Научная статья на тему ' управление экотехнопарками арктической зоны России: развитие в рамках проектных решений'

управление экотехнопарками арктической зоны России: развитие в рамках проектных решений Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
257
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экотехнопарк / Арктическая зона России / управление / проектный подход / управленческие решения / экологическая безопасность. / eco-industrial park / Arctic zone of decisions / ecological safety.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Цуркан Марина Валериевна, Любарская Мария Александровна, Воротников Александр МихайЛович, Тарасов Борис Александрович

Актуальность исследования обусловлена проблемами обращения с отходами на территории Арктической зоны России и экологической безопасности территории, часть из которых может быть решена в процессе создания и функционирования экотехнопарков на основе проектного подхода. Цель статьи заключается в систематизации представлений о возможностях применения проектного управления для развития экотехнопарков в Арктической зоне России. В статье уточнено понятие «экотехнопарк», применение которого правомерно для российской практики. Предложены основания для классификации экотехнопарков. Представлена концепция реализации проектного управления для развития экотехнопарков. Обозначены основные вызовы реализации проектного подхода на территории Арктической зоны России. Результаты исследования представляют практическую значимость для публичной власти, руководящих органов и участников экотехнопарков, специалистов в области обращения с отходами, ученых, исследующих эколого-экономические и управленческие аспекты развития Арктической зоны России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Цуркан Марина Валериевна, Любарская Мария Александровна, Воротников Александр МихайЛович, Тарасов Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF ECO- INDUSTRIAL PARKS IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA: DEVELOPMENT IN THE FRAME- WORK OF PROJECT ORIENTED DECISIONS

The relevance of the study is due to the problems of waste management in the Arctic zone of Russia and the environmental safety of this territory. Some of the existing problems can be solved in the process of creation and operation of environmental parks based on the project oriented decisions. The purpose of the article is to systematize ideas about the possibilities of applying project management for the development of eco-industrial parks in the Arctic zone of Russia. The article clarifies the concept of «ecoindustrial park» valid for Russian practice and propose grounds for the classification of eco-industrial parks. The concept of project management implementation for the development of eco-industrial parks is presented. The main challenges for the implementation of the project approach in the Arctic zone of Russia are outlined. The results of the research are of practical importance for public authorities, the governing body and participants of eco-industrial parks, specialists in the field of waste management, scientists studying the environmental, economic and managerial aspects of the development of the Arctic zone of Russia.

Текст научной работы на тему « управление экотехнопарками арктической зоны России: развитие в рамках проектных решений»

100

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2019. № 1(35)

УДК 338.28

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОТЕХНОПАРКАМИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ: РАЗВИТИЕ В РАМКАХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

М.В. Цуркан, М.А. Любарская, А.М. Воротников, Б.А. Тарасов

Актуальность исследования обусловлена проблемами обращения с отходами на территории Арктической зоны России и экологической безопасности территории, часть из которых может быть решена в процессе создания и функционирования экотехнопарков на основе проектного подхода. Цель статьи заключается в систематизации представлений о возможностях применения проектного управления для развития экотехнопарков в Арктической зоне России. В статье уточнено понятие «экотехнопарк», применение которого правомерно для российской практики. Предложены основания для классификации экотехнопарков. Представлена концепция реализации проектного управления для развития экотехнопарков. Обозначены основные вызовы реализации проектного подхода на территории Арктической зоны России. Результаты исследования представляют практическую значимость для публичной власти, руководящих органов и участников экотехнопарков, специалистов в области обращения с отходами, ученых, исследующих эколого-экономические и управленческие аспекты развития Арктической зоны России.

Ключевые слова: экотехнопарк; Арктическая зона России; управление; проектный подход; управленческие решения; экологическая безопасность.

M.V. Tsurkan, M.A. Lubarskaya, A.M. Vorotnikov, B.A. Tarasov. MANAGEMENT OF ECO-INDUSTRIAL PARKS IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA: DEVELOPMENT IN THE FRAMEWORK OF PROJECT ORIENTED DECISIONS

The relevance of the study is due to the problems of waste management in the Arctic zone of Russia and the environmental safety of this territory. Some of the existing problems can be solved in the process of creation and operation of environmental parks based on the project oriented decisions. The purpose of the article is to systematize ideas about the possibilities of applying project management for the development of eco-industrial parks in the Arctic zone of Russia. The article clarifies the concept of «eco-industrial park» valid for Russian practice and propose grounds for the classification of eco-industrial parks. The concept of project management implementation for the development of eco-industrial parks is presented. The main challenges for the implementation of the project approach in the Arctic zone of Russia are outlined. The results of the research are of practical importance for public authorities, the governing body and participants of eco-industrial parks, specialists in the field of waste management, scientists studying the environmental, economic and managerial aspects of the development of the Arctic zone of Russia.

