Научная статья на тему 'К вопросу о нормах международного «Мягкого права» о правах человека'

К вопросу о нормах международного «Мягкого права» о правах человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
274
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ "МЯГКОЕ ПРАВО" / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малиновский О.Н.

В статье рассматриваются вопросы о месте и роли норм международного «мягкого права» о правах человека, содержащихся в актах межгосударственных организаций, в международной нормативной системе; исследуются функции данных норм и их влияние на создание договорных и обычных норм международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малиновский О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о нормах международного «Мягкого права» о правах человека»

К ВОПРОСУ О НОРМАХ МЕЖДУНАРОДНОГО «МЯГКОГО ПРАВА» О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

© Малиновский О.Н.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье рассматриваются вопросы о месте и роли норм международного «мягкого права» о правах человека, содержащихся в актах межгосударственных организаций, в международной нормативной системе; исследуются функции данных норм и их влияние на создание договорных и обычных норм международного права.

Ключевые слова нормы, международное «мягкое право», права человека, межгосударственные организации, международная нормативная система.

В Декларации тысячелетия, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 8.09.2000 г., говорится, что ключевыми целями международного сообщества в XXI веке являются укрепление правопорядка и обеспечение уважения всех международно признанных прав человека и основных свобод [1, с. 509]. Достижение этих целей предопределяет задачи дальнейшего совершенствования как международной нормативной системы, функционирующей на основе целей и принципов Устава ООН и представляющей собой главный инструмент в регулировании международных отношений, так и правовых систем государств.

Современный этап развития международной нормативной системы, в которую в качестве элементов (подсистем) входят правовые, политические, моральные и другие международные нормы, характеризуется динамичным ростом в структуре этой системы массива норм о правах человека, содержащихся в актах, принимаемых межгосударственными организациями, и усиливающейся ролью указанных норм в дальнейшем развитии данной системы и правовых систем государств. Эта устойчивая тенденция является отражением многих процессов и факторов, в том числе и процесса демократизации международной и внутригосударственной жизни. Как подчёркивается в авторитетных международных документах, «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ правопорядка», а обязательства, принятые в области прав человека, «являются вопросами, представляющими непосредственный интерес для всех государств, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства» [2, с. 787]. В юридической литературе отмечается, что «права человека внетерриториальны и вненациональны» [3, с. 290],

* Доцент кафедры Гражданского процесса и международного права, кандидат юридических наук.

они «обладают универсальной юридической силой, и поэтому по вопросам прав человека утверждается идея универсальной юрисдикции» [4, с.677].

Нормы актов межгосударственных организаций о правах человека в развитии международной нормативной системы играют особую роль. Они направлены на обеспечение соблюдения принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод. Данный универсальный принцип, являющийся основополагающей императивной нормой, отражаясь в содержании международных норм о правах человека, занимает одно из центральных мест в международной нормативной системе, выполняя в ней роль системообразующего фактора. Имея не только правовое, но и морально-политическое значение, он содействует системному характеру взаимодействия правовых, моральных и политических норм в международной нормативной системе.

Акты межгосударственных организаций о правах человека (рекомендации, декларации, резолюции, правила, принципы, кодексы и др.) в целом обобщённо называют резолюциями, рекомендациями или резолюциями-рекомендациями. Одна и та же организация может принимать различные по наименованию акты. Акты о правах человека относятся к категории актов, принимаемых по основным (внешним) вопросам деятельности межгосударственных организаций. В зависимости от круга участников организаций их можно классифицировать на акты, принимаемые универсальными организациями (ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др.) и акты, принимаемые организациями регионального характера (Совет Европы, ОБСЕ и др.).

От актов, принимаемых по основным вопросам деятельности межгосударственных организаций, необходимо отличать акты, принимаемые по вопросам их внутреннего функционирования: индивидуальные акты, правила процедуры, финансовые и бюджетные правила, правила персонала, статусы вспомогательных органов и другие.

