Научная статья на тему 'К вопросу о нравственных и волевых качествах сотрудников уголовно-исполнительной системы'

К вопросу о нравственных и волевых качествах сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
982
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ И ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ УИС / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРАКТИКА / ОСУЖДЕННЫЙ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ЭТИКА / СЛУЖЕБНЫЙ ДОЛГ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ГУМАННОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОСТУПКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлева С.Л.

В статье рассматриваются понятие, значимость, необходимые условиях развития нравственных и волевых качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яковлева С.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нравственных и волевых качествах сотрудников уголовно-исполнительной системы»

Общая психология и психология личности

19

нием всех респондентов оценивать ситуации как безопасные в формате сравнениями со стрессовыми (т.е. субъективно опасными). Оценка ситуации как безопасной характеризуется высокой степенью субъективизма, что объясняется нами через категорию личностного смысла: различные компоненты безопасной ситуации как системы несут разный личностный смысл и имеют, вследствие этого, разную значимость для разных субъектов. Данное исследование показало необходимость научных разработок в сфере психологии безопасности. Особое внимание, по нашему мнению, следует уделить изучению внутренней структуры состояния безопасности, а также особенностей организации субъективно безопасных ситуаций как единой системы.

Список литературы:

1. Глейтман Г. и др. Основы психологии: пер. с англ. / Под ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина. - СПб.: Речь, 2001. - 1247 с.: илл.

2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.: ил.

4. Пергаменщик Л.А. Список Робинзона // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001. - 480 с.

5. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. - Казань: Изд-во Казанского педагогического института, 1994. - 168 с.

6. Рыбалкин Н.Н. Философия безопасности: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 296 с.

7. Субботина Л.Ю. Проблемность психологии безопасности // Ярославский психологический вестник. Выпуск 27. - М.; Ярославль: Издательство РПО. 2012. - С. 48-55.

К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННЫХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВАХ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

© Яковлева С.Л.*

Академия ФСИН России, г. Рязань

В статье рассматриваются понятие, значимость, необходимые условиях развития нравственных и волевых качеств сотрудников уголовноисполнительной системы в профессиональной деятельности.

* Адъюнкт кафедры Общей психологии Академии ФСИН России, начальник отдела кадров и работы с личным составом ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии.

20

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Ключевые слова: психологическое сопровождение, нравственные и волевые качества сотрудников УИС, пенитенциарная практика, осужденный, профессионализм, воспитание, этика, служебный долг, справедливость, гуманность, саморегуляция поступков.

В настоящее время в российском обществе происходят процессы обновления и оптимизации деятельности различных сфер социальной жизни, в том числе уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Согласно Концепции развития УИС Российской Федерации до 2020 года модернизация системы исполнения наказаний связана с переориентацией России на западноевропейский опыт и достижения в пенитенциарной практике, необходимостью учета интересов и требований мирового сообщества по введению международных стандартов по обращению с заключенными. Процессы оптимизации деятельности УИС в первую очередь предъявляют более высокие требования к подготовке высококвалифицированных кадров всех уровней, способных обеспечить качественное функционирование системы в целом [1].

Профессиональная деятельность сотрудников УИС происходит в условиях повышенной нагрузки, постоянно меняющейся обстановки, характеризуется экстремальностью, стрессогенностью. Одна из основных особенностей профессиональной деятельности сотрудников УИС - это ежедневный контакт со спецконтингентом [2]. Именно эта особенность предъявляет такие требования, как соблюдение правовых норм на основе нравственных и волевых качеств личности, необходимых в профессиональной деятельности и готовности противостоять противоправным и аморальным провокациям со стороны спецконтингента.

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого сотрудника УИС, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Нравственные требования обращены к совести человека и связаны с саморегуляцией поступков, осознанием своего долга, чувства справедливости. Они ориентированы на сознательное и добровольное следование моральным принципам и нормам, т.е. термин «нравственность» употребляется для характеристики форм поведения, деятельности и отношений, которые считаются правильными или неправильными.

Для выполнения поставленных служебных задач, необходимы волевые личностные качества, связанные с преодолением препятствий на жизненном пути. Как утверждает Л.И. Божович [3], сущность волевого поведения за-

Общая психология и психология личности

21

ключается в том, что человек оказывается способным подчинить свое поведение сознательно поставленным целям (принятым намерениям) даже вопреки непосредственным (импульсивным) побуждениям, когда человек преодолевает свои личные желания ради малопривлекательных, но социально важных целей.

Характеризуя волевые качества необходимо выделить важные психологические предпосылки успешного преодоления трудностей в деятельности, поддержания, сохранения высокой работоспособности и достижения высоких результатов в профессиональной деятельности. Поэтому важнейшим источником волевого развития сотрудника УИС являются эстетические, этические, нравственные и юридические нормы, в которых закрепляются внешние образцы культуры человека.

Настоящий профессионал УИС формируется только при условии его стремления к нравственному самосовершенствованию, при сохранении преданности своему делу, чувства моральной удовлетворенности от своей работы, при наличии у него определенного морального «стержня» повседневного поведения [4].

