Научная статья на тему 'Роль эко-индустриальных парков в комплексном управлении ресурсами в Российской Федерации'

Роль эко-индустриальных парков в комплексном управлении ресурсами в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обращение с отходами / система планирования / эко-индустриальный парк / промышленный симбиоз / ресурсная эффективность / waste management / plan system / eco-industrial park / industrial symbiosis / resource efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. А. Марьев, О. В. Голуб, Т. С. Смирнова, В. А. Широков

В условиях современной социально-экономической ситуации в Российской Федерации, а также для выполнения целевых показателей, определенных национальными проектами, необходимо применять новые подходы во всех сферах управления. Сфера обращения с отходами не является исключением. В соответствии с иерархией методов обращения с отходами приоритетными направлениями являются предотвращение и минимизация образования, использование материального или энергетического потенциала отходов. Развитие этих направлений подразумевает комплексное использование ресурсов, включая техногенные, полученные из отходов, и ресурсосберегающих технологий во всех отраслях промышленности. В статье определены роль и возможности эко-индустриальных парков (экотехнопарков) в комплексном управлении ресурсами в Российской Федерации. В экотехнопарках потоки отходов используются с целью замещения части природных ресурсов, включая энергетические, или для производства новой продукции из вторичных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В. А. Марьев, О. В. Голуб, Т. С. Смирнова, В. А. Широков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF ECO-INDUSTRIAL PARKS IN THE INTEGRATED RESOURCE MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the current socio-economic situation in the Russian Federation, it is necessary to apply new approaches in all fields of management. The sphere of waste management is no exception. In accordance with the hierarchy of waste management methods, the priority ways are the prevention and minimization of waste generation and the use of the material or energy potential of waste. The development of these ways includes the integrated use of natural resources and ones obtained from waste and resource-saving technologies in all industries. The article identifies the role and opportunities of eco-industrial parks in the integrated resource management in the Russian Federation. In eco-industrial parks, waste streams are used to replace consumption of natural resources, including energy or to produce new products from secondary resources.

Текст научной работы на тему «Роль эко-индустриальных парков в комплексном управлении ресурсами в Российской Федерации»

Геоэкология

УДК 502.335

РОЛЬ ЭКО-ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ В КОМПЛЕКСНОМ УПРАВЛЕНИИ РЕСУРСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Б01: 10.24411/1728-323Х-2020-13120

В. А. Марьев, советник директора, О. В. Голуб, начальник отдела методологии ресурсосбережения ФГАУ НИИ «Центр экологической промышленной политики», Т. С. Смирнова, канд. техн. наук, заместитель начальника отдела методологии ресурсосбережения, доцент кафедры промышленной экологии, ФГАУ НИИ «Центр экологической промышленной политики», smirnova.ts@gubkin.ru, РГУнефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, В. А. Широков, канд. техн. наук, профессор кафедры промышленной экологии, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина

В условиях современной социально-экономической ситуации в Российской Федерации, а также для выполнения целевых показателей, определенных национальными проектами, необходимо применять новые подходы во всех сферах управления. Сфера обращения с отходами не является исключением.

В соответствии с иерархией методов обращения с отходами приоритетными направлениями являются предотвращение и минимизация образования, использование материального или энергетического потенциала отходов. Развитие этих направлений подразумевает комплексное использование ресурсов, включая техногенные, полученные из отходов, и ресурсосберегающих технологий во всех отраслях промышленности.

В статье определены роль и возможности эко-индустриальных парков (экотехнопарков) в комплексном управлении ресурсами в Российской Федерации. В экотехнопарках потоки отходов используются с целью замещения части природных ресурсов, включая энергетические, или для производства новой продукции из вторичных ресурсов.

In the current socio-economic situation in the Russian Federation, it is necessary to apply new approaches in all fields of management. The sphere of waste management is no exception.

