Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке специалистов, востребованных на региональном рынке труда'

К вопросу о подготовке специалистов, востребованных на региональном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / РЫНОК ТРУДА / ПОДГОТОВКА ВОСТРЕБОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / МАРКЕТИНГ / КОНСАЛТИНГ / АУТСОРСИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельник Т. И.

В статье систематизированы субъекты маркетинговой системы образования, определены цели и ориентиры их взаимодействия. С учетом особенностей регионального рынка труда выявлены актуальные направления при сотрудничестве с консалтинговыми и аутсорсинговыми организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке специалистов, востребованных на региональном рынке труда»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 331.522

к вопросу о подготовке специалистов, востребованных на региональном

рынке труда

Т. и. мельник,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры маркетинга и рекламы

E-mail: [email protected] Волгоградский государственный университет

В статье систематизированы субъекты маркетинговой системы образования, определены цели и ориентиры их взаимодействия. С учетом особенностей регионального рынка труда выявлены актуальные направления при сотрудничестве с консалтинговыми и аутсорсинговыми организациями.

Ключевые слова: образовательная система, рынок труда, подготовка востребованных специалистов, конкурентоспособность выпускников, маркетинг, консалтинг, аутсорсинг.

Человеческий капитал — один из факторов, обеспечивающих стабильное и эффективное экономическое развитие региона. Экономика предъявляет новые требования к системе профессионального образования, которая в свою очередь формирует человеческий капитал. При этом одной из основных проблем современной экономики, привлекающей внимание предпринимателей и чиновников во многих странах мира и определяющей политику в сфере профессионального образования, является проблема его адекватности с точки зрения региональных потребностей рынка труда. Многие страны и регионы столкнулись с несоответствием предложения рабочей силы требованиям работодателей по таким критериям, как профессионально-квалификационная структура, качество профессионального

образования выпускников, несоответствие области специализации, навыков, «сверхобразование» работников. Как результат указанных проблем высокие количественные показатели образования не отражаются на показателях, характеризующих уровень экономического развития и жизненный уровень конкретного региона и страны в целом. Предприниматели не удовлетворены выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и испытывают трудности в подборе персонала с профилем, соответствующим потребностям компании.

Проблема несоответствия образовательной системы требованиям современного рынка труда обсуждается на уровне правительства многих стран, в том числе и в Российской Федерации. Так, поддержка и развитие региональных систем образования являются направлением приоритетного национального проекта «Образование». Модернизация образовательных систем субъектов РФ должна быть неразрывно связана с социально-экономическими и культурно-историческими особенностями развития конкретных регионов, которые и определяют специфику региональных систем образования [9]. В то же время региональная система образования должна учитывать потребности и интересы конкретного человека и государства в целом.

Переход к рыночным отношениям объясняет необходимость переориентации деятельности вуза на основе концепции, методов и инструментов маркетинга. Современная система образования характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых услуг со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений [10]. Появилось широкое разнообразие форм и методов платного обучения, рассчитанных на разный уровень требований слушателей, базового образования, дохода и направленных на формирование специалистов высокой квалификации, способных быстро адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда, гибко и творчески использовать научные идеи, технологии и методы управления на практике. Кроме того, следует учитывать, что деятельность вуза не ограничивается предоставлением образовательных услуг. В целом она включает в себя два взаимосвязанных направления — образовательное и научное [3]. В связи с этим вуз работает на нескольких рынках: на рынке образовательных услуг, рынке труда, научно-технической продукции и научно-консалтинговой деятельности. Для сохранения и увеличения своей конкурентоспособности вуз должен осознавать себя субъектом рыночных отношений на всех четырех рынках и строить свою деятельность с учетом ситуации на них. Именно здесь возникает необходимость выявить потребности рынка и адаптировать к ним продукты и услуги, предоставляемые вузом.

Структура системы образования (рис. 1) определяется целью — подготовка востребованных на региональном рынке труда специалистов. Один из важнейших аспектов модернизации российского образования с учетом новых потребностей рынка труда и экономики в целом заключается в том, что в системе образования появляются новые субъекты, участвующие в образовательном процессе.

Объектами маркетинговой системы формирования востребованного специалиста являются компетенции, востребованные на рынке труда. Соответственно, в центре внимания должны быть услуги, позволяющие их сформировать: общеобразовательные услуги, услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов, а также консалтинговые, тренинговые услуги и т. д. (рис. 2).

Так, в настоящее время представляется целесообразным включение в региональную структуру системы образования таких субъектов, как консалтинговые и аутсорсинговые организации, оказывающие услуги образовательным заведениям.

