Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
малый и средний бизнес / норма права / законодательство / правовое регулирование бизнеса / принципы / стратегия / small and medium business / rule of law / legislation / legal regulation of business / principles / strategy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фаткулин Илья Александрович

В статье проанализированы принципы и нормы правового регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства (далее по тексту — МСП), а также Стратегию 2030. Отмечается, что одна из ключевых целей Стратегии заключается в обеспечение динамичного роста сферы малого и среднего бизнеса по причине того, что он является одним из наиболее важных и значимых факторов увеличения инновационной экономики страны и диверсификации ее отраслевой структуры. Автор приходит к выводу, что важная роль в правовом регулировании деятельности субъектов МСП отводится не только нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, но и правовым актам муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фаткулин Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the principles and norms of legal regulation in the field of small and medium-sized businesses (hereinafter referred to as SMEs), as well as the Strategy 2030. It is noted that one of the key goals of the Strategy is to ensure the dynamic growth of small and medium-sized businesses due to the fact that it is one of the most important and significant factors in increasing the country's innovative economy and diversifying its sectoral structure. The author comes to the conclusion that an important role in the legal regulation of the activities of SMEs is assigned not only to the regulatory legal acts of the constituent entities of the Russian Federation, but also to the legal acts of municipalities.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 346 ББК 67.404

Илья Александрович Фаткулин

менеджер по работе с клиентами Taps ООО «Профи лайн»

ilya.fatkulin96@mail.ru

123557, Россия, г. Москва, ул. Малая Грузинская, д. 28

К ВОПРОСУ

О НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье

проанализированы принципы и нормы правового регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства (далее по тексту — МСП), а также Стратегию 2030. Отмечается, что одна из ключевых целей Стратегии заключается в обеспечение динамичного роста сферы малого и среднего бизнеса по причине того, что он является одним из наиболее важных и значимых факторов увеличения инновационной экономики страны и диверсификации ее отраслевой структуры. Автор приходит к выводу, что важная роль в правовом регулировании деятельности субъектов МСП отводится не только нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, но и правовым актам муниципальных образований.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, норма права, законодательство, правовое регулирование бизнеса, принципы, стратегия.

I.A. FATKULIN,

customer service manager Taps LLC «Profi line»

ilya.fatkulin96@mail.ru 28, Malaya Gruzinskaya str., Moscow, 125557

ON THE ISSUE OF THE REGULATORY LEGAL BASIS FOR THE REGULATION AND DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Annotation. The article analyzes the principles and norms of legal regulation in the field of small and medium-sized businesses (hereinafter referred to as SMEs), as well as the Strategy 2030. It is noted that one of the key goals of the Strategy is to ensure the dynamic growth of small and medium-sized businesses due to the fact that it is one of the most important and significant factors in increasing the country's innovative economy and diversifying its sectoral structure. The author comes to the conclusion that

an important role in the legal regulation of the activities of SMEs is assigned not only to the regulatory legal acts of the constituent entities of the Russian Federation, but also to the legal acts of municipalities.

Key words: small and medium business, rule of law, legislation, legal regulation of business, principles, strategy.

Основополагающие принципы правового регулирования в сфере МСП закреплены в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.

Нормативно-правовая база государственной поддержки выступила отправной точкой для формирования Стратегии 2030, которая направлена на развитие МСП и была выработана к настоящему моменту в России [4, с. 115]. Одна из ключевых целей указанной Стратегии заключается в обеспечение динамичного роста сферы малого и среднего бизнеса по причине того, что он является одним из наиболее важных и значимых факторов увеличения инновационной экономики страны и диверсификации ее отраслевой структуры. Основываясь на сделанных прогнозах, можно сказать, что исполнение выработанных инициатив поспособствует росту доли МСП в структуре ВВП с 20% до 40%; в 2,5 раза увеличатся обороты бизнеса, а, следовательно, будут созданы новые рабочие места [3, с. 148]. Не вызывает сомнений, что с учетом нынешнего положения эти задачи выглядят сверхтрудными и требуют огромных затрат для их решения. Однако в Стратегии 2030 тщательно проработана трансформация правовых механизмов, которые обеспечивают повышение качества регулирования сферы МСП со стороны государства.

Реализация проекта Стратегия 2030 базируется на принципах 1, отраженных в таблице:

Принцип Содержание принципа

Малый бизнес прежде всего На стадии проектирования и реализации государственных планов в сфере предпринимательской деятельности, центральное место занимает мнение по рассматриваемому вопросу представителей малых и средних предприятий. Требуется создать такие условия, когда необоснованные преференции для крупных предприятий будут невозможны, а также предотвратить принятие решение, которые ухудшают финансовое состояние или осложняют функционирование субъектов

1 Распоряжение Правительства РФ от 2.06.2016 № 1083-р «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации» // «Собрание законодательства Российской Федерации» от 12.06.2016 г. — №24. — ст. 3549.

