Научная статья на тему 'Профессиональная деформация личности психолога'

Профессиональная деформация личности психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10591
1276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баженова А. Н.

В статье представлен теоретический анализ проблемы профессиональной деформации личности психолога как фактора, определяющего особенности его поведения, общения и самоотношения. Новизна содержания данной статьи заключается в том, что проблема профессиональной деформации личности психолога, во-первых, рассматривается в психологическом аспекте, а во-вторых, касается в большей степени сферы жизнедеятельности личности психолога, а не его профессиональной деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the idealized case study of professional deformation of the person of the psychologist as factor determining a features of his behavior, dialogue and self-attitude is submitted. The novelty of the contents of the given article is consist of that the problem of professional deformation of the person of the psychologist, at first, is esteemed in psychological aspect, and, secondly, concerns, in the greater degree, orb of habitability of the person of the psychologist, instead of his professional work.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деформация личности психолога»

№ 2, 2003

мышления студентов различных факультетов на основе указанного подхода позволяет сделать вывод об улучшении качества усвоения специальных знаний, приближении процесса обучения к практической деятельности. Данный подход к построению учебной деятельности студентов вполне может быть применим для решения проблемы формирования профессионального мышления в вузе.

Трудность разработки образовательных программ развивающего типа состоит в раскрытии специфики профессиональных задач. Автор подобной программы должен быть квалифицированным психологом и в то же время ориентироваться в специфических вопросах конкретной профессии; исследователь дол-

жен свободно разбираться в профессиональных задачах, вникать в их содержание и контекст. Здесь нам видится большой потенциал интеграции наук, тесного сотрудничества различных специалистов и достижений различных исследований.

Перед исследователями профессионального мышления стоят задачи дальнейшей разработки специфики различных типов профессионального мышления, создания универсальной теоретической модели профессионального мышления, выявления психологических основ формирования профессионального мышления у студентов, разработки и апробации соответствующих методических рекомендаций.

Поступила 24.04.03.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

ПСИХОЛОГА

А.Н. Баженова, ст. преподаватель кафедры практической психологии Омского государственного педагогического университета

В статье представлен теоретический анализ проблемы профессиональной деформации личности психолога как фактора, определяющего особенности его поведения, общения и самоотношения. Новизна содержания данной статьи заключается в том, что проблема профессиональной деформации личности психолога, во-первых, рассматривается в психологическом аспекте, а во-вторых, касается в большей степени сферы жизнедеятельности личности психолога, а не его профессиональной деятельности.

In the article the idealized case study of professional deformation of the person of the psychologist as factor determining a features of his behavior, dialogue and self-attitude is submitted. The novelty of the contents of the given article is consist of that the problem of professional deformation of the person of the psychologist, at first, is esteemed in psychological aspect, and, secondly, concerns, in the greater degree, orb of habitability of the person of the psychologist, instead of his professional work.

Престижность профессии психолога в современной России обусловила повышение научных интересов к вопросам профессионального становления психолога и условий, способствующих достижению успехов в его профессиональной деятельности. Одной из малоизученных проблем профессионального развития психолога является проблема влияния профессии на личность психолога. В научных исследованиях эта проблема периодически возникала, однако в основном рассматривался психофизиологический аспект, т.е. влияние профессиональной деятельности (условий, особеннос-

тей) на организм человека, на индивида. Сегодня в центре изучения отношений человека и профессии — психологический аспект: влияние профессиональной деятельности на личность и в целом на жизнь человека. В профессии психолога это влияние особенно велико, потому что основным инструментом профессиональной деятельности в этом случае выступает личность.

По данным немногочисленных исследований, психологи имеют следующие проблемы:

— сложные семейные взаимоотношения;

— неумение удивляться новому;

© А.Н. Баженова, 2003

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

— рациональное объяснение психологическими знаниями фактов действительности;

— повышенную когнитивную сложность;

— усугубление собственных психологических проблем;

— нарушения здоровья (см.: Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2001; Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996; Трунов Д.Г. Профессиональная деформация практического психолога // Психол. газ. 1998. № 1).

Интересно, что некоторые из перечисленных проблем являются полем деятельности самого психолога. Причины, по которым психологи испытывают эти и другие трудности, разнообразны (мотивация выбора профессии, адекватность профессионального выбора, особенности личности, индивидные качества). На наш взгляд, основной причиной и условием негативных изменений жизнедеятельности психолога служит профессиональная деформация его личности. Данный феномен недостаточно изучен и описан в психологии. Теоретически и практически он представлен в работах С.П. Безносова, Б.Д. Новикова, Д.Г. Трунова.