Keywords: eco-industrial park; Arctic zone of Russia; management; project approach; managerial decisions; ecological safety.

В настоящее время многочисленными исследованиями [1; 4] подтверждается актуальность проблем очистки от металлосодержащих отходов Арктического побережья России от Мурманска до Певека и большинства островов Арктической зоны Российской Федерации. Эти отходы образованы остатками проржавевших судов и механизмов, машин, контейнеров, двухсотлитровых бочек и цистерн из-под нефтепродуктов.

В регионах Арктической зоны укрупненно можно выделить пять основных экологических проблем, требующих принятия и реализации управленческих решений:

- загрязнение окружающей среды;

- изменение биологического разнообразия и сокращение запасов биоресурсов;

- деградация земель и нарушение условий землепользования;

- ухудшение среды обитания коренного населения Арктических регионов России и условий их традиционного природопользования;

- негативные последствия и угрозы происходящих глобальных изменений климата.

Самые значительные накопления загрязняющих веществ и нарушения арктических природных ландшафтов происходили еще в 1930-1980-х гг., когда шел процесс интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов в регионах Севера России. В те годы удельный вес предприятий по добыче и переработке природных ресурсов, функционирование которых сопровождалось образованием значительного количества твер-

дых, жидких и газообразных отходов, составлял около 70 % от общей массы объектов [4].

Среди областей народного хозяйства, внесших наибольший вклад в загрязнение территории импактных районов Арктической зоны России, необходимо отметить цветную металлургию, горнодобывающую и горнометаллургическую промышленность, атомную и тепловую энергетику, целлюлозно-бумажную промышленность, сферу добычи и транспортировки углеводородного сырья, военные объекты, научные станции и посты гидро-ме-теослужбы.

Среди импактных районов к особо загрязненным следует отнести: Кольский, Северодвинский (Архангельский), острова Арктической зоны России, Новоземельский (наземно-морской), Тимано-Печорский, Воркутинский, Норильский, Яно-Индигирский, Чукотский [4]. Например, на острове Белый выявлено 42 источника загрязнений, наибольший объем среди которых - отходы древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений (99 %), далее - бочки (1 %); лом и отходы черных металлов (0,1 %); бытовые отходы (менее 0,1 %); аккумуляторы свинцовые, отработанные и брак (менее 0,1 %); мусор строительный от разборки зданий (менее 0,1 %) и т.д.

Решение обозначенных проблем требует:

- внедрения новых технологий, в том числе для очистки территории островов, прибрежных зон и акваторий арктических морей от антропогенных загрязнений;

- проведения научных исследований по оценке номенклатуры и количественных характеристик негативных воздействий (рисков) на окружающую среду на всей территории Арктики;

- проведения прогнозных оценок типов и количества образующихся опасных отходов, выбросов вредных веществ;

- создания технологии сбора и переработки накопленных опасных отходов с учетом климатических условий [4].

Институциональной средой выполнения данных требований могут стать особые кластеры - Арктические экотехнопарки.

Лучшие зарубежные практики показали, что из 100 % отходов можно получить 25 % сертифицированного топлива для производства электрической и тепловой энергии, 5 % вторичных материальных ресурсов, 40 % компоста, техногенного грунта и только 20 % - это остаток, который в прессованной форме может быть отправлен на полигонное захоронение [5].

Актуальны проблемы энергоснабжения для

Арктической зоны России, ее регионы в целом характеризует:

- высокая энергоемкость и низкая эффективность добычи природных ресурсов, издержки северного производства при отсутствии эффективных компенсационных механизмов, низкая производительность труда;

- неразвитость энергетической системы, а также нерациональная структура генерирующих мощностей, высокая себестоимость генерации и транспортировки электроэнергии.

Безусловно, арктические регионы - это регионы с особыми климатическими условиями. При этом первый опыт создания экотехнопар-ка уже получен на территории Мурманской области, и для данного кластера актуальным становится процесс организации его работы, принятия адекватных управленческих решений, что может быть реализовано в рамках проектного подхода. Не менее важным является увеличение количества самих экотехнопар-ков на территории Арктической зоны России, которое может быть реализовано также в рамках проектов. Отмеченная двунаправленность остается практически не изученной в научной литературе и будет представлена в данном исследовании.