малого и среднего бизнеса. В это время основное направление государственного развития должно быть в сторону создания понятной и прозрачной правовой системы для субъектов МСП, создание благоприятных условий ведения бизнеса. Это и упрощение, и сокращение регулятивных норм, имеющих непротиворечивую природу. Требуется уйти от политики тотальных запретов в сторону формирования мягких, местами носящих рекомендательный характер, инструментов регулирования, обеспечивающих условия развития предприимчивым гражданам

Работать легально выгодно Требуется продемонстрировать предприимчивым гражданам все положительные стороны от ведения бизнеса легально. Работа в правовом поле обеспечивает не только широкий перечень гарантий со стороны государства, но также и открывает большие возможности для старта и последующего развития бизнеса. Для предпринимателя ведение бизнеса легально будет целесообразно при выполнение нескольких условий — минимальный контакт с представителями органов власти и доверительные отношения между ними

Содействие ускоренному развитию Смысл указанного принципа заключается в том, чтобы оказывать приоритетную поддержу тем компаниям, которые имеют большие перспективы для дальнейшего развития, а также стремятся к скорейшему росту. Такое выделение компаний из общего числа обусловлено тем, что только такой бизнес в действительности может оказать существенное влияние на инновационность экономики, ее быстрое развитие и обновление. Необходимые условия для реализации данного принципа — это обширный рост числа акселерационных программ, формирование инновационных лифтов

Создавать условия для развития МСП выгодно Необходимо разработать систему, компоненты которой будут оказывать воздействие на органы государственной власти, давая стимул участвовать в процессах, направленных на развитие МСП

Обеспечить гарантированные и стабильные правила игры Ключевым компонентом, стимулирующим предприятия заниматься разработкой краткосрочных и долгосрочных программ развития, повышать инвестиционную активность является прозрачность деятельности

фискальных и регулирующих структур. Необходимо приложить все усилия к созданию таких условий

Основным законодательным актом, который регулирует деятельность МСП, можно назвать Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Указанный закон закрепляет наиболее важные принципы, на которых строятся программы по развитию МСП, а также разграничивает функции и ответственность органов исполнительной власти в сфере регулирования деятельности МСП. Закон дает толкование термину «субъект МСП» и инфраструктуре их поддержки, устанавливает виды и формы поддержки. В других законодательных и подзаконных актах в том числе содержится информация, наиболее полно определяющая правовую позицию в отношении государственной поддержки МСП.

К федеральным законам, оказывающим регуляторное воздействие на деятельность МСП, можно отнести:

Гражданский кодекс РФ, в частности статьи, относящиеся к регулированию деятельности индивидуальных предпринимателей;

Налоговый кодекс РФ, который устанавливает льготные ставки налогообложения для субъектов МСП;

Федеральный закон от 6.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который разрешает ведение упрощенного бухгалтерского учета;

Федеральный закон от 5.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, который устанавливает преимущества для субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок;

Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который устанавливает особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», который закрепляет возможность государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП;

Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», который регулирует особенности участия субъектов МСП в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и другие федеральные законы.

Кроме того, имеется значительное количество постановлений Правительства РФ, которые касаются различных аспектов деятельности МСП. В их числе регулирование в сфере закупок товаров, торговой деятельности, ведение реестров субъектов МСП, оказание имущественной поддержки, сбор статистических данных наблюдения за деятельностью МСП. Так, сбор статистической информации с целью наблюдения за развитием МСП, предоставление имущественной помощи, сбор данных о деятельности МСП в единый реестр, все эти стороны работы МСП регулируются большим числом постановлений Правительства РФ [2, с. 172].

Важная роль в правовом регулировании деятельности субъектов МСП отведена нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации и правовым актам муниципальных образований. В Санкт-Петербурге, Москве, Тюменской области и некоторых других субъектах Российской Федерации приняты специальные законы о развитии МСП. Например, Закон Санкт-Петербурга от 17.04.2008 №194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге». Также принят ряд подзаконных актов, которые обеспечивают их реализацию, в том числе различные программы поддержки МСП. К ним относится Подпрограмма III «Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области» государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья на 20172021 годы. Важное правовое влияние оказывают международные соглашения и иные документы, относящиеся к сфере МСП, в частности акты, принятые в рамках СНГ и Евразийского экономического союза. Так, Модельный закон о государственной поддержке малого предпринимательства определил общие принципы государственной поддержки малого предпринимательства в государствах-членах, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Также имеется рад соглашений, которые направлены на развитие сотрудничества между странами в сфере регулирования МСП. В качестве примера можно привести Соглашение между Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и Секретариатом малого и среднего предпринимательства Республики Аргентина о сотрудничестве в сфере малого и среднего предпринимательства [1].

Действующие правовые акты, в той или иной мере относящиеся к регулированию деятельности МСП могут быть распределены по ряду критериев: по юридической силе; в зависимости от производства законов; по содержанию; по характеру их влияния на организацию управления. Классификация нормативных правовых актов по различным критериям позволяет расширить

представление о принципах правового регулирования МСП, о правовых основах организации управления, их сложной структуре в современных условиях.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Вайпан В.А. Правовое регулирование деятельности субъектов малого среднего предпринимательства: учебно-методический комплекс (учебное пособие в рамках дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации») / В.А. Вайпан — М.: Юстицинформ, 2017. — 92 с.

2. Криминалистическое обеспечение безопасности предпринимательской деятельности: научно-практич. пособ. / Васильева О.Н., Иванов Н.А., Жижина М.В. [и др.]. — М.: Проспект, 2018. —192 с.

3. Милованова М.М., Васильева О.Н. Особенности выявления незаконного предпринимательства // Образование и право. — 2017. — № 5.

— С. 147-150.

4. Тимофеев С.В. К вопросу о правовом регулировании кредитования малого и среднего бизнеса в России // В сборнике: актуальные проблемы частноправового регулирования общественных отношений. Сборник материалов всероссийской научно-теоретической конференции. — Ростов-на-дону, 2020.

— С. 114-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.