Научная статья на тему 'Аутсорсинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий рынка строительных материалов'

Аутсорсинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий рынка строительных материалов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
734
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АУТСОРСЕР / ВИДЫ АУТСОРСИНГА / СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синяев В.В., Кулакова Я.А.

В статье раскрыто понятие «аутсорсинга» и его видов, рассмотрены теоретические и практические аспекты применения аутсорсинга на строительных предприятиях, исследовано влияние применения аутсорсинга на конкурентоспособность организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий рынка строительных материалов»

АУТСОРСИНГ

УДК 339.138

аутсорсинг как инструмент

повышения конкурентоспособности предприятий рынка строительных

материалов

В. В. СИНЯЕВ,

доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга E-mail: main@vzfei. ru Я. А. КУЛАКОВА, аспирантка кафедры маркетинга E-mail: kulakova@mail. com Всероссийский заочный финансово-экономический институт

В статье раскрыто понятие «аутсорсинга» и его видов, рассмотрены теоретические и практические аспекты применения аутсорсинга на строительных предприятиях, исследовано влияние применения аутсорсинга на конкурентоспособность организаций.

Ключевые слова: аутсорсинг, конкурентоспособность, аутсорсер, виды аутсорсинга, снижение издержек, бизнес-процесс.

В настоящее время ситуация на рынке строительных материалов продолжает оставаться напряженной, несмотря на появившиеся в начале 2010 г. признаки восстановления и стабилизации рынка.

Рынок строительных материалов является высококонкурентным и обладает высокой долей концентрации. Несмотря на то, что в последние годы доля импортной продукции в некоторых

подотраслях комплекса строительных материалов снизилась почти в два раза, уровень российского производства строительных материалов по многим параметрам отстает от иностранных производителей, что значительно сказывается на их конкурентоспособности.

В этой связи главной задачей топ-менеджмента компаний-производителей является принятие адекватных управленческих решений и поиск путей повышения конкурентоспособности предприятий.

Основными направлениями повышения конкурентоспособности российских производителей строительных материалов являются:

— повышение производительности труда;

— снижение уровня издержек;

— повышение качества продукции;

— эффективное управление бизнес-процессами, важными для развития бизнеса.

По мнению авторов статьи, в настоящее время для российских производителей строительных материалов одной из перспективных конкурентных стратегий является применение аутсорсинга. Благодаря аутсорсингу предприятия получают возможность сконцентрировать свои ресурсы на профильном бизнесе и не заниматься построением и поддержкой не связанной с ним инфраструктуры.

Аутсорсинг как метод эффективного управления появился не так давно. Научной базой этого направления служит положение классической экономической школы. Деятельность всех фирм на рынке основана на принципах, сформулированных в 1776 г. А. Смитом. Он предложил разделить производственный процесс на отдельные простые стадии, каждая из которых выполнялась бы отдельным рабочим, при этом не требовалось бы его высокой квалификации. [2, с. 12]. Со временем принципы А. Смита не утратили свою актуальность, они до сих пор применяются и оказывают влияние на принятие управленческих решений в бизнесе.

Понятие «аутсорсинг» появилось в научной литературе относительно недавно. Аутсорсинг (от англ. outsourcing) — вне источника, за пределами. Таким образом, термин «аутсорсинг» является примером гибрида, полученного из терминов «внешняя сторона» — (от англ. outside), «ресурс» — (от англ. resource) и «использование» — (от англ. using).

Аутсорсинг — это не только один из способов повышения эффективности управления деятельностью предприятия, но и инструмент, способствующий оптимизации модели менеджмента, получению наибольшего эффекта за счет сосредоточения на основной корпоративной деятельности и передачи инфраструктурных функций внешним специалистам [1].

В сфере производства строительных материалов до недавнего времени большинство компаний работало по принципу самодостаточности, все процессы выполнялись самостоятельно. Только в последние годы российские производители стали внедрять аутсорсинг как инструмент эффективного управления бизнесом и повышения конкурентоспособности предприятия.

Так, например, лидер рынка лакокрасочных материалов компания «Лакра» уже более пяти лет назад передала на аутсорсинг производство ряда эмалей, тонировочных паст и всю линейку

средств для защиты древесины. Компания-аутсор-сер, обладая собственной научной лабораторией, высококвалифицированными специалистами и самым современным оборудованием, производит высококачественную продукцию, отвечающую международным стандартам качества. Для компании «Лакра» — это возможность сконцентрировать свои ресурсы на активном продвижении своей марки и удержании лидирующих позиций на рынке за счет качества и цены продукции.

