© Е.В. Булгакова, А.А. Курин, 2006
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КРИМИНАЛИСТИКИ ==
К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.В. Булгакова, А.А. Курин
В связи с постоянным увеличением количества нераскрытых, латентных, преступлений, проблем, возникающих в процессе расследования, сопряженных с отсутствием или недостатком получаемой информации о событии преступления и лицах, их совершивших, в Российской Федерации возникла необходимость в разработке и применении принципиально новых систем регистрации преступных деяний. О неэффективном использовании существующей системы учетов давно заговорили ученые-криминалисты и практические работники. В то же время мы можем наблюдать расцвет наукоемких технологий, которые, к сожалению, пока не находят должного применения в практике раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Реорганизация первичного учета преступлений должна быть направлена, прежде всего, на повышение качественных характеристик возможностей системы по использованию и хранению соответствующих данных, отвечать современному уровню развития криминалистической науки и техники, напрямую связанных с разработкой и применением новых технических средств, использованием информационных ресурсов в борьбе с преступностью. При этом центральная роль отводится применению информационных и телекоммуникационных технологий. Открывающиеся новые возможности должны не только способ-
ствовать положительной динамике в практике раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, но и решать задачи криминалистического прогнозирования, работать на опережение и поддержание их актуальности в течение 10-20 лет.
Используемая в настоящий момент в Российской Федерации система единого учета преступлений обеспечивает первичный учет и регистрацию выявленных преступлений, лиц, их совершивших, и обработку данных, полученных при производстве по делу. Учеты призваны обеспечить оперативную информационную поддержку раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Результатом регистрации является совокупность специальных форм (статистических карточек), содержащих информацию о преступлении, лицах, их совершивших, и сведения о движении уголовного дела. Заполнение данных форм осуществляется на основе полученной первоначальной информации о преступлении, оперативных данных, результатов досудебного и судебного производства по делу, иных источников.
Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, действующая с 1961 года, основывается на регистрации преступлений на момент возбуждения уголовного дела и на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов пред-
варительного следствия и судебного рассмотрения дела.
Такой подход стал причиной целой совокупности проблем.
Во-первых, низкий уровень применения учетов в раскрытии и расследовании преступлений связан с отсутствием ежедневного доступа к информационным ресурсам и их разрозненностью по видовому признаку. Причин этому несколько: низкая обеспеченность подразделений компьютерной техникой; отсутствие соединения с серверами главного информационного аналитического центра (ГИАЦ МВД России) напрямую, при условии разрешенного доступа. Локальная система исчерпала себя, и единственно верным решением может быть только путь глобализации в формировании информационных ресурсов правоохранительных органов. Кроме того, глобальная телекоммуникационная система призвана обеспечить связь с ключевыми информационными системами гражданского назначения, содержащими социально значимую информацию о населении: диспетчерскими системами авиационного и железнодорожного транспорта; банковскими системами государственных и коммерческих банков; системами социального обеспечения и многими другими 1. Общество уже сделало первые шаги к общесоциальной регистрации населения. Свидетельством тому является принятие Закона «О проведении добровольной государственной дактилоскопической регистрации», введение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), а также уже существующие системы регистрации владельцев оружия, автотранспортных средств, паспортизации взрослого населения страны.
Во-вторых, при существующей системе взаимодействия оперативных подразделений с информационными центрами длительность проверки по учетам иногда превышает сроки досудебной стадии уголовного судопроизводства. В большинстве случаев, информация, представленная из ГИАЦ МВД России, уже утрачивает свою актуальность.
В-третьих, отсутствуют единые алгоритмы собирания, систематизации и предоставления информации пользователю, что затрудняет использование учетов в практической деятельности. В большинстве случаев информа-
ция, относящаяся к одному объекту, содержится в нескольких учетах, причем на разном уровне (местном, региональном, федеральном)2. Таким образом, необходима не только эффективная система накопления информации, но и алгоритмы, позволяющие установить логические связи между отдельными объектами учета (лицами, предметами, следами) и статистические связи между отдельными элементами преступления 3.