В мировой практике понятие «экотехно-парк» чаще всего трактуется как промышленное объединение предприятий в сотрудничестве и взаимодействии, повышении эффективности использования природных ресурсов посредством использования системного подхода. Цель создания экотехнопарков заключается в достижении экономических, природоохранных и социальных выгод при одновременном сокращении объемов использования первичных материальных и энергетических ресурсов, вовлечении в производственный оборот вторичных ресурсов, снижении уровня экологического воздействия действующих промышленных объектов и ликвидации накопленного экологического ущерба [2].

Наличие промышленной составляющей в определении понятия «экотехнопарка» не позволяет его отождествлять с понятием «промышленный технопарк», которое, безусловно, шире. Критерии отнесения промышленного технопарка к экотехнопарку:

- наличие обмена материальными и энергетическими ресурсами как внутри парка, так и с удаленными партнерами;

- организация каскадной системы водообе-спечения и комплексной водоочистки сточных вод резидентов (арендаторов) экотехнопарка, а также коммунальных сточных вод близко расположенных населенных пунктов;

- организация общей системы управления материальными и энергетическими ресурсами экотехнопарка посредством определения координационного центра и (или) «якорного арендатора»;

- использование общей инфраструктуры парка, в том числе административной, транспортной, систем энерго- и водообеспечения, обращения с отходами экотехнопарка.

Координационный центр экоиндустриаль-ного парка - руководящий орган экотехнопарка, одной из основных функций которого является поиск и развитие возможностей для реализации сетевых обменов материальными и энергетическими ресурсами внутри предприятий экоинду-стриального парка и за его пределами.

Якорный резидент экотехнопарка - его ключевая организация, которая обеспечивает большую часть материальных и энергетических потоков для промышленного симбиоза:

- физический якорный арендатор (например, энергетическая компания, крупное промышленное предприятие);

- институциональный якорный арендатор (например, научно-технический университет).

По нашему мнению, ключевым отличием технопарка и экоиндустриального парка является функционирование последних на основе принципов промышленного симбиоза, который подразумевает:

- повторное использование побочных продуктов и (или) отходов - обмен специфичными для определенного производства материалами между двумя или более компаниями для замещения использования коммерческих продуктов или сырья;

- совместное использование коммунальных услуг (инфраструктурных объектов) - совместное использование и управление такими ресурсами, как энергия, вода, электричество и тепло, а также совместная эксплуатация водоочистных сооружений и газоочистного оборудования;

- совместное обеспечение услуг, т.е. удовлетворение общих потребностей компаний в отношении реализации вспомогательных видов деятельности, таких как обеспечение противопожарной безопасности, транспортировка и др.

Авторский подход, используемый также отечественными практиками, позволяет предложить следующую трактовку понятия «экотехнопарк»: это комплекс технологических решений, оборудований, сооружений, обеспечивающих единый технологический процесс, конечная цель которого - производство продукции из вторичного сырья.

Для систематизации представлений об эко-технопарках, которые могут быть созданы на

территории России в рамках действующего правового поля, может быть предложена классификация по следующим основаниям: в зависимости от ориентации на тип отходов; в зависимости от источников образования потоков материальных и энергетических ресурсов; в зависимости от наличия ключевой организации, генерирующей большую часть обменных потоков материальных и энергетических ресурсов; в зависимости от уровня локализации.

Так, например, рассморим экотехнопарки в зависимости от уровня локализации.

Федеральный экотехнопарк - производство готовой продукции из вторичного сырья, поставляемого из региональных экотехнопарков общей мощностью не менее 1,5 млн т. Представляет собой объединение операторов по обработке и переработчиков.

Региональный экотехнопарк - деятельность направлена на минимизацию захоронения путем максимального отбора полезных фракций, утилизации отдельных видов отходов и обезвреживания органических, медицинских, биологических и прочих отходов в зависимости от специфики субъекта (доля обезвреживания и утилизации - 60-80 %). Объединение операторов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Зона деятельности регионального оператора.

Корпоративные или городские экотехно-парки в первую очередь направлены на решение соответствующих проблем городского сообщества.

Как было отмечено ранее, двунаправлен-ность проектного подхода для развития экотех-нопарков в Арктической зоне России подразумевает реализацию проектов для их создания и использования метода управления для организации работы кластеров (рисунок).