In accordance with the hierarchy of waste management methods, the priority ways are the prevention and minimization of waste generation and the use of the material or energy potential of waste. The development of these ways includes the integrated use of natural resources and ones obtained from waste and resource-saving technologies in all industries.

The article identifies the role and opportunities of eco-industrial parks in the integrated resource management in the Russian Federation. In eco-industrial parks, waste streams are used to replace consumption of natural resources, including energy or to produce new products from secondary resources.

Ключевые слова: обращение с отходами, система планирования, эко-индустриальный парк, промышленный симбиоз, ресурсная эффективность.

Keywords: waste management, plan system, eco-industrial park, industrial symbiosis, resource efficiency.

Введение. По данным «Государственного доклада об охране окружающей среды», в 2018 году на территории Российской Федерации образовалось 7,27 млрд т отходов. Значительную долю этого объема составляют отходы добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств.

Объем образования твердых коммунальных отходов в 2018 году составил 53,9 млн т, из них только 10 % были отправлены на мусороперера-батывающие заводы [1].

Сбор твердых коммунальных отходов (ТКО) в городах и населенных пунктах осуществляется преимущественно смешанным способом, несмотря на то, что с 1 января 2020 года законодательно введен обязательный раздельный сбор ТКО. Применение смешанного сбора не только снижает объемы выбора вторичных ресурсов, но и увеличивает нагрузку на полигоны. На сегодняшний день основным для Российской Федерации способом обращения с отходами по-прежнему остается размещение на полигонах. Нестабильность рынка и качественного состава вторичных ресурсов, поступающих с предприятий сортировки, препятствуют развитию сферы утилизации отходов. Объем вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот, по разным оценкам, не превышает 8 % [1].

Точечное введение в эксплуатацию новых современных комплексов по обработке отходов и модернизация действующих не решают проблему

роста объемов отходов, которые захораниваются на полигонах, временно складируются на объектах размещения. Большинство территориальных схем обращения с отходами (далее терсхем) в регионах предусматривают создание новых полигонов. Комплексное развитие инфраструктуры и межрегиональное сотрудничество в управлении отходами не предусматривается. Источники образования и направления движения промышленных и сельскохозяйственных отходов в терсхемах не учитываются, либо приводятся справочно, без проведения необходимой инвентаризации потоков предприятий. Закрытие полигонов, выработавших свой срок эксплуатации, предусмотренное в ряде терсхем, также не является решением вопроса о сокращении количества отходов, размещаемых на полигонах и несанкционированных свалках.

Вместе с тем любая информация в СМИ об открытии промышленных комплексов по обращению с отходами вызывает негативную реакцию со стороны жителей. Другими словами, существует высокий уровень недоверия к власти и уверенность в том, что любой «мусорный» объект будет представлять из себя либо свалку, либо мусоросжигательный завод и никак иначе. Это связано с низким уровнем информированности населения о возможностях современных технологий глубокой переработки отходов, улавливания запахов, сбора фильтрата, обеспечения комплексной безопасности объектов обращения с отходами; перспективах мусорной реформы, направленной не только на сокращение объектов размещения отходов на полигонах, но и их максимальное вовлечение в экономический оборот. Еще одной причиной отсутствия доверия населения в этом вопросе является бессистемность работы по созданию инфраструктуры обращения с отходами.

Состояние вопроса. Федеральные и региональные органы власти предпринимают усилия для решения вопроса упорядочивания системы обращения с отходами. Государственная корпорация «Росатом» назначена федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, создана новая государственная компания «Российский Экологический Оператор» в виде публично-правовой компании (ППК «РЭО»), которая отвечает за формирование комплексной системы обращения с ТКО. Регионами разработаны территориальные схемы обращения с отходами; введена система расширенной ответственности производителя (в настоящее время подготовлен проект Концепции совершенствования РОП). Однако и здесь отсутствие системного подхода в организации этих институтов приводит к сбою в их работе.