Применение аутсорсинга позволяет производителям строительных материалов использовать следующие преимущества:

— концентрироваться на основном виде деятельности;

— повышать организационную гибкость предприятия;

— повышать качество выполнения непрофильных бизнес-задач;

— оперативно принимать решения;

— применять инновационные методы работы;

— увеличивать инвестиционную привлекательность;

— разделять риски между заказчиком и ком-панией-аутсорсером;

— снижать или исключать расходы на содержание, обучение специалистов;

— использовать дистанционное сотрудничество.

Рассмотренный на примере компании «Лакра» вид аутсорсинга носит название промышленного, или производственного аутсорсинга.

На практике применяются и другие виды аутсорсинга, такие как:

— маркетинговый;

— логистический;

— бухгалтерский;

— информационный;

— консалтинговый;

— рекрутинговый (управление персоналом).

Необходимо отличать аутсорсинг по признаку полноты передачи контроля за частью бизнеса и по формам организации.

Аутсорсинг по признаку полноты передачи аутсорсеру бизнес-процессов на управление и контроль делится на внутренний, внешний, глобальный и совместный.

Внутренний аутсорсинг выражен в перераспределении внутренних функций в целях более качественного исполнения собственными струк-

турными подразделениями или корпоративными филиалами. В качестве внутренних функций, как правило, могут быть функции управления финансами, персоналом, а также логистические по дистрибуции, закупке, складированию, сбыту.

Внешний аутсорсинг нацелен на передачу сторонней организации исполнения большинства вспомогательных корпоративных функций. В результате сокращается доля отдельной компании в стоимости готового продукта, а также уровень налогообложения. Практика организации внешнего аутсорсинга отмечает услуги, направленные на организацию маркетинга, управление потокопро-цессами, формирование лояльности покупателей.

Глобальный аутсорсинг — это когда компа-ния-аутсорсер представляет свою продукцию или услуги по всему миру без определенной привязки к какой-либо территории. Глобальный аутсорсинг делает возможным корпоративное присутствие на рынках многих стран мира без необходимости пропорционального роста персонала, производственных мощностей для обслуживания новых целевых сегментов сбыта.

Совместный аутсорсинг, когда предприятие становится партнером провайдера услуг для совершенствования своих бизнес-процессов, снижения затрат и повышения гибкости системы управления. Данный вид аутсорсинга введен британской компанией EDS (Electronic Data Systems) — всемирная компания, предоставляющая услуги в сфере информационных технологий — в 1990-х гг. При этой форме стороны соглашения являются равноправными партнерами. Полученная прибыль пропорционально делится между компаньонами. При этом заказчик получает долю акционерного капитала вновь созданного предприятия. На рынке России наглядным примером является немецкая компания по производству сухих смесей «Тиги Кнауф». По инициативе руководства в 2002 г. была создана независимая компания «Тиги Кна-уф маркетинг» для выполнения отдельных видов работы по изучению рынка сбыта, организации закупки и сбыта строительных материалов.

Также важно выделить типы аутсорсинга по временному признаку: на длительной основе, срочный и сезонный.

В промышленности строительных материалов сезонный аутсорсинг имеет большое значение. Он обусловлен климатическими колебаниями и на практике применяется при организации работ в

компаниях строительной индустрии, туристического бизнеса, легкой промышленности.

Срочный аутсорсинг — это оказание экстренных услуг через интернет или по телефону. Диапазон экстренных услуг широк. Он включает работы по проектированию, финансовым направлениям, учету, аудиту, сопровождению программного документа и т. п. На разовой основе привлекаются высококлассные специалисты в области консалтинга, логистики, маркетинга, организации социальных акций.

Аутсорсинг на долгосрочной основе применяется, когда контракты на аутсорсинг заключаются на срок более пяти лет.

Таким образом, в отрасли строительных материалов в последние годы наибольшую популярность и распространение получили: производственный аутсорсинг на долгосрочной основе, рекрутинговый, логистический и 1Т-аутсорсинг. Маркетинговый аутсорсинг носит сезонный характер, привязанный к проведению специализированных выставок.

Рекрутинговый аутсорсинг в строительной отрасли в последние годы носит ограниченный характер. На аутсорсинг передавалась только функция подбора персонала. Аутсорсинг всей кадровой функции предприятия не распространен. Это обусловлено в первую очередь непрозрачностью многих кадровых процессов в компаниях.

Усилившиеся в последнее время проверки налоговыми органами правильности ведения кадрового учета способствовали росту интереса строительных компаний к рекрутинговому аутсорсингу. Он позволяет сократить издержки компании на работу кадровой службы, компания платит аутсорсеру только за необходимый ему объем работы.

