Научная статья на тему 'Деформации личности: попытка систематизации современных психологических подходов в русле концепции индивидуальности'

Деформации личности: попытка систематизации современных психологических подходов в русле концепции индивидуальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2127
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПАРАДИГМА / ЛИЧНОСТНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / СРЕДОВАЯ ПАРАДИГМА / PERSONALITY PROFESSIONAL DEFORMATIONS / PERSONALITY PROFESSIONAL DESTRUCTIONS / INDIVIDUALITY STRUCTURE / ACTIVITY PARADIGM / PERSONAL-DYNAMIC PARADIGM / ENVIRONMENTAL PARADIGM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болдырева Татьяна Александровна

В статье представлен опыт систематизации существующих в современной психологической литературе подходов к пониманию профессиональных деформаций и деструкций личности с позиций теории индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality deformation: an attempt to systematize the modern psychological approaches in individuality concept line

The article represents an attempt to systematize the approaches of modern psychology literature, connected with understanding of professional deformations and personality destructions based on the theory of individuality positions.

Текст научной работы на тему «Деформации личности: попытка систематизации современных психологических подходов в русле концепции индивидуальности»

Болдырева Т.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: ttatianna@yandex.ru

ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ПОПЫТКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В РУСЛЕ КОНЦЕПЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

В статье представлен опыт систематизации существующих в современной психологической литературе подходов к пониманию профессиональных деформаций и деструкций личности с позиций теории индивидуальности.

Ключевые слова: профессиональные деформации личности, профессиональные деструкции личности, структура индивидуальности, деятельностная парадигма, личностно-динамическая парадигма, средовая парадигма.

Понятие профессиональных деформаций прочно вошло в тезаурус современной психологической науки. Тем не менее, можно констатировать необычайное разнообразие дефиниций, и, как следствие этого, широкий диапазон психических явлений, которые могут быть включены в понятие профессиональных деформаций личности.

Обратимся к феноменологической характеристике рассматриваемого явления, или попытаемся ответить на вопрос: какие явления, которые можно наблюдать объективно, составляют основное содержание понятия «профессиональные деформации личности»? Обычно к их числу относят: синдром сострадательной усталости, синдром асоциальной перцепции, синдром вседозволенности, синдром эмоционального выгорания, феномен недоверия, административный восторг, социальное лицемерие, виктимизация, дефекто-центризм, профессиональная агрессия, ролевой экспансионизм, профессиональная демонстративность, профессиональный догматизм, профессиональная интолерантность, профессиональный фетишизм, профессиональный инструментализм, трудоголизм, формализм, бюрократизм.... (список может быть продолжен до бесконечности), - все перечисленные термины составляют содержание феномена профессиональных деформаций личности. Обращает на себя внимание тенденция к обозначению их посредством медицинского термина синдром, либо локализация семантического поля понятия, обозначающего то или иное качество личности, черту личности прибавлением прилагательного «профессиональная».

Вероятно, это отражает неоднородность категориальной квалификации феноменов, выделяемых в качестве конкретных профессиональных деформаций личности - это может быть системное нарушение, обусловленное первичным изменением, нарушением на одном из уровней индивидуальности (как в случае с определением деформации через понятие синдрома), так и заострением, гиперболизацией какого-либо личностного свойства, востребованного в силу специфики выполняемых должностных обязанностей.

Палитра дефиниций профессиональных деформаций личности также необычайно широка.

Рассматривая профессиональные деформации как профессиональный дизонтогенез, А.К. Маркова называет таковыми ослабление или угасание позитивных психических качеств под влиянием условий труда, что может выражаться в прекращении существовавшего когда-то соответствия «социальной профессиональной норме (то есть требованиям профессии к человеку) или индивидуальной профессиональной норме (требованиям человека к самому себе).» [10, с. 119-120]. Рассмотрение профессиональных деформаций в контексте профессионального онтогенеза личности, позволяет А.К. Марковой объединить как рядоположенные такие нарушения в профессиональном развитии, как недоразвитие и/или повреждение, дисгармоничность, диспропорциональность, рассогласованность профессиональных умений и навыков, способностей человека к образованию таковых; обеднение, оскудение, уплощение мотивационного компонента личности и/или профессиональной деятельности.