В целях установления контроля над обращением со всеми видами отходов разрабатываются инициативы по созданию Федерального оператора по управлению отходами 111—ГУ класса опасности (основных крупнотоннажных отходов), однако, как и в отношении остальных отходов, инициаторы опираются на необходимость введения тарифа на обращение с этим видом отходов и задействование, в первую очередь, государственных бюджетных средств для решения проблемы с накоплением промышленных отходов. Оценка экономической целесообразности применения промышленных отходов в инфраструктурных проектах, а вместе с тем и оценка ресурсной эффективности не проводится. Намерения создать новую инфраструктуру в сфере промышленного развития, обращения с отходами на принципах межрегионального подхода, разработать эффективную транспортно-логистическую систему с применением наилучших технологий и снижением экологических рисков пока остается только на бумаге. В реальности планируется строительство более двух десятков новых мусоросжигательных заводов.

Согласованная государственная политика в сфере повышения ресурсоэффективности в РФ в настоящее время также не проводится. Система государственного стратегического планирования и управления проектной деятельностью на протяжении последних десяти лет определяет цели и задачи в сфере ресурсной эффективности, которые последовательно не выполняются ввиду несовершенной структуры управления и отсутствия соответствующего правового регулирования. А низкие платежи за негативное воздействие на окружающую среду не мотивируют предприятия к применению более рациональных методов обращения с отходами.

Получается, что государство в отношении управления отходами и вторичными ресурсами действует в режиме «управления чрезвычайными ситуациями», определяя отдельные ведомства с конкретными полномочиями для решения специализированных задач. Действия эти хаотичны, поэтому и не приводят к ожидаемым результатам. Цели, которые государство планирует достичь в итоге, хоть и достаточно спорно, но определены в таких документах, как Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года (далее Стратегия), принятая 25 января 2018 году, и в национальном проекте «Экология», Дорожная карта которого утверждена 24 сентября 2019 года Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (табл. 1—3) [2, 3].

В основе разработки этих стратегических документов — парадигма экономики замкнутого цикла, предполагающая трансформацию линейных систем хозяйствования, продление срока службы продукции посредством различных меха-

низмов. Например, в модели экономики замкнутого цикла отслужившая свой срок или пришедшая в негодность продукция может быть отремонтирована для дальнейшего использования, модернизирована, восстановлена или, в конеч-

Таблица 1

Показатели выполнения задач Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года (с 2020 г.)

Показатель 2020 г. 2025 г. 2030 г.

Доля утилизированных и обезвреженных отходов в общем объеме образованных отходов, % 65 75 86

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме отхо- 15 50 80

дов, вывезенных с мест накопления, %

Уровень снижения образования отходов, % 1,8 1,8 3,7

Вклад отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов в 0,09 0,10 0,11

валовый внутренний продукт Российской Федерации, %

Количество эко-индустриальных парков 12 30 70

Таблица 2

Показатели ресурсного потенциала по отдельным видам отходов, определенные в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года

Наименование показателя Фактическое значение Прогнозное значение

2016 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.

Уровень замещения в отношении целлюлозы, % 36 41 51 43

Уровень замещения по древесине, % 7,3 9,9 13,7 12,7

Уровень замещения в отношении нефти, % 0,05 0,06 0,05 0,07

Уровень замещения в отношении стали, % 34 34 34 34

Уровень замещения цветных металлов, % 66 68 68 71

Уровень замещения шин, % 1,12 1,13 1,18 1,24

Таблица 3

Целевые показатели национального проекта «Экология» (с 2020 г.)

Целевой показатель Базовое значение Период, год

2020 2021 2022 2023 2024

Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. 0 42 76 108 146 191

несанкционированные свалки в границах городов, шт.

Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленно- 10 57 67 74 74 75

го экологического вреда, шт.

Количество введенных в эксплуатацию производствен- 0 0 0 0 4 7

но-технических комплексов по обработке, утилизации и

обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед.

