Для цитирования: Грогуль А.А. К вопросу о необходимости модернизации международно-правовых механизмов защиты детей в период вооружённых конфликтов на примере Донецкой Народной Республики / Науч.рук. Загородний В.В.; ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия» // Океанский менеджмент. 2022. № 1С(14). С. 64-66.
Грогуль А.А.
ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия» Факультет государственного и международного права
Студентка, 4 курс Научный руководитель: Загородний В.В.
ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия» Кафедра государственно-правовых и исторических дисциплин, старший преподаватель
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ВООРУЖЁННЫХ КОНФЛИКТОВ НА ПРИМЕРЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация. В статье рассматриваются международно-правовые механизмы защиты прав детей в период вооружённых конфликтов. Акцентируется внимание на необходимости их совершенствования, посредством принятия определённых мер, на примере Донецкой Народной Республики, как государства, являющегося участником вооружённого конфликта уже на протяжении 7 лет.
Ключевые слова. Вооружённый конфликт, защита прав детей, международное гуманитарное право, международная конвенция.
TO THE QUESTION OF THE NEED FOR MODERNIZATION OF INTERNATIONAL LEGAL MECHANISMS FOR THE PROTECTION OF CHILDREN DURING THE PERIOD OF ARMED CONFLICTS ON THE EXAMPLE OF THE DONETSK
PEOPLE'S REPUBLIC
Annotation. Attention is focused on the need to improve them, through the adoption of certain measures, on the example of the Donetsk People's Republic, as a state that has been a participant in an armed conflict for 7 years.
Keywords. Armed conflict, protection of children's rights, international humanitarian law, international convention.
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что уже на протяжении 7 лет Донецкая Народная Республика является участником вооружённого конфликта, в ходе которого в несоразмерно большей степени страдает гражданское население и, прежде всего, дети. Всему виной то, что жители Донбасса, оказавшиеся за пределами своей Родины в связи с распадом СССР, начиная с 1991 года, подвергались ущемлению своих прав и свобод со стороны государственных органов власти Украины, особенно стоит подчеркнуть так называемые «революции» 2004 и 2013-2014 гг., в рамках которых Донбасс становился мишенью агрессивной риторики. Вследствие чего 11 мая на территории Донбасса был проведён референдум, в ходе которого подавляющее большинство жителей Донецкой области поддержали суверенитет Республики, воспользовавшись правом народов на самоопределение. Однако самопровозглашённая украинская власть не признавала референдум легитимным, что в итоге привело к эскалации конфликта и 13 апреля 2014 года в Ясиноватском районе прозвучал первый выстрел.
Положения о необходимости защиты детей в период вооружённых конфликтов содержатся во множестве международных правовых актов (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека (1948), Женевские Конвенции и протоколы к ним, Декларация о защите женщин и детей в период вооружённых конфликтов(1974) и др). Исходя из положений ч. 2 ст. 4 Закона «О международных договорах» Донецкая Народная Республика, как ответственное государство, придерживается положений всех вышеуказанных международных правовых актов и постоянно работает над имплементацией международных правовых норм в национальное законодательство [3]. Так, например, в соответствии со ст. 24 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливается право каждого ребёнка, без какой-либо дискриминации по признаку
расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения, на такие меры защиты, которые требуются для него как для малолетнего со стороны семьи, общества и государства [5]. Вышеупомянутая норма нашла своё отражение в ч. 1 ст. 31 Конституции Республики, согласно которой «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [1].
Согласно отчёту советника Главы Донецкой Народной Республики по правам ребёнка за период 2014-2019 г. погибло более 100 детей. Ранения получили 235 детей, из них 42 ребёнка остались инвалидами [9]. Более того, уже шестой год осуществляет свою деятельность Специальная комиссия Донецкой Народной Республики по фиксации и сбору доказательств военных преступлений украинской власти на Донбассе. За время работы которой в единый реестр базы данных было внесено 83 записи о погибших детях и 186 записей о раненых [4]. Следует отметить, что все собранные усилиями членов Специальной комиссии факты являются весомыми аргументами в работе на Минской площадке, призванной остановить кровопролитие на территории Донбасса. Благодаря деятельности Министерства Иностранных Дел Донецкой Народной Республики государству периодически удаётся заключать соглашения о временном прекращении огня, что позволяет избежать ещё большего количества жертв и оказать помощь пострадавшим, среди которых есть дети. Печальную статистику погибших детей на территории Донбасса подтверждает также и мировое сообщество. «С 14 апреля 2014 г. по 31 мая 2020 г. не менее 147 детей (98 мальчиков и 49 девочек) погибли и были ранены в результате вооружённого конфликта на востоке Украины» - говорится в заявлении мониторинговой Миссии ООН по правам человека [10]. В память о погибших детях в столице ДНР на «Аллее ангелов» был установлен памятный знак с именами погибших детей. Больно говорить, но с момента его установления и до сегодняшнего дня количество погибших детей увеличивается и сейчас ведётся работа по добавлению их имён в этот скорбный список.