Понимание профессиональных деформаций, предлагаемое Э.Ф. Зеером и Э.Э. Сыма-нюк в значительной степени отражает многообразие подходов к данному явлению в современной психологии. Так, они понимают под деформацией «искажение профессиональноважных качеств личности»; «изменение сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающееся на продуктивности»; «нарушение усвоенных способов деятельности; изменение структуры личности при переходе от одной стадии профессионального к другой»; «появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий». К числу факторов психологического порядка, лежащих в основе профессиональных деформаций личности, Э.Ф. Зеер относит психофизиологические изменения, стереотипы профессиональной деятельности, механизмы психологической защиты, стагнацию профессионального развития, пределы профессионального развития и акцентуации характера. Выделяются: а) профессионально-типологические деформации, которые представляют собой трансформацию индивидуально-типологических свойств личности под влиянием длительно выполняемых действий и операций в рамках конкретной профессиональной деятельности; б) индивидуализированные профессиональные деформации, означающие гиперболизацию (акцентуацию, сверхразвитие) личностных свойств, наиболее востребованных при выполнении профессиональной деятельности; в) общепрофессиональные деформации, которые обеспечивают схожесть всех людей - субъектов определённого профессионального труда; г) специальные профессиональные деформации, возникающие как результата специализации в определённом направлении специалиста той или иной сферы [5].

Примечательно, что данные авторы локализуют прагматический аспект эффект изменений личности, возникающих в результате профессионализации сферой же профессиональной, так как и деформации рассматриваются как психические явления, препятствующие прежде всего эффективности профессиональной деятельности и профессионального развития личности.

Р.М. Грановская полагает, что профессиональные деформации личности проявляются прежде всего на уровне объективно наблюдаемого действия, как неоправданный перенос усвоенной в результате многолетней профессиональной деятельности модели поведения на непрофессиональную сферу. В этом смысле удачной кажется метафора, приведенная А.А. Картузовой как проникновение Я - профессионального в Я - человеческое. [7, с. 50].

Приведённая метафора обращает внимание исследователей на структурные и динамические составляющие личностного развития, в частности, на закономерно возникающие в процессе освоения профессии противоречия, их развивающий или деформирующий характер (что и выступает методологической основой рассмотрения деструктивых изменений личности профессионала под влиянием экстремальных условий службы в работе Г.Ю. Фоменко) [13], на эго - идентичность как пространство формирования и реализации профессиональных деформаций личности (что и служит объяснительной моделью эмоционального выгорания у представителей производственной сферы в работе А.А.Шевченко) [13].

К описанному кругу явлений примыкает понятие профессионального маргинализ-ма, который, по мнению многих авторов (О.В. Волкова, С.А. Дружилов, Е.П. Ермолаева, С.Л. Леньков, Е.В. Чарина), приобретает всё более массовый характер, обусловленной макро- и микросоциальными проблемами, и представляющий собой некий системный феномен, проявляющийся в формальном выполнении профессионалом своих профессиональных обязанностей, при наличии острой потребности общества в высоком уровне таковых. Детерминирует в профессиональном маргинализме ассонанс между личностной идентичностью, требованиями профессии, и требованиями общества от специалиста.

Актуальным представляется вопрос о дифференциации и/или соотношении понятий профессиональная деформация и профессиональная деструкция личности.