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на 1 6,2 22,8 24 33 36

утилизацию, в общем объеме образованных твердых ком-

мунальных отходов, %

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на 3 7 38 40 55 60

обработку в общем объеме образованных твердых комму-

нальных отходов, %

ном итоге, переработана, а производственные процессы могут быть ориентированы в большей степени на повторное использование продуктов и сырья, восстановительных возможностей природных ресурсов, в то время как инновационные бизнес-модели могут создавать новые взаимосвязи между компаниями и потребителями в области проектирования продукции с запланированным жизненным циклом.

Если проследить движение ресурсных потоков в экономике РФ в настоящее время, то можно увидеть практически линейную модель: производитель — потребитель — объект размещения. Отсутствует система организации ресурсных потоков, направленная на сокращение объемов образования и размещения отходов на полигонах, — система возврата выходящих от потребителей потоков — производителям. Это потоки техногенных ресурсов, которые могли бы частично заместить поставки природного сырья. Возврат этих техногенных (по сути, вторичных) ресурсов в экономический оборот может стать бизнес-процессом и обеспечить дополнительный вклад в развитие экономики страны. Об этом свидетельствует и мировая практика, особенно в отношении стран с бедной ресурсной базой, которые импортируют значительную часть природных ресурсов, и опыт Советского Союза с плановой экономикой и государственной программой повышения ресурсной эффективности за счет вовлечения отходов в экономический оборот [4—8].

Результаты исследования. В настоящее время в экономический оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные промышленные отходы, главным образом, лом и отходы черных и цветных металлов, часть минеральных отходов электроэнергетики, металлургии, химии и промышленности строительных материалов, коммерчески привлекательные фракции ТКО. Процент вовлечения в экономический оборот не превышает в среднем 40 единиц, при этом мировая практика показывает, что возможно вовлекать до 80 % образующихся отходов, используя их в качестве вторичных ресурсов.

Промышленные отходы, которые в настоящее время в больших объемах направляются на размещение, обладают значительным ресурсным потенциалом и могут быть возвращены в производственные циклы посредством промышленного симбиоза. Оценка потенциала вовлечения техногенных ресурсов посредством промышленного симбиоза в экономический оборот в странах ЕС показала значительные возможности данного инструмента в отношении таких отходов, как строительные отходы и отходы сно-

са (297 млн т), пищевые отходы (77,4 млн т), биомасса (60,1 млн т), древесные отходы (50,3 млн т), металлы (21,4 млн т), пластики (17 млн т) и другие [9].

Промышленный симбиоз обеспечивает значительный вклад в развитие экономики замкнутого цикла посредством тесной кооперации компаний в целях:

— использования вторичных ресурсов (обмена специфичными для определенного производства материалами между двумя или более сторонами для замещения коммерческих продуктов или первичного природного сырья);

— совместного использования коммунальных услуг/инфраструктурных объектов (совместное использование и управление такими ресурсами как энергия, вода, электричество и тепло, а также совместная очистка газовых выбросов, сточных вод);

— совместного обеспечения услуг (удовлетворение общих потребностей компаний внутри объединения (технопарка, кластера) в отношении вспомогательных видов деятельности, таких как обеспечение противопожарной безопасности, транспортных операций, организации складов).

На рисунке 1 приведен пример реализации промышленного симбиоза в коммунально-промышленной сфере.

Промышленный симбиоз можно определить как один из инструментов реализации промышленной экологической политики. В мировой практике форма кооперации промышленных предприятий посредством промышленного симбиоза реализуется в эко-индустриальных парках (экотехнопарках, ЭТП).

Показательным в этом вопросе является опыт Японии, которая начала реализацию проектов по формированию отрасли переработки отходов через систему экотехнопарков в начале 90-х годов прошлого столетия.