Участие детей в вооружённых конфликтах и использование их в качестве военнослужащих - это один из наиболее серьёзных вызовов, бросающих тень на решимость международного сообщества бороться за права детей и выполнять положения Конвенции о правах ребёнка (1989) и Факультативного протокола к ней (2000 г). В связи с этим п. 26 ст. 2 Римского Статута Международного уголовного суда признаёт военным преступлением набор или вербовку детей в возрасте до пятнадцати лет в состав вооружённых сил или групп или использование их для активного участия в боевых действиях [7]. Согласно ч. 4 ст. 21 Закона Донецкой Народной Республики «О воинской обязанности и военной службе» решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет [2]. Законодатель ДНР придерживается норм по реализации правовой защиты детей во время вооружённого конфликта, а также ограничивает участие детей в активных боевых действиях, таким образом государство стоит на страже детства и не позволяет вступать в народную милицию лицам, которые в силу определённых особенностей психики подростков, не должны участвовать в вооружённом конфликте [6].
Право на защиту детства и гарантии его осуществления являются признанным атрибутом демократического государства. Именно поэтому на современном этапе развития Донецкая Народная Республика строит свою политику, исходя из Целей устойчивого развития на период 2016-2030 гг., утверждённых Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2015 года, в данном случае в соответствии с целью №16 «Мир, правосудие, эффективные институты» [8]. Исходя из опыта современных вооружённых конфликтов, в частности на Донбассе, считаем что для модернизации национальных и международно-правовых механизмов защиты детей в период вооружённых конфликтов необходимо предпринять следующие меры:
1. В рамках института Уполномоченного по правам ребёнка при Главе Донецкой Народной Республики учредить должность специального лица, занимающегося разрешением вопросов детей, оказавшихся в ситуации вооружённого конфликта.
2. Имплементировать в национальное законодательство уголовную ответственность за набор или вербовку детей в возрасте до пятнадцати лет в состав вооружённых сил или групп или использование их для активного участия в боевых действиях.
3. Имплементировать в национальное законодательство уголовную ответственность за сексуальную эксплуатацию и надругательства в отношении детей во время вооружённых конфликтов, а также заключить соглашение об обязательствах снятия иммунитета с лиц, совершивших подобные преступления.
4. Закрепить на законодательном уровне обязательство государств оказывать поддержку международным уголовным судебным органам всю необходимую поддержку, в том числе заключение под стражу лиц, ответственных за вербовку и использование детей в вооружённых конфликтах и лиц, виновных в таких преступных деяниях как сексуальная эксплуатация и надругательства в отношении детей во время вооружённых конфликтов.
5. Направить предложение в ООН о разработке и принятии второго факультативного Протокола к Конвенции о правах ребёнка, предусматривающий медицинские, психологические и социальные вопросы реабилитации детей, вовлечённых в вооружённые конфликты, с приоритетным вниманием к разработке практических подходов на региональном и субрегиональном уровнях.
6. Предложить учредить в рамках Центрального агентства по розыску МККК специального подразделения, которое занималось бы поиском детей, пропавших и/или завербованных в составы вооружённых сил в период вооружённых конфликтов.
7. Выступить с инициативой разработать процедуру взаимодействия между уполномоченными по правам ребёнка всех стран. Надлежащая координация действий всех институтов по правам ребёнка позволит не только обеспечить контроль за соблюдением на территории вооружённого конфликта свобод детей, но и позволит оперативно решать возникающие вопросы обеспечения защиты и безопасности несовершеннолетних всесторонне рассматривая каждый индивидуальный случай через призму своего национального законодательства.
Пристатейный библиографический список:
1. Конституция Донецкой Народной Республики от 06.03.2020 г., № 106 -IIHC в действующей редакции // Народный Совет Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] URL: https://dnrsovet.su/konstitutsiya/
2. Закон Донецкой Народной Республики «О воинской обязанности и военной службе» № 08-IHC от 13.02.2015, в действующей редакция по состоянию на 22.09.2021 [Электронный ресурс] URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-voinskoj-obyazanosti-i-voinskoj-sluzhbe/
3. Закон «О международных договорах Донецкой Народной Республики» от 29.06.2015 г., №66 - 1НС в действующей редакции // Народный Совет Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0002-66-ihc-20150629/
4. Доклад министра иностранных дел по итогам деятельности МИД в 2020 году [Электронный ресурс] URL: https://mid-dnr.su/ru/pages/docs/doklad-ministra-inostrannyh-del-dnr-po-itogam-deyatelnosti-ministerstva-inostrannyh-del-v-2020-godu/
5. Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml
6. Правовая защита детей в период вооруженного конфликта [Электронный ресурс] URL: https://www.icrc.org/ru/document/pravovaya-zashchita-detey-vo-vremya-vooruzhennogo-konflikta
7. Римский статут Международного Уголовного Суда [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/rome_statute(r).pdf
8. Цели в области устойчивого развития ООН [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/peace-justice/
9. Отчёт советника Главы Донецкой Народной Республики по правам ребёнка [Электронный ресурс] URL: https://ukraina.ru/interview/20200108/1026246516.html
10. Заявление мониторинговой миссии ООН [Электронный ресурс] URL: https://doneck-news.com/main/239639-oon-za-vremja-voennyh-dejstvij-na-donbasse-byli-raneny-pochti-400-detej.html