Отмечается многообразие трактовок соотнесения данных понятий. Профессиональная деструкция рассматривается то как инвариант профессиональных деформаций, то как частный вариант неблагоприятного, зачастую

патологизированного профессионального развития личности (А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Дружилов С.А.), то как обобщающее понятие для деконструктивных эффектов профессионального развития и функционирования, к числу которых наряду с профессиональными деформациями относятся профессиональная акцентуация и профессиональная стагнация личности. (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк). [4], [5], [10]. Выявленные противоречия представляются закономерным следствием категориальной неопределённости понятия профессиональных деформаций.

Есть мнения, согласно которым под профессиональными деформациями следует понимать «новообразования, обусловленные низким уровнем развития самосознания и интегральных личностных характеристик: направленности, гибкости, компетентности». [8, с. 4]

С.П. Безносов предлагает понимать под профессиональными деформациями личности «объективные явления, негативные проявления которых могут быть элиминированы посредством других, «непрофессиональных» факторов (социализации, воспитания и т. п.). Это процесс и результат влияния субъектных качеств человека, сформированных в соответствии со спецификой определённого труда на личностные свойства целостной индивидуальности». [2, с. 14]

Рассмотрение профессиональных деформаций личности через призму концепта целостной индивидуальности С.П. Безносовым позволяет в значительной степени структурировать всё разнообразие подходов к профессиональным деформациям личности, по отношению, во-первых, к уровням индивидуальности, на которые ориентированы разные авторы, при рассмотрении данного явления; во-вторых, по отношению к процессуальной либо содержательной стороне феномена индивидуальности.

Б.Г. Ананьев писал: «Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида». [1, с. 280]

Действительно, всё разнообразие подходов к профессиональным деформациям может быть структурировано в три основные парадигмы, позволяющие аналитически рас-

смотреть топологию, этиологию, то и генезис профессиональных деформаций личности. Представляется возможным выделить следующие парадигмы в рассмотрении профессиональных деформаций личности при актуальном состоянии психологических исследований в данном направлении:

1) деятельностная;

2) личностно - динамическая;

3) средовая.

Топология профессиональных деформаций в контексте деятельностной парадигмы определена субъектом деятельности, в генезисе профессиональных деформаций участвуют все компоненты профессиональной деятельности - предмет и объект труда, усвоенные профессиональные технологии, средства производства, профессиональные нормы, условия профессиональной деятельности. Принципиальная ограниченность ресурсов отдельного человека, объективная разделённость общественного труда, недостаточная определённость социальных норм выступают в качестве универсальных причин развития профессиональных деформаций. Механизмами формирования профессиональных деформаций являются следующие: интериоризации, превращения событий в обстоятельства, коммуникативный и нормоопределения. [2]. Поскольку человек является одновременно субъектом разных сфер деятельности, то деформации, представляя собой изменения (нарушения) в субъектных свойствах экстраполируются на другие жизненные сферы - межличностные, семейные, общественные паттерны функционирования человека, что, по сути, и определяет влияние изменений (нарушений) на уровне субъекта на личностные качества и свойства.

Концепты развития и личности выступают двумя основными координатами «локализации» профессиональных деформаций в исследованиях, которые могут быть отнесены к личностно-динамической парадигме. В той или иной степени в работах В.М. Бодрова, Е.М. Борисовой, Э.Ф. Зеера и Э.Э. Сыманюк, Л.А. Китаева-Смыка, А.К. Марковой, Л.В. Митиной, Ю.П. Поваренкова, З.И. Рябикиной, Е.Л. Солдатовой, Г.Ю. Фоменко, А.А. Шевченко профессиональные деформации рассматриваются как процессы недезъюктивые, а зачастую имманентные личностному разви-

тию. Такое понимание профессиональных деформаций позволяет выделить в качестве детерминант преморбидные качества и свойства индивида и личности, преобразующиеся посредством закономерно возникающих в процессе развития личности в профессиональной сфере в специфические по отношению к конкретной трудовой деятельности характеристики личности и поведения. Основным механизмом подобных преобразований выступают разрешения противоречий и внутриличностных конфликтов, неизбежно возникающих в данном процессе. Качество разрешения последних и определяет собственно развивающий или деформирующий характер изменений.

