Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости стимулирования приоритетного развития малого бизнеса'

К вопросу о необходимости стимулирования приоритетного развития малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / MARKET ECONOMY / КАПИТАЛ / CAPITAL / СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ / AVERAGE NUMBER OF WORKERS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринева Мария Николаевна, Смирнов Алексей Владимирович

В статье рассмотрены особенности функционирования малого бизнеса в России в условиях современного экономического кризиса. Проведен анализ основных экономических показателей деятельности малых предприятий, исследована динамика численности субъектов малого бизнеса по видам экономической деятельности. Выявлены основные проблемы, препятствующие росту предпринимательской активности в стране, и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости стимулирования приоритетного развития малого бизнеса»

To the question about the need to stimulate priority development of small

business 1 2 Grineva M. , Smirnov A. (Russian Federation)

К вопросу о необходимости стимулирования приоритетного развития

малого бизнеса 12 Гринева М. Н. , Смирнов А. А. (Российская Федерация)

1Гринева Мария Николаевна / Grineva Maria - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и мировой экономики, факультет бухгалтерского учета и финансов;

2Смирнов Алексей Владимирович /Smirnov Alexey - студент, факультет экономики и менеджмента,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, г. Воронеж

Аннотация: в статье рассмотрены особенности функционирования малого бизнеса в России в условиях современного экономического кризиса. Проведен анализ основных экономических показателей деятельности малых предприятий, исследована динамика численности субъектов малого бизнеса по видам экономической деятельности. Выявлены основные проблемы, препятствующие росту предпринимательской активности в стране, и предложены пути их решения.

Abstract: in article features of functioning of small business in Russia in the conditions of a modern economic crisis are considered. The analysis of the main economic indicators of activity of small enterprises is carried out, dynamics of number of subjects of small business by types of economic activity is investigated. The main problems interfering growth of enterprise activity in the country are revealed and the directions of their solution are proposed.

Ключевые слова: малый бизнес, рыночное хозяйство, капитал, среднесписочная численность работников, государственная политика.

Keywords: small business, market economy, capital, average number of workers, state policy.

DOI: 10.20861/2410-2873-2016-20-006

На сегодняшний день в нашей стране полным ходом идут реформы, направленные на развитие рыночных отношений, что определило необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятий малого и среднего бизнеса. Это экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в бюджет страны. Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги. Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков.

Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов, т.е. малых предприятий. Так под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

• в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

• в оптовой торговле - 50 человек;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;

• в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек [1].

Малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является

наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.

Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т. д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

Зачастую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.

Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве нашей страны [2]. В таблице ниже приведены основные экономические показатели малых предприятий за 2011-2014 годы.

Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности малых предприятий

Малые предприятия

2011 2012 2013 | 2014

Число предприятий (на конец года), тыс. 1644,3 1836,4 2003,0 2063,1

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек 9790,2 10421,9 10755,7 10775,2

Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек 745,5 639,6 627,7

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек 313,0 288,6 292,9

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. 12367 15743 16711 17948

Оборот предприятий, млрд руб. 18933,8 22610,2 23463,7 24781,6

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 520,3 431,6 521,5 574,9

Внеоборотные активы, млрд руб. 16527,2 17190,2 19628,5 63724,1

Оборотные активы, млрд руб. 13010,2 14927,6 18121,1 61358,8

Капитал и резервы, млрд руб. 14631,1 15211,5 17501,4 18591,1

На 1 января 2015 года по данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства. На них работают 25% от общей численности занятых в экономике, и приходится около 25% от общего объёма оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране.

По приведенной выше статистике, можно увидеть, что рост малых предприятий по многим экономическим показателям набирал обороты. Особый скачок виден в приросте внеоборотных и оборотных активов, за 3 года они выросли в 4 раза.

Также в таблице 2, можно увидеть значительный рост числа малых предприятий в России по некоторым видам экономической деятельности, таким как производство машин, добыча полезных ископаемых, лесное хозяйство.

Таблица 2. Число предприятий по видам экономической деятельности

Малые предприятия

2011 2012 2013 2014 2015

Всего 1644269 1836432 2003038 2063126 2106598

в том числе по видам экономической

деятельности:

сельское хозяйство, охота и

предоставление услуг в этих областях 54024 51544 53158 53505 54682

лесное хозяйство, лесозаготовки и

предоставление услуг в этих областях 7932 8359 9336 9099 9125

рыболовство, рыбоводство 3545 3612 3837 3854 3945

добыча полезных ископаемых 5710 6218 7052 7242 7456

в том числе:

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 1698 1960 2213 2191 2289

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 4012 4258 4839 5051 5234

обработка древесины и производство изделий из дерева 13672 14356 16221 16426 16652

целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая 18101 20075 22312 22345 22420

деятельность

производство кокса и нефтепродуктов 535 594 676 677 686

химическое производство 4632 5067 5819 5887 5916

производство резиновых и пластмассовых изделий 9149 10145 11327 11677 11985

производство машин и оборудования 18042 19912 21830 22166 22854

производство электрооборудования, электронного и оптического 13963 14676 16719 16689 16820

оборудования

производство транспортных средств и оборудования 3476 3548 4049 4009 4028

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 10539 11427 12689 12752 12835

из них:

производство, передача и распределение электроэнергии 3253 3697 4223 4364 4586

производство и распределение газообразного топлива 364 368 455 335 420

производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) 4946 5189 5599 5623 5786

Но в 2015 году ситуация существенно изменилась. В ходе разразившегося экономического кризиса в особенно сложном положении оказался малый бизнес и многим его представителям пришлось закончить свою деятельность.

