Совершенствование государственной политики в сфере поддержки и развития социально ориентированных некоммерческих организаций
Поляков Михаил Борисович
соискатель, Государственный университет управления, [email protected]
В статье проводится анализ современного состояния некоммерческого сектора экономики. Приводятся показатели деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций: абсолютные, динамические и относительные. На основе проведенного анализа сделаны выводы о характерных общесистемных проблемах развития социально-ориентированных некоммерческих организаций. Сформулированы предложения совершенствования государственной политики в сфере поддержки и развития социально-ориентированных некоммерческих организаций. Рассмотрены основные проблемы государственной политики в сфере поддержки и развития социально ориентированных некоммерческих организаций и основные направления совершенствования государственной политики в сфере поддержки СО НКО в т.ч. посредством разработки административных регламентов предоставления государственной услуги по выдаче заключения о соответствии качества социальных услуг в соответствии с установленными и недвусмысленными для СО НКО критериями качества; разработки и широкому распространению методических материалов, содержащих подробные алгоритмы получения СО НКО мер государственной поддержки; увеличения тарифов на востребованные, но не распространенные социальные услуги; расширения мер организационной поддержки СО НКО; стимулирования СО НКО к участию в социальном предпринимательстве; создания условий для диверсификации денежных поступлений СО НКО.
Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, государственная политика, поддержка, совершенствование
Значение некоммерческого сектора в последние годы возрастает. Роль «третьего» сектора экономики особенно наглядно подчеркивают масштабные кризисы, к которым можно отнести глобальный «локдаун» 2020 -2021 года, обусловленный развитием пандемии нового коронавируса. Роль некоммерческого сектора, решающего разнообразные задачи социального характера: благотворительные, образовательные, культурные, медицинские и другие [1], - в таких условиях особенно воз-росла[2].
Ключевую роль в развитии третьего сектора играет качество государственной социальной политики и политики поддержки деятельности НКО. В этом аспекте государственной политики в последние годы имеет место ряд нерешенных проблем, требующих совершенствования существующего инструментария поддержки функционирования некоммерческих организаций.
В деятельности некоммерческого сектора особая роль принадлежит социально ориентированным некоммерческим организациям (СО НКО). СО НКО от других некоммерческих организаций отличаются целями деятельности - их функционирование направлено на решение социальных проблем и развитие гражданского общества; кроме этого, специфика деятельности данных организаций определяется ограниченным перечнем видов деятельности, которые может осуществлять НКО, чтобы признаваться СО НКО.
Отдельные сведения о деятельности СО НКО в России в динамике за период с 2015 по 2019 годы представлены в таблице 1.
Таким образом, деятельность СО НКО характеризуется неоднозначными тенденциями. Так, например, увеличение объема поступивших денежных средств и иного имущества в фонд СО НКО не в полной мере характеризует эффективность мер государственной поддержки в данной сфере. Одна из очевидных проблем - непропорциональность регионального распределения денежных поступлений СО НКО в относительных выражениях (на душу населения, на 1 СО НКО, на 1 работника СО НКО и др.) - является наглядным свидетельством несовершенства государственной политики в данной сфере.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, финансовые поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов, поступления из бюджетов государственных внебюджетных фондов в своей совокупности не превышают 13,5 % (рисунок).
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
Таблица 1
Основные показатели деятельности СО НКО в России, 2015 - 2019 гг.
см о см
!Л
О!
О Ш
т х
<
т о х
X
Показатель 2015 2016 2017 2018 2019
Абсолютные и динамические показатели, характеризующие деятельность СО НКО
Общее количество СО НКО, 140,0 143,4 142,6 140,2 146,5
тыс. ед.
Изменение, в % к предыду- - 2,4 -0,6 -1,7 4,4
щему году
Количество организаций, 8,7 7,5 7,5 7,6 7,8
имеющих нежилое помещение в собственности, тыс.
ед.
Изменение, в % к предыду- - -13,3 0,3 1,2 2,8
щему году
Поступление денежных 686,9 831,9 848,9 851,7 862,7
средств и другого имущества, млрд руб.
Изменение, в % к предыду- - 21,1 2,0 0,3 1,3
щему году
Средняя численность работников в СО НКО, тыс. 991,1 708,1 630,3 588,6 589,8
чел.
