Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОДДЕРЖКЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОПЫТ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

К ВОПРОСУ О ПОДДЕРЖКЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОПЫТ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семенова Инна Юрьевна, Александрова Надежда Владимировна

В статье рассматриваются нормативные требования, порядок организации, правовые формы поддержки органами государственной власти Чувашской Республики социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих общественно полезные услуги как населению в целом, так и отдельным гражданам. Акцентировано внимание на основных формах государственной поддержки на территории национального региона, в частности имущественной, финансовой, информационной, а также на поддержке в области подготовки и дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций. Цель исследования - проанализировать региональные меры государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в социальной сфере в рамках действующего законодательства. По результатам проведенного исследования авторы полагают, что действующее законодательство должно закреплять объем и качество социально значимых услуг для различных категорий населения, оказываемых некоммерческими организациями, утвердить критерии ведения реестра организаций, которые будут получать господдержку, разработать программу льготных кредитов для некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семенова Инна Юрьевна, Александрова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO SUPPORT SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS: EXPERIENCE OF THE CHUVASH REPUBLIC

The article considers normative requirements, organization procedure, legal forms of support by state authorities of the Chuvash Republic of socially oriented non-profit organizations that provide socially useful services to both the population as a whole and individual citizens. Emphasis is placed on the main forms of State support in the national region; in particular, we considered property, financial, information, support in the field of training, additional professional education of workers and volunteers (volunteers) of socially oriented non-profit organizations. The purpose of the study is to analyze regional measures of state support for socially oriented non-profit organizations in the social sphere within the framework of the current legislation. According to the results of the study, the authors believe that the current legislation should establish the volume and quality of socially significant services for various categories of the population provided by non-profit organizations, approve the criteria for maintaining a register of organizations that will receive state support, and develop a program of preferential loans for non-profit organizations.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОДДЕРЖКЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОПЫТ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

DOI: 10.47026/2499-9636-2021-3-67-72

УДК 342.951:334.012.4(470.344) ББК Х404.013.2(2Рос.Чув)

И.Ю. СЕМЕНОВА, Н.В. АЛЕКСАНДРОВА

К ВОПРОСУ О ПОДДЕРЖКЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОПЫТ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ключевые слова: некоммерческая организация, социальная сфера, социально ориентированная некоммерческая организация, региональные органы власти, Чувашская Республика.

В статье рассматриваются нормативные требования, порядок организации, правовые формы поддержки органами государственной власти Чувашской Республики социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих общественно полезные услуги как населению в целом, так и отдельным гражданам. Акцентировано внимание на основных формах государственной поддержки на территории национального региона, в частности имущественной, финансовой, информационной, а также на поддержке в области подготовки и дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций. Цель исследования - проанализировать региональные меры государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в социальной сфере в рамках действующего законодательства.

По результатам проведенного исследования авторы полагают, что действующее законодательство должно закреплять объем и качество социально значимых услуг для различных категорий населения, оказываемых некоммерческими организациями, утвердить критерии ведения реестра организаций, которые будут получать господдержку, разработать программу льготных кредитов для некоммерческих организаций.

В современном гражданском обороте активно участвуют некоммерческие организации (далее - НКО), их правовое регулирование базируется на Гражданском кодексе Российской Федерации1, Федеральном законе Российской Федерации «О некоммерческих организациях», среди них особое место занимают те, которые являются социально ориентированными (далее - СО НКО)2.

По своей правовой природе некоммерческие организации при создании преследуют разнообразные цели, не связанные с извлечением прибыли. Специфической чертой именно социально ориентированных некоммерческих организаций является решение проблем, носящих остро социальный характер, что особо актуально в современном мире в условиях новых глобализационных вызовов. В XXI в. обострились противоречия в вопросах охраны окружающей среды, государственной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую они не в состоянии преодолеть самостоятельно (малоимущие,

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. 08. 07.2021) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».

2 О некоммерческих организациях: Фед. закон Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. 02.07.2021) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».

престарелые, потерявшие заработок и иной доход, оказавшиеся без жилья и иные). Органы государственные власти и управления для решения насущных социальных проблем поддерживают создание инициативными гражданами страны разнообразных общественных организаций, члены которых неравнодушны к чужим заботам и потерям.

Формирование и функционирование социальных связей, объединяющих людей в организации и ассоциации гражданского общества, является, по мнению отечественных исследователей, «необходимой социальной платформой динамичного развития общественной жизни, создания правил и процедур контроля над их выполнением» [1. С. 64].

