJECT OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стригуненко Юлия Владимировна

Данная научная статья отражает подходы к пониманию профессиональной деформации личности. Автор отмечает, что специфические особенности человека как субъекта, личности и индивида формируются в процессе строго определенной деятельности, которая оказывает не всегда позитивное влияние на личность работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подходах к пониманию профессиональной деформации личности»

Стригуненко Юлия Владимировна

кандидат социологических наук, преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (тел.: 89189502119)

К вопросу о подходах к пониманию профессиональной деформации личности

Аннотация

Данная научная статья отражает подходы к пониманию профессиональной деформации личности. Автор отмечает, что специфические особенности человека как субъекта, личности и индивида формируются в процессе строго определенной деятельности, которая оказывает не всегда позитивное влияние на личность работника.

Annotation

The given scientific article reflects approaches to understanding of professional deformation of the person. The author notices that specific features of the person as subject, the person and the individual are formed in the course of strictly certain activity which makes not always positive impact on the person of the worker.

Ключевые слова: профессиональная деформация личности, подходы к пониманию профессиональных деструкций, труд, субъект деятельности.

Key words: professional deformation of the person, approaches to understanding professional destructions,

job, the subject of activity.

пецифические особенности че-

Словека как субъекта, личности и индивида формируются в процессе строго определенной деятельности. Степень ценности абстрактного принципа полностью определяется мерой глубины и полноты конкретизации его содержания. Проанализировав содержание известного принципа о наличии тесной взаимосвязи между деятельностью и характеристиками человека, мы формулируем тезис о необходимости дальнейшей конкретизации этого постулата.

Постоянно воспроизводящаяся социальная деятельность носит обезличенный характер. Личность же существует и функционирует в сфере общественной жизни, поведении, общении, быту. Личность как важная часть целостной индивидуальности может по-разному выражать свое отношение к деятельности и по ее поводу, она может близко соприкасаться с областью деятельности, но в процессах разделенного труда присутствует другая часть человека - субъект, сугубо субъектные качества человека.

Перечень этих качеств очень ограничен. К ним

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 3

относятся лишь способности: общие и специальные, а также знание и принятие особых регуляторов активности - деятельностных норм. Из всех видов и типов деятельностей именно профессиональный труд оказывает на человека закономерные, неслучайные, наиболее сильные влияния из-за того, что требует сосредоточенного внимания, затрат времени, энергии и прочих ресурсов. Профессия диктует необходимость в длительном специальном обучении, формировании и продолжительном исполнении субъектом строго определенных функций. Она вынуждает человека глубоко изучить и усвоить узкоспециализированный, искусственный язык и за счет этого расширить свое мировоззрение в строго определенном направлении.

Объективно разделенный мир наук, профессий и специальностей вынуждает "делиться" и людей, осваивающих ту или иную профессиональную роль. Если в психофизиологическом смысле влияние той или иной профессии может проявляться в виде профзаболеваний, то в социально- и дифференциально-психологическом аспектах - в виде профессиональных деформаций личности. Доказывается, что наиболее глубоко и ярко признаки профессиональных дефор-

маций проявляются в профессиях типа "человек - человек" и особенно - "человек - ненормальный человек". Критерии (а)нормальности людей как предметов труда в каждой из профессий определяются в соответствии с ее социальным предназначением, той функцией, которую выполняет та или другая сфера разделенного труда. В каждой профессии существуют свои содержательно разные признаки нормы и патологии людей: юридические, медицинские, педагогические критерии и т.п.

Социологические, психологические и социально-психологические исследования профессиональной деформаций личности отдельных специалистов в конкретных профессиях могут проводиться с разными целями, с различных позиций и разными подходами. Специфика подхода и особенности используемых теоретических средств определяют онтологическую картину мира, разделяемую исследователем, и, соответственно, результаты изучения феномена. Сущность профессиональных деформаций, их причины и факторы, перечни признаков их проявлений по-разному формулируются в зависимости от принятой автором методологии изучения.

Нужно отметить, что профессиональная деятельность представляет собой социокультурное явление со своими традициями, ценностями, историческими предпосылками. Процесс овладения профессией требует от человека определенных усилий.

Можно согласиться с Г.В. Суходольским, который призывает изучать специфику деятельности, чтобы понять психику конкретного человека: "С позиций отраслей психологии психологически адекватным по содержанию является лишь то описание деятельности, которое включает в себя психику в особых состояниях и процессах, свойствах и функциях" [1].

Для того, чтобы в полной мере охарактеризовать деятельностный подход в объяснении профессиональной деформации личности, нам необходимо обратить свое внимание на структуру акта деятельности.

С.Л. Рубинштейн так объясняет понятие деятельности и ее структуру: "Под деятельностью мы понимаем активность субъекта, направленную на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. (...) Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов-действий или поступков; будучи актами субъекта, они имеют по внутреннему своему содержанию определенное психологическое строение" [2]. Он перечисляет основные элементы деятельности: потребности, мотивы, цель,

способ, метод, действие, задачу, результат, условия, объект.