Актуальным направлением привлечения консалтинговых организаций является, к примеру, взаимодействие учреждений профессионального образования с работодателями региона на этапе организации учебного процесса. В связи с этим интерес представляет зарубежный опыт. К примеру, для осуществления взаимосвязи между системой образования и промышленностью во Франции и Мексике учитываются требования работодателей при составлении учебных планов путем создания

Рис. 1. Субъектно-объектная структура маркетинговой системы формирования востребованного специалиста:

Внешние факторы

Социально-экономические требования общества

Система образования

Субъекты маркетинговой

системы формирования востребованного специалиста

Набор знаний, умений, навыков

Рис. 2. Система формирования объективно востребованных компетенций

профессиональных консультативных комиссий по разработке содержания учебных программ; в США и Германии разрабатываются программы совместной подготовки специалистов вузами и компаниями; во Франции, Бельгии и Голландии обучение на предприятии (стажировка) является ключевым элементом профессионального образования [1]. В данном случае сторонняя организация передает студентам актуальные практические навыки, в частности, применяемые на практике методики, инструментарий, различные приемы и современные технологии, представляющие собой интеллектуальную собственность консалтинговой фирмы. Это позволяет скорректировать подготовку специалистов с учетом требований рынка труда, передать выпускникам практические навыки, выявить актуальные направления совершенствования учебного процесса в учреждении профессионального образования. Потенциальными потребителями консалтинговых услуг вуза при этом могут выступать предприятия и организации любых организационно-правовых форм. В свою очередь спектр консалтинговых услуг, которые могут предложить учреждения профессионального образования, достаточно широк:

— общее управление и администрирование;

— оценочная деятельность;

— финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый и 1Т-консалтинг и т. д.

Консультациями могут быть:

— аналитические обзоры;

— справки, доклады и презентации по различным вопросам развития науки и технологий;

— юридическое сопровождение предприятий;

— адвокатские услуги по защите интеллектуальной собственности;

— экспертный анализ и маркетинговые исследования;

— составление форм статистической и бухгалтерской отчетности;

— выработка рекомендаций по развитию бизнеса, подготовка бизнес-плана и т. д.

Таким образом, можно выделить ряд направлений консалтинговых услуг, которые способны оказывать учреждения профессионального образования.

1. Бухгалтерские, управленческие, маркетинговые, юридические и другие инструменты для различных предприятий и организаций.

2. Разработка стратегий развития различных экономических систем: предприятий, организаций, районов, городов и регионов.

3. Консалтинговые услуги в сфере высшего образования и наукоемких технологий (оценка потребности в обучении персонала предприятия, организация корпоративных проектов по обучению, подготовка специалистов по обучению (бизнес-тренеров), коучинг-руководителей и специалистов образовательных учреждений).

4. Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000 [11]. Данная услуга включает в себя:

— проведение образовательных семинаров, тренингов и деловых игр для высшего руководства, менеджеров по качеству, внутренних аудиторов с присвоением соответствующей квалификации;

— консультационные и методические услуги по разработке и внедрению СМК;

—содействие в выборе органа по сертификации.

5. Консалтинговое сопровождение вступительного процесса старшеклассников (абитуриентов) и людей, уже получивших специальное образование и желающих сменить сферу деятельности:

— индивидуальное профориентационное консультирование, включая предоставление информации о необходимых для той или иной профессии знаниях;

— встречи с представителями различных специальностей;

— посещение рабочих мест;

— подбор специальностей;

— организация вступительного процесса;

—своевременная информация о ходе вступительных экзаменов и изменениях реального конкурса и т. д.

К примеру, возможными направлениями оказания консалтинговых услуг кафедры маркетинга и рекламы ВолГУ являются: исследование внешней и внутренней маркетинговой среды деятельности предприятия, совершенствование маркетинговой стратегии, управление комплексом маркетинга, разработка рекламной кампании предприятия, разработка и обоснование медиаплана и формирование имиджа предприятия, брендинг, разработка системы мерчендайзинга и др. В свете этой концепции преподаватели и студенты кафедры регулярно принимают участие в региональных и всероссийских конференциях, семинарах, конкурсах по указанной тематике. Студенты и преподаватели кафедры маркетинга и рекламы ВолГУ выполняют курсовые, дипломные и другие проекты в различных отраслях и сферах деятельности.

Следует отметить, что неоспоримым конкурентным преимуществом учреждений профессионального образования на рынке научно-консалтинговых услуг региона является возможность привлекать к проектам высококвалифицированный персонал учебного учреждения, что в совокупности с современными методиками и технологиями консалтинга позволяет получать максимальный эффект для клиентов.