Создание экотехнопарков на территории Арктической зоны России может быть реализовано в рамках проектов государственно-частного партнерства, концессионных проектов, специальных инвестиционных контрактов. Совокупный объем планируемых бюджетных инвестиций в отрасли функционирования экотех-нопарков в рамках исследуемой территории до 2030 г. составляет 12 %, с учетом необходимости обеспечения логистической взаимосвязи между объектами кластера - 20 %. При этом на территории Арктической зоны России заключено лишь несколько концессионных соглашений с региональными органами власти, только в Мурманской и Архангельской областях.

Мурманская область, благодаря созданному в регионе инвестиционному климату, является лучшим образцом применения проектного под-

хода для развития инфраструктуры региона. Только в 2017 г. властью области было заключено 4 концессионных соглашения и 1 специальный инвестиционный контракт. Всего в регионе действуют 16 соглашений и контрактов, в рамках которых предусмотрено вложение 107 млрд руб. инвестиций, создание более 18 тыс. рабочих мест.

Проект создания экотехнопарка в Мурманской области реализуется на территории г. Мурманска, ЗАТО г. Североморск, ЗАТО Александровск, ЗАТО п. Видяево, ЗАТО г. Заозерск, а также Кольского и Печенгского районов.

Правительство Мурманской области (кон-цендент) предоставляет созданные в рамках проекта объекты на 40 лет концессионеру АО «Управление отходами». Проект подразумевал ввод в действие в течение 2018 г. полигона мощностью 250 тыс. т в год, мусоросорти-ровочного комплекса мощностью 180 тыс. т в год, мусороперерабатывающих станции общей мощностью 70 тыс. т в год. Объем частных инвестиций, привлеченных для решения экологических проблем, - 1,86 млрд руб. В результате проекта планируется закрытие 5 свалок, запуск системы обязательной обработки отходов, внедрение системы обращения от сбора и вывоза до обработки и утилизации, выстроен контроль за незаконным размещением твердых коммунальных отходов.

Объекты проекта полностью соответствуют требованиям законодательства России в области охраны окружающей среды и обеспечивают минимальное воздействие на экосистему Мурманской области. При реализации проекта применены российские технологии и оборудование, учитывающие тяжелые климатические характеристики Мурманской области [1].

Для расчета бюджетной эффективности

реализации проектов создания экотехнопарков в рамках отмеченных проектных механизмов может быть использована следующая формула:

ВЕ = £

+ Рр - RB

г=1 (1 + SrУ

где Dtk - ожидаемые доходы бюджета региона Арктической зоны России от функционирования экотехнопарка за каждый год расчетного периода, тыс. руб.;

Dtp - экономия средств бюджета региона Арктической зоны России от функционирования экотехнопарка за каждый год расчетного периода, тыс. руб.;

RB - расходы бюджета региона Арктической зоны России от функционирования эко-технопарка за каждый год расчетного периода, тыс. руб.;

Sr - ставка рефинансирования, установленная Центральным банком Российской Федерации на момент проведения расчетов;

t - расчетный период оценки бюджетного эффекта, от 1:тт = 1 году до ^ = планируемый период эксплуатации и обслуживания экотех-нопарка в рамках конкретного проекта, реализуемого на территории региона Арктической зоны России.

Реализацию проекта создания экотехно-парка для региона Арктической зоны России следует считать эффективной в случае, если в результате расчета бюджетной эффективности получен результат > 1.

Реализация проектного управления экотех-нопарками Арктической зоны России подразумевает осуществление подхода к управлению его деятельностью, предполагающего образование проектов как способа решения задач, стоящих перед руководством экотехнопарка. В указанном контексте проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных

Направления реализации проектного подхода для развития экотехнопарков в Арктической зоне России

(предложено авторами)

Вызовы реализации проектных решений для развития экотехнопарков на территории Арктической зоны России*

Вызов Значение Меры воздействия (примечание)

Климатические и географические особенности - низкие температуры, влияющие на условия работы людей, требования к технике и ее ускоренный износ; - большое количество осадков и образования снега в зимний сезон; - короткий строительный сезон; исключительные сложности в подборе земельного участка под полигон, соответствующего законодательству - софинансирование значимых и капиталоемких проектов со стороны государства, для уменьшения тарифа, а соответственно, нагрузки на население региона -использование средств экологического сбора; - изменение законодательства в части периодичности вывоза ТКО и предельного срока накопления отходов за счет использования современных технологий накопления и контейнеров; - законодательная поддержка переработки вторичных материальных ресурсов, использования технологий переработки части ТКО в топливо; - налоговые льготы для переработчиков вторичных материальных ресурсов (нДс, НДФЛ), преференции при госзаказе; - внедрение зеленых тарифов для транспортировки отходов до мест утилизации

