УДК: 338.2
Динамика развития малого предпринимательства: проблемы и перспективы
Канд. экон. наук, доц. Хныкина Т.С. khnykin@rambler.ru Канд. экон. наук, доц. Фомиченко И.А. fomichenko.irina@rambler.ru ФБГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет,
кафедра менеджмента. г. Санкт-Петербург, 194021, Новороссийская ул. д.50
Малое предпринимательство является неотъемлемой составной частью экономической деятельности, и выступает активным фактором конкурентного рынка. Развитие и поддержка малого бизнеса решает такие проблемы как повышение конкурентоспособности отрасли, увеличение налоговых поступлений в бюджет, обеспечение социальной защиты и благосостояние населения.
Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства, в том числе благодаря реализации Плана мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства, предприятия малого бизнеса в своей деятельности сталкиваются со многими трудностями.
В статье проведен анализ динамики и тенденций развития малого бизнеса, определены основные направления его развития, а также разработаны рекомендации по его поддержки государством.
Ключевые слова: Малое предпринимательство, регион, стратегия развития, конкурентоспособность
Dynamics of development of small business: problems and prospects
D.Sc., prof. Hnykina T.S. khnykin@rambler.ru D.Sc., prof. Fomichenko I.A. fomichenko.irina@rambler.ru FBGOU VPO Sankt-Peterburgsky state trade and economic university,
management chair.
St. Petersburg, 194021, 50 Novorossiyskaya St.
Small businesses are an integral part of economic activity and an active attribute of the competitive market. Development and support for small businesses address a range of problems, such as increasing competitiveness of the sector, increasing tax revenues for the treasury, ensuring social protection and human wellbeing.Despite the positive dynamics of the development of small businesses, including due to implementation of the Plan of development and support for small businesses, small enterprises face many difficulties in their activities. This article analyzes the dynamics and trends of the development of small businesses, defines the main directions of their development, and develops recommendations for their support by the state.
Keywords: Small businesses, a region, a strategy of development, a competitiveness.
Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.
Появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно.
Современные тенденции развития экономики свидетельствуют о том, что эффективность крупного бизнеса сегодня обеспечивается благодаря использованию высоких технологий, управлению большими объёмами финансов и материальных ценностей. При этом используется минимальное количество работников с максимальным профессиональным уровнем.
Это означает, что крупный бизнес и в дальнейшем будет использовать всё меньше наёмных работников, снизит свой кадровый интерес к населению страны.
Такой опыт наблюдался в Соединённых Штатах, в Европе, теперь характерен и для России. Противостоять этой проблеме можно благодаря развитию малого предпринимательства.
Малый бизнес имеет ряд определённых преимуществ перед крупным. Данный вид бизнес не имеет больших средств, не управляет крупными финансами, а его развитие происходит за счёт инициативности и идей, которые базируется на использовании человеческого потенциала.
Малые предприятия находятся в условиях повышенных рисков, так как их деятельность не обеспечена собственным капиталом и резервами; они и в большей степени подвержены влиянию изменения конъюнктуры рынка.
Поддержка малого бизнеса - это поддержка рыночной, конкурентной экономики в целом. Результатом такой политики по отношению к малому бизнесу является ежегодный прирост новых предприятий в сфере частного бизнеса. Авторы провели анализ динамики развития малого бизнеса с начала его активного развития.
На конец 2000 года число малых предприятий в России составило 879,3 тыс. Практически их общее число с 1996-2000 гг. оставалось примерно на одном уровне, незначительно отклоняясь в ту и другую стороны (в конце 1999 г. в стране было максимальное число малых предприятий -890.6 тыс.) [1].
Рассмотрим долю основных отраслей в общем числе малых предприятий, представленных на рисунке 1.
Можно отметить, что в течение периода с 1997 по 2000 год наиболее стабильную долю в общем числе малых предприятий имели такие отрасли как торговля и общественное питание, промышленность и строительство.