В-четвертых, существенной проблемой является отсутствие устойчивого и оперативного документооборота, что подрывает взаимодействие, управление и контроль между кустовыми подразделениями отделов внутренних дел (ОВД), информационными центрами и главным информационно-аналитическим центром. Вся указанная информация должна быть объединена в глобальную систему регистрации преступлений, а взаимодействие подразделений должно осуществляться по телекоммуникационным каналам связи. Представленный в работе В.С. Гуславского, В.М. Ермоленко, М.В. Андреева и др. 4 анализ свидетельствует о высоком уровне развития информационных и телекоммуникационных технологий и отсутствии технических препятствий в реализации глобальной телекоммуникационной системы регистрации.
Особый интерес представляет организационная сторона работы единой системы регистрации преступлений и алгоритмизации методик раскрытия и расследования преступлений. Рассмотрим и попытаемся дать ответы на вопросы, отражающие сущность ее функционирования.
1. Кем будет обеспечиваться работа системы единого учета?
Головной организацией. Должен быть главный информационно-аналитический центр МВД Российской Федерации, которому подчиняются информационные центры регионов, краев, областей. Кустовые подразделения ОВД (оперативно-розыскные, следственные, органы дознания, районные экспертно-криминалистические подразделения) одновременно являются источниками и потребителями оперативной информации. Работа системы должна строиться по уровням учетности: межго-
сударственному, федеральному, региональному, республиканскому, краевому, областному и местному уровням.
2. Каким образом будет осуществляться связь между подразделениями?
Отправка запроса возможна по почте, телефону, телеграфу, радиорелейной связи, по электронной почте. Последние способы передачи информации должны обеспечивать ее шифрование.
3. Сроки оформления и размещения информации в единой системе учетов?
Учетные документы, составляемые правоохранительными органами, регистрируются в соответствующей базе данных, аналитически обрабатываются и направляются в территориальные информационные центры в течение одних суток. При этом непременно должны выполняться требования по их надлежащему оформлению: размещаемая информация в единой системе учетов набирается на печатной машинке, компьютере в текстовом редакторе, на русском языке. Регистрация производится непосредственно после получения документов, являющихся основанием для постановки на учет.
4. Форма представления информации в первичный учет преступлений?
Информация должна быть представлена на формализованных бланках, а электронная версия точно должна соответствовать формам установленного образца. В информации, направляемой в ИЦ, указывается номер уголовного дела по журналу регистрации, после чего полученная информация ставится на автоматизированный учет и является составной частью оперативно-розыскного учета.
5. Основания для проверки информации?
Проверка осуществляется по требованиям, спискам лиц для проверки по учетам ИЦ, по дактилоскопическим картам с фотографическими изображениями следов пальцев рук (6-8), по отпечаткам пальцев рук неопознанных трупов с указанием приблизительного возраста, по служебным запискам или запросам, направленным в адрес ИЦ или ГИАЦ МВД России. Необходимо рассмотреть несколько альтернативных вариантов
доступа. Первый должен предусматривать доступ к справочно-вспомогательной информации в интерактивном режиме. Доступ к оперативно-розыскной информации должен осуществляться по авторизованному доступу либо по запросу.
6. Сроки проверки запрашиваемой информации?
Информационно-поисковые карты для ручных и автоматизированных картотек направляются в ИЦ не позднее 15 дней после возбуждения уголовного дела. В ГИАЦ МВД России запросы по учету исполняются в течение 3 рабочих дней, поступившие почтой -
5 дней, срочные - не более 4 часов, по телефону - в сеанс связи.
Эффективными каналами связи по передаче и обработке информации являются телекоммуникационные средства. Иные же источники не позволяют своевременно сообщить в ГИЦ о совершенном преступлении, поставить его на учет, оперативно проверить исходные данные, которые получены в рамках производства первоначальных следственных действий.
Предлагаемая организационная схема глобальной системы регистрации при надлежащем техническом оснащении позволит:
- обеспечить подразделения отделов внутренних дел (ОВД) и другие правоохранительные структуры актуальной оперативно-розыскной, справочно-вспомогательной, статистической, аналитической, архивной и другой информацией;
- проверять состояние оперативно-розыскных учетов в органах внутренних дел, анализировать эффективность их использования в процессе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений;
- разрабатывать, проводить апробацию и внедрение автоматизированных информационных и информационно-поисковых систем, координировать работу по вопросам использования компьютерной техники;
- собирать информацию о признаках объектов, характеризующих групповую принадлежность и их индивидуальные особенности;
- контролировать своевременность и точность представления учетной информации, сроки производства по уголовным делам, правильность и своевременность составления нормативных документов, регламентирующих учетную работу;
- упростить процедуру оформления учетной документации, процессуальных документов.
