Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке будущих юристов к работе с несовершеннолетними'

К вопросу о подготовке будущих юристов к работе с несовершеннолетними Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
педагогика / обучение / студенты-юристы / психология / критический интеллект / надпрофессиональные навыки.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдрашитова В.Р., Зарипов Ш.Р., Роженцев А.А.

В данной научной работе рассматривается перспективы и направления совершенствования образовательных программ, обучения и подготовки студентов юристов к эффективной реализации своих знаний, умений и навыков в профессиональной работе, в частности к работе с несовершеннолетними. Актуальность исследования заключается в предлагаемом авторами изменении действующих рабочих программ и правил преподавания студентов обучающихся по специальности «юриспруденция». Цель: предложить научному сообществу и преподавателям актуальные и эффективные способы совершенствования юридического образования. В результате обоснованно: во-первых, необходимо включить предмет «Основы общей психологии», поскольку преподавание имеющейся в рабочих планах дисциплины «Юридическая психология» предполагает знание обшей психологии; во-вторых, включение в образовательные программы дисциплин: «Философия», «Этика юриста», «Русский язык в сфере юриспруденции», «Криминология» обсуждение роли и значимости искусства и литературы; в-третьих, проведение на практических занятиях интеллектуальной игры «парламентских дебатов»; в-четвёртых, минимизировать обучение в дистанционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке будущих юристов к работе с несовершеннолетними»

ГАБДРАШИТОВА Венера Рауилевна,

старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Института права Башкирского государственного университета, e-mail: venya_ip@icloud.com, SPIN-код: 7660-9780, AuthorlD: 632247

ЗАРИПОВ Шамиль Ришатович,

выпускник бакалавриата Института права Башкирского государственного университета, e-mail: zaripovshamilrishatovich@mail.ru, SPIN-код: 4706-8205, AuthorlD: 1022180

РОЖЕНЦЕВ Алексей Алексеевич,

доцент кафедры физической культуры и спорта (при ректорате) Башкирского государственного

аграрного университета, e-mail: handball-misha@mail.ru, SPIN-код: 7094-1624, AuthorlD: 688213

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Аннотация. В данной научной работе рассматривается перспективы и направления совершенствования образовательных программ, обучения и подготовки студентов юристов к эффективной реализации своих знаний, умений и навыков в профессиональной работе, в частности к работе с несовершеннолетними. Актуальность исследования заключается в предлагаемом авторами изменении действующих рабочих программ и правил преподавания студентов обучающихся по специальности «юриспруденция». Цель: предложить научному сообществу и преподавателям актуальные и эффективные способы совершенствования юридического образования. В результате обоснованно: во-первых, необходимо включить предмет «Основы общей психологии», поскольку преподавание имеющейся в рабочих планах дисциплины «Юридическая психология» предполагает знание обшей психологии; во-вторых, включение в образовательные программы дисциплин: «Философия», «Этика юриста», «Русский язык в сфере юриспруденции», «Криминология» - обсуждение роли и значимости искусства и литературы; в-третьих, проведение на практических занятиях интеллектуальной игры «парламентских дебатов»; в-четвёртых, минимизировать обучение в дистанционном формате.

Ключевые слова: педагогика, обучение, студенты-юристы, психология, критический интеллект, надпрофессиональные навыки.

GABDRASHITOVA Venera Rauilevna,

senior instructor of the chair of Criminal Law and Procedure of the Institute of Law of the Bashkir State University

ZARIPOV Shamil Rishatovich,

bachelor's degree graduate from the Institute of Law of the Bashkir State University

ROZHENTSEV Alexey Alekseevich,

associate professor of the department of physical culture and sports (at the rector's office) of the Bashkir State Agrarian University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-243-247 УДК 378.6: 343.13: 343.139 ББК 74.489: 67.410.2