Демографические особенности - территории с ограниченным или отсутствующим транспортным доступом - острова, труднодоступные зимой поселения; - большие расстояния между населенными пунктами, обширные незаселенные территории и белые пятна; - сокращающееся население - ограничения по органическому росту рынка; - сложности по поиску квалифицированного персонала

Завышенные цены на ресурсы, недостаток предложения ресурсов - значительные инвестиционные и эксплуатационные затраты; - повышенные цены на горюче-смазочные материалы, фонд оплаты труда, дополнительные социальные выплаты; - рынок поставщика со стороны строительных компаний, поставщиков металлоконструкций, бетона, кадровых ресурсов в силу ограниченности предложения и удаленности производств

Удаленность от основных рынков производства и сбыта - значительное удаление от рынков сбыта для продукции переработки ТКО; - ограниченный рынок, отсутствие экономии от масштаба, высокое транспортное плечо и высокие расценки - нерентабельность переработки отходов

Отсутствие институциональной среды в регионах для реализации проектов создания экоиндуст-риальных парков - не определен уполномоченный орган в сфере ГЧП, концессий и специальных инвестиционных контрактов; - не определен межведомственный орган, ответственный за рассмотрение инициируемых проектов ГЧП и выработку политики в сфере ГЧП, концессий и специальных инвестиционных контрактов; - не создан специализированный информационный ресурс в сфере ГЧП, концессий и специальных инвестиционных контрактов; - не определен перечень объектов, в отношении которых планируется заключение соглашений ГЧП, концессий и специальных инвестиционных контрактов Институциональная среда создана на территории Мурманской области

Квалификационные требования к участникам реализации проектного подхода Внедрение проектного управления для развития экоиндустриальных парков в регионах Арктической зоны России требует от участников его реализации наличия проектных компетенций. Проектные компетенции - это тип профессиональных компетенций, формирующих знания и умения у работников структур, включенных в состав экоиндуст-риального парка, для реализации проектного управления в соответствии с выполняемой ролью в проекте - вахтовое привлечение специалистов; - обучение по программам дополнительного образования

* Составлено авторами на основе [1]

на утилизацию или переработку определенного вида отходов в условиях временных и ресурсных ограничений для получения измеримого результата, полученного проектной командой (временной организационной структурой). Каждый проект рассматривается как объект управления, который требует планирования, организации и контроля трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов, используемых на эффективное достижение целей проекта.

Применение проектного управления для развития экотехнопарков рассматривается как наиболее эффективный метод организации их деятельности, так как каждый проект - это производственная, инновационная бизнес-единица. Команда проекта достигает результаты посредством применения современных методов, техники и технологий. Таким образом, реализация каждого проекта - это переход на новый качественный уровень, т.е. развитие.

Команда проекта формируется из числа участников экотехнопарка. Участниками эко-индустриального парка являются резиденты (арендаторы), а также представители местной (региональной) власти, экспертных сообществ, отраслевых ассоциаций, союзов, научно-исследовательские институты и другие заинтересованные стороны.

Резидент (арендатор) экотехнопарка -предприятие, участвующее в промышленном симбиозе и (или) пользующееся комплексными услугами экоиндустриального парка (административными, инфраструктурными), промышленное предприятие, которое принимает в качестве входного потока воду, энергию и материальные ресурсы и производит продукты, воду, энергию и отходы [3].

Руководителем проекта может быть менеджер любой из приведенных ранее структур и для каждого проекта определяется индивидуально. При наличии в экотехнопарке якорного резидента он также может входить в команду проекта или выполнять функции проектного офиса-кластера.

Реализация проектного управления для развития экотехнопарков предполагает наличие в его структуре проектного офиса - подразделения, отвечающего за методологическое и организационное обеспечение проектного управления в экотехнопарке, планирование и контроль портфеля проектов, внедрение и развитие информационной системы планирования и мониторинга проектов, формирование сводной отчетности по проектам. Проектный офис может одновременно являться его координационным центром или осуществлять свою деятельность во взаимосвязи с последним.

Проекты, направленные на решение однотипных или взаимосвязанных задач, могут объединяться в программу, совокупность проектов и программ, формировать портфель экотехнопарка. Основные вызовы реализации проектных решений для развития экотехнопарков на территории Арктической зоны представлены в таблице.

