лено недостатками в обслуживании их общественным транспортом. Так, горняки после тяжелой работы и последующего приема горячего душа нередко вынуждены долго ждать автобуса или трамвая, что ведет (особенно в холодный период года) к возникновению из-за переохлаждения острых хронических заболеваний и их обострению. Кроме того, теснота в общественном транспорте способствует распространению инфекционных заболеваний, главным образом гриппа.
На основании полученных материалов мы считаем, что в перспективные планы социального развития угольных предприятий должны быть включены мероприятия по повышению общего образовательного ценза рабочих кадров, расширению жилищного строительства и улучшению коммунального благоустройства его индивидуального сектора. Детальной разработки и ускоренного решения требуют вопросы организации рационального режима труда и питания шахтеров, а также повышения эффективности борьбы с вредными привычками. Заслуживает внимания проблема оптимизации работы общественного транспорта в городах и рабочих поселках.
ЛИТЕРАТУРА. Дегтярев В. И. «Социалистический Донбасс», 1971, от 6/1У.— Д о г л е Н. В. Сов. здравоохр., 1968, №7, с. 20.—3 и и г е р Ф. X., Ясинский И. И. Здравоохранение Российск. Федерации, 1969, № 12, с. 17.— Нот-кии Е. Л. Об изучении конкретных причин заболеваемости по данным анамнеза. М., 1961.— Петров Г. «Социалистический Донбасс», 1971, от 27/УП.— Худосов-ц е в Н. М. Под знаменем ленинизма, 1971, № 14, с. 20.— Ясинский И. И. В кн.: Вопросы гигиены труда и профессиональной патологии в угольной, горнорудной и металлургической промышленности. Киев, 1968, с. 81.
Поступила 6/1 1972 г.
УДК 613:001.8
Кандидаты мед. наук А. А. Прохоров и С. В. Суворов
К ВОПРОСУ О ПЛАНИРОВАНИИ И СТИМУЛИРОВАНИИ) ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва
XXIV съезд КПСС определил единую государственную политику в области науки на современном этапе коммунистического строительства. Партия рассматривает совершенствование управления процессом научных исследований как важный элемент государственной политики в этой области. Главным направлением в руководстве научно-техническим прогрессом является планирование. В литературе обращается внимание на необходимость совершенствования системы отраслевого и территориального управления наукой 1. При этом народнохозяйственные планы становятся мощным рычагом научно-технического прогресса. Это относится и к гигиеническим и эпидемиологическим проблемам, разрабатываемым в ведомственных научно-исследовательских учреждениях.
Одним из таких учреждений является Всесоюзный научно-исследо-вательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ). Он разрабатывает широкий круг проблем гигиены, физиологии, психологии, эпидемиологии и дезинфекции, специфичных для железнодорожного транспорта и транспортного строительства. Опыт организации научных исследований в этом институте заслуживает того, чтобы на нем остановиться подробно.
Как и в большинстве научных учреждений, во ВНИИЖГ определение плановой тематики в значительной степени связано с инициативой отдельных ученых. Как правило, эта тематика актуальна по научному значению и практически целесообразна. Тем не менее она нередко суживает творче-
1 Ф. Овчаренко. Коммунист, 1972, № 2.
ские возможности научного коллектива, отдаляя его от решения более важных задач и распыляя силы и средства.
В докладе Л. И. Брежнева на XXIV съезде КПСС подчеркивалось, что в научно-исследовательском процессе наиболее слабое звено — это внедрение результатов исследований в практику. Одним из важнейших путей устранения этого недостатка является расширение и качественное улучшение системы заказной тематики. В институтах Министерства путей сообщения такой порядок вполне оправдал себя: 40% расходов на научные нужды они получают по хозяйственным договорам с главными управлениями, делающими заказы на решение вопросов, практически необходимых для транспорта. Связь науки с практикой проявляется здесь не только в значимости тематики, но и в том, что обязательно планируются гигиенические рекомендации, реализуемые после их разработки по плану института. Наиболее важные рекомендации реализуются по специальному ежегодному плану министерства. Приказом министра путей сообщения главкам, предприятиям и учреждениям выделяются средства на эти цели.