TO THE QUESTION ABOUT TRAINING FUTURE LAWYERS TO WORK WITH MINORS

Annotation. This scientific work examines the prospects and directions for improving educational programs, teaching and preparing law students for the effective implementation of their knowledge, skills and abilities in professional work, in particular for working with minors. The relevance of the study lies in the proposed by the authors to change the current work programs and rules for teaching students studying in the specialty "jurisprudence". Purpose: to offer the scientific community and teachers relevant and effective ways to improve legal education. As a result, it is justified: firstly, it is necessary to include the subject"Fundamentals of General Psychology", since teaching the discipline "Legal Psychology" available in the work plans presupposes knowledge of general psychology; secondly, the inclusion in the educational programs of the disciplines: "Philosophy", "Ethics of the Lawyer", "Russian language in the field of jurisprudence", "Criminology" - discussion of the role and significance of art and literature; thirdly, conducting an intellectual game of "parliamentary debates" in practical classes; fourthly, to minimize distance learning.

Key words: pedagogy, training, law students, psychology, critical intelligence, over-professional skills.

Проблема подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями волнует не только ученых-юристов, но и педагогов, психологов. Это вполне закономерно, поскольку законодатель, устанавливая особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних и судопроизводства по данной категории дел, опирался на психолого-педагогические знания об указанной возрастной группе лиц. Современные российские и зарубежные специалисты в области психологии и педагогики относят 14-17-летний возраст к старшему подростковому возрасту [7, с. 3]. Этот возраст еще называют «переходным». Переходный возраст представляет собой не только фазу развития организма, но и, преимущественно, этап развития личности, как процесс перехода от опекаемого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека [14, с. 29]. Известный психолог профессор Л.С. Выготский подчеркивал, что главным итогом переходного возраста подростка является формирование его самосознания [1, с. 5].

Поведение несовершеннолетних, как известно, имеет ряд особенностей - недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения [3, с. 133].

Необходимость обладания юристом психолого-педагогическими знаниями при работе с несовершеннолетними продиктована законом. Например, условия жизни и воспитания, уровень

психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего включены в предмет доказывания по данной категории дел и поэтому должны быть установлены при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу (п.2 ч.1 ст.421 УПК РФ). При этом в законе нет указания на обязательное участие педагога или психолога по делу о преступлении несовершеннолетнего.

В соответствии с ч.3 ст.425 УПК РФ участие педагога или психолога обязательно в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Указанное положение согласно ч.6 ст.425 УПК распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого. Выходом из сложившейся ситуации может стать более тщательная специальная подготовка будущих юристов в вопросах области психологии и педагогики.

Важным также является вопрос об установлении с подростком психологического контакта для успешного проведения следственных и судебных действий с его участием. Л.Л. Каневский писал, что под психологическим контактом следует понимать такое состояние, при котором участники следственного действия проявляют интерес и готовность к общению и восприятию информации, исходящей друг от друга, и что установление психологического контакта зависит от ряда способностей следователя: коммуникативных, перцептивных, непосредственного эмоционально-положительного влияния на несовершеннолетнего, речевых, дидактических и ряда других [5, с. 112]. Сказанное в полной мере относится и к государственному обвинителю, и судье и еще раз

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

подтверждает необходимость обладания юристом психолого-педагогическими знаниями. Студентам-юристам преподается дисциплина «Юридическая психология», но представляется необходимым более глубокое изучение проблем несовершеннолетних в рамках данной дисциплины либо включение в образовательные программы психологии несовершеннолетних как отдельной дисциплины по выбору.

Основы педагогики не включены в образовательные программы подготовки будущих юристов. В научной литературе справедливо отмечается, что формирование педагогической компетентности является важной составляющей профессиональной подготовки будущего юриста, в деятельности которого необходимы знания методов педагогического воздействия и умения их применять, владение устной и письменной речью, искусством речи в суде, воспитание у граждан чувства уважения к закону, понимание закона как высшей государственной нормы справедливости. Также подчеркивается, что одним из компонентов содержания профессиональной деятельности юристов является работа с несовершеннолетними правонарушителями.