Профессиональная деформация личности представляет собой искажение конфигурации личностного профиля за счет угасания позитивных установок и усиления негативных отношений к себе и другим людям (см.: Маркова А.К. Указ. раб. С. 158). Это проявление в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности таких психологических изменений, которые начинают отрицательно влиять на осуществление деятельности, на психическую структуру самой личности (см.: Новиков Б.Д. Психологические особенности возникновения профессиональных деформаций сотрудников исправительнотрудовых учреждений: Дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 1993. С. 86). Профессиональная деформация происходит посредством переноса сугубо деятельностных норм как регуляторов активности профессионала в пространство жизни его личности (сферу личностного общения, поведения, быта, делового общения с

представителями других профессиональных цехов и подразделений). Психологический механизм профессиональной деформации личности может анализироваться как согласование, борьба или конфликт между субъектом и личностью как компонентами единой структуры индивидуальности человека (см.: Безносов С.П. Профессиональные деформации личности: (подходы, концепции, метод): Дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1997. С. 11—13).

Главной задачей данной работы является теоретическое объяснение причин возникновения, особенностей и последствий профессиональной деформации личности психолога. Эта задача может быть решена через раскрытие следующих вопросов: особенности профессионального и личностного пространства жизнедеятельности психолога, профессиональное развитие психолога, специфика взаимодействия психолога и других участников этого процесса, особенности изменений личности психолога и их проявления. Теоретическими основаниями раскрытия поставленных вопросов являются теория нормативного описания деятельности О.С. Анисимова, концепция профессионального развития Н.С. Пряж-никова и теория личности В.Н. Мясищева.

Человек представлен и проявляется в разных пространствах. Среди них наиболее важные:

— пространство организма, где человек представлен как индивид;

— пространство поведения, общения — как личность;

— пространство профессиональной деятельности — как субъект труда.

В указанных пространствах человек формируется гетерохронно и под влиянием различных факторов. Индивид развивается первым (уже с первых минут зачатия), при этом большое значение имеют биологические факторы: наследственность, состояние здоровья родителей, протекание беременности и родов, экология. Личность складывается скорее всего начиная с определенного периода пренатального развития, когда плод реагирует на какие-то внешние ситуации, демонстрирует свое к ним отношение. На

№ 2,2003

развитие личности в большей степени оказывают влияние социальные факторы: семья, семейное воспитание, отношения между членами семьи, школа, общение со сверстниками. Субъект труда развивается позже индивида и личности, первым проявлением этого процесса может служить предпочтение, отдаваемое ребенком тем или иным видам игровой деятельности. Факторы, воздействующие на развитие субъекта труда, могут быть разделены на две группы — внутренние (интересы, склонности, способности) и внешние (влияние родителей и друзей, престижность профессии в обществе, выгодное материальное обеспечение жизни этой профессией, высокий социальный статус). Между индивидом, личностью и субъектом существует взаимосвязь, так как человек — это целостность, на разных этапах жизни они находятся в разных отношениях с точки зрения их взаимовлияния. Поскольку значительную часть жизни человек вовлечен в профессиональную деятельность и в какой-то степени зависит от нее, можно предположить, что субъект оказывает большее влияние на индивида и личность, чем они на него.

Рассмотрим пространство профессиональной деятельности психолога, применяя положения теории нормативного описания деятельности.

Любая деятельность многоактна, процессуально она состоит из некоторого числа отдельных актов. Но любой деятельностный акт, каким бы содержательно непохожим на другие он ни казался на первый взгляд, всегда состоит из одних и тех же частей, т.е. всегда имеет одну и ту же структуру. Тщательно рассматривая специфические содержания каждого элемента этой структуры, можно увидеть особенности актов деятельности, характерные для той или иной специализации труда. Любая отдельно взятая технология каждого труда (преподавательского, исследовательского, проектировочного, управленческого, исполнительского и т.п.) состоит из следующих составных частей:

1) исходный материал, предмет труда — материал будущих преобразований,

который находится в некотором первоначальном состоянии, например: больной пациент, необученный солдат, кусок металла для будущей гайки и т.д.;

2) процесс преобразования — действие, операция над исходным материалом, например: процесс лечения, обучения, вытачивания;

3) конечный продукт — материл, который перешел в некоторое другое состояние, например: здоровый пациент, опытный солдат, готовая гайка;

4) средства — инструменты, с помощью которых осуществляется процесс преобразования. Средства могут быть внешними и внутренними (психотехническими), механическими и электронными, материальными и «идеальными» (знаковыми);

5) способ — путь применения данного средства. Способы также могут быть разными: правильными и ошибочными, культурными и варварскими, традиционными и новаторскими;

6) субъект деятельности — агент данной технологии, которым может быть и человек, и машина. Субъект должен обладать определенными способностями, иметь сознание, в котором находятся знания о деятельностных нормах — цель деятельности (субъективное психическое представление о конечном результате); план (временное представление процесса преобразования); технология (представление об исходном и конечном продуктах процесса преобразований, средствах и способах их применения); программа (предписание о том, как человек должен участвовать в деятельности); проект (совокупность представлений и предписаний о структуре будущего продукта и процессе его получения); метод (обобщенное, абстрактное, мысленное представление о некоторой деятельности, в которой не учитывается специфика конкретных условий достижения результата); методика (конкретизированное представление о вариантах применения метода с учетом некоторых условий); подход (целостное представление о жизни и деятельности); принцип (некоторое исходное средство конкретизации общего по-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

нимания деятельности) (см.: Безносов С.П. Указ. раб. С. 45—50).