60,0
50,0
40,0
30,0
о 20,0
10,0 --
0,0
II
ш
I
й
I
ш
а
ш
□ Промышленность
□ Строительство
О Торговля и общ-е питание О Наука и начуное обсл-е
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 Года
Рис. 1 - Доля основных сфер деятельности малых предприятий в общем числе в
период с 1992-2000 года (%)
В тот же период времени достаточно стабильным оставался рост численности занятых на малых предприятиях с 1996 по 2000 года. Небольшое снижение, относительно численности всех работающих на малых предприятиях наблюдалось в 1998-1999 годах. Авторы связывают это с экономическим кризисом 1998 года.
Возможно, что причинами приостановки роста малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью.
Рассмотрим аналогичные показатели развития малых предприятий за период с 2001-2007г., опираясь на статистические данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика развития малых предприятий (с микропредприятями) в России в
2001-2007 гг.
Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Число МП в 843,0 882,3 893,0 953,1 979,3 1032,8 1137,4
России
Всего, тыс.
Численность 7435,8 7976,1 8227,8 8667,2 8933,7 9468,6 10157,3
работников МП
Всего, тыс.
Оборот МП 852,7 1160,8 1686,0 2229,6 9633,6 12099,2 15468,9
Всего млрд. руб.
Выработка на 1 МП, млрд. руб. 1,01 1,32 1,89 2,34 9,84 11,71 13,6
Выработка на 1000 работников МП, млрд. руб. 0,11 0,15 0,20 0,26 1,08 1,28 1,53
Как видно из таблицы, количество малых предприятий увеличилось в 2007 году до 1137,4 тыс., что составляет 24% от общего числа предприятий. Количество занятых на них работников составило 10157,3 тыс. человек или 14,3% от общей численности занятых в экономике.
Приведенные цифры свидетельствуют о стабильном росте количества малых предприятий и численности занятых на них работниках.
Численность работников, занятых в малом бизнесе постоянно увеличивается и в 2007 по сравнению с 2000 годом увеличилась более чем на 33%.
Авторы считают, что данные изменения связаны с развитием других отраслей, которые до 2000г. практически не получали возможности развиваться.
Одним из самых важных показателей является оборот по видам экономической деятельности.
Оборот малых предприятий имел значительный рост в период с 2004 по 2007 года.
На сегодня российская экономика находится, несмотря на прогресс последних лет, в переходном состоянии. Основной фактор ее "недоразвитости" - секторный перекос, причем не столько в классическом определении, размерных соотношений (вроде доминирования нефтегазового сектора, металлургии, горнорудной промышленности), сколько в смысле слабой консолидации наиболее современных секторов.
Развитие промышленности страны во многом определяется состоянием региональных промышленных комплексов. Однако потребности экономики диктуют необходимость дальнейшего увеличения масштабов хозяйственного потенциала России [2].
В связи с этим авторы уделяют большее внимание динамике развития малых промышленных предприятий.
1 8000, 1 6000, 1 4000, 1 2000, 1 0000, 8000, 6000, 4000, 2000, 0,
-МП всего
- МП промышленость
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Года
Рис.2 - Динамика изменения оборота малых предприятий с 2001 по 2007 года
(млн.руб.)
Малые промышленные предприятия находятся в условиях повышенных рисков, так как их деятельность не обеспечена собственным капиталом и резервами; они и в большей степени подвержены влиянию изменения конъюнктуры рынка. Владелец малого предприятия соединяет в одном лице собственника и управляющего. Он испытывает все риски и разоряется в случае неудачи. Таким образом, предпринимательство и риск - понятия неразделимые. По мере расширения, развития предпринимательской деятельности, партнерских и других форм хозяйствования расширяется сфера риска и увеличивается число рисковых ситуаций.
Рассмотрим оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 2007 году в таблице 2.
Таблица 2 - Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности (с
микропредприятиями) в 2007 году
млн.руб в % к итогу
Всегоиз него: 15468,9 100
1 - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 122,0 0,8
2 -рыболовство, рыбоводство 23,8 0,2
3 - промышленность 1501,5 9,7
6 - строительство 1265,6 8,2
7 - оптовая и розничная торговля, ремонт 10999,8 71,1
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий
и предметов общего пользования
8 - гостиницы и рестораны 96,0 0,6
9 - транспорт и связь 384,4 2,5
10 - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 959,3 6,2
11 - образование 3,7 0,02
12 - здравоохранение и предоставление социальных услуг 33,8 0,2
13 - Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 77,9 0,5
Как видно из приведенных данных на рисунке 5, на сферу торговли приходится 71,1% оборота всех малых предприятий России. Второе место после торговли занимает промышленность 9,7%, третье - строительство 8,2%.