Одной из задач руководства является формирование сознательного отношения к выполнению служебного долга, дисциплины, соблюдения законности, воспитания сотрудников на положительных примерах. Являясь образцом профессионализма и безупречной репутации, своим личным поведением, примером честности, беспристрастности и справедливости способствует формированию у подчиненных сотрудников облика высоконравственного гражданина, необходимого для выполнения поставленных задач при исполнении служебного долга.

Во все времена считались самыми высокими способностями убедить осужденного, выполнить все законные требования, умело разрешить конфликты, не прибегая к угрозам и насилию. Чем прочнее сформированы эти способности, чем меньше отклонений от принятых принципов и моральных устоев, тем выше уровень развития нравственных качеств сотрудника, способствующих к качественному несению службы.

Однако, А. Хвостов, Л. Проценко и В. Мухина [5] выделяют факторы, негативно сказывающиеся на эмоциональном состоянии сотрудников, приводящие к эмоциональному выгоранию, профессиональным деформациям -это «постоянная провокация, непременно возникающая в ситуации общения с осужденными, что объясняется подсознательным стремлением осужденных, являющихся в основной массе людьми нечестными, уличить в подобной нечестности и сотрудников пенитенциарной системы» [6].

Ситуация общения с осужденными - дело непростое, постоянно чувствовать себя «под прицелом» возможной критики, жалоб, заключенные особенно щепетильно и придирчиво следят за тем, чтобы сотрудники оставались порядочными и честными. Поэтому сотрудник, вступивший с осужденными или

22

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

их родственниками в незаконную связь, становится объектом пренебрежения, инструментом для манипулирования, а сотрудник с незапятнанной репутацией всегда пользуется уважением. Сотрудник, добросовестно исполняющий свои профессиональные обязанности, с честью отдает долг Родине, становится устойчивым к провокациям со стороны спецконтингента.

К сожалению, отдельные сотрудники УИС вынуждены проводить много времени в учреждении, ограничиваясь контактами с внешним миром, что приводит к развитию у них физической и психической усталости, профессиональной некомпетентности, и в этот момент на помощь сотруднику приходит психологическая служба и сотрудники по работе с личным составом. Психологи проводят «мероприятия по психопрофилактике профессиональной деформации сотрудников и повышению их психологической устойчивости к негативным социально-психологическим воздействиям» [7], а также мероприятия, направленные на повышение работоспособности. Спортивные мероприятия, участия в различных конкурсах, турнирах и программах призваны для сплочения коллективов, укрепления деловых и межведомственных связей, повышению культуры внутри коллективного общения, а так же раскрытия талантов и повышения профессионального уровня. В данном случае, творческая деятельность выступает механизмом компенсации негативных переживаний, которые появляются в процессе работы, и способствует конструктивному поведению сотрудника УИС в сложных, напряженных условиях прохождения службы.

Заметим, что профессиональная и психологическая готовность сотрудников УИС влияют на эффективность функционирования исправительных учреждений.

Как правило, ответственность за организацию и проведение мероприятий, направленных на комплектование, подготовку и переподготовку, воспитание личного состава УИС ложится на плечи высокообразованного, обладающего необходимым знаниевым потенциалом, отвечающего нормам правового регулирования, творческого и вместе с тем глубоко компетентного в своей профессиональной деятельности руководителя. Его деловой подход, гуманность, добросовестность и чувство долга за выполнение поставленных задач, становятся ступенькой к вершине профессионального успеха общего дела.

Необходимо отметить, что требования морально-нравственной культуры сотрудников УИС выходят сейчас на первый план. Нравственные и волевые качества являются неотъемлемой составляющей профессионального облика сотрудника УИС, той внутренней силой, которые энергетически «питают» процессы целедостижения, в тот момент, когда сама деятельность кажется скучной, тяжелой из-за этого не интересной.

Результат слаженной работы на всех уровнях руководства способствует высоким достижениям. Именно выдержка, принципиальность, и не менее

Общая психология и психология личности

23

важный фактор - личный пример руководящего состава, способствуют формированию у подчиненных сотрудников сознательного отношения к выполнению служебного долга, повышению уровня дисциплины и соблюдения законности. В свою очередь, выполнению поставленных служебных задач способствуют - гуманность, упорство, постоянное самосовершенствование, чувство долга перед обществом, влияющие на организацию четкой и слаженной работы сотрудников УИС.

Список литературы:

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 № 1772-р [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФСИН России. - Режим доступа: httpV/фсин.рф.

2. Ромашов А.Р. Психологические аспекты воспитания и взаимодействия субъектов пенитенциарных отношений // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 1. - С. 32-37.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Издание 2-е, стереотипное. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 352 с.

4. Павлова Е.В. Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // NOVAINFO. - 2015. - № 33-2. -Режим доступа: http://Novainfo.ru.

5. Хвостов А., Проценко Л., Мухина В. Сотрудники уголовно - исполнительной системы: экстремальные условия профессии и их следствия // Развитие личности. - 2003. - № 3. - С. 133-144.

6. Филиппов А.Г. Изолятор. Добро и зло меняются местами: записки надзирателя. - М., 2001. - 384 с.

7. Приказ Минюста России от 12.12.2005 № 238 «Об утверждении инструкции организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.