Э. К. Гусейнов, аспирант,
кафедра экономики природопользования
и сервиса экосистем,
Санкт-Петербургский государственный
университет
сервиса и экономики,
г. Санкт-Петербург, Россия,
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
В статье рассмотрены основы формирования стратегии государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций сферы социальных услуг. Определена сущность такой поддержки, выделены ее принципы и классифицированы меры государственной (муниципальной) поддержки таких организаций. Приведены примеры нормативно-правовых актов, касающихся рассматриваемых вопросов. Особое внимание уделено вопросам определения ориентации (направленности) государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций сферы социальных услуг.
Ключевые слова: социальные услуги, некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации, СОНКО, государственная поддержка СОНКО, государственные субсидии.
Сегодня ощущается необходимость в совершенствовании одного из важнейших направлений государственной социальной политики — предоставления населению социальных услуг: образовательных, медицинских, услуг социальной поддержки т. п. В качестве перспективного механизма управления данными сферами автору представляется интеграция частного некоммерческого сектора в государственную систему социальных услуг.
Ряд документов, принятых на федеральном и региональном уровне за последние годы, позиционируют развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере социальных услуг как одно из приоритетных направлений1. В этих документах
Социально ориентированные некоммерческие организации осуществляют деятельность, которая направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества.
а частности предлагается преобразовать государственные и муниципальные учреждения, оказывающие услуги пожилым гражданам и инвалидам в некоммерческие организации при условии привлечения их к выполнению государственного (муниципального) заказа по оказанию социальных услуг на конкурсной основе. Перспективными направления-= ми, по мнению законодателей, являются также развитие благотворительной деятельности, волонтерства, социально ориентированного инвестирования.
Нельзя не отметить, что с 2010 года в российском законодательстве появилось новое понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» (СОНКО)2, принципиальным отличием которых от других
дискуссия
журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
НКО является возможность получения государственной (муниципальной) поддержки в различных формах.
СОНКО осуществляют деятельность, которая направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества.
Закон определяет их следующим образом: это социальная поддержка и защита граждан; оказание помощи пострадавшим в резуль- =
тате стихийных бедствий, экологических, техногенных и иных катастроф, подготовка населения к преодолению их последствий и предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате социальных, национальных и религиозных конфликтов; помощь беженцам и вынужденным переселенцам; профилактика социально опасных форм поведения граждан; деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности; благотворительная деятельность и т. п.3.
Очевидно, что СОНКО представляются перспективным участником сферы социальных услуг при условии соблюдения следующих ограничений, позволяющих максимально уменьшить риск снижения качества и доступности услуг 4:
— цели деятельности имеют исключительно социальную направленность;
— для реализации = процесса оказания социальных услуг имеются необходимые ресурсы;
— имущество должно использоваться только по целевому назначению;
— запрещена продажа, переуступка прав пользования, передача прав пользования в залог и внесение прав
пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности переданного государственного (муниципального) имущества;
Как показывает практика, несмотря на большой массив нормативно-правовой базы, регулирующей данное направление социальной политики, эффект от создания СОНКО ощущается довольно слабо.
При разработке стратегии поддержки СОНКО крайне важным является определение сравнительной эффективности двух альтернативных направлений: модернизации государственного (муниципального) сектора социальных услуг и государственной (муниципальной) поддержки СОНКО сферы социальных услуг.
— обязательное включение в государственный (муниципальный) реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.
- Из законодательства следует, что государственные и муниципальные органы власти имеют право поддерживать рассматриваемый вид организаций.
В последние годы политика поддержки СОНКО сферы социальных услуг в субъектах РФ активно развивается.
Министерством экономического развития России были разработаны методические материалы по формированию региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с этими указаниями условия и порядок предоставления на конкурсной основе субсидий из бюджета субъекта РФ должны быть предусмотрены в региональных программах поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, утверждаемых органами исполнительной власти.
За период 2011—2013 гг. во многих субъектах РФ были разработаны и в настоящее время реализуются такие программы, как например, «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Пермского края на 2011 год» (указ губернатора Пермского края от 24.10.2011 № 91), «О программе поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге на 2013-2014 годы» (распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 14.05.2013 № 36-рп), «Развитие = социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Алтай на 2011-2016 годы» (постановление правительства Республики Алтай от 15.09.2011 № 258).
Активно развивается также политика поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и муниципальными образованиями, что относится в соответствии с зако- =
нодательством к вопросам местного значения. В качестве примера можно привести такие документы, как:
— Постановление Администрации Хабаровского муниципального района от 22.05.2012 № 1399 «Об утверждении районной целевой про- = граммы «Содействие развитию и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Хабаровском муниципальном районе на 2012—2014 годы»;
— Постановление Администрации муниципального образования «Город Армавир» от 10.2012 № 3360 «Об утверждении долгосрочной целевой программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и содействия развитию гражданского общества на территории муниципального образования «Город Армавир» на 2013—2014 годы» (Краснодарский край).