Далее авторы предлагают проанализировать динамику развития малого бизнеса после кризиса 2008 года. Данные представим в таблице 3.
По состоянию на 1 января 2008 года общее число малых компаний составило более 1,1 млн., а индивидуальных предпринимателей — почти 3,5 млн. человек. Мероприятия по поддержке малого предпринимательства оказали существенное влияние на развитие малого бизнеса во всех регионах.
Влияние экономического кризиса отрицательно повлияло на показатели деятельности предпринимательства в 2008 году.
Таблица 3 - Динамика развития малых предприятий(без микропредприятий). в России в
2008-2012 гг.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012
Число МП в России 282,7 227,8 219,7 242,7 238,1
Всего, тыс.
Численность работников 6217,1 5720,6 5562,9 6423,3 6362,4
МП
Всего, тыс
Оборот МП, 10093,5 8805,9 10247,0 13252,0 15116,3
Всего млрд. руб.
Выработка на 1 МП, млрд. 35,7 38,7 46,6 54,6 63,5
руб.
Выработка на 1000 1,62 1,54 1,84 2,06 2,38
работников МП, млрд. руб.
Значительно снизились инвестиции на поддержку малого бизнеса, почти на четверть по сравнению с предыдущим годом.
Снижение доходов населения, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги (и, как следствие — уменьшение покупательной способности населения) повлекли за собой негативные тенденции.
Среди малых предприятий от кризиса в первую очередь пострадали турфирмы, торговые и строительные компании. Так, обороты в сфере туризма упали на 40—50%, что послужило причиной банкротства порядка 20% мелких туркомпаний в России. В сфере торговли и услуг банкротами объявили себя около 15% малых предприятий. Падение строительного рынка в среднем по регионам России достигло 40%.
По сокращению количества малых предприятий лидировали сфера образования (57,1%) и сфера здравоохранения и социальных услуг (36,6%). До кризиса эти виды услуг пользовались большим спросом у среднего класса, но после начала кризиса услуги частных клиник или, например, услуги обучения иностранным языкам оказались менее востребованными.
Значимое число малых предпринимателей в условиях кризиса приняло решение о выходе из бизнеса либо о его замораживании.
По состоянию на 1 апреля 2009 года количество зарегистрированных малых компаний сократилось на 20,7%— по сравнению с показателем за 1-й триместр 2008 года. В среднем по России число малых предприятий составило 160,4 единицы на 100 тыс. жителей — в 2008 году этот показатель был на 41,7 единиц выше [3].
Авторы рассмотрели динамику развития малого бизнеса в посткризисный период.
Изменения выработки на 1000 работников и 1 малое предприятие представлены на рисунке 3.
Рис.3 - Динамика выработки на 1000 работников малых предприятий, млрд.руб
В 2009 году наблюдалось заметное снижение выработки, что вполне закономерно в связи со снижением численности работников малых предприятий в 2009 году. Начиная с 2010 года рост выработки стал постоянным. В среднем рост за 3 года составил по 15,6% в год, рисунок 4.
Рис.4 - Динамика выработки на 1 малое предприятий, млрд.руб
В отличие от изменения выработки на 1000 человек, выработка на 1 предприятие на имела снижения в 2009 году. Рост составил в среднем в год 15,9%.
Несмотря на то что в 2010 году количество предприятий малого бизнеса в России сократилось, практически в каждом отдельном случае вырос объем производства, по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). По данным отчета социологического исследования, проведенного аналитиками НИСИПП, то обороты малого бизнеса в прошлом году возросли на 16 процентов.
Естественно, что с уменьшением численности предприятий малого бизнеса в России сократилось и количество занятых в предприятиях данной категории граждан. Всего же уменьшение числа трудоустроенных в МБ граждан в России составило около 3%.
