Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОТЕХНОПАРКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОТЕХНОПАРКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОТЕХНОПАРК / ЭКОТЕХНОПАРКИ / ОТХОДЫ / ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕХНОПАРКИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Спиридонова Алёна Вячеславовна

В статье на основе анализа федерального и регионального законодательства, проектов нормативных актов, актов международных организаций, научных трудов в области экологии, управления и права, посвященных экотехнопаркам, рассматриваются понятие и значение экотехнопарков как элемента системы комплексного обращения с отходами. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что правовое положение экотехнопарков в российском законодательстве не отличается достаточной степенью проработки: не разработаны критерии и условия их организации, требования к управляющим компаниям и резидентам таких парков, меры государственной поддержки. В работе предложено закрепить понятие экотехнопарка, особенности их организации и деятельности, требования к управляющей компании и резидентам экотехнопарка в Федеральном законе «О промышленной политике Российской Федерации». Автор полагает, что гармонизация законодательства России в части выстраивания единых требований и критериев, предъявляемых к экотехнопаркам, а также мер государственной поддержки в отношении субъектов, осуществляющих деятельность в рамках экотехнопарков на федеральном уровне, будет более эффективно способствовать созданию системы экотехнопарков в нашей стране, чем разработка нормативных актов об экотехнопарках в отдельных субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Спиридонова Алёна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THE UNCERTAINTY OF THE LEGAL STATUS OF ECO-TECHNOPARKS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Based on the analysis of federal and regional legislation, draft regulations, acts of international organizations, scientific papers in the field of ecology, management and law dedicated to eco-technoparks, the concept and significance of eco-technoparks as an element of the integrated waste management system is considered. Based on the study, it was concluded that the legal status of eco-technoparks in Russian legislation does not differ in a sufficient degree of elaboration: the criteria and conditions for their organization, requirements for management companies and residents of such parks, measures of state support have not been developed. The paper proposes to consolidate the concept of an eco-technopark, the specifics of their organization and activities, the requirements for the management company and residents of the eco-technopark in the Federal Law "On the Industrial Policy of the Russian Federation". The author believes that the harmonization of Russian legislation in terms of building uniform requirements and criteria for eco-technoparks, as well as measures of state support in relation to entities operating within eco-technoparks at the federal level, will more effectively contribute to the creation of a system of eco-technoparks in the Russian Federation than the development of normative acts on eco-technoparks in individual constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОТЕХНОПАРКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 349.6 ББК Х407.1

йО!: 10.14529/^210411

К ВОПРОСУ О НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОТЕХНОПАРКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. В. Спиридонова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В статье на основе анализа федерального и регионального законодательства, проектов нормативных актов, актов международных организаций, научных трудов в области экологии, управления и права, посвященных экотехнопаркам, рассматриваются понятие и значение экотехнопарков как элемента системы комплексного обращения с отходами. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что правовое положение экотехнопарков в российском законодательстве не отличается достаточной степенью проработки: не разработаны критерии и условия их организации, требования к управляющим компаниям и резидентам таких парков, меры государственной поддержки. В работе предложено закрепить понятие экотехнопарка, особенности их организации и деятельности, требования к управляющей компании и резидентам экотехнопарка в Федеральном законе «О промышленной политике Российской Федерации». Автор полагает, что гармонизация законодательства России в части выстраивания единых требований и критериев, предъявляемых к экотехнопаркам, а также мер государственной поддержки в отношении субъектов, осуществляющих деятельность в рамках экотехнопарков на федеральном уровне, будет более эффективно способствовать созданию системы экотехнопарков в нашей стране, чем разработка нормативных актов об экотехнопарках в отдельных субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: экотехнопарк, экотехнопарки, отходы, переработка отходов, промышленные технопарки, государственно-частное партнерство, кластер.