З. Р. Тарнаевой проведено исследование по установлению уровня компетентности будущих юристов в работе с несовершеннолетними правонарушителями в естественных условиях вузов [12, с. 29]. Были выделены три уровня компетентности в работе с несовершеннолетними правонарушителями: низкий (поверхностно-инертно-неосознанный), средний (фрагментарно-активно-осознанный) и высокий (системно-рефлексивно-осознанный). Проведенным исследованием установлено, что ни в одной из восьми исследуемых групп нет обучаемых, имеющих высокий (системно-рефлексивно-осознанный) уровень компетентности в работе с несовершеннолетними правонарушителями. Исправить ситуацию, на наш взгляд, поможет включение в образовательные программы дисциплины «Юридическая педагогика». Также необходимо включить предмет «Основы общей психологии», поскольку преподавание имеющейся в рабочих планах дисциплины «Юридическая психология» предполагает знание обшей психологии.

Также одним из предложений совершенствования юридического образования является включение в образовательные программы дисциплин: «Философия», «Этика юриста», «Русский язык в сфере юриспруденции», «Криминология» - обсуждение роли и значимости искусства и литературы. Студенты, изучающие искусство и литературу, учатся ставить себя на место других, а подобное умение - основа успешной демократии, требующей развитого «сокровенного взора» [9, с. 4-11].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

Демократическое государство, основу которого составляют неспособные к эмпатии граждане, неизбежно увеличит множество типов маргинализации и стигматизации, и тем самым лишь обострит свои проблемы, но не разрешит их. Презрение к искусству и гуманитарным наукам, пренебрежение ими ставят под угрозу качество нашей жизни и процветание наших демократических государств. Рассмотрение и дальнейшая интерпретация творчества художников, направлена не осознание идей автора и выработка личностных и профессиональных принципов, на примере картин В.В. Верещагина «Апофеоз войны»; «Побеждённые. Панихида»). Ознакомление с произведениями русских классиков и современных писателей, к примеру поднимающих в своих произведениях темы: маленького человека (В.М. Шукшин «Калина красная», В.В. Ерофеев «Москва -Петушки»); проблема нравственности (Л.Н. Толстой «Война и мир», А.И. Солженицин «Матренин двор»); проблема отношения человека к родине (А.П. Чехов «Вишневый сад»); проблема добра и зла (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»). Данное ознакомление, анализ и обсуждение идей и тем заложенных в вышеперечисленных произведений направлено на развитие критического и творческого интеллекта. Перечислю способности, связанные с гуманитарными науками и искусством: способность к критическому мышлению; способность отвлечься от частных интересов и взглянуть на мировые проблемы с точки зрения «гражданина мира»; и, наконец, способность сочувственно относиться к трудностям другого человека. Формирование способностей к критическому мышлению и к рассуждениям играет ключевую роль для сохранения жизнеспособной и бдительной демократии. Критический интеллект, также развивает умение правильно интерпретировать вновь получаемую информацию из новых современных произведений, с целью найти общий язык с субъектом, особенно с несовершеннолетними лицами, для которых просмотр популярных фильмов и сериалов является одним из способов социализации среди своих сверстников.

В многих действующих рабочих программах дисциплин по направлению обучения «Юриспруденция» в практических занятиях включены проведение «дебатов», с целью более эффективного уяснения учебного материала в игровом процессе, развивая при этом такие надпрофессиональные качества как: критической интеллект, командная работа, навыками аргументации, публичного выступления и лидерства. «Дебаты» - это навыки цивилизованного спора [13, с. 48]. Но не во всех рабочих программах имеются стандартизированные правила проведения подобного вида состязания имеющего интересную и древнюю историю.

