Научная статья на тему 'Духовно-нравственные основы профессиональной деятельности учителя'

Духовно-нравственные основы профессиональной деятельности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1057
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПОСРЕДНИЧЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / UPBRINGING / INTERMEDIATION / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лифинцева Нина Ивановна

В статье представлено размышление о духовно-нравственных ценностях учителя, его роли как посредника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers professional activity spiritual-moral bases

Reflection on teachers spiritual-moral values, his (her) role as intermediary is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные основы профессиональной деятельности учителя»

циям развития педагогических концепций, осознавать личностную и социальную значимость педагогической профессии.

Студенту необходимо иметь представления о современных проблемах и подходах в педагогике, ее научном аппарате и методах исследования; знать не только понятия, тенденции, противоречия, законы и закономерности педагогической науки, но и устанавливать их взаимосвязи и взаимозависимости. За годы обучения в вузе студент должен научиться анализировать педагогические ситуации, находить пути их решения, в совершенстве владеть методами воспитания и обучения, творчески применять их в своей практической деятельности.

Однако в условиях перехода на двухуровневую систему образования значительно сократилось количество часов, отводимых на изучение дисциплин психолого-педагогического цикла. А, следовательно, возникла потребность активизировать самостоятельную работу студентов, обеспечить условия для самостоятельного изучения материала. В связи с этим нами были разработаны задания для самостоятельной работы

студентов по каждой из тем курса. В качестве иллюстраций можно привести несколько примеров самостоятельных заданий:

- составление интеллект-карты «Основные категории педагогики»;

- написание эссе на тему: какие общечеловеческие ценности, на Ваш взгляд, должны лежать в основе педагогической деятельности?

- составление таблицы, в которой отразились бы связи между закономерностями и принципами воспитания;

- разработка воспитательного мероприятия с указанием методических рекомендаций по его осуществлению;

- просмотр кинофильмов (к примеру, «Общество мертвых поэтов») и подготовка эссе, в которой будут раскрыты принципы и приемы работы педагогов, представленные в фильмах и т.д.

Разработанные задание не только обеспечивают усвоение студентами той или иной темы, но и способствуют освоению и совершенствованию навыков самостоятельной работы, раскрытию творческого потенциала студентов.

УДК 371

Лифинцева Нина Ивановна

доктор педагогических наук, профессор Курский государственный университет kurskgu@kursk-uni. т

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В статье представлено размышление о духовно-нравственных ценностях учителя, его роли как посредника. Ключевые слова: воспитание, посредничество, личность.

ауховные основания человеческой жизни определяют существо личности и деятельности человека. Об опасной превращения человека в функцию предупреждали многие мыслители и ученые прошлого. Так, мудрый исследователь и психолог К.Г. Юнг заметил, что, если человек, кроме своей специальности, ничего «за душой не имеет» и ни на что не способен за ее пределами, «моральная ответственность замещается государственным интересом, а на место моральных и духовных особенностей индивидов становятся общественное благосостояние и повышение жизненного уровня», он превращается в функцию [6, с. 134-135].

Потребность в человеческой личности остается всегда, во все времена, но особая востребованность в личности ощущается в переломные моменты истории общества, обостряется чувство ценности «быть личностью». Ценность «быть личностью» может стать, по убеждению отечественных психологов А.Н. Леонтьева, А.Г Асмо-лова, ведущей смыслообразующей мотивацией, «которая пронизывает всю человеческую жизнь и приводит к самым разным формам самоосу-ществления индивидуальности», если ее мотивация с потребления, в том числе и интеллектуального, смещается на созидание и творчество. Если эта мотивация не принимается во внимание, то

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Лифинцева Н.И., 2012

все развитие человека становится «подгонкой личности под профессию», ограничение личности до уровня персонифицированной функции [1, с. 325-327].

Педагог в русском менталитете и культуре никогда не рассматривался только как специалист «сферы обслуживания», назначенный оказывать услуги в той или иной сфере знания. Образование в русской культуре всегда было сопряжено с одушевлением и одухотворением человека, становлением его как личности, индивидуальности, а не представлялось в качестве «рынка образовательных услуг». Труд учителя есть «тонкое делание», поскольку его объектом является другой человек, внутренний мир развивающейся личности. Проблема будущего человечества, по убеждению И. Канта, - «педагогическая проблема», поскольку будущее напрямую зависит от эффективности воспитания. «В воспитании, - писал он, - заключена великая тайна усовершенствования человеческой природы». Нравственный прогресс человечества возможен, если дети оказываются лучше родителей. В противном случае -разрушение и гибель.