Изменение, в % к предыду- - -28,6 -11,0 -6,6 0,2
щему году
Средняя численность доб- 2,5 2,4 2,7 2,9 4,1
ровольцев в СО НКО, млн
чел.
Изменение, в % к предыду- - -4,7 14,9 7,5 38,1
щему году
Относительные показатели характеризующие деятельность СО НКО
Доля организаций, имею- 6,2 5,2 5,3 5,4 5,4
щих нежилое помещение в собственности, %
Средний объем поступив- 4,9 5,8 6,0 6,1 5,9
ших денежных средств на 1 СО НКО, млн. руб.
Средний объем поступив- 693,0 1 174,8 1 346,9 1 447,0 1 462,8
ших денежных средств на 1 работника СО НКО, тыс. руб.
Средний объем поступив- 275,5 350,0 310,7 290,0 212,7
ших денежных средств на 1 добровольца СО НКО, тыс. руб.
Количество добровольцев на 1 работника СО НКО, 2,5 3,4 4,3 5,0 6,9
чел.
Источник: составлено автором на основе данных Рос-стата: Итоги выборочного обследования социально ориентированных некоммерческих организаций на основе формы № 1-СОНКО, 2015 - 2019 гг.
Рисунок 1 - Структура источников формирования денежных поступлений СО НКО в России, 2019 г., % Источник: составлено автором на основе данных Рос-стата: Итоги выборочного обследования социально ориентированных некоммерческих организаций на основе формы № 1-СОНКО, 2019 г.
Несмотря на позитивные сдвиги в государственной поддержке СО НКО, практика получения доступа СО НКО к различным мерам финансовой, имущественной, организационной, консультационной, методической и иных форм поддержки свидетельствует о наличии множества нерешенных проблем. Решение данных проблем становится одним из условий совершенствования государственной политики в данной сфере.
Среди проблем организации государственной политики поддержки СО НКО можно выделить проблему, особенно характерную для ранних стадий внедрения новых механизмов поддержки - проблему информирования данных организаций о возможных формах стимулирования их развития со стороны государства. В настоящее время имеется потребность в разработке методических рекомендаций и других инструментов широкого оповещения СО НКО о возможных мерах государственной поддержки, алгоритмах получения различных форм государственной поддержки.
Рынок социальных услуг в отдельных его сегментах характеризуется монопольными проявлениями, что также требует государственного вмешательства и совершенствования государственной политики в данном направлении. Указанная проблема обусловлена особенностями трансформации рынка социальных услуг и изменениями моделей поведения субъектов, оказывающих данные услуги. С 2015 года часть государственных и муниципальных учреждений начинает преобразовываться в некоммерческие, что становится одним из элементов новой модели передачи услуг в третий сектор экономики. Новая модель активно внедрилась в регионы, что повышает риски монополизации отдельных рынков социальных услуг бывшими государственными (муниципальными) учреждениями, которые перешли к новому формату деятельности. Как показывает анализ реестров поставщиков социальных услуг отдельных субъектов Российской Федерации [3], число государственных и муниципальных учреждений, выбранных в качестве субъектов оказания таких услуг, значительно превышает число некоммерческих организаций.
Названная выше проблема усугубляется в связи с низкой активностью самих СО НКО по вступлению в реестры поставщиков социальных услуг. Так, согласно данным исследования Общественной палаты Российской Федерации, более половины участников опроса -представителей СО НКО были информированы о вступлении в силу новых законодательных изменений относительно развития рынка социальных услуг. При этом только 12 % попытались вступить в реестр, только 3 % смогли это сделать. 59 % представителей третьего сектора указывают на готовность к расширению своих функций по предоставлению социальных услуг населению [4].
Другая проблема, требующая совершенствования мер государственной поддержки СО НКО - дискриминация СО НКО относительно субъектов малого и среднего предпринимательства. СО НКО в современных условиях достаточно сложно воспользоваться кредитными продуктами на льготных условиях, такие организации нередко изолированы от объектов материальной инфраструктуры, используемой субъектами малого и среднего предпринимательства.