Часто некоторые авторы выделяют следующие элементы социально-психологической структуры деятельности: цель; отношение к труду; стимулы труда, внешние факторы трудовой активности; мотивы труда, внутренние факторы; ценности и ценностные ориентации,этические императивы трудовой деятельности; удовлетворенность трудом, эмоционально-окрашенное состояние сбалансированности между личностными претензиями и оценкой степени их реализация [3] .

По мнению социологов, труд - основа всех остальных общественных явлений. Это деятельность, содержанием которой выступает изменение вещества природы для удовлетворения общественных потребностей, это основная форма жизнедеятельности человеческого общества, исходное условие его бытия. При этом они выделяют следующие составные элементы простого труда: предметы труда - это вещество природы, на которое воздействуют средства труда -сырье или полуфабрикат. Средства - это вещь, которую человек помещает между собой и предметом труда. Продукт - это конечная цель. В экономическом смысле - потребительская стоимость, основа товарно-денежных отношений, в социологическом - исходная клеточка распределительных отношений.

В содержание индивидуального труда входит распределение функций (исполнение, регистрация, контроль, наблюдение, наладка и т.п.) на рабочем месте в зависимости от совокупности выполняемых операций. Содержание труда в социологии принято расшифровывать с помощью нескольких критериев. Например, критерий "типичные рабочие функции" включает следующие индикаторы: 1) простое обслуживание производства (транспортировка); 2) сложное обслуживание производства (ремонт, наладка машин);

3) непосредственная организация и руководство;

4) технологическая подготовка производства;

5) обслуживание процесса управления (экономические, юридические и другие службы); 6) разработка научных основ производства.

Социологи по-разному интерпретируют теорию деятельности. Авторы считают, что исследование содержания труда представляет не только академический интерес, а является сугубо прикладной проблемой, важной для профессионального отбора.

Условия труда включают в себя степень опасности предмета и средств труда, их влияние на здоровье,настроение и работоспособность человека. Когда мы описываем предмет и сред-

63

ства труда абстрактно-функционально, без оценки их воздействия на здоровье человека, то получаем содержание труда [4].

Исследователи, использующие это теоретическое средство и изучающие особенности деформирующих воздействий в определенной отрасли, должны последовательно и методично рассматривать то специфическое содержание каждого компонента этой структуры акта, которое характерно для данной должности или роли, и анализировать влияние этого содержания на психику и личностные качества работника.

Профессионал должен изучить всю информацию по специфике своего предмета работы. Субъект должен не просто отражать качества предмета своего профессионального труда, как это следует из классической теории отражения, но максимально "загружать" им значительную часть своего сознания и психики, "консервировать" его в памяти, "вжиться" в логику существования и функционирования своего предмета труда и длительное время жить в рамках этой, иногда чуждой, логики. Специфическое содержание предмета деформирует и соответствующую форму сознания субьекта-профессионала. Например, только сотрудник пенитенциарного учреждения будет досконально изучать специальную учебную дисциплину "Ухищрения рецидивистов: способы побегов, подкупов персонала, нарушений режима, покушений на убийство" [5].

Специфика человековедческих профессий как наиболее уязвимых в плане профессиональных деформаций объясняется тем, что активно действующий профессионал, познавая логику предмета своего труда, на протяжении всей своей карьеры вынужден жить чужими, а иногда и чуждыми жизнями других людей. Это предписывающее требование существует во всех профессиях подобного типа: обучающих, (перевоспитывающих, медицинских, полицейских и т.д. Процессы таких частых перевоплощений требуют специфических психотехнических способностей (почти актерских) от деятеля и, несомненно, оказывают деформирующее влияние на него.

Относительно следующего компонента структуры деятельностного акта - процесса преобразования предмета как деформирующего фактора - утверждается следующее. Профессионал на протяжении карьеры должен совершать одинаковые, строго определенные действия над своим предметом. Содержание тех или иных трудовых действий над предметом, в том числе над людьми, различно в отдельных профессиях. Скажем, лечение людей отличается от их обучения. Многочисленные типовые операции, манипуляции, совершаемые в течение многих лет и деся-

тилетий, становятся привычными, рутинными, автоматизируются и закрепляются в структуре психики профессионала и могут переноситься в недеятельностные сферы.

Анализируя специфический набор средств, составляющий инструментальный арсенал конкретного профессионала, необходимо особое внимание уделять качественному своеобразию знакового, языкового, терминологического, концептуального, понятийно-мыслительного и теоретического аппарата, который "обслуживает" данную профессию. В отличие от технических механических и прочих средств, эти орудия труда обычно менее заметны исследователям-профес-сиоведам, но они оказывают более мощное деформирующее воздействие именно на внутренний мир специалиста, заставляя его долгое время жить в их особенной логике.