Самой распространенной организационно-правовой формой социально-направленных НКО являются благотворительные фонды, общественные движения и различного рода партнерства. Данные некоммерческие юридические лица не осуществляют предпринимательскую деятельность; при создании они ориентированы на всемерную поддержку социально незащищенных слоев населения. СО НКО признаются организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в России [2. С. 108]. Наличие у пожилых людей различных проблем обуславливает необходимость их социальной поддержки. Для пожилого человека характерны рассеянность, забывчивость, снижение чувствительности, замедление реакции. Многие пожилые люди чувствуют себя беспомощными и одинокими [3].

Как показывает практика, государство готово оказывать СО НКО различные виды финансового обеспечения ввиду особой заинтересованности в увеличении числа благотворительных, волонтёрских и других некоммерческих организаций, относящихся к социальной сфере. Их работа в условиях гражданского общества является показателем его развитости на современном этапе государственности. Меры государственной поддержки в первую очередь носят характер прямого субсидирования (обычно в грантовой форме и путем предоставления государственных контрактов); помимо этого СО НКО могут рассчитывать на организационную, консультационную, информационную и иную необходимую помощь.

В качестве базового инструмента государственных мер поддержки СО НКО, действующих на территории страны, следует назвать федеральную программу Министерства экономического развития РФ, предусматривающую такие способы:

1. Предоставление субсидий (для практической реализации такого способа необходимо подать заявку установленной формы и быть отобранным в результате конкурсного отбора);

2. Предоставление грантов (СО НКО могут претендовать на грантовую форму поддержки в случае утверждения программ, носящих социально значимый характер).

Нельзя не отметить важность имущественной поддержки деятельности СО НКО. На уровне муниципальных образований ее роль особенно возрастает,

так как муниципалитеты, осуществляя региональную социальную политику, готовы предоставлять на льготных условиях муниципальную собственность для деятельности социально направленных участников гражданского оборота.

В рамках действующего законодательства имущественная поддержка СО НКО может реализовываться путем:

- «передачи государственного или муниципального имущества (за исключением земельных участков), не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в безвозмездное пользование или в аренду (в том числе по льготным ставкам арендной платы);

- установления льготных ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;

- закрепления государственного или муниципального имущества на праве оперативного управления за государственным или муниципальным учреждением, созданным для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, для последующего предоставления такого имущества в пользование указанным организациям как для осуществления постоянной деятельности, так и для проведения отдельных мероприятий (в соответствующих случаях - с согласия уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления);

- учреждения субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием автономной некоммерческой организации на основе имущественного взноса для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе путем предоставления имущества в безвозмездное пользование или в аренду (в том числе по льготным ставкам арендной платы) как на краткосрочной, так и на долгосрочной основе»1.

В законодательство императивно определено, что в случае предоставления имущественной поддержки СО НКО органы власти и управления субъекта РФ наделены полномочиями контроля за эффективностью использования переданного имущества по целевому назначению; в противном случае имеют право инициирования привлечения к юридической ответственности виновных лиц.

На уровне регионов, в частности в Чувашской Республике, также активно практикуется имущественная поддержка СО НКО. В Чувашии таким организациям по льготным ставкам арендной платы предоставляется имущество во

2

владение и пользование .

Предприниматели в Чувашии социально ответственны, они поддерживаются в своей деятельности органами власти региона. На практике это подтверждается реализацией в республике региональной программы в виде «дорожной

1 О некоммерческих организациях: Фед. закон Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. 02.07.2021).

2 О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике: Закон Чувашской Республики от 15.09.2011 г. № 61 (ред. от 20.06.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/473611010 (дата обращения: 22.07.2021).

карты» («Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению в Чувашской Республике»).

Иным направлением государственной поддержки деятельности СО НКО является информационная, осуществляемая органом исполнительной власти Чувашской Республики в порядке, утвержденном Кабинетом министров Чувашской Республики. В первую очередь она проявляется путем размещения общественно значимой информации в средствах массовой информации о тех НКО, которые получают финансовую поддержку из республиканского бюджета.

Опыт деятельности в регионе СО НКО позволяет сделать определенные выводы относительно форм их поддержки правительством Чувашии. Она сводится к следующим мерам и мероприятиям:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) льготы по уплате налогов;

3) осуществление закупок у таких организаций товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление льгот по уплате налогов юридическим лицам, оказывающим финансовую поддержку СО НКО1.

В рамках действующего законодательства на государственную поддержку могут рассчитывать только те СО НКО, которые зарегистрированы в установленном законом порядке в Чувашской Республике и стали участниками конкурсной процедуры.

Не менее успешной комплексной формой поддержки СО НКО являются муниципальные программы, обеспеченные привлечением как бюджетных, так и внебюджетных ресурсов. Они могут активно реализоваться путем проведения различных фестивалей, форумов и иных мероприятий на местном и межмуниципальном уровнях, поддержки добровольческих сообществ и др. Кроме того, в регионе правительство поощряет и ведомственные программы, в частности по поддержке ТОС, молодежных инициатив, патриотическому воспитанию, социальному развитию и т.д.