В актах межгосударственных организаций о правах человека могут содержаться нормы, как обладающие, так и не обладающие обязательной юридической силой. При этом необходимо констатировать, что на сегодняшний день большая часть этих норм является политически, а не юридически обязательными, и с правовой точки зрения имеет рекомендательный характер. Однако это не умаляет их роли в регулировании международных отношений. Являясь важнейшим компонентом международной нормативной системы и занимая в этой системе собственную, только им принадлежащую «нишу», данные нормы теснейшим образом взаимодействуют с договорными и обычными нормами международного права, оказывая воздействие на регулирование международных отношений, развитие международной нормативной системы и гармонизацию международных и внутригосударственных норм. Как справедливо отмечается в исследованиях, «существенное значение для эффективности воздействия на международные отношения имеет правильное сочетание правовых и других (и, прежде всего, политических)

видов регулирования. Использование лишь международно-правового регулирования не всегда является оптимальным вариантом. В некоторых случаях рекомендации международных организаций являются более эффективным средством воздействия» [5, с. 123]. При этом отметим, что рекомендательные нормы, так же как договорные и обычные нормы международного права, представляют собой согласованную волю государств.

Во многом вследствие регулирования отношений с помощью рекомендательных норм, принимаемых межгосударственными организациями, в науке международного права появилась концепция международного «мягкого права» (soft law). Как отмечал И.И. Лукашук, «это понятие активно обсуждается юристами, нередко становясь главным или одним из главных предметов дискуссий по проблемам современного международного права» [6, с. 127]. Необходимо отметить, что понятие «мягкое право» используется некоторыми исследователями не только для обозначения норм, содержащихся в актах межгосударственных организаций, а также конференций, но и для обозначения норм договоров, преимущественно политических, которые, не порождая чётких прав и обязательств сторон, дают им лишь общую установку. В этих нормах, как правило, содержатся термины «добиваться», «стремиться», «принимать необходимые меры» и т.д. Тем не менее, в силу pacta sunt servanda такая установка должна соблюдаться, поэтому подавляющее большинство авторов рассматривают эти нормы как международно-правовые. Такой подход представляется обоснованным, тем более, что в одном договоре могут содержаться как указанные нормы, так и нормы, юридическая обязательность которых сомнений не вызывает. Кроме того, иногда к «мягкому праву» относят совместные заявления, коммюнике, декларации государств. При этом подчеркнём, говоря о «мягком праве», авторы имеют в виду или только рекомендательные нормы актов межгосударственных организаций и конференций, а также совместные заявления государств, или, что реже, и эти нормы, и нормы указанных договоров. Отдельные авторы для обозначения данного явления используют и иные термины, в частности, термин «программирующее право».

Несмотря на то, что название концепции ввиду его спорности подвергалось критике, она получает в отечественной и зарубежной науке международного права всё большее распространение. Лукашук И.И. констатировал, что понятие «мягкое право» «нашло признание, широко используется и поэтому есть смысл его узаконить» [7, с. 102]. Говоря о международном «мягком праве», Т.Н. Нешатаева отмечает, что в числе основных доводов в пользу «мягкого права» «заслуживает внимания утверждение о необходимости гибкого регулирования международных отношений» [8, с. 56].

Обращая внимание на некоторую условность терминологии, автор данной статьи видит главное назначение концепции международного «мягкого права» в том, что она служит тем теоретическим мостом, который соединя-

ет рекомендательные нормы с договорными и обычными нормами международного права, актуализируя проблему их взаимодействия и привлекая к ней дополнительное внимание правоведов. Отметим, что усиление внимания к международному «мягкому праву» непосредственно связано с набирающим силу процессом глобализации, который сопровождается расширением сферы деятельности межгосударственных организаций. Как подчёркивается в литературе, «процесс глобализации, особенно активно проявляющийся начиная с последней четверти XX века, способствовал появлению в международной сфере и так называемого «мягкого права», носящего, в отличие не только от договоров, но и от международных обычаев, преимущественно рекомендательный характер и представляющего собой своеобразное международное «модельное законодательство» [9, с. 13].