Внедрение предложенных инноваций в организационную структуру единого учета преступлений позволит осуществить полный электронный документооборот.
Внимания заслуживает вопрос о защите информации от несанкционированного доступа при работе с информацией конфиденциального характера, контроле состояния учетнорегистрационной деятельности, достоверности и полноты оперативно-розыскных и справочных учетов, разработке и внедрении программного обеспечения и программно-технической поддержки действующих информационных систем, их защите от несанкционированного доступа.
Наиболее надежным способом защиты информации при ее передаче по каналам связи является ее преобразование по криптографическому алгоритму. Доступ к ресурсам системы возможен при наличии соответствующего разрешения у лица, которое должно пройти процедуру аутентификации в информационной системе. Данная задача решается путем применения электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая хранится в закрытом ключе ее владельца 5. При этом ЭЦП представляет собой атрибут, связывающий содержащуюся в ней информацию с конкретным человеком, источником поступившей информации или ее потребителем.
При формировании и ведении учетов ИЦ допускается использование средств электронно-вычислительной техники только для ведения Контрольных журналов на магнитных носителях.
Использование средств электронно-вычислительной техники в этих целях возможно только при реализации следующих требований к программному обеспечению:
- сохранение хронологии производимых в Контрольном журнале дополнений и исправлений;
- возможность установления лица, производившего любое из перечисленных выше действий;
- исключение возможности несанкционированного доступа к электронному Контрольному журналу 6.
Данные требования вполне оправданны, однако они несколько отстают от тех, которые предъявляет практика использования информационных ресурсов в правоохранительной деятельности.
В качестве перспективных направлений развития организационной структуры первичного учета преступлений, помимо аспектов, указанных в работе, можно указать на возможность использования новых устройств радиочастотной идентификации, которые после устранения этических противоречий будут применены для регистрации преступников:
- RFID (Radio Frequency Identification), или, кратко, «микрочипы» типа FDXB (ISO 11784/5) и VeriChip производства американской компании «Applied Digital Solutions (ADS)»;
- приборы PLD (Personal Location Device) - персональное устройство определения местоположения.
Системы УКВ- и КВ-связи, сотовой связи стандарта GSM, спутниковой связи, средства спутниковой навигации (GPS-приемники, малогабаритные навигационно-связные комплекты, электронно-картографические системы «ТРОПА»), информационные системы, программно-технические комплексы и автоматизированные системы управления также будут способствовать оперативности использования учетов.
Наглядность запрашиваемой информации из системы первичного учета преступлений возможно обеспечить путем создания фотографических изображений, полученных с учетом правил плановой съемки, а также трехмерных изображений образцов криминалистических коллекций. Стоит обратить внимание и на опыт зарубежных коллег. Так, применение автоматизированного рабочего места оперативного работника - АРМОР «СОВА» в
Украине (Луганская область) свидетельствует о высокой эффективности раскрытия и расследования преступлений с использованием информационно-аналитических систем.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Курин А.А. О необходимости создания единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации // Всероссийская научнопрактическая конференция «Современные проблемы борьбы с преступностью»: Сб. материалов (юрид. науки). Воронеж, 2005. С. 76-77.
2 Информационное обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних
дел в Луганской области: Науч.-метод. пособие / В.С. Гуславский, В.М. Ермоленко, М.В. Андреев и др.; Под ред. Г.В. Епура. Киев, 2000.
3 Шаров В.И. Формализация в криминалистике. Вопросы теории и методологии криминалистического исследования: Дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2003. С. 245.
4 Гуславский В.С., Ермоленко В.М., Андреев М.В. и др. Указ. соч.
5 Федеральный Закон РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ.
6 Пункт 51 Приказа о едином учете преступлений от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/ 780/353/399, г. Москва. Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 декабря 2005 г. Регистрационный № 7339.