На этапе создания (запуска проектов) в Японии были привлечены значительные средства государственной поддержки резидентов эко-ин-дустриальных парков (до 50 % от суммы капитальных вложений). Через 6 лет государственная поддержка развития экотехнопарков прекращалась вследствие того, что к этому времени они становились самодостаточными бизнес-объектами (структурами). Всего на территории Японии в настоящее время функционирует 26 эко-таунов (экотехнопарков). Резидентами экотехнопарков в Японии являются не только промышленные предприятия и предприятия, занятые в сфере обращения с отходами, но и научно-исследовательские организации, вовлеченные в работу по поиску

Образование отходов/ВР (вторичных ресурсов) в комунальной сфере

Макулатура, метал. скрап, полимеры, текстиль, стекло,

Использование ресурсов (отходов/ВР)

Материалы

Почво-грунт

Тепло-

энергия

органика, иловые осадки, электронное оборудование

Металлургическая промышленность

ЯБЕ

Золо-

шлаки

Золо-

ЯБЕ

Золо-

Цементная промышленность

Промышленность строительных материалов

ТЭЦ

Дорожное строительство

Образование отходов/ВР (ресурсов)

Шлаки, окалина,

керамический лом, щламы

Вш

Золошлаки

Рис. 1. Иллюстрация примера реализации промышленного симбиоза в коммунально-промышленной сфере

возможностей организации новых промышленных симбиотических связей между предприятиями, получение новых видов продукции из отходов, а также образовательные учреждения и центры по просвещению населения в вопросах безопасного обращения с отходами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При формировании управленческого решения в направлении развития инфраструктуры по переработке отходов, государством и бизнесом с участием научных институтов был проведен анализ, направленный на выбор оптимальных регионов для строительства таких предприятий. Например, для переработки отходов электронного и электрического оборудования было установлено, что мощности 42 подобных предприятий достаточно для обеспечения потребности Японии в переработке утильной бытовой техники и иного электронного оборудования. В силу того, что объемы подобного вида отходов для наших стран соизмеримы, данная информация является индикаторной для формирования мощностей предприятий для переработки такого вида отходов.

Японская концепция переработки бытовой техники и иного электронного оборудования имеет больший потенциал по сравнению с аналогичной европейской концепцией, поскольку позволяет возвращать в экономический оборот большее количество вторичных ресурсов. А система расширенной ответственности производителя позволяет достичь достаточной обеспеченности сырьем введенных коммерческими предприятиями производственных мощностей и устранить

дисбаланс в рентабельности переработки различных видов отходов.

Подобная японской практика создания сети экотехнопарков может быть реализована и на территории Российской Федерации. Например, на территориях размещения промышленных центров с крупными производствами в качестве якорных объектов. Исторически сложившаяся концентрация промышленных предприятий в отдельных регионах способствовала ухудшению экологической обстановки на территориях их размещения. Разработка экономической и л огис-тической модели расположения экотехнопарков в форме промышленных симбиозов на территории регионов Российской Федерации в местах локации крупных промышленных центров позволит создать территориально распределенный комплекс основных промышленных и отходопе-рерабатывающих мощностей, объединенных в сеть цепочками поставок сырья и сбыта готовой продукции (результатов утилизации), вовлечь в производственные процессы техногенные ресурсы, ликвидировать их как источники загрязнения атмосферного воздуха и водоемов, сократить объемы извлечения природных ресурсов, частично заменив их техногенными.

Полученный таким образом синергетический эффект может стать решением одной из задач, поставленных в национальном проекте «Экология», — сокращение загрязняющих воздух выбросов в 12 городах 10 субъектов РФ (Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Ом-

ске, Челябинске, Череповце, Чите), и одновременно результатом практической реализации экологической промышленной политики.

Вместе с тем предложение использовать японский опыт развития эко-промышленных систем нельзя назвать полностью заимствованием. В системе государственного планирования в СССР было предусмотрено создание территориально-производственных комплексов (далее — ТПК), как экономически взаимообусловленных сочетаний предприятий в одной промышленной зоне или целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет планового подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями, транспортным и экономико-географическим положением территории. Создание ТПК было одним из направлений совершенствования размещения производительных сил в условиях плановой экономики. Комбинирование и кооперирование производств в ТПК, создание единой транспортной, производственной и экологической инфраструктуры было обусловлено возможностью получения дополнительного экономического эффекта.