Воспитание не только обеспечивает нравственный прогресс человечества, оно позволяет утвердить уникальность человека через сохранение и развитие национальной культуры. В середине двадцатого столетия русский философ И.А. Ильин убедительно показал, что образование без воспитания не формирует человека, а портит его, поскольку образование (в смысле учения) ориентировано только на тренировку памяти, смекалки, отработку некоторых практических умений в отрыве от «духа, совести, веры и характера». Образованность вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, «а разврат пошлой цивилизации».

В 19-ом веке ученые-мыслители, включая и К.Д. Ушинского, видели большое зло в том, чтобы подготовка учителя к своему делу сводилась бы только к освоению своего предмета. Быть только специалистом в своем предмете, даже хорошим, может принести большой вред именно в деле воспитания.

Известно, что научный и технический прогресс не подменяют и даже не предполагают нравственный и духовный прогресс человека и общества. Кто может в этой ситуации «вспомнить» и позаботиться о высших душевных и духовных потребностях человека? Кто «спасет» ребенка

и молодого человека от разрушительных влияний «попкультуры», «псевдоценностей», навязываемых эталонов, примитивизации, биологизации и «омассовления» развивающегося человека, превращения его в «социальный планктон»?

Кто, кроме педагога (учителя), если, конечно, он «зрелый человек», обладающий «спокойным разумом», понимающий «современные пределы знания», введет развивающегося человека в мир природы, общества, человека?

Учитель осуществляет образовательную миссию, он - работник «духовного производства», он вводит ребенка в «поле культуры, духовности», в «духовную мастерскую» человечества, чтобы «образовать человека». Духовная миссия учителя состоит в том, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное», учить различать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие, помогать развивающемуся человеку обрести способность осознавать и осуществлять в самом себе преобразования к лучшему, высшему. В этом заключается духовная основа профессионально-педагогической деятельности учителя.

Учитель, по Ушинскому, является посредником между жизнью, наукой и ребенком. «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело - скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения» (курсив мой - Н.Л.) [4, с. 32].

Истинный воспитатель, считал К.Д. Ушинский, должен быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой - с другой. Наука развивается интенсивно и весьма противоречиво. Сегодня множество околонаучных и псевдонаучных фантазий во всех отраслях науки, велико количество преувеличенных надежд и несостоятельных гипотез. Не секрет, что наука становится средством решения идеологических, политических и экономических стремлений. Если беззащитный ученик останется один на один с научными (околонаучными) течениями, то он оста-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

73

нется беззащитным «посреди поля, где кипит битва взрослых людей со всеми ее отвратительными случайностями».

Через преподаваемую науку, предмет учитель вводит ребенка в мир и понимание его законов. Наука является важнейшим средством воспитания человека, введения его в жизнь, через науку он может прийти к пониманию источника истины. «Наука, - пишет К.Д. Ушинский, - делает свое дело: она добыла много сокровищ знания и продолжает их добывать, не заботясь о том, как и в каком виде они входят в массу общих сведений человечества». Эта обязанность лежит на педагогах (воспитателях в широком смысле слова), а не на «спекуляторах, рассчитывающих на временные увлечения в науке». Именно педагог открывает научную истину для ребенка, вводит его в мир науки, помогает открыть смыслы научных достижений, пропуская их «через себя» и приглашая ребенка стать участником совместного осмысления, переживания и действия.

Профессионально-педагогическая деятельность более, чем какая-либо другая, основана на личности педагога. Опыт свидетельствует, что метод воспитания, отчужденный от личности, становится формальным, неэффективным и вредоносным.

Согласно современным научным представлениям, посредничество является одной из функций взрослого в его попытках воспитания ребенка.

Но если обязанность воспитателя (миссия) быть посредником в культуре, науке, образовании, где он несет способ видения, позицию, «действительные приобретения человечества», то можно вслед за К. Д. Ушинским акцентировать, «какой зрелости требует от человека дело воспитания». «... Такая зрелость разума может быть почерпнута только из изучения человеческой природы в ее вечных основах, в ее современном состоянии и в ее историческом развитии, что и составляет главную основу педагогики, или искусства воспитания в обширном смысле этого слова» [4, с. 588].

Что является механизмом воспитательного воздействия? Механизм влияния личности педагога на ребенка, пожалуй, наиболее точно определил К.Д. Ушинский. «.Главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой

нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге: но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников» [4, с. 28-29].