Как следует из Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25 января 2018 г. № 84-р (далее - Стратегия), ресурсосбережение, обеспечение экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в настоящее время являются приоритетными направлениями в рамках реализации курса на устойчивое развитие Российского государства1.

Одной из наиболее актуальных экологических проблем, требующих незамедлительного решения, является проблема обращения с отходами. Согласно данным, приведенным в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176, в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности накоплено свыше 30000 млн. тонн отходов.

1 Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области (проект № 20-411-740012).

Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках. Решение этих проблем должно осуществляться комплексно, путем минимизации, с одной стороны, количества захораниваемых отходов, а с другой стороны, путем максимального повторного вовлечения в хозяйственный оборот утилизируемых компонентов отходов в качестве сырья, материалов, изделий, превращения отходов во вторичное сырье для изготовления новой продукции и получения энергии.

Одним из перспективных механизмов решения указанных проблем является создание экотехнопарков по направлениям обращения с различными группами отходов, как промышленных, так и бытовых.

В п. 1б-5 Перечня поручений Президента РФ от 16 сентября 2020 года Пр-1489 отмечается необходимость принятия мер, направленных на создание экотехнопарков, предназначенных для производства товаров (продукции) с применением отходов производства и потребления, в том числе на базе имеющих-

ся объектов промышленной инфраструктуры, что свидетельствует об актуальности и значимости развития данного направления. Создание экотехнопарков позволит снизить количество полигонного захоронения отходов и увеличить объем использования вторичного сырья в производственном процессе, стимулировать развитие российской технологической базы отрасли переработки отходов и способствовать формированию данной отрасли.

Развитию экотехнопарков (или eco-industrialparks) и их созданию уделяют большое внимание международные организации. Например, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) разработала Руководство для внедрения эко-индустриальных парков

(Implementationhandbookforeco-industrialparks, 2017), в котором дано определение эко-индустриальных парков, определены основные преимущества и выгоды от их создания, рассмотрены этапы реализации проектов парков, системы управления и примеры уже существующих парков в отдельных странах [14]. Особое внимание ЮНИДО уделяет трансформации уже существующих промышленных (индустриальных) парков в эколого-ориентированные парки, что представляет собой эффективную возможность для достижения устойчивого промышленного развития и достижения целей Повестки дня на период до 2030 года и Целей устойчивого развития (ЦУР) [2].

Экотехнопарки уже получили широкое распространение в зарубежных странах. Например, экотехнопарки созданы в Дании, Финляндии, Австрии [4], в Японии создано 26 эко-таунов (экотехнопарков) [9, с. 123]. В зарубежной практике экотехнопарк (экоинду-стриальный парк) рассматривается как симбиоз производственных и сервисных компаний, стремящихся совместными усилиями повысить экологическую и экономическую эффективность своей деятельности за счет сотрудничества в управлении ресурсами окружающей среды, в том числе энергетическими, водными, материальными и др. (реализация принципа коллективной выгоды) [8, с. 7-8].

Согласно Стратегии к 2025 году в России должно быть создано 30, а к 2030 году уже 70 экотехнопарков. В настоящее время в стране уже реализован ряд проектов, которые

можно отнести к экотехнопаркам, позволяющих решать поставленные задачи по обработке, утилизации, обезвреживанию и переработке отходов (г. Люберцы Московской области, г. Саранск Республики Мордовия, г. Лысьва Пермского края, г. Энгельс Саратовской области и др.). Кроме того, в разработке находится еще ряд проектов ввода в эксплуатацию экотехнопарков, например, в г. Нягани и г. Ханты-Мансийске. Для Челябинской области вопросы переработки отходов также представляют значительный интерес. Одним из шагов по рециклингу отходов выступает создание промышленного парка по переработке полимеров, который будет располагаться в Сосновском районе на площадке ООО «Полигон ТБО». Однако рассматривается и возможность строительства экотехнопарка [11].