Несмотря на такие количественные показатели, обороты малого российского бизнеса в 2010 году значительно приумножались. По сравнению с 2009 году, обороты малого бизнеса в 2010 году показали рост на 16,7 %. Если участь что 4% СБМ исчезли, то это значительный показатель прироста в области развития малого и среднего предпринимательства.
В 2011 году объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ по сравнению с аналогичным показателем прошлого года вырос в 72 регионах.
Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2011 году в целом по РФ составил 281 395,5 млн. рублей, что на 9,1% выше аналогичного показателя 2010 года (с учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 4,2%).
По итогам 2011 года положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ отмечена в 56 регионах.
Таким образом, итоги деятельности малых предприятий в 2011 году в региональном разрезе можно рассматривать как позитивные.
Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обусловлена значительной степени его деловой активностью, которая зависит от широты рынков сбыта продукции, его деловой репутации, степени выполнения плана
по основным показателям хозяйственной деятельности, уровня эффективности использования ресурсов и устойчивости экономического роста.
Деловая активность организации характеризуется широтой рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт репутацией организации, выражающейся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации; степень выполнения плановых показателей, обеспечения заданных темпов их роста (снижения); уровнем эффективности использования ресурсов.
В таблицах 4-5 представлены основные факторы, сдерживающие деловую активность малого бизнеса в разных сферах.
Таблица 4 - Факторы, ограничивающие деловую активность организаций сферы услуг (в
процентах от числа обследованных организаций)
Факторы 2012г.
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Недостаточный спрос на внутреннем рынке 36 36 36 37
Высокий уровень налогообложения 40 39 38 38
Недостаток финансовых средств 39 39 38 38
Недостаток квалифицированного персонала 15 17 17 18
Высокий процент коммерческого кредита 10 10 11 11
Можно сделать вывод, что основными факторами, ограничивающими деловую активность организаций сферы услуг являются:
- высокий уровень налогообложения (в среднем 38,75);
- недостаточный спрос на внутреннем рынке (в среднем 36,25);
- недостаток финансовых средств (в среднем 38,5).
В меньшей степени были выделены следующие факторы: Таблица 5 - Факторы, ограничивающие деловую активность организаций торговли (в процентах от числа обследованных организаций)
Факторы 2012г.
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Высокий уровень 60 59 58 58
налогообложения
Высокий процент
коммерческого
кредита 20 20 20 21
Недостаток
финансовых
средств 33 33 33 33
Недостаточный
платежеспособный
спрос 48 49 47 48
Высокие
транспортные
расходы 25 25 25 25
Высокая арендная
плата 28 29 28 28
Недостаточный
ассортимент 9 9 9 9
Важная проблема - несовершенство законодательной базы, на которую опирается малый бизнес, существенные проблемы в законодательстве. Трудность, однако, состоит в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.
Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование.
Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями.
Следует отметить, что система налогов, пошлин и все то, что принято называть публично-правовым регулированием экономики, может существенно расширить или, наоборот, свести до минимума сферу применения установленных Гражданским кодексом РФ принципов свободного предпринимательства.
Огромной проблемой для малого бизнеса является профессиональная неподготовленность управленческих кадров и персонала вообще. В подавляющем большинстве собственники малых предприятий не имеют специального экономического образования.
В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от модели рыночных отношений. Отсутствует система анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Перспективы развития малого бизнеса в России связаны с созданием благоприятного климата для малого предпринимательства.
В последние годы поддержка малого предпринимательства стала одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства РФ. Но сегодня, в условиях экономической нестабильности, это приобретает все большее значение и для малых предприятий и для экономики страны.
Развитие малого бизнеса невозможно без поддержки со стороны государственных и муниципальных органов.
Развитие предпринимательства в России происходит довольно медленно, не смотря на то, что в крупных городах создается обилие частных предприятий, во многих регионах практически невозможно создать малое предприятие, которое будет приносить стабильный доход.
В связи с этим авторы считают необходимым создание государственной стратегии развития малого бизнеса.