Логистический аутсорсинг представляет собой целостную коммерческую систему управления комплексом интеллектуальных и материальных услуг в области исполнения части логистической деятельности сторонними организациями.

Логистические системы подразделяются на микрологистические (логистика предприятия), макрологистические как совокупность логистических процессов, рассматриваемых в масштабе национальной экономики, мезологистические (промежуточные логистические образования между микрологистическими и макрологис-тическими, функционирующие по регионам), еврологистические и глобальные.

Каждый элемент логистической системы (закупки, сбыт и складское хранение) специфичен, но не самодостаточен, поскольку только система логистики обеспечивает их целевую интеграцию.

Предприятия отрасли строительных материалов обеспечивают в основном внутренний рынок Российской Федерации, и логистический аутсорсинг в отрасли имеет свои особенности. Распределение аутсорсинга логистических услуг в строительной отрасли представлено на рис. 1.

Как видно из диаграммы, наибольший процент занимает аутсорсинг логистики распределения и складирования.

Для хранения строительных материалов требуются определенные температурные условия, в связи с этим склад должен быть оборудован специальными отопительными и вентиляционными системами. Самостоятельное содержание компанией такой складской системы предполагает высокие затраты.

Помимо этого строительный комплекс Российской Федерации по территории страны размещен неравномерно. Наиболее обеспечены сырьем для выработки строительных материалов Центральный, Северо-Кавказский, Уральский, Поволжский, Западно-Сибирский, Волго-Вятский, Северо-Западный и Дальневосточный регионы. Высокоразвитым строительным комплексом отличаются Центр, Северный Кавказ, Урал, Поволжье, Центральное Черноземье и Волго-Вятский район. Менее развит строительный комплекс в Сибири и на Дальнем Востоке. Это обусловлено тем, что на территории многих районов крупнейшие месторождения сырья часто не совпадают с центрами его массового исполь-

Рис. 1. Логистические услуги, передаваемые на аутсорсинг строительными предприятиями

зования. Это создает необходимость транспортировки большого количества готовой продукции в районы потребления, что требует значительных затрат, которые повышают цену продукции.

Логистический аутсорсинг позволяет предприятию снизить затраты и за счет этого повысить доходность, сконцентрироваться на выполнении стратегических, производственных задач, снизить риски, так как компания-аутсорсер берет на себя полную ответственность за ведение логистической функции предприятия, повышает качество обслуживания конечного потребителя.

В строительной отрасли наиболее распространен ^-аутсорсинг — передача сторонней организации (аутсорсеру) полностью или частично функций по обслуживанию информационных потребностей предприятия.

В развитых странах ГГ-аутсорсинг зародился в 1960-х гг. В России он появился 20 лет назад. По прогнозам аналитиков, темпы роста аутсорсинга ГТ-услуг в России будут расти с каждым годом. Российский сектор ГТ-услуг имеет свою структуру (рис. 2).

На предприятиях строительной отрасли на аутсорсинг чаще передаются услуги по разработке и интеграции, а также услуги поддержки. Аутсорсинг ГТ-услуг позволяет помимо экономии денежных средств снизить риски потери информации, решить проблему поиска квалифицированных ГТ-специалистов, увеличить скорость выполнения работ, использовать новейшие технологии и повысить качество управления информационной системой предприятия.

Наименее популярен в отрасли строительных материалов аутсорсинг маркетинга. Это обусловлено в первую очередь низким уровнем маркетинговой культуры топ-менеджмента российских производителей строительных материалов. Функция маркетинга в основном на предприятиях ограничивается разработкой рекламных материалов и торгового оборудования. Маркетинговые исследования проводят немногие компании. Это в значительной степени сказывается на конкурентоспособности предприятий.

Передача на аутсорсинг маркетинговой функции позволяет

Рис. 2. Структура российского сектора 1Т-услуг

предприятию повысить конкурентоспособность (за счет применения передовых технологий в области маркетинга), непрерывность бизнес-процесса, информированность, что дает возможность оперативно принимать управленческие решения, помогает быть гибкими на рынке.

Таким образом, применение стратегии аутсорсинга предприятию-производителю дает серьезные преимущества, главным образом за счет того, что оно может сконцентрировать все свои усилия на основной функции: производстве и сбыте продукции.

Однако при переходе к стратегии аутсорсинга менеджменту предприятия необходимо понимать, какие бизнес-процессы целесообразно передать на аутсорсинг.

Главными показателями успешности предприятия отрасли строительных материалов являются применение передовых технологий в производстве, инновационные разработки, высокий уровень сервиса. Соответственно на аутсорсинг должны быть переданы те функции, которые, с одной стороны, являются не основными для компании, а с другой, требуют применения высоких технологий, высококвалифицированных специалистов, которые повысят уровень ее успешности на рынке.