Несмотря на очевидную значимость и перспективность развития экотехнопарков, их правовое положение по российскому законодательству на данный момент остается весьма неопределенным. В первую очередь обращает на себя внимание, что в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, являющемся базовым нормативным актом в сфере обращения с отходами, понятие экотехнопарка отсутствует. Данное понятие раскрывается в Стратегии, где под экотехнопарком понимается объединенный энергетическими и взаимозависимыми материально-сырьевыми потоками и связями комплекс объектов, включающий в себя здания и сооружения, технологическое и лабораторное оборудование, используемые в деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, обеспечивающий их непрерывную переработку и производство на их основе промышленной продукции, а также осуществление научной, исследовательской и (или) образовательной деятельности.

Наряду с экотехнопарками в Стратегии предусматривается создание производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов; му-соросортировочных комплексов твердых коммунальных отходов; многофункциональных комплексов по промышленному обезвреживанию отходов; многофункциональных сортировочных комплексов. Если проанализировать данные понятия, то становится очевидным, что главное отличие экотехнопарка от указанных объектов заключается в наличии

в его составе объектов, обеспечивающих осуществление научной, исследовательской и (или) образовательной деятельности.

Определение экотехнопарков можно встретить и в законодательстве субъектов Российской Федерации, например, в Законе Тверской области от 6 ноября 2019 г. № 67-ЗО «Об инновационно-промышленных парках Тверской области, экотехнопарках Тверской области и о внесении изменений в отдельные законы Тверской области»). Однако оно практически дословно копирует определение эко-технопарка, содержащееся в Стратегии. Иное определение содержится в Региональном экологическом стандарте Челябинской области, утвержденном Губернатором Челябинской области от 16 декабря 2020 г., где предусмотрено, что экотехнопарки - специализированные кластеры по обращению с отходами, выполняющие полный цикл работ: сортировка отходов; переработка отходов; создание продукции из вторичных материальных ресурсов (п. 4.5.1). В ряде отдельных региональных актов упоминаются экотехнопарки как элементы системы обращения с отходами, например, в Территориальной схеме в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 13 марта 2018 г. № 149; Распоряжении Главы Республики Адыгея «О масштабном инвестиционном проекте «Создание регионального экотехнопарка на территории Республики Адыгея» от 21 сентября 2018 г. 238-рг; Приказе Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 25 февраля 2019 г. № 37-0109/38 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Приморском крае»; Приказе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23 сентября 2016 г. № 228 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Самарской области».

В Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ закреплено понятие индустриальный (промышленный) парк» и «промышленный технопарк». В проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (в части применения мер стимулирования к субъектам деятельности в сфере промышленности, ис-

пользующим объекты промышленной инфраструктуры и оборудование, находящиеся в составе экотехнопарка)» от 22 марта 2018 г. (далее - Проект) было предложено закрепить в Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» определение экотехнопарка как совокупности находящихся в функциональной зависимости и размещенных на территории одного или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации объектов промышленной инфраструктуры и оборудования, которые предназначены для производства субъектами деятельности в сфере промышленности промышленной продукции с применением отходов производства и потребления в процессе обработки, утилизации и обезвреживания таких отходов. Согласно Проекту требования к эко-технопаркам в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, а также правила подтверждения соответствия экотехнопарков данным требованиям должны утверждаться соответствующим Постановлением Правительства РФ. Так, требования к промышленным технопаркам в настоящее время закреплены в Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. № 1863 «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков».

Следует отметить, что с 2018 года и по настоящее время Проект так и не был принят. Тем не менее идея о совершенствовании законодательства об экотехнопарках не утратила своей актуальности и по сей день. Так, в соответствии с Планом мероприятий по реализации стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утв. заместителем Председателя Правительства РФ 10 июня 2021 г. № 5637п-П9, разработку предложений по внесению изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части понятийного аппарата в отношении экотехнопарков, определению типовых требований к экотехнопаркам, мер государственной поддержки при их создании, с указанием источников финансирования планируется осуществить в конце 2021 - начале 2022 гг.