Особенность профессии учителя такова, что она и ее субъекты всегда современны. Педагог живет «на переднем крае науки, культуры», он должен быть «чувствителен» к требованиям времени. Только в этом случае он может «законно повлиять на жизнь», подготовив новое поколение для жизни, в противном случае выпускников школы будет «довоспитывать» «пестрота, безобразие и неурядицы» жизни [5, с. 594].

Школа не может не влиять на жизнь, поскольку она задает способ видения мира, формирует образ мира, картину мира. И речь идет не только о научной картине мира.

Отношение общества к воспитательной деятельности. Каково оно? Согласно К.Д. Ушинско-го, «Наставническая и воспитательная деятельность, более чем какая-либо другая, нуждается в постоянном одушевлении; а между тем, она более, чем всякая другая деятельность, удалена от взоров общества, результаты ее выказываются не скоро и замечаются не многими, реже всего самими воспитателями; однообразие же ее способно усыпить ум и приучить его к бессознательности» [4, с. 33].

В связи возникает много вопросов:

- может ли в школе работать (быть воспитателем) не учитель? Может, если он способен быть посредником в культуре, являть идею как реальность и инициировать поиск ее со стороны школьника;

- как должны выстраиваться отношения между обществом, государством и учителем? Сколько можно говорить о повышении заработной платы? Она должна быть просто достойной. К тому же известно, что нет прямой связи (жесткой корреляции) между эффективностью деятельности и силой экономического стимула. Другие связи следует искать и опробовать, памятуя о том, что учитель - работник духовного производства, а не представитель «непроизводственной» сферы;

- каковы способы «одушевления» педагогической деятельности? Анимация общественного мнения, актуализация проблем воспитания, позиционирование учителя как представителя в ряду мыслителей, интеллектуальной и культурной элиты;

74

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

- следует ли сохранять и реформировать педагогическое образование или «прекратить» его как явление неэффективное и «убыточное»?

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. - М., 2002.

2. Ильин И.А. Путь к очевидности. Т. 2. - М., 1993.

3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. - М., 1953.

4. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Собрание сочинений: В 11 т. Т. 2. -М., 1948.

5. Ушинский К.Д. Педагогические приложения к специально-психологической части // Собрание сочинений: В 11 т. Т. 10. - М., 1950.

6. ЮнгК.Г. Аналитическая психология. - М., 2001.

УДК 372.8

Бредихин Анатолий Петрович

кандидат педагогических наук, доцент Курский государственный университет [email protected]

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье рассмотрена специфика профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства. Приводятся и обсуждаются результаты опытно-экспериментальной работы художественнографического факультета Курского государственного университета.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, воспитательная система, учитель изобразительного искусства.

Значительные изменения общественной и культурной жизни страны актуализируют необходимость модернизации и всей системы профессионального образования, повышения его качества. Образование сегодня уже нельзя свести только к формальному получению знаний - это еще и мощное, многофакторное профессионально-личностное развитие будущего специалиста, обеспечение условий для максимально полной реализации им всего комплекса функций зрелого человека - гражданских, профессиональных, социально-трудовых. По этой причине профессиональная подготовка педагога - человека, который творит будущее, не может базироваться только на получении знаний; нельзя определять учителя только как обезличенного ретранслятора научно-практического опыта предшествующих поколений, - он еще и мощный фактор социокультурного становления молодежи, помогающий подрастающему поколению осмыслить научный и духовный опыт, накопленный человечеством. Сегодня назрела объективная необходимость в профессиональном воспитании духовно богатой личности учителя, соответствующей высоким требованиям изменяющегося российского общества.

Процесс профессионального воспитания будущего педагога предстает как восхождение личности студента к социальному и профессиональному эталону - идеалу, как освоение высоких стандартов подлинной интеллигентности, как обретение социальной и профессиональной позиции в строительстве отношений с окружающими людьми, устойчивого отношения к своей социальной и профессиональной Миссии в обществе. Особое значение имеет профессиональное воспитание будущего педагога-художника ориентирующего детей на осмысление духовных исканий мыслителей предшествующих эпох, постижение воспитанниками с помощью изобразительного искусства важнейших экзистенциальных ценностей и норм человеческого бытия. Такая планка в профессиональной деятельности художни-ка-педагога требует высокой степени его собственной воспитанности, готовности к изложению своего собственного взгляда, своей собственной точки зрения на «вечные» вопросы о смысле жизни, о предназначении человека, о принципах строительства отношений человека с окружающим миром. Следовательно, такой учитель должен быть прежде воспитан сам, должен сам освоить широкий пласт ценностей и норма-

© Бредихин А.П., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.