Недостаток финансовых и материальных ресурсов, проблемы взаимодействия с органами государственной власти при получении различных форм государствен-
ной поддержки - другие характерные для функционирования современных СО НКО проблемы. Выделяются и другие частные проблемы в деятельности СО НКО:
- низкие тарифы на оказание социальных услуг не позволяют компенсировать затраты СО НКО;
- сложности доступа к персональным данным о получателях социальных услуг;
- недостаточная проработанность механизмов компенсации денежных средств СО НКО - поставщикам социальных услуг;
- недостаточная вариативность предоставляемых социальных услуг, отсутствие в ряде регионов отдельных видов востребованных социальных услуг;
- нераспространенность такого механизма как льготы на аренду помещений для СО НКО - участников социального предпринимательства;
- проблемы доступа к конкурсным процедурам СО НКО;
- длительное время возмещения затрат из бюджетов субъектов Российской Федерации на оказание услуг СО НКО [5].
Существует большое количество других системных и отраслевых проблем деятельности СО НКО, требующих совершенствования мер государственной политики в части поддержки таких организаций. Среди задач по совершенствованию государственной политики в сфере поддержки и развития социально-ориентированных некоммерческих организаций в таких условиях можно выделить: разработка административных регламентов предоставления государственной услуги по выдаче заключения о соответствии качества социальных услуг в соответствии с установленными и недвусмысленными для СО НКО критериями качества; разработка и широкое распространение методических материалов, содержащих подробные алгоритмы получения СО НКО мер государственной поддержки; увеличение тарифов на востребованные, но не распространенные социальные услуги; расширение мер организационной поддержки СО НКО; стимулирование СО НКО к участию в социальном предпринимательстве; создание условий для диверсификации денежных поступлений СО НКО.
Литература
1. Волкова Г.Г. Роль и функции некоммерческого сектора в национальной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 5 (34). С. 16-19.
2. Вклад НКО в борьбу с пандемией: российский контекст. Институт прикладных политических исследований ВШЭ. URL: https://politinst.hse.rU/data/2020/05/18/1549499510/НКО% 20и%20коронавирус%2013-05%2002.pdf (дата обращения: 20.04.2021).
НКО, самоорганизация, благотворительность, во-лонтерство в условиях пандемии COVID-19 // Информационно-аналитический бюллетень о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в России. Декабрь 2020 года, №2 (19). URL: https://grans.hse.ru/data/2021/03/18/1399603728/Bulleten %2019_small.pdf (дата обращения: 20.04.2021).
3. Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. URL: https://dszn.ru/department/Federalnyy-zakon-442-FZ-Ob-osnovah-socialnogo-obsluzhivaniya-grazhdan-v-RF/-
Reestr-postavshchikov-socialnyh-uslug (дата обращения: 15.04.2021)
4. Реестр поставщиков социальных услуг города Санкт-Петербурга. Городской информационно-расчетный центр. URL: https://iss.ktsz.spb.ru/ISS/esrn/index/servproviders.htm (дата обращения: 15.04.2021)
5. Реестр поставщиков социальных услуг города Ярославской области. Портал открытых данных Ярославской области. URL: https://opendata.yarcloud.ru/opendata/7606021026-restrpostsocusl (дата обращения: 15.04.2021)
6. Реестр поставщиков социальных услуг Ленинградской области. Комитет по социальной защите населения Ленинградской области. URL: https://sociaUenobl.ru/ru/deiatelnost/reestr-postavshikov-socialnyh-u/ (дата обращения: 15.04.2021)
7. Реестр поставщиков социальных услуг Мурманской области. Министерство труда и социального развития Мурманской области. URL: https://minsoc.gov-murman.ru/activities/social_services_fed_law/reestr_soc_s ervice_providers/ (дата обращения: 15.04.2021)
8. Реестр поставщиков социальных услуг Псковской области. Комитет по социальной защите населения Псковской области. URL: https://social.pskov.ru/deyatelnost/organizaciya-socialnogo-obsluzhivaniya-grazhdan-v-pskovskoy-oblasti/reestr-postavshchikov-socialnyh-uslug (дата обращения: 15.04.2021)
9. Реестр поставщиков социальных услуг Тверской области. Министерство социальной защиты населения Тверской области. URL: https://минсоцзащиты.твер-скаяобласть.рф/Real-442-fz/reestr-postavshchik-sots-uslug/index.php?special=y (дата обращения: 15.04.2021)
10. Социально ориентированным НКО упрощают доступ к потребителю // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2862442 (дата обращения: 05.04.2021).
11. Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере. Общественная палата РФ. URL: https://www.oprf.ru/files/1_2019dok/doklad_uchastie_NK0 _socuslugi05112019.pdf (дата обращения: 11.04.2021).