Таким образом, заказная тематика представляет собой не формальный акт планирования, а начало научно-исследовательского процесса, внедрение результатов которого является обязательным. Главки, заказывающие темы, ежеквартально контролируют ход их разработки (в первую очередь степень разработки рекомендаций и нормативных документов), оплачивая по актам-процентовкам выполненные виды работы, а в конце года принимают от института отчеты с практическими рекомендациями. В течение 2 месяцев после сдачи отчета главк, согласно приказу министра путей сообщения СССР, представляет отзыв о практической ценности выполненной работы, который служит основным документом при решении вопроса о премировании исполнителей за истекший год. Размеры денежного поощрения исполнителей определяются научной значимостью выполненной работы и степенью осуществления практического задания главка (этапные, заключительные рекомендации, проект или согласованный вариант нормативного документа).
В качестве примера приведем разработку институтом проблем, связанных с безопасностью движения поездов и включаемых в его план в течение ряда лет по заказу локомотивного главка. Заказчик, дающий тематику гигиеническому институту, требует решения конкретных вопросов: всякий ли здоровый человек может быть машинистом; какова продолжительность его работоспособности, при которой возможно безопасное вождение локомотива; каковы возможности повышения профессионально важных функций анализаторов; какова способность к зрительному восприятию необходимого тормозного пути при разных скоростях движения и т. д. и т. п. Вокруг такого проблемного задания, носящего ярко выраженный характер социального заказа, формируется несколько тем, в ходе разработки которых транспорт получил уже немало практически ценных рекомендаций. Таковы комплекс методов психо-физиологического отбора лиц для работы по специальности машиниста, рекомендации по длительности и режиму труда, метод стимуляции и тренировки цветового зрения, ГОСТ на оптимальную с физиолого-гигиенической точки зрения внутреннюю и внешнюю окраску локомотивов, ежегодные экспертные оценки новых типов локомотивов, рекомендации для профессионального отбора по слуху и др.
Все этапы разработки этой проблематики финансировались главным управлением локомотивного хозяйства. Специалисты главка со знанием дела участвовали в оценке практического значения той или иной рекомендации, корректировали задания, непосредственно внедряли предложения гигиенистов и физиологов.
Следует отметить, что заказной характер тематики не исчерпывается 40% хозрасчетного раздела плана. Многие темы выполняются по заказу главков, в первую очередь главного врачебно-санитарного управления, но финансируются из централизованных фондов Министерства путей сооб-
щения СССР. Таковы все темы по эпидемиологии и дезинфекции, ряд тем по профессиональной патологии, гигиене и физиологии труда.
Обязательность заказной тематики института определена перспективным планом направлений научных исследований института, утвержденным министром путей сообщения в июне 1970 г. Эти направления наряду с государственными координационными планами, научными прогнозами АМН СССР и пятилетним планом (1971—1975) по охране труда Министерства путей сообщения и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта определили основу годовых научных планов.
Проект плана научных исследований будущего года рассылается в середине предыдущего года всем главным управлениям, с которыми контактирует институт. Хозрасчетный раздел плана и другие наиболее важные темы рассматриваются на специальном заседании Научно-технического совета с участием главных инженеров главков министерства и в последующем утверждаются министром. Разделы, касающиеся эпидемиологии, дезинфекции и профессиональной патологии, а также поисковый, организационно-методический и ряд других разделов плана рассматриваются и согласовываются главным врачебно-санитарным управлением и другими главками министерства и утверждаются заместителем министра.
Необходимо подчеркнуть непрерывный характер планирования многолетних тем, сложившийся у нас,— от поиска и организационно-методической разработки через непосредственные исследования до их внедрения.
Мы не касаемся недостатков, обычных в столь сложном деле, как непрерывное планирование научно-исследовательского процесса, связанного с гигиеной н эпидемиологией на транспорте. Тем не менее нам хочется высказать ряд предложений, осуществление которых могло бы улучшить планирование и сам научно-исследовательский процесс. В руководстве исследованиями в области гигиены и эпидемиологии еще слабо используется такой действенный инструмент, как материальное стимулирование. Хозрасчет вполне оправдывает себя и во ВНИИЖГ, и в других институтах ведомства. Однако он еще не используется в полной мере. За хорошо выполненную тему заказчик стимулирует институт в целом как учреждение. Непосредственные же исполнители поощряются самим институтом в конце года при общем премировании работников. При этом, естественно, невозможно обойти и тех, кто добился хороших показателей в разработке нехозрасчетной тематики.