Локализация профессиональных деформаций в структуре индивидуальности при рассмотрении с позиций средовой парадигмы может быть охарактеризована как неопределенная, с акцентом на уровень индивидуальности, однако довольно чётко фиксируется этиология их

Список литературы:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания./ Б.Г. Ананьев - СПб.: Питер, 2002. - 288 с. - ISBN5-272-00315-2.

2. Безносов, С.П. Профессиональные деформации личности (Подходы, концепции, метод): дис.... д-ра психол. наук: 19.00.03/С.П. Безносов. - СПб, 1997. - 398 с.

3. Белоус, В.В. В.С. Мерлин - создатель интегральной теории индивидуальности (к 110-летию со дня рождения) / В.В. Белоус, И.В.Боязитова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2008. -№ 1. - С. 43-50.

4. Дружилов, С.А. Профессиональные деформации как индикаторы дезадаптации и душевного неблагополучия человека. / С.А. Дружилов // Сибирский педагогический журнал. - 2010.- № 6. - С. 171-178.

5. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций. / Э.Ф Зеер, Э.Э. Сыманюк - М.: Изд-во «Академический проект», 2005. - 365 с. - ISBN: 5-8291-0566-7, 5-88687-168-3

6. Иоголевич, Н.И. Теория интегральной индивидуальности и перспективы её использования в рамках полисистемного подхода в исследовании субъекта деятельности. / Н.И. Иоголевич // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2012. - № 6 (265). - С. 32-36

7. Картузова, А.А. Профессиональная деформация личности тренера как научный феномен. / А.А. Картузова // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 11. - С. 49-53.

8. Козлова, А.В. Психологические особенности профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Психол. Ин-т Рос. Акад.образования. - Москва, 2006. - 21 с.

9. Колянов, А. Ю. Коммуникативный подход к проблеме профессиональной деформации / А.Ю. Колянов [Электронный ресурс] URL: http://www.bj.pu.ru/lib/5-gr3/htm (21.09.2009)

10. Маркова, А.К. Психология профессионализма. / А.К. Маркова - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 310 с. - ISBN 5-87633-016-7.

11. Полякова, О.Б. Профессиональная среда как детерминанта возникновения профессиональных деформаций. / О.Б. Полякова // Мир психологии. - 2012. - № 4. - С. 196-204.

12. Солдатова, Е.Л. Динамика профессиональных деструкций в соотношении с динамикой эго - идентичности у представителей социальной и производственной сфер деятельности. / Е.Л. Солдатова, А.А. Шевченко // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Психология. - 2012. - № 45. - С. 32-37.

13. Фоменко, Г.Ю. Личность как субъект бытия в экстремальных условиях: дис.... д-ра психол. наук: 19.00.01 - Краснодар, 2006. - 448 с.

14. Чарина, Е.В. Изучение феномена маргинализма в психологии. / Е.В. Чарина // Вестник Северо-Восточного государственного университета. - 2013. - № 19. - С. 41-43.

Сведения об авторе:

Болдырева Татьяна Александровна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372575, e-mail: ttatianna@yandex.ru

возникновения. Организационные, социальнопсихологические условия, патологизирующие модели профессиональных коммуникаций в среде конкретного трудового коллектива рассматриваются в качестве провоцирующих агентов профессиональных деформаций. Основными механизмами возникновения профессиональных деформаций, в связи с этим, выступают механизмы уподобления и совладания. Сами же профессиональные деформации представляются как специфические по отношению к наличным средовым условиям деконструктивные модели копинг - поведения и коммуникативных паттернов. [9,11]

Перечисленные парадигмы комплементарны. Использование их как единой многомерной модели позволяет системно исследовать конкретные случаи профессиональных деформаций личности и сформировать научно обоснованные методы и формы профилактики негативных явлений личностных изменений в результате трудовой деятельности.

15.12.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.