Нормы международного «мягкого права», содержащиеся в актах межгосударственных организаций о правах человека, оказывают существенное влияние на создание договорных норм международного права. Будучи более гибкими, они облегчают согласование порой не совпадающих суверенных воль государств. В литературе подчёркивается, что «в практике международных организаций рекомендации зачастую принимаются в тех случаях, когда государства ещё не готовы принять на себя договорные обязательства» [10, с. 211]. Данное положение находит подтверждение и в уставах межгосударственных организаций. Так, устанавливая, что принятие конвенций и рекомендаций должно происходить на Международной конференции труда, Устав МОТ в ст. 19 предусматривает: «Если Конференция высказывается за принятие предложений по какому-либо пункту повестки дня, она решает, следует ли придать этим предложениям форму: а) международной конвенции или б) рекомендации, если вопрос, стоящий на обсуждении, или какой-либо его аспект не позволяют принять по нему в этот момент решение в форме конвенции» [11, с. 242]. При этом в исследованиях отмечается, что «рекомендации МОТ содержат более высокие стандарты, чем конвенции МОТ, и принятие рекомендаций происходит в тех случаях, когда принятие конвенции по соответствующему вопросу затруднено» [12, с. 21].

Рассматриваемые нормы, заполняя образовавшийся в той или иной сфере международных отношений вакуум, стимулируют процесс договорного нормотворчества, как бы программируя его субъектов на эту деятельность. Иллюстрацией могут служить примеры международной практики. Так, принятию универсальной Конвенции против пыток предшествовало принятие Декларации о защите всех лиц от пыток, Конвенции о правах ребёнка - Декларации о правах ребёнка. И таких примеров множество. Ситуация, когда первым этапом регулирования тех или иных вопросов защиты прав человека становится мягкое, гибкое и опережающее регулирование с помощью рекомендательных норм, является распространённой. Появление данных норм часто является началом процесса создания договорных норм или сиг-

налом о том, что вскоре такой процесс может начаться. При этом необходимо подчеркнуть, что некоторые акты организаций полностью посвящены только вопросам создания договоров. Так, Резолюция «Всеобъемлющая и единая международная конвенция о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов», принятая 19.12.2001 г. Генеральной Ассамблеей ООН, предусматривает комплекс специальных мер в целях разработки и принятия указанной конвенции. То есть, принятие данной резолюции можно рассматривать как начало правотворческого процесса.

Вместе с тем принятие организацией того или иного акта не всегда означает его безусловное или быстрое перерастание в договор. Так, например, Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными 1955 г. уже более полувека являются базовым актом универсального уровня в пенитенциарной сфере. Это и понятно, так как создать единые договорные нормы в данной сфере с учётом разнообразных экономических, социальных и иных условий, влияющих на содержание заключенных в различных странах, весьма непросто. Таким образом, «мягкие» пенитенциарные нормы «взяли» на себя на универсальном уровне основной «груз» регулирования вопросов, касающихся пенитенциарной сферы, став своего рода «компенсатором» договорных норм. Этот акт оказал существенное воздействие на совершенствование пенитенциарного законодательства многих стран, в том числе и России. Научный редактор комментария к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключёнными М.П. Мелентьев, говоря о достижениях нового кодекса, подчёркивал, что он содержит немало норм, источником которых являются положения Минимальных стандартных правил обращения с заключёнными, и что эти правила практически вплетены в правовую ткань УИК [13, с. 9]. Обращая внимание на то, что нормы международного «мягкого права» могут выступать в качестве средств восполнения образующихся пробелов, В.В. Гаврилов отмечает, что «подобная ситуация является достаточно характерной, в частности, для регулирования отношений в области прав человека» [14, с. 195].