Государственная стратегия развития малого бизнеса должна включать следующие важнейшие направления:
развитие культуры предпринимательства и деловых отношений; стимулирование непрерывного процесса повышения конкурентоспособности МСП на основе поддержки инновационных процессов, модернизации производств и совершенствования управления предприятиями;
расширение доступа МСП к финансовым ресурсам наряду с введением налоговых льгот для стимулирования инвестиционных процессов в модернизацию производств;
совершенствование нормативно-правовой базы в целых сокращения административных барьеров деятельности МСП;
помощь МСП в коммерциализации инновационных разработок, содействие в развитии экспортных возможностей;
оказание помощи в преодолении последствий кризиса путем создания фонда для финансирования инновационных проектов, а также путем предоставления налоговых льгот [4].
Необходима разработка ведомственных программ развития малого бизнеса в отдельных отраслях и секторах экономики. Развитие малого бизнеса должно стать одним из приоритетов отраслевых министерств. Развитие малого предпринимательства и особенно в промышленности - это сфера, где интересы государства и крупного бизнеса совпадают.
Государственная поддержка малых предприятий является непременным условием дальнейшего развития экономики, формирования среднего класса, снятия социальной напряженности, способствует насыщению рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, развитию конкуренции и стабилизации цен.
Современное состояние малого предпринимательства требует формирования стратегических предложений относительно каждой отдельно взятой сферы малого предпринимательства. Авторы предлагают рассмотреть стратегию развития для малых предприятий, рисунок 5.
Стратегия развития малого предпринимательства
Блок 1: Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, в том числе путем инициирования внесения изменений в федеральное законодательство, направленные на формирование внешней среды благоприятной для развития малых предприятий
Блок 2: Предложения по поддержке начинающих предпринимателей, по взаимодействию со средствами массовой информации и пропаганде предпринимательской деятельности, создании положительного общественного мнения о малых предприятиях
Блок 3: Разработка мер по снижению финансовой нагрузки неналогового характера на субъекты малого предпринимательства, а также мероприятия для поддержки приоритетных сфер деятельности малых предприятий
Блок 4: Обеспечение равного доступа для малых предприятий к государственному имуществу и преференций при размещении государственного заказа в регионах
Блок 5: Формирование мер по дальнейшему повышению уровня обеспечения потребностей малых предприятий информационной инфраструктурой и активному взаимодействию и партнерству с предпринимательской общественностью, союзами и объединениями малых предпринимателей
Блок 6: Мероприятия, обеспечивающие международное и межрегиональное сотрудничество малого предпринимательства
Блок 7: Мероприятия для привлечения в малый бизнес безработных, потерявших работу в результате кризисных явлений в экономике, и сохранение рабочих мест на малых предприятиях
Рис.5 - Блоки государственной стратегии развития малого бизнеса
Авторы предлагают создание Региональных центров субконтрактинга. Основные задачи центров:
- Способствовать всемерному развитию кооперации и субконрактации, как обязательному элементу повышения эффективности производства, инструменту взаимодействия крупного и малого бизнеса.
- Удовлетворять потребности предприятий в профильных услугах и их организацию с целью максимальной (оптимальной) загрузки производственных мощностей и сокращения сроков подготовки производства к выпуску новой продукции.
- Участвовать в подготовке предложений по продвижению кооперации и субконтрактации региона в целях развития предпринимательства, интеграции в межрегиональное и международное сотрудничество.
- Участвовать в подготовке и реализации программ становления и развития субконтрактации в регионе во взаимодействии с органами исполнительной власти.
- Формировать и предоставлять услуги, перечень которых определяется в сотрудничестве с Федеральным центром субконтрактации, а также, исходя их потребности комплексного обслуживания клиентов [5].
По мнению авторов также является необходимым создание Федерального и Регионального Центров для развития сотрудничества между предпринимателями РФ и других стран для развития и поддержания международного сотрудничества между российским малым бизнесом и зарубежными партнерами. Данное сотрудничество будет содействовать продвижению российских малых предприятий на европейский рынок. Основными задачами центра должны стать:
- предоставление информационно-консультационных услуг малым предприятиям о законодательстве Евросоюза, о возможностях рынков, о конкретных запросах компаний по поиску партнеров;
- организация трансфера технологий и инноваций, то есть обмена опытом между бизнес-партнерами;
- организация участия субъектов малых предприятий в международных выставках, семинарах, проводимых в рамках поддержки международного предпринимательства;
- создание механизма, обеспечивающего возможность получения малыми предприятиями РФ международных кредитных ресурсов Для этого Федеральный Центр должен проводить активную работу по поиску стратегических партнеров и кредитных ресурсов за рубежом.