Важно отметить, что хотя преимущества экономики замкнутого цикла сложно подвергать сомнению, существует ряд рисков, ограничивающих ее развитие, включая недостаток практики реализации и инвестирования в разработку и производство «продуктов и технологий экономики замкнутого цикла»; уровень текущих цен на природные ресурсы, который не поощряет ис-

пользование техногенных ресурсов, ограниченное использование потребителем и бизнесом потенциально более эффективных сервис-ориентированных бизнес-моделей; проблемы в получении необходимого финансирования для таких проектов; отсутствие специальных мер государственной поддержки инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами; отсутствие парадигмы эко-ориентированного промышленного развития и в связи с этим мотивации руководителей промышленных предприятий к тесной кооперации по принципу промышленного симбиоза.

Выводы. Решение поставленных задач возможно посредством централизованного планирования размещения экономически и логистически обоснованной инфраструктуры управления материальными ресурсами страны (природными и техногенными) в целях развития промышленного производства и решения экологических проблем, в том числе посредством организации экотехнопарков. Создание на территории регионов Российской Федерации территориально распределенной сети современных промышленных комплексов, объединенных поставками сырья и сбытом готовой продукции, позволяет вовлечь в производство накопленные техногенные ресурсы, ликвидировать их как источники загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, сократить объемы извлечения природных ресурсов и перейти на принципы экономики замкнутого цикла.

Библиографические ссылки

1. Государственный доклад об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2018 г. [Электронный ресурс] / [Офиц. сайт]. — URL: http://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/ (дата обращения: 19.03.2020)

2. Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р. [Электронный ресурс] / [Офиц. сайт]. — URL: http://static.government.ru/media/files/y8PMkQGZLfbY7jhn6QMruaKoferAowzJ.pdf (дата обращения: 19.03.2020)

3. Паспорт национального проекта «Экология» [Электронный ресурс] / [Офиц. сайт]. — URL: https://strategy24.ru/rf/ ecology/projects/natsional-nyy-proyekt-ekologiya (дата обращения: 19.03.2020)

4. Государственный пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы. — М., 1972. — 95 с.

5. Дорохина Е. Ю. Индустриальные и эко-индустриальные парки как средства преодоления региональных конфликтов при использовании природных ресурсов // Проблемы региональной экологии. — 2018. — № 2. — C. 113—117.

6. Марьев В. А., Смирнова Т. С., Гузь Л. В., Манкулова Ж. А. Промышленный симбиоз как инструмент устойчивого развития в современном мире // Экология промышленного производства. — 2018. — № 3. — С. 64—68.

7. Киселева С. П., Смирнова Т. С., Марьев В. А. Переход к экономике замкнутого цикла — путь к улучшению экологической ситуации в России // Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации: Сборник материалов круглого стола I Всероссийской научно-практической конференции. — М., 2018. — С. 240—245.

8. Гонопольский А. М., Марьев В. А., Албегова А. В и др. Управление потоками отходов. Монография. — М.: ТЕИС, 2015. — 754 с.

9. Cooperation fostering industrial symbiosis market potential, good practice and policy actions. Final report. Teresa Domenech — University College London Asel Doranova, Laura Roman — Technopolis Group Matthew Smith, Irati Artola — Trinomics. Publications Office of the European Union, 2018.

10. Скобелев Д. О. Экологическая промышленная политика: основные направления и принципы становления в России // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2019. — № 4. — С. 78—94.