Гражданский сектор Чувашской Республики представлен разнообразными по форме и видам некоммерческими организациями. По данным Минэкономразвития Чувашии (2021), на территории региона зарегистрировано 1306 некоммерческих организаций: из них общественных объединений, в том числе региональных отделений политических партий - 654, религиозных организаций - 331, казачьих обществ - 2, иных некоммерческих организаций -319. Из общего числа выделим социально ориентированные некоммерческие организации, их 1280; из них: общественных объединений - 628, религиозных организаций - 331, казачьих обществ - 2, иных СО НКО - 319.

1 О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Чувашской Республике: Закон Чувашской Республики от 15.09.2011 г. № 61 (ред. от 20.06.2018).

Все они работают на благо региона в сфере оказания социально полезных услуг населению; в последние годы наблюдается рост инициатив населения в решении остро насущных социальных проблем (рост отмечен и в период пандемии в отношении помощи социально незащищенным жителям Чувашии).

Нельзя не отметить, что благодаря усилиям органов власти региона в Чувашской Республике уже несколько лет за счет средств федерального и регионального бюджетов активно финансируется деятельность СО НКО. Как показывает опыт Чувашского края, на практике такие формы совместного активного участия граждан возрастают из года в год. И это неудивительно, так как государство прикладывает максимум условий для развития НКО.

С учетом вышеизложенного и значимости рассматриваемых вопросов представляется вполне оправданной позиция, что действующее законодательство должно закреплять объем и качество социально значимых услуг для определенных категорий населения, оказываемых некоммерческими организациями, включая вопросы утверждения критериев ведения реестра организаций, которые будут получать господдержку, а также разработать программу льготных кредитов для НКО.

Литература

1. Антропова Ю.Ю., Коробейникова А.П. Роль социально ориентированных некоммерческих организаций в развитии инноваций в социальной сфере региона // Дискуссия. 2015. № 11(63). С. 64-70.

2. Возмилкина Е.Н. Роль социально ориентированных некоммерческих организаций в решении социальных проблем молодежи // Научные итоги 2015 года: достижения, проекты, гипотезы новая наука: теоретический и практический взгляд: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2015. С. 108-115.

3. Психологические особенности пожилых людей [Электронный ресурс]. URL: http://www.b17.ru (дата обращения: 20.09.2021).

СЕМЕНОВА ИННА ЮРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (iysemenova@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7557-228X).

АЛЕКСАНДРОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (nadyaalex@list.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7145-3010).

Inna Yu. SEMENOVA, Nadezda V. ALEKSANDROVA

TO SUPPORT SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS: EXPERIENCE OF THE CHUVASH REPUBLIC

Key words: non-profit organization, social sphere, socially oriented non-profit organization, regional authorities, Chuvash Republic.

The article considers normative requirements, organization procedure, legal forms of support by state authorities of the Chuvash Republic of socially oriented non-profit organizations that provide socially useful services to both the population as a whole and individual citizens. Emphasis is placed on the main forms of State support in the national region; in particular, we considered property, financial, information, support in the field of training,

additional professional education of workers and volunteers (volunteers) of socially oriented non-profit organizations. The purpose of the study is to analyze regional measures of state support for socially oriented non-profit organizations in the social sphere within the framework of the current legislation.

According to the results of the study, the authors believe that the current legislation should establish the volume and quality of socially significant services for various categories of the population provided by non-profit organizations, approve the criteria for maintaining a register of organizations that will receive state support, and develop a program ofpref-erential loans for non-profit organizations.

References

1. Antropova Yu.Yu., Korobeinikova A.P. Rol' sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii v razvitii innovatsii v sotsial'noi sfere regiona [The role of socially oriented non-profit organizations in the development of innovations in the social sphere of the region]. Diskussiya, 2015, no. 11(63), pp. 64-70.

2. Vozmilkina E.N. Rol' sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii v reshenii sotsial'nykhproblem molodezhi [The role of socially oriented non-profit organizations in solving social problems of youth]. Nauchnye itogi 2015 goda: dostizheniya, proekty, gipotezy novaya nauka: teoreticheskii i prakticheskii vzglyad: materialy po itogam Mezhdunarodnoe nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. of Sci. Conf. «Scientific results of 2015: achievements, projects, hypotheses New Science»]. Ufa, 2015, pp. 108-115.

3. Psikhologicheskie osobennosti pozhilykh lyudei [Psychological characteristics of the elderly]. Available at: http://www.b17.ru (Accessed 20 september, 2021)

INNA Yu. SEMENOVA - Senior Teacher, Civil Legal Disciplines Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (iysemenova@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7557-228X).

NADEZDA V. ALEKSANDROVA - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Civil and Legal Disciplines Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (na-dyaalex@list.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7145-3010)._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.