Еще римляне открывали школы риторов, в которых обучали ораторскому искусству, в Средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства. В середине XIX века в США дебаты между двумя политическими деятелями - Авраамом Линкольном и Стефеном Дугласом - оказали такое влияние на историю государства, что впоследствии «дебаты» стали учебным предметом в американских колледжах и университетах [2, с. 242]. В 1858 году Авраам Линкольн вызвал своего оппонента в Сенат Соединенных Штатов Америки для проведения ряда дебатов по теме рабства. Стивен Дуглас принял вызов, за которым последовал ряд ярких зрелищ в семи городах США. Как результат этого исторического столкновения, дебаты ценностей двух людей стали называться дебатами «Линкольн -Дуглас». Сегодня дебатами занимаются в учебных заведениях всего мира. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования России. Сегодня дебаты -это развивающая игра, почти такая же популярная, как КВН. Такие университеты, как Оксфорд, Гарвард, Сорбонна, Кембридж, имеют собственные клубы дебатов [11, с. 136]. Клуб парламентских дебатов также существует с 2007 года, на базе Института права Башкирского государственного университета, ныне имеющий название -Клуб дебатов «Достоевский». Дебаты формируют умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, быть терпимым к другим точкам зрения, способствуют поддержанию активной гражданской позиции, социализации и самореализации молодых людей. Дебаты - это и эффективное средство обучения, новая педагогическая технология, что предопределяет применение методики дебатов на занятиях по дисциплинам общегуманитарного цикла [6, с. 72]. Поэтому предлагаем вводить в рабочие программы направлении обучения «Юриспруденция» проведение и правила: парламентских дебатов с участием 8 студентов в группе по 2 представителя занимающих одну из четырёх позициям (открывающее правительство, открывающая оппозиция, закрывающее правительство, закрывающая оппозиция) и студента осуществляющего судейство игры; дебатов «Линкольн-Дуглас» с участием 2 студентов, каждый из которых занимающий противоположную позицию в игре. Подобные игры в рамках обучения студентов юристов готовит помимо умению отстаивать свою точку зрения, также умение понять иную точку зрения, особенно это важно с работой несовершеннолетними, с которыми более эффективнее сотрудничать нежели чем в конфронтации.

Необходимо отметить, что несмотря на нарастающий тренд онлайн или дистанционного образования, психолого-педагогические знания, а

также надпрофессиональные навыки и умения будущего юриста более эффективнее разрабатываются при очном обучении. Такова специфика получения гуманитарного образования и обучения многим надпрофессиональным навыкам. Имеется также относительно объективное мнение российских преподавателей, которые выражают преимущественно негативную оценку дистанционному образованию. Ситуацию в высшей школе исследовал коллектив авторов, который в октябре 2020 г. подготовил аналитический доклад «Высшее образование: уроки пандемии: оперативные и стратегические меры по развитию системы», выполненный коллективами тринадцати российских университетов. Так, в аналитическом докладе приводятся статистические данные о том, что «88,2 % преподавателей скептически относятся к формату дистанционного обучения, 42,7 % считает, что электронный формат приведет через год к ухудшению качества высшего образования, 67 % преподавателей не соглашаются с тем, что большинство занятий через год будет в онлайн-формате» [8, с. 32]. Мы согласны с превалирующим мнением преподавательского сообщества, проанализировав опыт внедрения дистанционного обучения, и аналогично даём негативное отношение к данному формату обучения студентов-юристов, как с точки зрения преподавателя юридической науки, так и с позиции студента-юриста.

Основной вывод из всего вышесказанного таков: компетентность будущих юристов в работе с несовершеннолетними правонарушителями напрямую зависит от сформированности не только юридических, но и психолого-педагогических знаний и развитого критического интеллекта. Поэтому необходимо вносить изменения в образовательные программы подготовки будущих юристов с целью приобретения ими психолого-педагогических знаний и навыков, а также надпрофесси-ональных навыков.

Список литературы:

[1] Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология Под ред. Д.Б. Эль-конина. -М.: Педагогика. 1984. - 432 с.

[2] Гарибзянова Е.Е. Исследование педагогической технологии «Дебаты» // Инновационная наука. N 12-2. 2015. С. 212-214.

[3] Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. СПб.: Изд. Дом Питер, 2003. 640 с.

[4] Ермушова Я.В. Педагогическая компетентность будущих юристов: сущность, критерии, уровни сформированности [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2013. Выпуск 1. Режим доступа: http://teoria-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

practica.m/ms/files/arhiY_zhumala/2013/1/ pedagogika/ermushova.pdf. (дата обращения: 01.07.2021).