Положив в основу данные положения, проанализируем деятельность психолога как субъекта профессиональной деятельности. «Субъектность — это постоянное стремление человека ко все большей своей осознанной спонтанности в выборе или реализации той или иной трудовой деятельности через психологическое освоение окружающего, уменьшающее его зависимость от этого мира и расширяющее возможности взаимополезного (полноценного) взаимодействия с миром» (Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.; Воронеж, 1997. С. 109).

Исходным материалом в структуре деятельности практического психолога является внутренний мир клиента, находящийся в не-нормальном состоянии в том смысле, что оно отличается от состояния многих других людей и мешает жизнедеятельности самого клиента. Это первый сложный момент, определяющий развитие личности психолога, потому что между ним и клиентом возникает психологический барьер («я не такой, как ты; ты не такой, как я»).

Конечным продуктом должен стать реконструированный внутренний мир клиента, обеспечивающий ему психологически комфортное состояние. Основным средством процесса преобразования выступает личность самого психолога с ее своеобразием, уникальностью и жизненной историей. Это второй сложный момент, потому что в деятельность вовлекается другое пространство жизнедеятельности психолога — личностное. Следовательно, психолог должен обеспечить сохранность данного инструмента, однако условия процесса обеспечения остаются открытым вопросом. Если врач, общаясь с больным пациентом, имеет возможность защитить свой организм маской или перчатками, то у психолога в качестве средств защиты могут выступать только внутренние, психологические приемы, которыми ему необходимо овладеть.

Следующий сложный момент в функционировании психолога как субъекта — деятельностные нормы: большин-

ство из них в сознании психолога не представлены, потому что нет разработанных нормативных документов, касающихся деятельности, например, психо-лога-консультанта. В данном отношении хорошо обстоят дела с документами о деятельности психологов в детских учреждениях, учреждениях общего и специализированного образования. Все остальные психологи самостоятельно формулируют для себя нормы. Процесс преобразования внутреннего мира клиента — процесс отражения психологом этого внутреннего мира. «Практический психолог в своей работе открывает для клиента психическую реальность его собственной жизни, для этого он владеет специальными знаниями, позволяющими вычленить, описать, проанализировать эту реальность» (см.: Абрамова Г. С. Указ. раб. С. 73). Однако здесь тоже есть сложности. Как отмечает Ф.З. Кабиров, практический психолог не объясняет основные проявления человеческой индивидуальной жизни, а интерпретирует жизненную ситуацию клиента, что служит объективацией картины мира самого психолога, не означающей гарантию профессионального успеха. Другой «ловушкой сознания практического психолога» является представление об универсальности и эффективности какой-либо одной психологической теории, с помощью которой можно решать любые проблемы. (см.: Кабиров Ф.З. Позиция психолога в практике психокоррекции: Учеб. пособие. Омск, 2001. С. 38—42). Наконец, способ преобразования в структуре деятельности практического психолога также представляет собой вопрос, вокруг которого ведутся споры. Часто сравниваются между собой два возможных подхода специалиста к другому человеку как клиенту: «субъект-объектный» и

«субъект-субъектный». Этот вопрос является очень спорным, особенно в отношении деятельности психолога, и в настоящей статье рассматриваться не будет. Однако понимание самим психологом того подхода, в котором он реализует свою профессиональную деятельность, выступает фактором, поддерживающим его как субъекта деятельности.

№ 2, 2003

По Н.С. Пряжникову, в своем развитии психолог как субъект деятельности проходит несколько этапов:

1) стремление самоутвердиться в практической психологии, реализуемое часто в поиске и освоении эффективных, общепринятых, «модных» на данный момент методов работы;

2) некоторое «разочарование» в общепринятых формах и методах работы, связанное с тем, что данные методы не всегда позволяют решать проблемы клиентов, а также с тем, что часть методов оказываются по разным причинам неприемлемыми для данного психолога (формирование мотивационной основы для будущего развития индивидуального стиля деятельности);

3) попытка сделать что-то по-своему, стремление «импровизировать» в своем труде, вкладывать что-то от себя лично (начало формирования индивидуального стиля деятельности);

4) осознание необходимости теоретической базы для «импровизации» и выработки индивидуального стиля деятельности (переосмысление сущности своей работы);

5) импровизация на основе знания (нового осмысления) своего дела, связанного с выработкой собственного индивидуального стиля работы, что выражается в модификации известных методов, в конструировании новых методик и методических приемов, а также в нахождении новых смыслов своего труда.