Еще одной проблемой малых предприятий является дефицит квалифицированного персонала. Однако мировой финансовый кризис, который затрагивает практически все хозяйствующие субъекты, неизбежно увеличивает число высвобождаемых сотрудников.
611
Это, в свою очередь, окажет стимулирующее воздействие на часть уволенных к началу собственной предпринимательской деятельности или поиску работы, в том числе на малых предприятиях.
Поэтому одной из причин, по которым также необходимо осуществлять поддержку малых предприятий, является возможность привлечения в малый бизнес тех, кто потерял работу в результате кризисных явлений в экономике, и сохранение рабочих мест на малых предприятиях. Экспертные исследования и практический опыт свидетельствует о прямой зависимости между состоянием бизнес-среды и созданием рабочих мест. Чем больше мер по поддержке бизнеса оказывает государство, тем комфортнее чувствует себя бизнес, тем больше рабочих мест он предоставит. Поэтому актуальным становится вопрос о разработке социального направления стратегии развития малых предприятий.
В связи с этим на первое место выйдут следующие направления социальной стратегии региональных властных структур:
1. Поддержка предпринимателей, которые хотят начать свой бизнес.
2. Поддержка владельцев и руководителей малых предприятий, работников малых предприятий в повышении квалификации и дополнительном образовании.
3. Поддержка населения, готового к переобучению: потерявших работу, военнослужащих, уволенных в запас.
4. Поддержка выпускников учебных заведений, молодежи, женщин с большим перерывом в трудовом стаже, инвалидов.
5. Информационная поддержка субъектов малого предпринимательства и других заинтересованных друг в друге структур. К таким структурам можно отнести: региональные властные структуры, центры занятости населения, само трудоспособное население[6].
Для эффективной реализации перечисленных направлений социальной стратегии необходимо создание Региональных Образовательных Центров (РОЦ). Деятельность данных центров должна получить максимальную государственную поддержку.
Предполагается, что в результате принятых мер удастся сохранить существующие тенденции активизации малых предприятий. Среди множества факторов, влияющих на развитие малого бизнеса в сфере промышленности, решающее значение будет иметь приток в данный сектор экономически активного населения из числа безработных и самостоятельно занятого населения. А также повышение эффективности проводимой правительством политики по поддержке малого бизнеса в этом и других направлениях.
Список литературы:
1. Курочкина А.А., Хныкина Т.С. Подходы к формированию стратегии государственного регулирования малого предпринимательства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Серия Экономические науки. 2010. №3. С. 7-12.
2. Хныкина Т.С. Меры государственного регулирования развития малого предпринимательства: проблемы и перспективы (на примере Санкт-Петербурга) // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Серия Экономические науки. 2009. №1. С. 315-319.
3. Придворная А. Б. Анализ динамики основных показателей деятельности малых предприятий в условиях мирового экономического кризиса и посткризисный период // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. 2011. №7. http://www.uecs.ru/uecs-31-312011/item/533-2011 -07-27-05-19-15
4. Курочкина А.А., Хныкина Т.С. Подходы к формированию стратегии государственного регулирования малого предпринимательства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Серия Экономические науки. 2010. №3. С. 7-12.
5. Курочкина А.А., Хныкина Т.С. Повышение конкурентоспособности малого бизнеса как фактор обеспечения устойчивости регионального развития // Экономика и управление. Российский научный журнал. 2013. №1. С. 46-50.
http://emj.spbume.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=390&Itemid=45
6. Хныкина Т.С. Региональные образовательные центры как инструмент развития малого предпринимательства // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. Научный журнал. 2013. №2. С 25-30.
http://emj.spbume.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=390&Itemid=45