В ряде случаев может складываться и несколько иная ситуация: договор, регламентирующий те или иные вопросы, принят и действует, однако такая регламентация явно недостаточна. Так, исходя из того, что Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., уделяя первостепенное внимание правам обвиняемого, подсудимого, осужденного, явно недостаточно регламентирует права потерпевшего, уже на протяжении длительного промежутка времени внимание государств привлечено к Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью 1985 г. Выступая в качестве главного ориентира для совершенствования национальных законодательств, она призвана частично компенсировать недостаточность договорной базы защиты прав потерпев-

ших. О том, какое большое значение придаётся Декларации, как и Минимальным стандартным правилам, свидетельствует тот факт, что Генеральным секретарём ООН были разработаны специальные доклады о мерах, принятых для их осуществления.

Говоря о взаимодействии норм международного «мягкого права» и договоров, необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что в некоторых случаях акты, содержащие такие нормы, могут приниматься одновременно с договорами по одному и тому же кругу вопросов с целью «мягкого» дополнения и развития положений последних.

Нормы международного «мягкого права» влияют и на создание обычных норм международного права. Они способны перерастать в такие нормы. Говоря о том, что многие положения резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, МОТ, ЮНЕСКО согласно их уставам имеют рекомендательный характер и что ими широко пользуются те или иные органы государств в одностороннем порядке, О.И. Тиунов подчёркивает, что «подобные положения оказывают существенное влияние на формирование новых норм международного права посредством заключения в необходимых случаях государствами соответствующих международных договоров, а также признания этих положений в качестве обязательных посредством такой практики государств, которая порождает международно-правовой обычай» [15, с. 535]. Один из примеров перерастания рекомендательных норм в обычно-правовые - нормы Всеобщей декларации прав человека. Будучи на момент принятия рекомендательными, через время они обрели все признаки обычно-правовых норм. Одновременно начался процесс создания на их основе норм договоров. Декларация, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, является примером того, сколь глобальным может быть значение даже одного акта организации. Став первым универсальным каталогом прав человека, она оказала огромное влияние на становление и развитие как универсальной, так и региональных систем защиты прав человека, и в частности европейской. В преамбуле Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. говорится, что её участники поставили перед собой цель «сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации» [16]. Нормы Декларации способствовали и формированию целей и принципов деятельности многих организаций. Так, ст. 2 Устава Международной организации уголовной полиции устанавливает, в частности, что данная организация имеет цель «обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции в пределах существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека» [17, с. 99].

Перерастание норм международного «мягкого права» в обычно-правовые нормы международного права может произойти в короткие сроки, так как в отличие от внутригосударственного правового обычая, обязательным

требованием к которому является длительность применения, для формирования международно-правового обычая практика не обязательно должна быть длительной. Данное положение подтверждено Международным судом ООН и признано наукой международного права, в которой получила развитие концепция «моментального» международного обычного права. Рассматривая юридическую природу обычных норм международного права, Г.И. Тункин подчеркивал, что «элемент времени сам по себе не имеет решающего значения» [18, с. 4].

Всё это подтверждает теснейшую взаимосвязь норм международного «мягкого права» с договорными и обычными нормами международного права и тезис о том, что «мягкое право» «способно готовить почву для новых норм права» [19, с. 190].

Следует отметить, что особенно большую роль нормы международного «мягкого права» играют в развитии новых направлений сотрудничества государств в области прав человека.