Но, к сожалению, как показывает практика, несмотря на большой массив нормативно-правовой базы, регулирующей данное направление социальной политики,
На сегодняшний день такие организации нельзя назвать реальным участником сферы социальных услуг. Как правило, их поддержка ограничивается финансовой помощью или передачей имущества, полноценного интегрирования СОНКО в сферу социальных услуг не происходит.
эффект от создания СОНКО ощущается довольно слабо.
На сегодняшний день такие организации нельзя назвать реальным участником = сферы социальных услуг. Причиной является прежде всего отсутствие системной и комплексной политики государственной (муниципальной) поддержки таких организаций. Как правило, поддержка ограничивается финансовой помощью или передачей имущества, полноценного интегрирования СОНКО в сферу социальных услуг не происходит.
Поэтому сегодня автору представляется необходимой разработка полноценной стратегии государственной поддержки СОНКО сферы социальных услуг. Важным в связи с этим является определение принципов, на которых должна основываться государственная поддержка СОНКО, а именно:
— приоритет повышения качества жизни общества путем расширения номенклатуры, увеличения объемов, повышения качества и доступности социальных услуг;
— недопущение разрушения государственной системы предоставления социальных услуг;
Ж) дискуссия журнал научных публикаций ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Классификация мер государственной (муниципальной) поддержки СОНКО сферы социальных услуг
Меры поддержки СОНКО Применяемые рычаги и инструменты
Нормативно-правовая поддержка — создание правил привлечения СОНКО к решению проблем сферы социальных услуг; — разработка целевых программ поддержки СОНКО; — формирование условий для развития СОНКО в сфере социальных услуг; — снижение уровня административных барьеров при доступе к оказанию социальных услуг на основе государственных (муниципальных) контрактов.
Имущественная поддержка — передача во владение и пользование СОНКО на безвозмездной основе либо по льготным расценкам имущества (движимого и недвижимого), находящегося в государственной (муниципальной) собственности; — предоставление преференций в виде скидок на оплату аренды имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности; — выделение субсидий на компенсацию издержек, связанных с оплатой аренды и коммунальных услуг; — предоставление СОНКО права на оплату коммунальных услуг по тарифам, предусмотренным для государственных (муниципальных) учреждений.
Финансовая поддержка — предоставление бюджетных субсидий СОНКО (на безвозмездной и безвозвратной основе) на условиях софинансирования: — на возмещение затрат за оказание социальных услуг; — на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников и добровольцев; — на реализацию значимых социальных проектов; — на компенсацию издержек по арендной плате за аренду нежилых помещений;
Экономическая поддержка — размещение у СОНКО заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг; — разработка условий конкурсов, адаптированных к возможностям СОНКО; — установление равных условий льготирования для СОНКО и бюджетных учреждений в случае производства ими социальных услуг; — обучение навыкам ведения хозяйственной деятельности, специальный конкурс стартапов по социальным сервисам, стимулирующий создание новых нужных видов услуг; — содействие заключению соглашений СОНКО с государственными (муниципальными) учреждениями об оказании услуг на их базе; — развитие материально-технической базы СОНКО через бонусы; — равные условия для всех поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм (единые тарифы и т. п.) для НКО, которые ей обладают; — применение налоговых льгот.
Информационная, организационная и методическая поддержка — освещение форм, видов, условий и порядка взаимодействия СОНКО с органами власти и получения государственной (муниципальной) поддержки; — информационное освещение реализации мероприятий по поддержке СОНКО; — освещение деятельности СОНКО, пропаганда и популяризация их деятельности — благотворительной, волонтерства и т. п. — информационное обеспечение проведения конкурсов социальных проектов СОНКО; — создание консультационных центров для поддержки СОНКО; — подготовка и распространение методических материалов по вопросам деятельности и государственной (муниципальной) поддержки СОНКО
Создание и развитие кадрового потенциала — формирование программ обучения специалистов СОНКО; — организация процесса обучения, повышения квалификации, стажировок государственных (муниципальных) служащих, руководителей и специалистов СОНКО.
— предоставление государственной поддержки СОНКО сферы социальных услуг на условиях конкурсного отбора;
— равная доступность государственной поддержки для всех СОНКО;
— ориентация на обеспечение частичного самофинансирования;
— общественная эффективность деятельности СОНКО;
— предпочтение СОНКО, ведущих различные виды деятельности (не только выполнение государственных функций);
— гарантии для СОНКО законодательной инициативы;
— комплексность и системность государственной поддержки СОНКО;
— информационная открытость процесса поддержки СОНКО;
— формирование системы сотрудничества между различными участниками сферы социальных услуг;
— применение интегрированного подхода, позволяющего стратегически связать направления, программы и проекты государственной поддержки СОНКО;
— дополнительный характер финансирования (недопустимость превышения бюджетного финансирования сферы социальных услуг над частным);
— гибкость (возможность оперативно реагировать на изменения);
— направленность на решение наиболее острых задач сферы социальных услуг.
Следующим этапом построения стратегии государственной поддержки СОНКО сферы социальных услуг является определение ориентации (направленности) поддержки.