Что касается важности привлечения аутсор-синговых организаций, то главным достоинством аутсорсинга является способность быстро и гибко реагировать на любые изменения, происходящие на различных целевых рынках учреждений профессионального образования: рынке образовательных услуг, рынке труда, рынке научно-технической продукции и научно-консалтинговой деятельности. Именно поэтому его внедрение особенно актуально в системе высшего образования. Благодаря использованию аутсорсинга можно наиболее полно удовлетворять потребности и предпочтения целевых потребителей, а следовательно, повышать конкурентоспособность образовательных услуг учреждений профессионального образования. Как отмечают Р. Фиппс и Дж. Мерисотис [12], 90 % американских колледжей и университетов давно практикуют аутсорсинг для сокращения операционных издержек, передавая частным фирмам и предпринимателям следующие услуги:

— общественное питание (61 % опрошенных вузов);

— торговля книгами и учебниками (52 %);

— управление благотворительными фондами

(41 %);

— оказание юридических услуг (28 %);

— поддержание чистоты и порядка (25 %) и другие хозяйственные и финансовые функции (от 2 до 20 %).

При этом 13 % из числа опрошенных вузов передали внешним подрядчикам исполнение одного вида услуг, 65 % — 2—5 видов услуг и 13 % — более 5 видов услуг.

Вместе с тем это направление взаимовыгодного сотрудничества между субъектами рынка образовательных услуг и рынка труда пока мало развито в России. Можно привести целый ряд возможных направлений развития аутсорсинговых услуг в российской системе образования.

1. Аутсорсинг маркетинговой деятельности. Развитие данного направления будет способствовать сохранению постоянного внимания к нуждам и запросам потребителей (как учащихся, так и работодателей), позиционированию и идентификации учреждения профессионального образования в сознании целевых групп потребителей, даст возможность немедленно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры. Аутсорсеру следует поручить:

— планирование, координацию и контроль за маркетинговой деятельностью;

— проведение маркетинговых исследований;

— осуществление PR-деятельности; выстраивание информационных каналов для объективного информирования целевой группы (через СМИ, персональные контакты, организованные контакты с целевой аудиторией); подготовку и проведение рекламных кампаний.

2. Выполнение работ по изготовлению типографской и сувенирной продукции, презентационных материалов. Следует отметить, что ряд российских образовательных учреждений уже все это делает. Так, например, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Петербургский государственный университет путей сообщения, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского [6] объявили о готовности произвести закупки услуг по поставке типографской продукции. Это связано с тем, что в настоящее время печать книг, издание сборников статей не являются приоритетным направлением деятельности для учебных заведений, однако большая часть из

них готова заказывать полиграфическую продукцию к значимым датам, юбилеям, конференциям и т. п.

3. Содействие трудоустройству выпускников. Правительства таких развитых стран, как Австралия, Нидерланды, Германия, Великобритания и Франция, передают часть своей системы работы с безработными в руки специализированных компаний [4]. Безработные регистрируются у личного консультанта, который дает им рекомендации и ищет для них потенциального работодателя. В результате, как показывает статистика, 70 % безработных находят работу. Компания-аутсорсер получает авансом определенную сумму за каждого ищущего работу. Если кандидат работает на новом рабочем месте в течение полугода, то компания получает дополнительную сумму, в 2 раза больше первоначальной. Для компании это стимул к работе с использованием личного контроля за каждым человеком, ищущим работу, чего невозможно достигнуть в учреждении профессионального образования.

4. Внедрение дистанционной формы обучения. Развитие современных информационных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, в России, как и во всем мире, приобретает все большее значение. Во многих ведущих университетах мира уже давно действуют отделения дистанционных образовательных курсов и программ. Однако даже крупнейшие московские вузы не имеют необходимых навыков и специальных знаний для реализации дистанционной формы обучения. В этой связи интересен опыт Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В рамках договора о сотрудничестве с компанией Google МГУ обновил и перевел на новую платформу сайт дистанционного обучения и впервые создал свой собственный образовательный канал на YouTube. На сайте дистанционного обучения выложены различные образовательные материалы и тексты из электронной библиотеки университета. Используя образовательный канал, желающие могут прослушать лекции университетских профессоров. Так, например, центр дистанционного образования, основанный на базе физического факультета МГУ в рамках национального проекта «Инновационные технологии в образовании», реализует следующие направления деятельности:

— подготовительные курсы по физике и математике для учащихся старших классов;

— специальные курсы для студентов естественно-научных факультетов;

— курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов;

— проведение дистанционных олимпиад среди учащихся старших классов [7].

5. Аутсорсинг информационных технологий. В зависимости от размера и специфики бизнес-задач учреждение профессионального образования может передавать различный комплекс работ аутсорсерам, например, создание и поддержку сайта, включая проектирование навигации и общей структуры сайта, разработку дизайна, обновление и размещение информации на сайте, продвижение сайта вуза-заказчика и т. д. Таким образом, аутсорсинг информационных технологий позволяет вузу использовать знания, опыт, технологии и оборудование внешних исполнителей для реализации масштабных проектов.