Improvement of state policy in the sphere of support and development
of socially oriented non-profit organizations Polyakov M.B.
State University of Management
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
The article analyzes the current state of the non-profit sector of the economy. Indicators of activity of socially oriented non-profit organizations are given: absolute, dynamic and relative. On the basis of the analysis, conclusions were drawn about the characteristic system-wide problems of the development of socially oriented non-profit organizations. Proposals for improving state policy in the field of support and development of socially oriented non-profit organizations are formulated. The main problems of state policy in the field of support and development of socially oriented non-profit organizations and the main directions of improving state policy in the field of support of SO NPO, incl. through the development of administrative regulations for the provision of public services for the issuance of an opinion on the conformity of the quality of social services in accordance with the quality criteria established and unambiguous for SO NPOs; development and widespread dissemination of methodological materials containing detailed algorithms for obtaining government support measures by SO NPOs; increase in tariffs for popular but not widespread social services; expanding organizational support measures for SO NPOs; stimulating SO NPOs to participate in social entrepreneurship; creation of conditions for diversification of monetary receipts of SO NPOs. Keywords: socially oriented non-profit organizations, government policy, support, improvement
X X О го А С.
X
го m
о
ю
2 О
м
References
1. Volkova G.G. The role and functions of the non-profit sector in the national
economy // Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. 2010. No. 5 (34). S. 16-19.
2. The contribution of NGOs to the fight against the pandemic: the Russian
context. Institute for Applied Political Research, Higher School of Economics. URL:
https://politinst.hse.ru/data/2020/05/18/1549499510/NCO%20 and%20coronavirus%2013-05%2002.pdf (date accessed: 20.04.2021). NGOs, self-organization, charity, volunteering in the context of the COVID-19 pandemic // Information and analytical bulletin on the development of civil society and the non-profit sector in Russia. December 2020, no. 2 (19). URL:
https://grans.hse.ru/data/2021/03/18/1399603728/Bulleten%2019_smal l.pdf (date accessed: 20.04.2021).
3. Register of providers of social services of the city of Moscow. Department
of Labor and Social Protection of the Population of the City of Moscow. URL: https://dszn.ru/department/Federalnyy-zakon-442-FZ-Ob-
osnovah-socialnogo-obsluzhivaniya-grazhdan-v-RF/-Reestr-postavshchikov-socialnyh-uslug (date of access: 15.04.2021)
4. Register of providers of social services of the city of St. Petersburg. City
information and settlement center. URL:
https://iss.ktsz.spb.ru/ISS/esrn/index/servproviders.htm (date accessed: 04/15/2021)
5. Register of providers of social services of the city of the Yaroslavl region.
Open data portal of the Yaroslavl region. URL: https://opendata.yarcloud.ru/opendata/7606021026-restrpostsocusl (date accessed: 04/15/2021)
6. Register of providers of social services of the Leningrad region. Committee
for Social Protection of the Population of the Leningrad Region. URL: https://social.lenobl.ru/ru/deiatelnost/reestr-postavshikov-socialnyh-u/ (date accessed: 15.04.2021)
7. Register of providers of social services of the Murmansk region. Ministry of
Labor and Social Development of the Murmansk Region. URL: https://minsoc.gov-
murman.ru/activities/social_services_fed_law/reestr_soc_service_provi ders/ (date accessed: 15.04.2021)
8. Register of providers of social services of the Pskov region. Committee for
Social Protection of the Population of the Pskov Region. URL: https://social.pskov.ru/deyatelnost/organizaciya-socialnogo-obsluzhivaniya-grazhdan-v-pskovskoy-oblasti/reestr-postavshchikov-socialnyh-uslug (date accessed: 15.04.2021)
9. Register of providers of social services of the Tver region. Ministry of Social
Protection of the Population of the Tver Region. URL: https: //minsocial protection.tver region.rf/Real-442-fz/reestr-postavshchik-sots-
uslug/index.php? Special = y (date of access: 15.04.2021)
10. Socially oriented NGOs simplify access to consumers // Kommersant. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2862442 (date of access: 05.04.2021).
11. Participation of NGOs in the provision of services in the social sphere. Public Chamber of the Russian Federation. URL: https://www.oprf.ru/files/1_2019dok/doklad_uchastie_NKO_socuslugi05 112019.pdf (date accessed: 04/11/2021).
CN
0 CN
U3
01
O m m x
<
m o x
X