Проведенный автором обзорный анализ деятельности существующих СОНКО сферы социальных услуг позволил выделить следующие виды ориентации (направленности) государственной поддержки рассматриваемых некоммерческих организаций:
— территориальная = ориентация — поддержка СОНКО сферы социальных услуг, действующих на территории проблемных (неблагополучных) регионов, городов и т. д.;
Ограничиваясь финансовой поддержкой, принятием нормативно-правовых актов и передачей имущества, невозможно расширить и модернизировать сферу социальных услуг посредством привлечения в нее СОНКО.
— отраслевая (узконаправленная) ориентация — поддержка СОНКО сферы социальных услуг, действующих в узко выделенных отраслях или оказывающих редкие, основанные на индивидуальном подходе, услуги;
— категориальная ориентация — поддержка СОНКО, оказывающих социальные услуги категориям населения, законодательно отнесенным к социально незащищенным;
— импульсная ориентация — поддержка СОНКО сферы социальных услуг, имеющих «стартовый капитал» для развития, но находящихся в стадии формирования;
— поддерживающая ориентация — поддержка стабильно функционирующих СОНКО сферы социальных услуг в целях обеспечения условий для увеличения объемов, расширения ассортимента и повышения качества услуг;
— санационная (оздоровительная) ориентация — поддержка СОНКО сферы социальных услуг, находящихся в кризисной ситуации.
На выбор того или иного вида ориентации или их комбинации влияют региональная специфика, особенности территориальной социально-экономической системы, уровень бюджетных доходов, социальная структура населения и особенности проводимой социальной политики.
Автор считает, что в каждом субъекте РФ могут быть использованы несколько видов ориентации (направленности) государственной поддержки СОНКО.
Здесь необходимо учитывать прежде всего состояние государственной (муниципальной) социальной инфраструктуры.
Очевидно также, что при разработке стратегии поддержки СОНКО крайне важным является определение сравнительной эффективности двух альтернативных направлений: модернизации государственного (муниципального) сектора : социальных услуг и государственной (муниципальной) поддержки СОНКО сферы социальных услуг.
Далее при построении стратегии государственной поддержки СОНКО сферы социаль-
дискуссия
журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ных услуг необходимо определить и классифицировать меры (инструменты) поддержки (классификация представлена в таблице).
Как уже говорилось выше, сегодня практически во всех субъектах РФ применяются некоторые инструменты из первых трех групп. Очевидно, что этого недостаточно, поскольку ограничиваясь финансовой поддержкой, принятием нормативно-правовых актов и передачей имущества, невозможно расширить и модернизировать сферу социальных услуг посредством привлечения в нее СОНКО.
По мнению автора, здесь должны применяться более прогрессивные меры. Например, содействие заключению соглашений СОНКО с государственными (муниципальными) учреждениями об оказании услуг на их базе может позволить решить проблемы дефицита и низкого качества инфраструктуры государственных (муниципальных) учреждений без значительных бюджетных капитальных затрат.
Популяризация деятельности СОНКО позволит снизить степень недоверия населения к некоммерческому сектору, обеспечив в том числе и приток благотворительных пожертвований.
В заключение отметим, что разработка и реализация стратегии государственной поддержки СОНКО сферы социальных услуг в перспективе должна обеспечить: прирост объема социальных услуг, оказанных в регионе (муниципальном образовании), в общем объеме валового регионального (муниципального) продукта; прирост количества зарегистрированных СОНКО сферы
социальных услуг; увеличение доли граждан, занятых в СОНКО в качестве оплачиваемых работников (без внешних совместителей); увеличение доли граждан, вовлеченных в волонтерство; увеличение количества благотворителей; увеличение объема привлеченных частных средств в сферу социальных услуг; увеличение доли граждан, получивших услуги СОНКО; расширение номенклатуры социальных услуг, предоставляемых сектором СОНКО.
В силу особой общественной значимости социальных услуг упразднение государственной системы их представления невозможно, однако привлечение СОНКО к процессу оказания услуг при разумном регулировании и обязательной регламентации способно увеличить социально-экономический эффект социальной политики.
Литература
1. Например, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Концепция содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (действующая редакция от 01.09.2013).
3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (действующая редакция от 01.09.2013).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 1478 г. «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций».
Популяризация деятельности СОНКО позволит снизить степень недоверия населения к некоммерческому сектору, обеспечив в том числе и приток благотворительных пожертвований.
STATE SUPPORT STRATEGY FORMATION FOR SOCIAL-ORIENTED NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS FROM THE SPHERE OF SOCIAL SERVICE
E. K. Guseynov, St. Petersburg State University of Service and Economics
This article considers basics of state support strategy formation of oriented non-commercial organizations from the sphere of social service. It defines the essence of this support, marks out it principles and classifies the measures of state (municipal) support of such organizations. There are some examples of regulatory-rights acts concerning the issues considered. The special attention is paid to the problems of orientation (direction) identification for state support of social-oriented non-commercial organizations from the sphere of social service. Key words: social services, non-profit organizations, socially oriented non-profit organizations, SONKO, state support SONKO, state subsidies.