В литературе, посвященной экотехнопар-кам, внимание преимущественно уделяется технологическим, а также управленческим аспектам их организации и деятельности [13,

10]; их функциональной роли как инструмента получения вторичных ресурсов от переработки отходов [6, 12].

Вопрос же о правовом положении эко-технопарков в научной литературе является мало исследованным. Тем не менее встречаются попытки дать юридическое определение экотехнопарку с учетом особенностей их нормативного правового регулирования. Так, отдельные авторы указывают, что экотехно-парк с точки зрения законодательства представляет собой территориально распределенный промышленный кластер, специализирующийся на сортировке, вторичной переработке и утилизации отходов, причем отдельные компоненты технологического процесса могут реализовываться как все вместе в одном географическом пункте, так и быть разнесены по разным местонахождениям, в том числе в разных административных единицах страны [7]. С данным определением можно согласиться относительно специализации экотех-нопарков и возможного территориального расположения объектов экотехнопарка в различных административно-территориальных образованиях, что не противоречит действующему законодательству. Однако спорным представляется использование при определении понятия «экотехнопарк» термина «кластер». В соответствии с ч. 13 ст. 3 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» промышленный кластер - это совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации. Фактически кластеры представляют собой технологически связанную совокупность хозяйствующих субъектов. В то же время, как показал анализ действующего законодательства и проектов нормативных актов, посвященных экотехнопаркам, под ним понимается не совокупность хозяйствующих субъектов, а комплекс объектов, предназначенных для осуществления производственной, научной, исследовательской и (или) образовательной деятельности в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов, обеспечивающий их непрерывную переработку и производство на их основе промышленной продукции. Безусловно, для

управления и эксплуатации таких объектов требуется целый ряд субъектов (управляющих компаний, резидентов, арендаторов, сервисных организаций и т.д.), однако ключевым элементом эффективной деятельности эко-технопарков должно выступать в первую очередь наличие как недвижимого, так и движимого имущества, предназначенного для решения задач, стоящих перед экотехнопарком. Полагаем, что экотехнопарк можно рассматривать в качестве разновидности единого недвижимого комплекса, под которым в соответствии со ст. 133.1 ГК РФ понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В качестве примера отнесения экотехнопарка к разновидности единого недвижимого комплекса можно привести решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 января 2020 г. по делу № А05-2324/2019 о признании самовольной постройкой и сносе незавершенного строительства - объекта размещения твердых коммунальных отходов «ЭкоТехноПарк «Шиес», включая 13 входящих в полигон отдельных объектов (погрузочные площадки, дороги, здания, водозаборный узел и др.). В данном решении суд отметил, что поименованные в иске объекты представляют собой совокупность объединенных единым назначением частей, возводимых в процессе создания единой недвижимой вещи (единого недвижимого комплекса). В литературе поднимаются и иные вопросы, касающиеся правового положения технопарка, например, о форме собственности, на базе которой он осуществляет свою деятельность. Так, выделяется государственный экоиндустриальный парк; частный экоиндустриальный парк; экоиндустриальный парк, образованный на основании государственно-частного партнерства [8, с. 73].

Действительно, в действующем законодательстве отсутствуют четко определенные правовые модели, в рамках которых может быть реализован проект экотехнопарка. Как следствие, в науке предлагается рассматри-

вать экотехнопарк как разновидность промышленного технопарка; экотехнопарк как результат соглашения о ГЧП, концессионного соглашения, специального инвестиционного контракта (СПИК), инвестиционного соглашения [3]. Безусловно, что механизмы ГЧП являются важнейшим элементом развития экотехнопарков как элементов механизма охраны окружающей среды, в том числе для решения проблемы ликвидации накопленного вреда [1, с. 147; 5].

