Научная статья на тему 'Некоммерческие организации в сфере услуг социальной защиты: перспективы развития и проблемы государственной поддержки'

Некоммерческие организации в сфере услуг социальной защиты: перспективы развития и проблемы государственной поддержки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2543
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / SOCIAL SERVICES / СФЕРА УСЛУГ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / SERVICES OF SOCIAL PROTECTION / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / STATE SUPPORT OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / STATE ORDER / ФАНДРАЙЗИНГ / FUNDRAISING / СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / SOCIAL INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнов Э.К.

В статье рассмотрена дефиниция «услуги социальной защиты», предложена классификация таких услуг. Определены сущность некоммерческих организаций и их роль в формировании сферы услуг социальной защиты населения. Проанализированы основы государственной поддержки некоммерческих организаций в сфере услуг социальной защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-commercial organizations in the sphere of social security service: development perspectives and the problems of state support

This article considers the definition «social security service», suggests a classification of such services. This work also defines essence of non-commercial organizations and its role in social security service sphere formation for population. The author analyzes the basics of state support of non-commercial organizations in the sphere of social security service.

Текст научной работы на тему «Некоммерческие организации в сфере услуг социальной защиты: перспективы развития и проблемы государственной поддержки»

№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

Э. К. Гусейнов, аспирант,

кафедра экономики природопользования

и сервиса экосистем,

Санкт-Петербургский государственный

университет

сервиса и экономики,

г. Санкт-Петербург, Россия,

пп konst@mail.ru

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ УСЛУГ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Правительством Российской Федерации сегодня поставлены задачи совершенствования организации системы предоставления социальных услуг различной направленности, как незащищенным категориям граждан, так и всему обществу в целом. Оказание такого рода услуг является технологией решения проблем удовлетворения потребностей нуждающегося человека, повышения его уровня и качества жизни.

По мнению автора, государство в рамках реализации социальной политики должно предоставлять всему населению определенные гарантированные услуги с целью поддержания приемлемого качества жизни, которые, как правило, в литературе обозначаются термином «социальные услуги». Данный термин очень широк и не определен до конца, поэтому -сегодня в рамках данной статьи представляется целесообразным из категории «социальные услуги» выделить отдельную категорию «услуги социальной защиты», которые можно определить как комплекс действий, производимый органами государственной (муниципальной) власти и другими специальными институтами и организациями по обеспечению предоставления населению оптималь-

Сегодня государство активно ищет новые механизмы предоставления услуг социальной защиты, среди которых можно выделить интеграцию частного некоммерческого сектора в государственную (муниципальную) систему социальной защиты.

ных жизненных условий, удовлетворению общественных потребностей различного характера в соответствии с общими и специфическими правами личности преимущественно на бесплатной основе при соблюдении бюджетного баланса и частного финансирования.

Услуги социальной защиты можно классифицировать по множеству признаков: по функциональной направленности; по объекту получения (инвалиды, пенсионеры, дети-сироты и т. д.); по платности (бесплатные, частично оплачиваемые и т. д.); по используемому подходу (групповые, индивидуальные), по источнику финансирования (страховые, бюджетные, частные) и т. д.

Автор статьи считает данную классификацию неполной, по нашему мнению, ее стоит уточнить и дополнить этот ряд услугами социальной защиты по признаку гарантиро-ванности:

1. Базовые услуги социальной защиты, оказываемые в рамках = реализации регламентированных государственных (муниципальных) функций.

Отметим основные признаки таких услуг:

— оказываются, как правило, посредством реализации социальных программ (ФЦП, РЦП, национальные проекты и т. д.);

— оказываются исключительно за счет бюджетных средств;

— оказываются только законодательно установленным незащищенным категориям граждан;

— преимущественно оказываются государственными (муниципальными) учреждениями;

— оказываются на основе использования категориального подхода;

— перечень данного вида услуг нормативно регламентирован и является закрытым.

По мнению автора, такие услуги должны отвечать признакам публичных услуг, указанным в Генеральном соглашении по торговле услугами ВТО (GATS), (Мара-кеш, 1994 г.):

а) оказание публичных услуг на некоммерческой основе;

б) оказание публичных услуг не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг.

2. Дополнительные услуги социальной защиты — это услуги, предоставляемые вне реализации базовых государственных (муниципальных) функций. К признакам таких услуг можно отнести:

— список таких услуг не ограничен;

Передача полномочий по оказанию базовых услуг социальной защиты негосударственным, в том числе некоммерческим организациям, является достаточно рискованным и трудоемким

процессом, требующим перестройки всего механизма реализации социальной политики

— при формировании и оказании услуг используется индивидуализированный подход;

— могут быть оказаны как за счет средств бюджета, так и за счет частных средств;

— могут быть бесплатными, частично оп-лачиваемыми или платными.

Таким образом, построение системы дополнительных услуг социальной защиты характеризуется многосубъектностью, мно-гообъектностью и расширенным количеством направлений деятельности.

Сегодня государство активно ищет новые механизмы предоставления услуг социальной защиты, среди которых можно выделить интеграцию частного некоммерческого сектора в государственную (муниципальную) систему социальной защиты1.

Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере социальных услуг является одним из приоритетных направлений. В рамках реализации данного направления предполагается, в частности, «преобразовать большинство государственных (муниципальных) учреждений, которые оказывают услуги пожилым гражданам и инвалидам, в некоммерческие организации при условии привлечения их к выполнению го-

№ 11 (41) ДЕКАБРЬ 2013

т

сударственного (муниципального) заказа по оказанию социальных услуг на конкурсной основе»2.

То есть сегодня идет смещение социальной политики в сторону либерализации.