Как отмечает автор, некоторые психологи могут «застревать» на отдельных этапах (см.: Пряжников Н.С. Указ. раб. С. 98). Итак, развитие и функционирование психолога как субъекта профессиональной деятельности характеризуется сложностями, связанными как со спецификой этой деятельности (работа с внутренним миром человека), так и с невозможностью психолога за короткое время (особенно это волнует выпускников психологических факультетов) определить для себя самого профессиональную позицию и способы работы.

Поскольку основным инструментом профессиональной деятельности практического психолога является его личность,

необходимо рассмотреть личностное пространство жизнедеятельности психолога.

Личность как характеристика развития человека в социуме есть высший уровень психики, регулирующий всю психическую деятельность. Это система отношений человека к окружающей действительности. Самое главное и определяющее личность — ее отношения к людям, являющиеся одновременно и взаимоотношениями. Отношения избирательны прежде всего в эмоционально-оценочном (положительном или отрицательном) смысле. Они представляют собой сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь человека с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях, переживаниях, и, в свою очередь, образуются и формируются в процессах деятельности (см.: Мяси-щев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. С. 48—53). Через отношение к другим людям человек меняет отношение к себе. Условием этого изменения является общение как вид деятельности человека. Таким образом, в общении и посредством общения происходит формирование личности человека.

Так как профессия психолога социальна, т.е. предполагает взаимодействие специалиста с другим человеком, то основой этого взаимодействия служит именно общение. Психолог общается с клиентом, имеющим на момент обращения к нему не-нормальный, не удовлетворяющий его внутренний мир, что проявляется в эмоциональных реакциях, которые клиент демонстрирует психологу. Еще на этапе профессионального обучения каждый студент-психолог усваивает правило: клиенту можно помочь, если на время стать им, «вжиться» в него, прочувствовать его состояние, отношение к окружающей действительности, как бы «примерить» на себя его личность. Но ведь у психолога есть своя, другая личность, и ее на время необходимо «снять» или «примерить» личность клиента на свою. Психологу приходится постоянно иметь дело с личностными проблемами, использовать свою личность как основу для неидентичных ей конструкций.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Вследствие этого в структуре личности психолога происходят изменения — меняются его отношения к Другому человеку. «Другой» — это рабочая категория для психолога, позволяющая прояснить индивидуальность внутреннего мира, человеческую сущность (см.: Абрамова Г.С. Указ. раб. С. 267).

Как было показано выше, изменение отношений к другим людям детерминирует изменение отношения к себе, т.е. изменение личности. Личностное пространство жизнедеятельности психолога — это пространство его поведения и общения с близкими, друзьями, знакомыми. Так как личность выступает средством профессиональной деятельности и в процессе этой деятельности деформируется, изменяются и характеристики пространства поведения и общения.

Итак, профессиональная деформация личности психолога возникает вследствие вовлечения в пространство профессиональной деятельности личности как основного инструмента этой деятельности, при этом сама профессиональная деятельность характеризуется отсутствием выработанных и зафиксированных деятельностных норм, а основным предметом является не-нормальный внутренний мир человека, в логику которого психолог как субъект деятельности встраивает свою личность, тем самым оказывая на нее внешнее (обусловленное ситуацией взаимодействия с клиентом) давление.

Проявлениями профессиональной деформации личности психолога, как отмечает Д.Г. Трунов, является следующее:

— объяснение жизненных проблем психологическими причинами;

— приобретение навыков в рационализации своих проблем;

— обездвиживающее, лишающее спонтанности самонаблюдение;

— гнет профессиональных обязанностей и навыков;

— комплекс «сапожника без сапог»;

— поиск людей, нуждающихся в психологической помощи;

— потеря способности удивляться;

— профессиональный цинизм (см.: Трунов Д.Г. Указ. раб.).

В эмоциональной сфере профессиональная деформация личности может проявляться как эмоциональное выгорание, которое иногда называют психической деформацией. Если личность длительное время испытывает мощные энергетические воздействия, то формой психической деформации может стать невроз.

Профессиональную деформацию личности психолога некоторые считают вполне закономерным явлением — такова профессия. Однако эта профессия становится привлекательной для все большего числа людей, поэтому изучение и профилактика профессиональной деформации личности психолога является важнейшей задачей как науки, так и высшей школы.

Поступила 14.03.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.