Таким образом, алгоритм принятия решения о передаче на аутсорсинг бизнес-процессов компании следующий:

1. Выделить бизнес-процессы, которые выгодно передать на аутсорсинг.

2. Произвести расчет себестоимости услуг намеченных к передаче на аутсорсинг подразделений и сравнить его с предложениями аутсорсин-говых компаний. Эффективность аутсорсинговых услуг можно рассчитать по формуле

Э =

1=1

I За

где Эа — эффективность аутсорсинга, относительный показатель;

т — количество наименований затрат на собственное ведение бизнес-процесса; Зс — затраты на собственное ведение бизнес-процесса;

п — количество наименований затрат на приобретение данного вида работ, услуг у аутсорсера;

За — затраты на приобретение работ, услуг у аутсорсера.

3. Упорядочить и описать организацию бизнес-процессов, передаваемых на аутсорсинг, чтобы в случае заключения контракта с аут-сорсинговой компанией подробно прописать в нем взаимные ожидания и договоренности об исполнении услуг. При переходе к стратегии

1

аутсорсинга менеджменту компании необходимо сформулировать приоритеты данной стратегии. Для компании важно в первую очередь сократить издержки за счет передачи на аутсорсинг непрофильных бизнес-процессов, либо передать на аутсорсинг бизнес-процессы, которые требуют работы высококвалифицированных специалистов и применения передовых технологий.

4. Определить подразделение, ответственное за поддержание регулярных контактов и осуществление контроля за качеством и сроками оказания услуг аутсорсинговой компанией.

Стратегия аутсорсинга в настоящее время является относительно новым инструментом повышения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли. Применение данной стратегии повышает финансовую устойчивость предприятия, главным образом за счет снижения издержек и страхования рисков компании. Коэффициент финансовой устойчивости предприятия можно рассчитать по формуле _ 5 х Б х W х X 1т~ 100 х£ (Я + ^ Рг)

где 1ги — коэффициент финансовой устойчивости предприятия; S — годовой объем продаж; D — доля чистого дохода от продаж; W — вероятность успеха бизнес-операции, ее рентабельность, варьируется в пределах шкалы успеха от 0 до 1; 1 = 1, 2... Т — длительность расчетного периода на осуществление бизнес-операции в годах;

R — будущие расходы на осуществление бизнеса;

^ Рг — совокупные возможные рыночные потери;

(Я + ^ Рг) — суммарные расходы на бизнес с учетом ожидаемой совокупности рыночных потерь (транзакций).

Из формулы видно, что основной задачей деятельности предприятия является повышение его объемов продаж, доли чистого дохода, вероятности успеха бизнес-операции и снижение совокупных рыночных потерь.

В этом контексте стратегия аутсорсинга является инструментом снижения потерь предприятия. Во-первых, за счет того, что бизнес-процесс передан на ведение высококвалифицированным

специалистам, а во-вторых, за счет того, что аут-сорсер несет полную ответственность за потери, в том числе и материальные.

Выбор компании-аутсорсера является одним из важнейших этапов стратегии аутсорсинга и требует особой процедуры. Оптимальным решением для выбора аутсорсера является организация тендера. К основным критериям выбора компании-аутсорсера можно отнести:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— надежность аутсорсера;

— отраслевой опыт;

— «прозрачность» бизнеса аутсорсера;

— стоимость услуг;

— географию работы аутсорсера (логистический аутсорсинг);

— обеспеченность компании специальными ГТ-решениями;

— коэффициент износа основного фонда (логистический и производственный аутсорсинг).

Помимо этого есть узкоспециализированные требования, которые зависят от специфики передаваемого на аутсорсинг бизнес-процесса.

Таким образом, проведенный анализ услуги аутсорсинга в строительной отрасли показал, что стратегия аутсорсинга в настоящее время является действенным инструментом для повышения конкурентоспособности предприятий рынка строительных материалов.

В условиях жесткой конкуренции на рынке строительных материалов главной задачей предприятия является постоянное наращивание своих конкурентных преимуществ. Своевременное использование стратегии аутсорсинга позволяет предприятию строительной отрасли концентрироваться на основном виде деятельности, повышать организационную гибкость и качество выполнения непрофильных бизнес-задач, оперативно принимать управленческие решения, применять инновационные методы в работе, увеличить инвестиционную привлекательность, разделять риски с компанией-аутсорсером, снижать расходы на содержание и обучение собственного штата специалистов.

Список литературы:

1. Аникин Б. А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. М. : Инфра-М, 2003.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Экономика, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.