Аналогично же следует изучать эффекты влияния конкретных способов использования того или другого средства. Усвоенные способы применения выработанных цивилизацией орудий труда могут быть как культурными, так и не удовлетворяющими требованиям культуры. Это относится также и к интеллектуальным, логическим средствам. Мерой их освоения является специфический перечень профессиональных знаний, умений и навыков - способностей как следующий компонент структуры. Профессиональная необходимость углубленной специализации не только развивает субъекта в определенном направлении, но и заставляет его тренировать одни свои способности за счет других.

В случаях, когда предметы труда стандартны, тождественны друг другу настолько, что исполнитель имеет право пренебречь уникальностью каждого экземпляра и применять одни и те же технологии, программы и другие нормы труда, превращаясь практически в робота, механически, автоматически совершающего рутинную монотонную операцию. Эта специфика челове-коведческих профессий требует от субъекта достаточной мыслительной подготовки, чтобы осуществлять подобные умственно-логические операции. Сам процесс уточнения, (пере- или до-) формулирования деятельностных норм связан с большим нервно-психическим напряжением, дополнительными эмоциональными и энергетическими затратами. В ситуациях "усматривания" дополнительных оснований выбора и доформу-лирования норм на первый план выходят не только чисто субъектные качества, но и личностные свойства индивидуума.

Особенности сознания профессионала связаны с его многолетним существованием в специфической логике своей деятельности в отличие

______________________________________64

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 3

от психики дилетанта или новичка. Более мощными понятиями, объясняющими механизмы воздействия профессионального труда на личность, являются интериоризация, усвоение, закрепление, фиксация, присвоение, "консервация" тех или иных компонентов деятельностного акта в памяти, мышлении, восприятии, психике специалиста.

Применительно к профессиям типа "человек -человек" для объяснения механизмов деформирующего воздействия "ненормального" предмета труда на субъекта оптимально использовать следующие понятия: уподобление, вживание, идентификация, перевоплощение, заимствование, сращивание. В работе показано, что подобные процессы обязательно оставляют следы в психике работника именно благодаря этим механизмам. В профессиологических исследованиях целесообразно опираться на положения современной теории индивидуальности в качестве понятийно-мыслительного средства, объясняющего специфику профессиональных деформаций в той или иной сфере разделенного труда. С помощью этой теории можно адекватно конкретизировать родовое понятие "человек" в более частные термины: индивидуальность, индивид, личность и субъект.

Для поиска специфических факторов, признаков и причин профессиональных деформаций, характерных для определенной профессиональной роли, следует последовательно и пристально "рассматривать" взаимосвязи между двумя компонентами структуры целостной индивидуальности: субъектом и личностью.

Следует помнить, что если субъектные качества индивидуальности формируются только в процессе деятельности, то личностные свойства вырабатываются в процессе общения, воспитания, социализации. Личность еще до вхождения в какую-то профессиональную роль сформировала некоторые внутренние регуляторы своей жизнедеятельности: ценностные ориентации, мировоззрение, установки и т. п. Она п ро д ол жа ет и х переоцен ивать и совершенствовать в процессах межличностного общения, в быту, в семье и т. д., что позволяет ей уточнять отношения к разным сторонам своей жизни и в том числе к профессиональной деятельности.

Таким образом, для понимания сущности профессиональных деформаций мы предлагаем использовать понятие "норма". Если субъект явля-

ется носителем и хранителем деятельностных норм, то личность является хранителем других норм, которые выполняют функцию в остальных областях жизни. Такие нормы обусловлены морально-нравственными предписаниями. По сравнению с общими этическими принципами более конкретными являются нормы трудовой этики, профессиональной этики и деонтологии. Необходимо обращать внимание на содержание норм, свойственных той или иной специальности, потому что они являются ближайшими к деятельностным нормам. Если личность работника недостаточно социализирована, имеет деформации в морально-нравственном воспитании,то и результат согласования двух субстанций индивидуальности, личности и субъекта будет плачевен. А профессиональная деятельность в этом случае будет подчиняться деформированным нормам, что приведет к нарушениям, должностным злоупотреблениям и преступлениям.

1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004.

2. Новые направления в социологической теории. М., 2008.

3. Ращин С. К. Психология и право: Некоторые специфические вопросы психологии управления в США //Прикладные проблемы социальной психологии. М., 2003.

4. Социология/Под ред. Г. А. Гриненко. СПб.,

2007.

5. Сук И.С. Врач как личность. М., 2004.

1. Beznosov S.P. Professional deformation person. - SPb.: Speech, 2004.

2. The new directions in sociological theory. M.,

2008.

3. Raschin S.K. Psychology and right: Some specific questions to psychologies of management in USA // Applied problems to social psychology. M, 2003.

4. The Sociology/Under ed. G.A. Grinenko. SPb., 2007.

5. Suk I.S. The doctor as personality. M., 2004.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.