По мнению автора, передача полномочий по оказанию базовых услуг социальной защиты негосударственным, в том числе некоммерческим организациям, является достаточно рискованным и трудоемким процессом, требующим перестройки всего механизма реализации социальной политики. Более перспективной такая передача видится именно для дополнительных услуг социальной защиты, поскольку расширение числа участников и привлечение и аккумулирование ресурсов позволит не только значительно повысить качество и расширить количество предоставляемых услуг, но и увеличить численность получателей таких услуг.

Особая роль в данном процессе принадлежит именно некоммерческим организациям (НКО), которые можно определить как негосударственные юридические лица, учрежденные в установленном законодательно порядке без цели извлечения прибыли для удовлетворения потребностей нуждающихся членов общества в мерах по социальной защите и поддержке путем непосредственного оказания или финансирования специальных услуг, и использующие для достижения своих целей различные механизмы привлечения материальных и финансовых ресурсов.

Выделим основные виды деятельности некоммерческих организаций, оказывающих (способных оказывать) услуги социальной защиты:

— выполнение государственного (муниципального) заказа. Данный вид предполагает выполнение государственных (муниципальных) функций по оказанию услуг социальной защиты путем бюджетного субсидирования через систему государственного (муниципального) заказа;

— фандрайзинг (аккумулирование и расходование частных средств). Данный вид деятельности предполагает функционирование НКО как субъекта привлечения

и расходования частных средств без финансового вознаграждения (исключительно на цели, связанные с оказанием услуг социальной защиты);

— социальное предпринимательство. Данный вид предполагает ведение НКО экономической деятельности с участием социально незащищенных категорий граждан и в интересах потребителей услуг социальной защиты, доходы от которой направляются исключительно на социальные цели;

— социальное инвестирование. Данный вид предполагает участие в социальных проектах с ожиданием как социального, так и экономического эффекта путем инвестирования средств жертвователей через управляющую компанию, эндаумент-фонды и т. д.

Автор считает, что НКО, оказывающие услуги социальной защиты, должны стремиться к диверсификации своей деятельности (расширению и увеличению ее видов) с использованием традиционных и новых механизмов: поскольку только в этом случае их функционирование будет приносить как социальные, так и экономические эффекты для всех участников сферы услуг социальной защиты.

Мировой опыт показывает, что развитие НКО в сфере социальных услуг, в т. ч. и услуг социальной защиты, нуждается в государственной поддержке.

С 2010 г. в российском законодательстве появилось новое понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» (СОНКО). Такие организации осуществляют деятельность, «которая направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества»3. СОН-КО представляются перспективным участником сферы услуг социальной защиты при условии соблюдения следующих ограничений, позволяющих максимально снизить

НКО, оказывающие услуги социальной защиты, должны стремиться к диверсификации своей

деятельности (расширению и увеличению ее видов) с использованием традиционных и новых

механизмов: поскольку только в этом случае их функционирование будет приносить как социальные, так и экономические

эффекты для всех участников сферы услуг социальной защиты.

риск снижения качества и доступности услуг: цели деятельности имеют исключительно социальную направленность; наличие необходимых ресурсов для реализации процесса оказания услуг социальной защиты; обязательное нахождение в государственном (муниципальном) реестре социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с законодательством социально ориентированные организации могут рассчитывать на государственную (муниципальную) поддержку, осуществляемую в различных формах.

По мнению автора, государственная поддержка СОНКО сферы услуг социальной защиты может наиболее эффективно осуществляться в рамках специально созданной системы. Причем такая система должна быть создана в каждом субъекте РФ.

Система государственной поддержки СОНКО состоит из следующих подсистем:

— субъекты — органы государственной власти и общество;

— объект — активно действующие СОНКО в решении проблем сферы услуг социальной защиты;

— концептуальная основа, обосновывающая роль СОНКО в сфере услуг социальной защиты и целенаправленные усилия государства и общества с целью популяризации идеи привлечения негосударственного сектора в рассматриваемую сферу;

— основные направления государственной поддержки СОНКО в сфере услуг социальной защиты;

— меры государственной поддержки СОНКО в сфере услуг социальной защиты (финансовые, экономические, имущественные, информационные и т. д.);

— инфраструктура государственной поддержки СОНКО, т. е. специализированные организации, способствующие развитию сети НКО в сфере услуг социальной защиты;

— ресурсное обеспечение государственной поддержки СОНКО;

— подсистема контроля, мониторинга и оценки процесса государственной поддержки сферы услуг социальной защиты.

Привлечение некоммерческих организаций, в том числе СОНКО, к процессу оказания услуг при разумном регулировании и обязательной регламентации способно увеличить социально-экономический эффект социальной политики

Крайне важной представляется оценка эффективности функционирования системы государственной поддержки СОНКО, отражающая результативность применения - всей совокупности мер. К показателям эффективности, по нашему мнению, можно отнести: прирост объема услуг щиты, гионе,

социальной за-оказанных в рев общем объеме валового регионального продукта; прирост количества зарегистрированных СОНКО сферы социальной защиты; количество СОНКО сферы социальной защиты, которым оказана поддержка; доля граждан, вовлеченных в волонтерство; доля граждан, получивших услуги СОНКО; объем привлеченных частных средств в сферу услуг социальной защиты и т. д.

В заключение отметим, что в силу особой общественной значимости социальных услуг упразднение государственной системы их предоставления невозможно, однако привлечение некоммерческих организаций, в том числе СОНКО, к процессу оказания услуг при разумном регулировании и обязательной регламентации способно увеличить социально-экономический эффект социальной политики. ^

1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р «Об одобрении Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».

2. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

3. Федеральный закон от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (действующая редакция от 01.09.2013).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р «Об одобрении Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.