Как показывает анализ опыта работы уже действующих экотехнопарков, одним из наиболее востребованных механизмов ГЧП для реализации проекта экотехнопарка является концессионное соглашение между субъектом РФ и специальной проектной компанией (управляющей компанией экотехнопарка).

В заключение отметим, что на сегодняшний день в Российской Федерации правовое регулирование вопросов организации и деятельности экотехнопарков является недостаточным. Не разработаны критерии и условия организации экотехнопарков, требования к управляющим компаниям и резидентам таких парков, меры государственной поддержки для хозяйствующих субъектов и инвесторов. В связи с этим многими учеными высказываются отдельные предложения по совершенствованию законодательства об экотехнопар-ках [7], в частности, обосновывается необходимость доработки и принятия федерального закона, регулирующего создание и функционирование экотехнопарков, а также внесения изменений в законодательные акты, связанные с охраной окружающей среды и отходами, позволяющими юридически закрепить статус и механизм создания экотехнопарков; совершенствования финансово-экономических механизмов стимулирования развития организованного рециклинга ресурсов как системы преференций для субъектов индустрии рециклинга в сфере бюджетного субсидирования, налогового стимулирования, льготного кредитования, государственных закупок, и их интеграции в действующее законодательство [6, 3].

Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, отсутствие как в российском законодательстве, так и в юридической науке единого подхода к понятию «экотехнопарк», его квалифицирующим признакам, условиям создания и деятельности экотехнопарков, требованиям к субъектам, осуществляющим дея-

тельность в экотехнопарках, управляющим компаниям, мерам государственной поддержки и другим вопросам. Полагаем, что правовое положение экотехнопарков должно определяться на федеральном уровне путем внесения изменений в действующее законодательство об индустриальных (промышленных) парках и промышленных технопарках. В Федеральном законе «О промышленной политике Российской Федерации» следует закрепить понятие экотехнопарка, особенности их организации и деятельности, требования к управляющей компании и резидентам экотехнопар-ка. Кроме того, представляется целесообразным принятие Национального стандарта Российской Федерации «Экотехнопарки. Требования», по аналогии с уже существующим на сегодняшний день ГОСТ Р 56425-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. «Технопарки. Требования».

Гармонизация законодательства России в части выстраивания единых требований и критериев, предъявляемых к экотехнопаркам, а также мер государственной поддержки в отношении субъектов, осуществляющих деятельность в их рамках, на федеральном уровне будет более эффективно способствовать созданию единой системы экотехнопарков в нашей стране, чем разработка нормативных актов об экотехнопарках в отдельных субъектах Российской Федерации.

Литература

1. Воротников, А. М. Экотехнопарки: перспективы развития, приоритетные области внедрения и особенности финансирования / А. М. Воротников, И. Н. Баженов, Д. Н. Лыжин // Проблемы национальной стратегии. -2019. - № 4(55). - С. 144-155.

2. Доклад ЮНИДО Eco-industrial parks achievements and key insights from the global RECP programme 2012-2018. URL: https:// www.unido.org/sites/default/files/files/2019-02/ UNIDO_EIP_Achievements_Publication_Final_ 0.pdf.

3. Дубинчина, С. Экотехнопарки России / С. Дубинчина, А. Дорохов, А. Максимова // Lecap. - 2019. - 104 с.

4. Евтухов, В. Л. Анализ мирового опыта организации эко-промышленных парков и реализации принципов экономики замкнутого цикла: монография / В. Л. Евтухов, Т. С. Смирнова, В. А. Марьев. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 183 с.

5. Кванина, В. В. Публично-частное парт-

нерство в сфере охраны окружающей среды / В. В. Кванина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2021. - № 3. - С. 85-92.

6. Королева, Л. П. Развитие нормативно-правовой базы как фактор привлечения инвестиций в индустрию рециклинга ресурсов / Л. П. Королева, Э. Р. Ермакова, Е. Л. Добро-любская // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2019. - № 3. - С. 39-49.