6. Библиотечное дело. Ц. Лески [8] приводит следующие примеры для аутсорсинга в библиотеке: каталогизация; предварительные работы по какой-либо проблеме, например, подготовка списков специализированных организаций; подготовка и выпуск бюллетеней и брошюр; создание баз данных и т. д.

Необходимо отметить, что учреждение профессионального образования может не только передавать отдельные бизнес-процессы в аутсорсинг, но и брать на себя функции аутсорсера (так называемый «инсорсинг» [2]). Если учреждение профессионального образования обладает богатым опытом и ресурсами, оно может брать на себя функции по оказанию аутсорсинговых услуг. К примеру, «аутсорсинг в образовании используется сегодня на разных стадиях развития корпоративных систем обучения и управления знаниями — от индивидуального консультирования до создания собственного корпоративного университета, который определяется ВЦИОМ как система внутрифирменного обучения, объединенная единой концепцией в рамках стратегии развития организации и разработанная для всех уровней руководителей и специалистов. Образовательный аутсорсинг, применяемый компаниями наряду с собственными системами образования, представляет собой сегодня один из наиболее эффективных подходов к формированию и управлению организационным знанием, реализуемым через непрерывную систему обучения работников компании. Это позволяет максимально совместить требования и особенности конкретной компании и высокий уровень преподавания, свойс-

твенный профессиональному образовательному учреждению и основанный на последних научных достижениях. Компания-заказчик получает выгоду от приобретения сотрудниками профессиональных знаний и навыков, освоения новых методов ведения бизнеса. Мониторинг результатов обучения позволяет систематически находить резервы для дальнейшего повышения результативности учебного процесса. Каждый сотрудник и коллектив в целом умножают свои возможности, что приводит к возникновению дополнительных конкурентных преимуществ» [5].

Необходимость применения консалтинга и аутсорсинга в рамках системы высшего образования диктуется решением следующих задач:

— формирование системы образования, основанной на мониторинге нужд и потребностей рыночных субъектов в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

— разработка конкретных рекомендаций по обновлению ассортимента образовательных услуг, его оптимизации, «сервисному обслуживанию» студентов, коррекции элементов комплекса маркетинга с учетом требований рынка труда;

— установление устойчивой взаимосвязи между образовательными учреждениями и рынком труда и, как следствие, повышение числа выпускников, работающих по специальности, ускорение их включения в производственный процесс (т. е. решение проблемы переподготовки молодых специалистов);

— получение выпускниками практических навыков.

Консалтинг и аутсорсинг являются эффективными маркетинговыми механизмами развития регионального рынка образовательных услуг и формирования потребительского заказа на разноуровневые специализированные компетенции выпускников учреждений профессионального образования. Использование учреждениями профессионального образования услуг сторонних лиц и организаций в рамках аутсорсинга позволяет привлекать компетентных специалистов, программные продукты, электронные технологии и т. д. в целях поступательного развития системы образования на различных стадиях: допродажной (обучение, практическая подготовка студентов и т. д.) и послепродажной (повышение

квалификации, переквалификация, консалтинг). В результате консалтинг и аутсорсинг способствуют привлечению денежных средств учреждениями профессионального образования. Проведение тренингов и семинаров, выполнение консалтинговых и аутсорсинговых проектов являются примерами таких источников финансирования.

Список литературы

1. Антоненко В. В. Система процессов подготовки и трудоустройства выпускников вуза / Формирование востребованных специалистов высшего образования. Волгоград: Изд. ВолГУ. 2006. C. 96.

2. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций / ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М. 2003. С. 27.

3. Белаш О. Ю. О маркетинговой деятельности в государственном техническом вузе // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 1 (51). С. 97.

4. Гарузова Л. Аутсорсинг системы поиска работы // Служба кадров и персонал. 2005. № 3. С. 14—15.

5. Голубкин В., Каледжян С., Клеева Л. Образовательные программы как элемент управления корпоративным знанием // Вопросы экономики. 2006. № 7. С. 129—139.

6. Государственные учреждения образования передают выполнение работ по изготовлению типографской продукции на аутсорсинг. URL: http:// www. rosez. ru.

7. Гудилин Е. А. Дистанционный МГУ впервые на YouTube. URL: http://www. nanometer. ru.

8. Лески Ц. Аутсорсинг как долговременная стратегия // Научные и технические библиотеки. 2004. № 5. С. 114—118.

9. Методика формирования, реализации и мониторинга исполнения бюджета развития системы образования // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 3 (22). С. 4—35.

10. Сагинов К. А. Маркетинг образовательных услуг региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 5 (37). С. 125-131.

11. Услуги по разработке и внедрению СМК в ВУЗе. URL: http://www. tpu. ru/html/smk-usl. htm.

12. Фиппс Р., Мерисотис Дж. Проблемы использования аутсорсинга в вузах // Экономика образования. 2009. № 1. С. 73-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.