Основные компоненты саморазвития (само-оздоровление, самообучение, самовоспитание, самоосознаие) нашли отражение в размышлениях о смысле жизни, счастье, своей родословной, отношении к себе, к особенностям своего характера, взаимоотношениях с родными и друзьями, способах самоутверждения, отношении к будущему, то есть происходило осмысление разных сторон «Я»: объективного, субъективного, предметного, экзистенциального.
Занятия в данном спецкурсе способствовали развитию у студентов рефлексии и интереса к исследовательской работе, педагогике и новым технологиям, что делает для них привлекательной перспективу дальнейшего совершенствования образования в различных формах.
Приведенные материалы подтверждают мысль о том, что включение студентов в различные виды исследовательских работ является эффективным средством развития у них прогностических способностей. При этом следует учесть, что, если их тематика посвящена в основе своей
технологиям осуществления опережающей поддержки личностного развития ребенка, то можно утверждать, что прогностическому компоненту в подготовке данных студентов уделялось серьезное внимание, а современная школа получила выпускников педагогического вуза действительно ориентированных на индивидуализацию воспитания ребенка.
Библиографический список
1. Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка: Практико-ориентирован-ная монография для школьных психологов и социальных педагогов. - Вологда: Легия, 2009. - 226 с.
2. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 1992. -552 с.
3. Щуркова Н.Е. Воспитание как формирование и развитие личности // Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995. - С. 365-373.
УДК 159.9+371
Коровкина Татьяна Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается эффективность процесса профессионализации будущего бакалавра: овладение теоретическими знаниями и практическими умениями, сориентированными на самостоятельное изучение и на развитие творческих способностей.
Ключевые слова: самостоятельные занятия, подготовка.
Изменения, происходящие в нашем обществе, предъявляют совсем иные, нежели ранее, требования к подрастающему поколению, которое в недалеком будущем станет не только активным компонентом государства, но и ведущей силой в его дальнейшем развитии. В связи с этим изменяются требования и подходы к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку граждан страны. В современных условиях реорганизации образовательного процесса и воспитательной работы в вузах требуется совершенствование профессиональной подготовки педагога. Важнейшим условием эффективности процесса профессионализации будущего педагога явля-
ется овладение еще в студенческие годы теоретическими знаниями и практическими умениями, сориентированными на развитие творческих способностей, расцвет индивидуальности студента.
Одним из основополагающих в подготовке бакалавра психолого-педагогического образования является курс «Теория обучения и воспитания», овладение которым предусматривается на 1 курсе.
В соответствии с сегодняшними требованиями бакалавр должен знать основы педагогической теории и практики. Студент должен в процессе обучения в вузе овладеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов, системой знаний по педагогике, современным тенден-
© Коровкина Т.Е., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
71
циям развития педагогических концепций, осознавать личностную и социальную значимость педагогической профессии.
Студенту необходимо иметь представления о современных проблемах и подходах в педагогике, ее научном аппарате и методах исследования; знать не только понятия, тенденции, противоречия, законы и закономерности педагогической науки, но и устанавливать их взаимосвязи и взаимозависимости. За годы обучения в вузе студент должен научиться анализировать педагогические ситуации, находить пути их решения, в совершенстве владеть методами воспитания и обучения, творчески применять их в своей практической деятельности.
Однако в условиях перехода на двухуровневую систему образования значительно сократилось количество часов, отводимых на изучение дисциплин психолого-педагогического цикла. А, следовательно, возникла потребность активизировать самостоятельную работу студентов, обеспечить условия для самостоятельного изучения материала. В связи с этим нами были разработаны задания для самостоятельной работы
студентов по каждой из тем курса. В качестве иллюстраций можно привести несколько примеров самостоятельных заданий:
- составление интеллект-карты «Основные категории педагогики»;
- написание эссе на тему: какие общечеловеческие ценности, на Ваш взгляд, должны лежать в основе педагогической деятельности?
- составление таблицы, в которой отразились бы связи между закономерностями и принципами воспитания;
- разработка воспитательного мероприятия с указанием методических рекомендаций по его осуществлению;
- просмотр кинофильмов (к примеру, «Общество мертвых поэтов») и подготовка эссе, в которой будут раскрыты принципы и приемы работы педагогов, представленные в фильмах и т.д.
Разработанные задание не только обеспечивают усвоение студентами той или иной темы, но и способствуют освоению и совершенствованию навыков самостоятельной работы, раскрытию творческого потенциала студентов.
УДК 371
Лифинцева Нина Ивановна
доктор педагогических наук, профессор Курский государственный университет kurskgu@kursk-uni. т
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
В статье представлено размышление о духовно-нравственных ценностях учителя, его роли как посредника. Ключевые слова: воспитание, посредничество, личность.
ауховные основания человеческой жизни определяют существо личности и деятельности человека. Об опасной превращения человека в функцию предупреждали многие мыслители и ученые прошлого. Так, мудрый исследователь и психолог К.Г. Юнг заметил, что, если человек, кроме своей специальности, ничего «за душой не имеет» и ни на что не способен за ее пределами, «моральная ответственность замещается государственным интересом, а на место моральных и духовных особенностей индивидов становятся общественное благосостояние и повышение жизненного уровня», он превращается в функцию [6, с. 134-135].
Потребность в человеческой личности остается всегда, во все времена, но особая востребованность в личности ощущается в переломные моменты истории общества, обостряется чувство ценности «быть личностью». Ценность «быть личностью» может стать, по убеждению отечественных психологов А.Н. Леонтьева, А.Г Асмо-лова, ведущей смыслообразующей мотивацией, «которая пронизывает всю человеческую жизнь и приводит к самым разным формам самоосу-ществления индивидуальности», если ее мотивация с потребления, в том числе и интеллектуального, смещается на созидание и творчество. Если эта мотивация не принимается во внимание, то
72
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Лифинцева Н.И., 2012