При том, что уровень предпринимательской активности в Российской Федерации и до этого был невысок - 5,75%, это намного меньше, чем в странах БРИКС. И только 3,4% вновь созданных малых предприятий в России продолжают существовать на рынке и успешно конкурировать более трёх лет, что существенно ниже, чем в странах, в которых количество предпринимателей равно количеству предпринимателей в России: Норвегия - 6,15%, Финляндия - 6,65%, Испания - 8,39%, Греция - 12,6% [3].

Многие характерные особенности функционирования малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом.

На сегодняшний день в России сложилась парадоксальная ситуация - во многих городах заниматься малым бизнесом становится невыгодно. Дело в том, что усилия, затрачиваемые на создание и ведение своего бизнеса, и последующая прибыль совершенно несопоставимы. Получается, что человеку, обладающему набором необходимых знаний в сфере организации бизнеса, проще устроиться на работу топ-менеджером в крупную компанию и получать зарплату в два, а то и в три раза большую, чем доход от собственного бизнеса и при этом прилагать гораздо меньше усилий и иметь гораздо меньше проблем.

Малый бизнес в России всегда сопровождает и масса других трудностей. Например, владельцу небольшого предприятия сегодня очень сложно конкурировать в сфере оплаты труда с крупными или даже средними компаниями. Работник, набравшись опыта у малого предпринимателя, при первой же возможности переходит на работу в более крупную и успешную структуру.

Ещё одна проблема - высокие арендные ставки. Владельцы помещений, как правило, ориентируются на крупный и средний бизнес, который готов платить больше. Малый бизнес постепенно вытесняется крупными структурами в менее пригодные или отдалённые помещения.

Кроме того, в условиях экономического кризиса очень многие предприятия сокращают численность рабочих, тем в свою очередь трудно найти новую работу. И как следствие -доходы населения падают, а вместе с тем и покупательная способность, которая является основным фактором, влияющим на малый бизнес в России.

Международный опыт убедительно показал, что развитие предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого предпринимательства, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики и понимания уязвимости малых предприятий по сравнению с крупными, обусловленной самим характером их функционирования. Другими словами, государство помогает малому предпринимательству, потому что это необходимо и государству, и народу.

В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80 -99% от общего числа предприятий, в этом секторе экономики сосредоточены две трети трудоспособного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика поддержки и развития предпринимательства.

Сегодня, на наш взгляд, можно выделить четыре основных направления для решения проблем малого бизнеса. Первое - поменять психологию власти к малому бизнесу и уйти от мнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике. Второе -реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов. Третье -сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи имущества, решить вопрос с землей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое - стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд долл., хранящихся «под подушками и матрасами». Россия должна жить по принципу, что государство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.

Выход из сложившейся ситуации для малых предприятий мы видим в создании эксклюзивной продукции. По нашему мнению, будущее малого бизнеса за интеллектом.

34

Продукт, не имеющий аналогов, - не имеет и конкуренции в ценовой политике. Это находит отражение во многих областях. Если вы делаете лучший дизайн, то вам всё равно, сколько он будет стоить. Вы лучшие, и поэтому можете устанавливать свою цену. Уникальный продукт будет иметь и уникальную цену.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая и третья. М.: Юристъ, 2006. 556 с.

2. Шишкин А. Ф., Шишкина Н. В., Гринева М. Н. Минимизация мегадифференциации как фактор роста эффективности аграрного воспроизводства: Монография / А. Ф. Шишкин, Н. В. Шишкина, М. Н. Гринева. Воронеж: издательство «Истоки», 2009. 255 с.

3. Гринева М. Н. Развитие предпринимательской деятельности в аграрной сфере как фактор повышения уровня жизни / М. Н. Гринева // Финансовый вестник. 1 (25), 2012. Воронеж: Воронежский гос. аграроуниверситет, 2012. С. 81-87.

Forecasting the real sector of economy 1 2 Akhmetzynova I. , Zhukova S. (Russian Federation)

Прогнозирование реального сектора экономики

Ахметзянова И. С.1, Жукова С. Б.2 (Российская Федерация)

1Ахметзянова Ильназ Сагитовна /Akhmetzynova Ilnaz - студент; 2Жукова София Борисовна / Zhukova Sofia - старший преподаватель, кафедра экономики предприятия, факультет экономических и гуманитарных дисциплин, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Альметьевский государственный нефтяной институт, г. Альметьевск

Аннотация: в данной статье рассматривается влияние цен на нефть на реальный сектор экономики.

Abstract: this article discusses the impact of oil prices on the real economy.

Ключевые слова: реальный сектор экономики, прогнозирование, цены на нефть, ВВП. Keywords: real sector of the economy, forecasting, oil prices, GDP.

Одной из наиболее популярных задач экономики любой страны является модернизация экономики. Развитие высокотехнологичных отраслей тоже не на последнем месте. Вместе с тем, мировой финансовый кризис наглядно продемонстрировал, как важно обеспечить целевое и высокоэффективное использование имеющихся ресурсов, в том числе и инвестиционных [1, с. 140].

Рассмотрим прогнозирование цен на нефть за последние десятилетия и сравним их с реальными показателями. Известно, что прогнозы цен на нефть, используемые в бюджетном планировании, не очень точные. Как мы видим из рисунка 1, за последние 14 лет прогнозы пять раз оказывались заниженными на 25% и более, два раза радикально завышенными (на 48 и 100%). Отметим, что ошибка в прогнозе цен на нефть на 10% ведет к изменению бюджетных доходов примерно на 1% ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.