7. Коротковская, Е. С. Российские эко-технопарки как инновационный элемент системы обращения с отходами / Е. С. Коротков-ская, И. Г. Малинский // Тенденции экономического развития в XXI веке: материалы II Международной научной конференции, -Минск: Белорусский государственный университет, 2020. - С. 165-167.

8. Любарская, М. А. Концепция повышения энергетической эффективности инфраструктуры города на базе развития экоинду-стриальных парков: монография / М. А. Любарская, Н. А. Путинцева, В. С. Чекалин. -СПб.: СПбГЭУ, 2018. - 99 с.

9. Марьев, В. А. Роль эко-индуст-риальных парков в комплексном управлении ресурсами в Российской Федерации

/ В. А. Марьев, О. В. Голуб, Т. С. Смирнова, В. А. Широков // Геоэкология. - 2020. - № 3. - С. 120-126.

10. Марьев, В. А. Формирование системы экотехнопарков в условиях РФ / В. А. Марьев, Т. С. Смирнова // Твердые бытовые отходы. -2017.- № 4. - С. 12-15.

11. Парк по переработке полимеров в ближайшее время появится в Челябинской области. URL: https://mineco174.eps74.ru/ Publications/News/Show?id=2272.

12. Цуркан, М. В. Развитие экотехнопарков в рамках проектного управления / М. В. Цуркан, М. А. Любарская // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 3. - C. 80-89.

13. Шевелева, О. В. Экотехнопарк -14 лет эволюции от идеи к воплощению / О. В. Шевелева // Твердые бытовые отходы. -2019. - № 5. - С. 36-40.

14. Implementation handbook for eco-industrial parks, 2017. URL: https:// www.unido.org/sites/default/files/files/2019-10/UNIDO%20Eco-Industrial%20Park%20 Handbook_English.pdf.

Спиридонова Алёна Вячеславовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права, Южно-Уральский государственный университет, 454080 г. Челябинск, пр. Ленина, 76. E-mail: spiridonovaav@ susu.ru.

Статья поступила в редакцию 26 августа 2021 г.

DOI: 10.14529/law210411

TO THE ISSUE OF THE UNCERTAINTY OF THE LEGAL STATUS OF ECO-TECHNOPARKS IN THE RUSS IAN FEDERATION

A. V. Spiridonova

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

Based on the analysis of federal and regional legislation, draft regulations, acts of international organizations, scientific papers in the field of ecology, management and law dedicated to eco-technoparks, the concept and significance of eco-technoparks as an element of the integrated waste management system is considered. Based on the study, it was concluded that the legal status of eco-technoparks in Russian legislation does not differ in a sufficient degree of elaboration: the criteria and conditions for their organization, requirements for management companies and residents of such parks, measures of state support have not been developed. The paper proposes to consolidate the concept of an eco-technopark, the specifics of their organization and activities,

the requirements for the management company and residents of the eco-technopark in the Federal Law "On the Industrial Policy of the Russian Federation".

The author believes that the harmonization of Russian legislation in terms of building uniform requirements and criteria for eco-technoparks, as well as measures of state support in relation to entities operating within eco-technoparks at the federal level, will more effectively contribute to the creatio n of a system of eco-technoparks in the Russian Federation than the development of no rmative acts on eco-technoparks in individual constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: eco-technoparks, eco-industrial parks, waste, waste processing, industrial technology parks, public-private partnership, cluster.

References

1. Vorotnikov A. M., Bazenov I. N., Lyzin D. N. [Ecotechnoparks: development prospects, priority areas of implementation and features of financing]. Problemy nacional'noj strategii [Problems of the national strategy], 2019, no. 4(55), pp. 144-155.

2. Doklad UNIDO Eco-industrial parks achievements and key insights from the global RECP programme 2012-2018. Available at: www.unido.org/sites/default/files/files/2019-027UNIDO_EIP_Achievements_Publication_Final_0.pdf.