В свете современных задач управления наукой такой порядок было бы целесообразно несколько видоизменить, расширив права и обязанности непосредственных руководителей хозрасчетных тем, опираясь, например, частично на опыт хозрасчета вузовского научного исследования. Последний открывает большие возможности для дифференцированного материального стимулирования непосредственных исполнителей и повышает персональную ответственность за качество выполняемой работы. Такое уточнение хозрасчета в исследовательских институтах ускорило бы внедрение его в больших размерах и увеличило бы его действенность. При нем хозяйственный договор заключается не с институтом вообще, а через его руководство с непосредственной исполнительской группой. За выполнение хозрасчетной темы наряду с плановой участники вознаграждаются ежемесячно определенной суммой (надбавка к зарплате, устанавливаемая на договорных началах). Возможна вообще выдача всей зарплаты на хоздоговорных началах, как это уже делается в ряде институтов. Это позволяет привлекать к работе необходимых специалистов сверх установленного штата.
Второе наше предложение касается улучшения системы внедрения результатов исследования. На XXIV съезде КПСС отмечалось, что внедрение результатов научного исследования следует рассматривать как обязательный этап его. Исходя из этого, следует организационно укрепить руководство исследовательским процессом на этом этапе. Мы требуем от исполнителей непосредственного участия во внедрении результатов своих иссле-
дований. Но ясно и то, что с государственной точки зрения важно иметь ответственных работников в ведомстве, которые, проявляя заботу о новой технике, постоянно и конкретно занимались бы контролем и оценкой эффективности внедрения в практику результатов научных исследований.
В заключение отметим, что сложившаяся на железнодорожном транспорте специфическая организационная система управления сложным хозяйством подвижного состава, разветвленной специализированной индустриально-ремонтной базой, широкой сетью учебных заведений и высокоразвитой и многопрофильной научно-технической базой позволяет поставить управление научно-исследовательским процессом на уровень высоких задач, которые определены партией и правительством.
Поступила 4/У 1972 г.
Методы исследования
УДК вн.72-074:[547.578:543.544
Канд. хим. наук В. А. Цендровская, С. Е. Катаева
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИМЕТИЛОЛА ТЕТРАГИДРОБЕНЗАЛЬДЕГИДА
В ВОЗДУХЕ МЕТОДОМ ТОНКОСЛОЙНОЙ ХРОМАТОГРАФИИ
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и^ пластических масс, Киев
Диметилол тетрагидробензальдегида (ДМ) применяется как исходное сырье для получения свето- и термостойких диэпоксидных смол низкой вязкости. В процессе приготовления этих смол ДМ находится в воздухе в виде аэрозолей. Нам не удалось отыскать чувствительного и специфичного метода для его определения. В связи с этим разработан метод, основанный на выделении ДМ в тонком слое сорбента на силикагеле с последующей гидратацией спирта до ненасыщенного соединения, которое с парадимети-ламинобензальдегидом образует окрашенный продукт конденсации. Чувствительность метода 1,5 мкг ДМ на пластине. Определению не мешают тетрагидробензальдегид, тетрагидробензиловый эфир циклогексенкарбо-новой кислоты, а также другие эфиры, спирты и альдегиды, которые могут выделяться из диэпоксидных смол как продукты деструкции или примеси, находящиеся в исходном сырье.
Приготовление проявляющего раствора: 0,25 г перекристаллизованного из диэтилового эфира п-диметиламинобензальдегида растворяют в 50 мл смеси концентрированной серной кислоты и диэтилового эфира (1 : 1). Ввиду нестойкости реактива его следует хранить не более 3 дней в темной склянке с притертой пробкой. Приготовление стандартного раствора: в коническую колбочку с притертой пробкой наливают 5 мл метилового спирта, взвешивают, затем прибавляют 1 кристаллик ДМ, взвешивают и рассчитывают концентрацию спирта в микрограммах на 1 мл. Из этого раствора в мерной колбе на 25 мл повторным разведением приготавливают стандартный раствор с содержанием ДМ 200 мкг/мл.
Пластины с тонким слоем сорбента готовят следующим образом: сили-кагель марки КСК-3,5 измельчают в шаровой мельнице в течение 10 часов и отбирают фракцию, прошедшую через сито в 0,05 мм. Смесь силикагеля, медицинского гипса и воды в соотношении 14 : 1 : 50 встряхивают до полу-