Нормы международного «мягкого права» о правах человека, отражая требования морали, развивают положения таких основополагающих моральных принципов, как гуманизм, справедливость, добросовестность. На то обстоятельство, что закреплённые в данных актах нормы в своей основе имеют общепризнанные моральные ценности, в ряде случаев указывают и сами названия этих актов: Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключённых или задержанных лиц от пыток и других бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и др. В таких актах содержится много ссылок на моральные постулаты. В частности, названный Кодекс указывает на добросовестность, гуманизм и др. Так, в нём говорится, что должностные лица должны добросовестно и с достоинством осуществлять возложенные на них задачи по поддержанию правопорядка в соответствии с принципами прав человека [20, с. 179]. Отображаясь в рекомендательных нормах актов межгосударственных организаций, моральные нормы через них воздействуют как на договорные и обычные нормы международного права, так и на нормы права, создаваемые в национальных правовых системах.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что нормы международного «мягкого права» о правах человека, содержащиеся в актах межгосударственных организаций, являются одним из важнейших и динамично развивающихся элементов международной нормативной системы. Данные нормы непосредственно регулируют международные отношения, способствуют процессу создания договорных и обычных норм международного права, а также воздействуют на совершенствование национальных правовых систем посредством отражения содержащихся в них положений во внутригосударственном законодательстве.

Список литературы:

1. Действующее международное право. Документы: учеб. пособ. в 2-х т. Т. 2 / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М., 2002.

2. Международные акты о правах человека: сб. док-тов / Сост. В.А. Кар-ташкин, Е.А. Лукашёва. - 2-е изд. доп. - М., 2002.

3. Матузов Н.И. Основные права личности // Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М., 2001.

4. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - М., 2001.

5. Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права. - Казань, 1990.

6. Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. - М., 1997.

7. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. - М., 1997.

8. Нешатаева Т.Н. Международный гражданский процесс: учеб. пособие. - М., 2001.

9. Поленина С.В., Гаврилов О.А., Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г., Скур-ко Е.В., Минюк Н.В. Правотворчество в условиях глобализации: традиции и новаторство // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации: Сборник статей / Под общ. ред. С.В. Полениной, В.М.Баранова, Е.В. Скур-ко. - М.; Н.Новгород, 2007.

10. Курс международного права: в 7 т. Т. 1. - М., 1989.

11. Устав Международной Организации Труда от 1919 г. (с изменениями) // Международная Организация Труда и права человека / Авт.-сост. А.А. Войтик; рук. проекта А.Е. Вашкевич. - Мн., 2002.

12. Бризкун К.А. Влияние рекомендательных актов международных организаций на развитие международно-правовых и внутригосударственных норм Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.

13. Мелентьев М.П. Новый этап в развитии российского пенитенциарного законодательства // Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключёнными / Под общ. ред. П.Г. Мищенкова. - М., 1997.

14. Гаврилов В.В. Международное право в эпоху глобализации: некоторые понятийные и содержательные характеристики // Московский журнал международного права. - 2002. - № 3.

15. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: учебник для вузов / Под ред. О.И. Тиунова. - М., 2005.

16. Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.

17. Действующее международное право: в 3-х т. Т. 3 / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М., 1997.

18. Тункин Г.И. О юридической природе обычных норм международного права // Вопросы международного права. - М., 1960.

19. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. - М., 2000.

20. Международные акты о правах человека: сб. док-тов / Сост. В.А. Кар-ташкин, Е.А. Лукашёва. - 2-е изд., доп. - М., 2002.

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРАВОВЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ БОРЬБЫ С ПИРАТСТВОМ

© Мищенко А.М.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье представлен анализ такого противоправного деяния, как пиратство, рассмотрены современные правовые средства борьбы с ним, а также предложены пути решения проблем, существующих в данной области.

Ключевые слова пиратство, судно, акт, Сомали, проблемы, экстерриториальный суд, система специализированных судов.

Настоящий бич для мира и общественной безопасности представляет собой явление, которое можно описать фразой «все новое - это хорошо забытое старое». Это явление - пиратство, являющееся преступлением международного характера.

Следует отметить, что на данный момент времени существует серьезная правовая платформа, регламентирующая вопросы борьбы с пиратством. Так, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. пиратством является любое из перечисленных ниже действий:

a) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту, а равно против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

b) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;

ф любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в подпункте «a» или «Ь» [1, с. 1524].

* Студент юридического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.