3. Dubincina S., Dorohov A., Maksimova A. Ekotehnoparki Rossii [Ecotechnoparks of Russia]. Lecap, 2019, 104 p.

4. Evtuhov V. L., Smirnova T. S., Mar'ev V. A. Analiz mirovogo opyta organizacii eko-promyslennyh parkov i realizacii principov ekonomiki zamknutogo cikla [Analysis of the world experience in the organization of eco-industrial parks and the implementation of the principles of the clo sed-cycle economy]. Moscow, 2019, 183 p.

5. Kvanina V. V. [Public-private partnership in the field of environmental protection]. Vestnik YuUrGU. Seriya: «Pravo» [Bulletin of SUSU. Series: "Law "], 2021, no. 3, pp. 85-92. (in Russ.)

6. Koroleva L. P., Ermakova E. R., Dobrolubskaa E. L. [Development of the regulatory frame-wo rk as a factor in attracting investment in the resource recycling industry]. Naucnyj zurnal NIU ITMO. Seria Ekonomika i ekologiceskij menedzment [Scientific journal of the National Research University ITMO. Economics and Environmental Management Series], 2019, no. 3, pp. 39-49. (in Russ.)

7. Korotkovskaa E. S., Malinskij I. G. [Russian technoparks as an innovative element of the waste management system]. Tendencii ekonomiceskogo razvitia v XXI veke: Materialy II Mezdunarodnoj naucnoj konferencii [Trends of economic development in the XXI century: Materials of the II International Scientific Conference]. Minsk, 28 fevrala 2020, pp. 165-167. (in Russ.)

8. Lubarskaa M. A., Putinceva N. A., Cekalin V. S. Koncepcia povysenia energeticeskoj effektivnosti infrastruktury goroda na baze razvitia ekoindustrial'nyh parkov [The concept of improving the energy efficiency of the city's infrastructure based on the development of industrial parks]. St. Petersburg, 2018, 99 p.

9. Mar'ev V. A., Golub O. V., Smirnova T. S., Sirokov V. A. [The role of eco-industrial parks in integrated resource management in the Russian Federation]. Geoekologia [Geoecology], 2020, no. 3, pp. 120-126. (in Russ.)

10. Mar'ev V. A., Smirnova T. S. [Formation of the ecotechnopark system in the conditions of the Russian Federation]. Tverdye bytovye othody [Solid household waste],2017, no. 4, pp. 12-15. (in Russ.)

11. Park po pererabotke polimerov v blizajsee vrema poavitsa v Celabinskoj oblasti [A polymer pro cessing park will soon appear in the Chelyabinsk region]. Available at: mineco174.eps74.ru/Publications/News/Show?id=2272.

12. Curkan M. V., Lubarskaa M. A. [Development of technoparks within the framework of project management]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Ekonomika i upravlenie [Bulletin of the Tver State University. Series: Economics and Management], 2018, no. 3, pp. 80-89. (in Russ.)

13. Seveleva O. V. [Ecotechnopark - 14 years of evolution from idea to implementation].

Tverdye bytovye othody [Solid household waste], 2019, no. 5, pp. 36-40. (in Russ.)

Alena Vyacheslavovna Spiridonova - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of Business, Competition and Ecological Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: spiridonovaav@susu.ru.

Received 26 August 2021.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Спиридонова, А. В. К вопросу о неопределенности правового положения экотехнопарков в Российской Федерации / А. В. Спиридонова // Вестник ЮУр-ГУ. Серия «Право». - 2021. - Т. 21, № 4. - С. 71-78. Ш1: 10.14529Ла%210411.

FOR CITATION

Spiridonova A. V. To the issue of the uncertainty of the legal status of eco-technoparks in the Russian Federation. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2021, vol. 21, no. 4, pp. 71-78. (in Russ.) DOI: 10.14529/law210411.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.