THE PLACE OF ECO-INDUSTRIAL PARKS IN THE INTEGRATED RESOURCE MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

V. A. Maryev, Chief of the R & D,

O. V. Golub, Head of Research Efficiency Department. Federal State Autonomous Body Research Institute "Environmental Industrial

Policy Center",

T. S. Smirnova, Ph. D. in Engineering, Deputy Head of Research Efficiency Department, Professor of Industrial Ecology Department.

Federal State Autonomous Body Research Institute "Environmental Industrial Policy Center", Gubkin Russian State University of Oil

and Gas (National Research University), smirnova.ts@gubkin.ru,

V. A. Shirokov, Ph. D. in Engineering, Professor of Industrial Ecology Department. Gubkin Russian State University of Oil and Gas

(National Research University)

References

1. Gosudarstvenny'j doklad ob oxrane okruzhayushhej sredy' v Rossijskoj Federacii v 2018 g., available at: http:// www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/, date of access: 02.06.2020 [in Russian].

2. Strategiya razvitiya promy'shlennosti po obrabotke, utilizacii i obezvrezhivaniyu otxodov proizvodstva i potrebleniya na period do 2030 g., utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 25.01.2018 № 84-r., available at: http://static.government.ru/media/ files/y8PMkQGZLfbY7jhn6QMruaKoferAowzJ.pdf/, date of access: 02.06.2020 [in Russian].

3. Pasport nacional'nogo proekta "E'kologiya", available at: https://strategy24.ru/rf/ecology/projects/natsional-nyy-proyekt-ekologiya, date of access: 02.06.2020 [in Russian].

4. Gosudarstvennyj pyatiletnij plan razvitiya narodnogo hozyajstva SSSR na 1971—1975 gody [The State Five-Year Plan for the Development of the National Economy of the USSR for 1971—1975]. Moscow, 1972. 95 p. [in Russian].

5. Dorokhina E. Yu. Industrial'nye i eko-industrial'nye parki kak sredstva preodoleniya regional'nyh konfliktov pri ispol'zovanii prirodnyh resursov [Industrial and eco-industrial parks as a means of overcoming regional conflicts by using natural resources]. Problemy regionalnoj ekologii [Regional Environmental Issues]. 2018. No 2. P. 113—117 [in Russian].

6. Mar'ev V. A., Smirnova T. S., Guz' L. V., Mankulova Zh. A. Promyshlennyj simbioz kak instrument ustojchivogo razvitiya v sovremennom mire [Industrial symbiosis as a tool for sustainable development in the modern world]. Ekologiya promysh-lennogo proizvodstva [Ecology of industrial production]. 2018. No 3. P. 64—68 [in Russian].

7. Kiseleva S. P., Smirnova T. S., Marev V. A. Perekhod k ekonomike zamknutogo cikla — put' k uluchsheniyu ekologicheskoj situacii v Rossii [Transition to the circular economy as a way to improve the environmental situation in Russia]. Prioritetny'e i perspektivny'e napravleniya nauchno-texnicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii: Sbornik materialov kruglogo stola I-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Priority and perspective guidelines of the scientific and technical development of the Russian Federation: Digest of the proceedings of the 1st Russian Scientific and Practical Conference]. Moscow, 2018. P. 240—245 [in Russian].

8. Gonopol'skiy A. M., Mar'ev V. A., Albegova A. V. et al. Upravlenie potokami othodov. Monografiya. [Waste stream management. Monograph]. Moscow, TEIS. 2015. 754 p. [in Russian].

9. Cooperation fostering industrial symbiosis market potential, good practice and policy actions. Final report. Teresa Do-menech — University College London Asel Doranova, Laura Roman — Technopolis Group Matthew Smith, Irati Artola — Trinomics. Publications Office of the European Union. 2018.

10. Skobelev D. O. Ekologicheskaya promyshlennaya politika: osnovnye napravleniya i principy stanovleniya v Rossii [Environmental industrial policy: the main ways and principles of formation in Russia]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika [Bulletin of Moscow University. Series 6. Economics]. 2019. No 4. P. 78—94 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.