Таким образом, распространение исследуемого типа управления экотехнопарками может столкнуться с рядом сложностей: от климатических и географических до отсутствия проектных компетенций у потенциальных участников проектов, в первую очередь региональных органов власти и работников организаций-резидентов экотехнопарков.

Список литературы

1. Барзыкин Е.М. Инфраструктурные проекты в Арктической зоне: уникальные технологии и стандартные финансовые решения. URL: https:// investinfra.ru (дата обращения: 04.01.2019).

2. Марьев В.А., Смирнова Т.С. Факторы успеха экотехнопарков в мире // Твердые бытовые отходы. 2017. № 2 (128). С. 14-17.

3. Марьев В.А., Смирнова Т.С. Формирование системы экотехнопарков в условиях РФ // Твердые бытовые отходы. 2017. № 3 (129). С. 21-23.

4. Соколов Ю.И. Арктика: к проблеме накопленного экологического ущерба // Арктика: экология и экономика. 2013. № 2 (10). С. 18-27.

5. Экотехнопарки России // Твердые бытовые отходы. 2018. № 1 (138). С. 55-56.

References

1. Barzy'kin Е.М. Infrastrukturnye proekty' v Arkticheskoj zone: unikal'ny'e tekhnologii i stan-dartny'e finansovy'e resheniya [Infrastructure projects in the Arctic zone: unique technologies and standard financial solutions]. URL: https:// investinfra.ru (data obrashcheniya: 04.01.2019).

2. Mar'ev V.A., Smirnova T.S. Faktory' us-pekha e'kotekhnoparkov v mire [Success factors ekotermoprom in the world] // Tverdy'e by'tovy'e otkhody'. 2017. № 2 (128). S. 14-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Mar'ev V.A., Smirnova T.S. Formirovanie sistemy' e'kotekhnoparkov v usloviyakh RF [The formation of a system ekotermoprom in the Russian Federation] // Tverdy'e by'tovy'e otkhody'. 2017. № 3 (129). S. 21-23.

4. Sokolov Yu.I. Arktika: k probleme nakop-lennogo e'kologicheskogo ushherba [The Arctic: the problem of accumulated environmental damage] // Arktika: e'kologiya i e'konomika. 2013. № 2 (10). S. 18-27.

5. E'kotekhnoparki Rossii // Tverdy'e by'tovy'e otkhody'. 2018. № 1 (138). S. 55-56.

ЦУРКАН Марина Валериевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления. Институт экономики и управления Тверского государственного университета. Россия. Тверь. E-mail: 080783@list.ru.

ЛЮБАРСКАЯ Мария Александровна - доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и территориального управления. Санкт-Петербургский государственный экономический университет; заведующий кафедрой экономики и управления. Балтийская академия туризма и предпринимательства. Россия. Санкт-Петербург. E-mail: lioubarskaya@mail.ru.

ВОРОТНИКОВ Александр Михайлович - кандидат химических наук, PhD (экономика), доцент кафедры государственного регулирования экономики. Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; эксперт Экспертного центра ПОРА (проектный офис развития Арктики). Россия. Москва. E-mail: vdep14@yandex.ru.

ТАРАСОВ Борис Александрович - кандидат медицинских наук, директор Экспертного центра ПОРА (проектный офис развития Арктики). Россия. Москва. E-mail: tarasov@porarctic.ru.

TSURKAN, Marina Valerievna - PhD, Associate Professor of the Department of Public Administration. Institute of Economics and Management of the Tver State University. Russia. Tver. E-mail: 080783@list.ru.

LUBARSKAYA, Maria Alexandrovna - Doctor of Sciences (Economics), Professor of the Department of State and Territorial Management. Saint Petersburg State University of Economics; Head of the Department of Economics and Management. Baltic Academy of Tourism and Entrepreneurship. Russia. Saint Petersburg. E-mail: lioubarskaya@mail.ru.

VOROTNIKOV, Alexander Mikhailovich - Candidate of Sciences (Chemistry), PhD (Economics), Associate Professor of the Department of State Regulation of Economy. Institute of Social Sciences of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Expert of the Expert Center ADPO (Arctic Development Project Office). Russia. Moscow. E-mail: vdep14@yandex.ru.

TARASOV, Boris Alexandrovich - Candidate of Sciences (Medical), General Director of the Expert Center ADPO (Arctic Development Project Office). Russia. Moscow. E-mail: tarasov@ porarctic. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.