[5] Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. 228 с.

[6] Коваленко Е.Г. Организация учебных дискуссий в высшей школе по технологии «дебаты» // Вестник науки и образования. N 8 (20). 2016. С. 72-73.

[7] Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 176 с.

[8] Макаров А.И. Массовое дистанционное обучение как глобальный социальный эксперимент по разобщению людей // Logos et Praxis. N 20 (1). 2021. С. 31-35.

[9] Нуссбаум М. «Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки»: Изд. дом Высшей школы экономики; М.; 2014. 192 с.

[10] Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. /Предисл. А.В.Толстых. М.: Прогресс, 1988. 255 с.

[11] Рыжова С.В. Дебаты в процессе обучения // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. N 1. 2010. С. 136-139.

[12] Тарнаева З.Р. Педагогическая концепция подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Челябинск, 2010. С. 29.

[13] Темякова Т.В. Устинова Н.В. Технология «Парламентские дебаты» в высшем образовании // Концепт. N 5. 2012. С. 48-52.

[14] Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. С. 224.

Spisok literatury:

[1] Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: V 6-ti t. T. 4. Detskaya psihologiya Pod red. D.B. El'konina. -M.: Pedagogika. 1984. - 432 s.

[2] Garibzyanova E.E. Issledovanie pedagog-icheskoj tekhnologii «Debaty» // Innovacionnaya nauka. N 12-2. 2015. S. 212-214.

[3] Enikeev M.I. Obshchaya, social'naya i yurid-icheskaya psihologiya. SPb.: Izd. Dom Piter, 2003. 640 s.

[4] Ermushova YA.V. Pedagogicheskaya kom-petentnost' budushchih yuristov: sushchnost', kriterii, urovni sformirovannosti [Elektronnyj resurs] // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2013. Vypusk 1. Rezhim dostupa: http://teoria-practica.ru/rus/files/ arhiv_zhurnala/2013/1/pedagogika/ermushova.pdf. (data obrashcheniya: 01.07.2021).

[5] Kanevskij L.L. Kriminalisticheskie problemy rassledovaniya i profilaktiki prestuplenij nesovershen-noletnih. Krasnoyarsk: Izd-vo Krasnoyar. un-ta, 1991. 228 s.

[6] Kovalenko E.G. Organizaciya uchebnyh diskussij v vysshej shkole po tekhnologii «debaty» // Vestnik nauki i obrazovaniya. N 8 (20). 2016. S. 72-73.

[7] Kon I.S. Psihologiya yunosheskogo voz-rasta. M.: Prosveshchenie, 1979. 176 s.

[8] Makarov A.I. Massovoe distancionnoe obu-chenie kak global'nyj social'nyj eksperiment po razob-shcheniyu lyudej // Logos et Praxis. N 20 (1). 2021. S. 31-35.

[9] Nussbaum M. «Ne radi pribyli: zachem demokratii nuzhny gumanitarnye nauki»: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki; M.; 2014. 192 s.

[10] Rober M., Til'man F. Psihologiya individa i gruppy: Per. s fr. /Predisl. A.V.Tolstyh. M.: Progress, 1988. 255 s.

[11] Ryzhova S.V. Debaty v processe obu-cheniya // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Filologiya. Filosofiya. N 1. 2010. S. 136-139.

[12] Tarnaeva Z.R. Pedagogicheskaya koncep-ciya podgotovki budushchih yuristov k rabote s nesovershennoletnimi pravonarushitelyami. Avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. CHelyabinsk, 2010. S. 29.

[13] Temyakova T.V. Ustinova N.V. Tekhnologiya «Parlamentskie debaty» v vysshem obrazovanii // Koncept. N 5. 2012. S. 48-52.

[14] Fel'dshtejn D.I. Psihologicheskie osnovy obshchestvenno-poleznoj deyatel'nosti podrostkov. M.: Pedagogika, 1982. S. 224.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.