Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке аспирантов по гигиене питания'

К вопросу о подготовке аспирантов по гигиене питания Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке аспирантов по гигиене питания»

Для выяснения изменения часового выделения аскорбиновой кислоты, в зависимости от возраста, нами были проведены массовые исследования в сентябре — октябре 1949 г. в коллективах с общественным питанием Отдельные возрастные группы находились в одинаковых условиях режима дня и питания, предусмотренного соответствующими нормами. В состав пайков входил полный ассортимент свежих овощей, что соответствовало содержанию 66—72 мг витамина С (без учета потерь при кулинарной обработке) в дневном рационе.

Результаты этих исследований даны в табл. 3.

При рассмотрении данных табл. 3 мы находим, что типичным показателем выделения аскорбиновой кислоты с мочой для возрастной группы 4—7 лет является 0,3—0,6 мг/час, для группы 8—13 лет — 0,6—0,9 мг/час и для группы 18—23 года — 0,7—1 мг/час.

Таким образом, часовое выделение аскорбиновой кислоты с мочой (в мг) дает небольшие возрастные колебания. Наименьшие величины наблюдаются у детей 4—7-летнего возраста.

Выводы

1. Показатель миллиграмм-часового выделения аскорбиновой кислоты с мочой не зависит от величины диуреза. Концентрация же аскорбиновой кислоты в миллиграмм-процентах изменяется в зависимости от диуреза.

2. Показатели выделения аскорбиновой кислоты с мочой (в мг/час) и содержание ее в плазме (в мг%) находятся между собой в прямой зависимости.

3. Показатель миллиграмм-часового выделения аскорбиновой кислоты утром натощак может быть рекомендован для оценки уровня обеспеченности ею организма. Определение этого показателя легко осуществимо при проведении массовых поликлинических обследований.

4. Типичная величина миллиграмм-часового выделения аскорбиновой кислоты с мочой при осеннем питании колеблется у отдельных возрастных групп в небольших пределах. Так, для детей 4—7 лет средним показателем является 0,5 мг/час, для 8—13 лет — 0,7 мг/час и для 18—23 лет — 0,8 мг/час.

& а -й

А. М. Терешкович

К вопросу о подготовке аспирантов по гигиене питания 2

Проф. Ф. Е. Будагян вполне своевременно поднял вопрос о подготовке аспирантов по гигиене питания. Нельзя, однако, с ним согласиться, что физиолого-биохимическое направление должно быть принято как основное в подготовке аспиранта по гигиене питания.

Основное, по нашему мнению, это гигиена питания как самостоятельная наука со всеми описательными, лабораторными, статистическими, экспериментальными методами, присущими общей гигиене. Этими методами должен серьезно овладеть аспирант, в частности, статистическим методом, о котором не упоминает в своей статье проф. Ф. Е. Будагян. Питание является не только физиологической, но и социально-гигиенической проблемой, а это значит, что аспирант должен расширять свои знания в области экономики, народного хозяйства и т. д. Овладе-

1 Желательно иметь данные исследований не только за осенний период, но и зимне-весенний. Ред.

2 Печатается в порядке обсуждения статьи проф. Ф. Е. Будагяна, опубликованной в журнале «Гигиена и санитария», № 4, 1951. Ред.

вая методами решения социально-гигиенических проблем, гигиенист, работающий в области питания, сумеет правильно разрешать ряд вопросов, связанных с питанием целых коллективов, выяснять структуру питания населения городов, отдельных профессиональных и возрастных групп.

Несомненно, все это потребует от аспиранта знаний в области физиологии и биохимии как научных дисциплин, необходимых для разрешения гигиенических проблем и практических задач в области питания. Следовательно, основным направлением в подготовке аспирантов должно быть гигиено-физиологическое.

Различные отрасли народного хозяйства регламентированы определенными законами. Отсюда необходимо широко знакомить аспиранта с существующим общим законодательством, относящимся к предприятиям пищевой промышленности (ГОСТ и т. д.), а также со специальным санитарным законодательством.

Аспирант должен овладеть знаниями в области строительства промышленных и других зданий, уметь разбираться в планах, чертежах, в технологии пищевого производства, своевременно разрешая с гигиенических позиций вопросы строительства и планировки. К сожалению, этому вопросу не уделяется должного внимания и на санитарных факультетах медицинских институтов, и в институтах усовершенствования врачей.

Соглашаясь во многом с проф. Ф. Е. Будагяном, мы считаем, что аспирант должен получить такую подготовку, которая дала бы ему возможность ориентироваться не только в узких вопросах химии пищевых продуктов, в товароведении и пр. (что, конечно, весьма важно), но и быть квалифицированным гигиенистом вообще. Вот почему необходимо включить в учебный план некоторые вопросы из общей и коммунальной гигиены и санитарную статистику.

Пищевым отравлениям и токсикоинфекциям и методам исследования-в предлагаемом учебном плане отведено слишком много часов; можно сократить эти часы вдвое и за счет этого включить в план разделы из общей и коммунальной гигиены, статистику, разбор планов строительства, чтение чертежей, законодательство. Следовало бы конкретно расшифровать, что означает «практика педагогической работы» (теоретические лекции или практические занятия со студентами).

тАг * *

ИЗ ОПЫТА МЕСТ

А. С. Прокофьев

Первые итоги работы Научного санитарно-технического совета Всесоюзной государственной санитарной инспекции

Научный санитарно-технический совет Всесоюзной государственной санитарной инспекции был создан в октябре 1950 г. В число членов совета (25 человек) вошли гигиенисты и практические санитарные работники, а также инженеры и специалисты различных областей санитарной техники.

По положению на санитарно-технический совет возлагаются:

а) консультации и экспертизы по проектам планировки и благоустройства населенных мест и нормам проектирования строительства;

б) заключения по типовым строительным проектам, утверждаемым министерствами и центральными органами Союза ССР;

в) экспертные заключения по вопросам, передаваемым совету главным санитарным инспектором СССР.

Минувшие 6 месяцев работы совета показали, что запросы жизни и задачи, возлагаемые на совет, весьма велики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.