Научная статья на тему 'Проблемы защиты жертв военного конфликта на Востоке Украины'

Проблемы защиты жертв военного конфликта на Востоке Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ВОСТОК УКРАИНЫ / ДОНБАСС / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ЖЕРТВЫ КОНФЛИКТА / ПРАВА И СВОБОДЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / НАРОДОВЛАСТИЕ / ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ARMED CONFLICT / EAST OF UKRAINE / DONBASS / INTERNATIONAL LAW / VICTIMS OF THE CONFLICT / RIGHTS AND FREEDOMS / MODERN PROBLEMS / DEMOCRACY / RIGHT OF PEOPLES TO SELF-DETERMINATION / STATE SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петренко Е.Г., Кулешова Е.Д.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с защитой жертв военного конфликта на востоке Украины. Авторами представлен анализ нарушений прав и свобод граждан Украины, не по своей воле ставших участниками конфликта. Проведен анализ основных нормативных документов международного права, направленных на регулирование вопросов защиты граждан в период военного конфликта. В работе использован ряд методов научного исследования: анализа; синтеза; сравнительно-правовой; историко-правовой; интерполяции; экстраполяции. В статье предлагается и обосновывается система мероприятий, направленных на разрешение современных проблем, связанных с защитой жертв военного конфликта на Востоке Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF PROTECTION OF VICTIMS OF THE MILITARY CONFLICT IN THE EAST OF UKRAINE

The article discusses the problems associated with the protection of victims of the military conflict in the East of Ukraine. The authors present an analysis of violations of the rights and freedoms of citizens of Ukraine, who did not voluntarily become parties to the conflict. The analysis of the main normative documents of international law aimed at resolving issues of protection of citizens during a military conflict is carried out. The paper uses a number of methods of scientific research: analysis; synthesis; comparative law; historical law; interpolation; extrapolation. The article proposes and justifies a system of measures aimed at solving modern problems related to the protection of victims of the military conflict in the East of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Проблемы защиты жертв военного конфликта на Востоке Украины»

УДК 341

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ЖЕРТВ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА НА ВОСТОКЕ УКРАИНЫ

Петренко Е.Г., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар, Российская Федерация, niipgergo2009@mail.ru

Кулешова Е.Д., Краснодарский филиал Института проблем глобализации; Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар, Российская Федерация, mary.stl9062002@gmail. com

В статье рассматриваются проблемы, связанные с защитой жертв военного конфликта на востоке Украины. Авторами представлен анализ нарушений прав и свобод граждан Украины, не по своей воле ставших участниками конфликта. Проведен анализ основных нормативных документов международного права, направленных на регулирование вопросов защиты граждан в период военного конфликта. В работе использован ряд методов научного исследования: анализа; синтеза; сравнительно-правовой; историко-правовой; интерполяции; экстраполяции. В статье предлагается и обосновывается система мероприятий, направленных на разрешение современных проблем, связанных с защитой жертв военного конфликта на Востоке Украины.

Ключевые слова: вооруженный конфликт; Восток Украины; Донбасс; международное право; жертвы конфликта; права и свободы; современные проблемы; народовластие; право народов на самоопределение; государственный суверенитет.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-33-1-86-89

UDC 341

THE PROBLEMS OF PROTECTION OF VICTIMS OF THE MILITARY CONFLICT IN THE EAST

OF UKRAINE

Petrenko E.G., Kuban state agrarian university named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russian Federation,

niipgergo2009@mail.ru

Kuleshova E.D., Krasnodar branch of the Institute of globalization problems, Kuban state agrarian university named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russian Federation, mary.st19062002@gmail.com

The article discusses the problems associated with the protection of victims of the military conflict in the East of Ukraine. The authors present an analysis of violations of the rights and freedoms of citizens of Ukraine, who did not voluntarily become parties to the conflict. The analysis of the main normative documents of international law aimed at resolving issues of protection of citizens during a military conflict is carried out. The paper uses a number of methods of scientific research: analysis; synthesis; comparative law; historical law; interpolation; extrapolation. The article proposes and justifies a system of measures aimed at solving modern problems related to the protection of victims of the military conflict in the East of Ukraine.

Key words: armed conflict; East of Ukraine; Donbass; international law; victims of the conflict; rights and freedoms; modern problems; democracy; right of peoples to self-determination; state sovereignty.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-33-1-86-89

Вооруженный конфликт на Востоке Украины начался еще в 2014 году. Отправной точкой данного конфликта послужило изменение централизованной власти в феврале 2014 года, завершившееся бегством законно избранного Президента Украины В.Ф. Януковича, сменой парламентского большинства в Верховной Раде, назначении ею и.о. Президента Украины и т.д.

Вследствие государственного переворота на Украине произошел ряд событий, изменивших ее фактические пространственные границы и территорию. В отдельных случаях данные изменения

происходили относительно мирным и бескровным путем (например, выход Севастополя и Республики Крым из состава Украины и вхождение их в состав Российской Федерации), когда решение принималось населением данных регионов самостоятельно с соблюдением норм действующего законодательства и демократических процедур, а в других случаях нежелание населения ряда регионов принять факт государственного переворота сопровождалось активным его противодействием центральной власти Украины, которая начала использовать свои Вооружённые силы, а также незаконные вооружён-

ные формирования (националистические батальоны Правого сектора и им подобных бандформирований) для принуждения народа данных регионов (Донецкой и Луганской области) к подчинению новой центральной власти в стране.

При этом вооруженный конфликт на Востоке Украины продолжается. В целом же, по мнению Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (далее - УВКПЧ), была отмечена тенденция к сокращению числа жертв среди гражданского населения, связанных с конфликтом [1]. В 2018 году количество жертв сократилось на 53 % по сравнению с 2017 годом [2].

Необходимо отметить, что украинские власти в конце 2016 года приняли решение о введении окончательной экономической блокады против Донецкой и Луганской республик. Блокада касалась не только производственных товаров, но и доступа к промышленно-энергетическим предприятиям, что является нарушением прямых прав граждан, прописанных в конституции Украины.

Проблемы защиты жертв военного конфликта основаны на том, что отсутствует какое-либо соблюдение их прав со стороны властей Украины. Это касается широкой категории прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих на территории, которая затронута данным военным конфликтом.

Вооруженный конфликт на Востоке Украины относится к конфликтам, которые носят немеждународный характер. Система и нормы права, которые применяются к конфликтам подобного характера, имеют лишь теоретические основания [3, с. 26]. Проблема отсутствия практической реализации норм и принципов способствует тому, чтобы правительство Украины могло игнорировать нормы системы международного гуманитарного права при ведении военных действий с собственным народом.

Международные организации выполняют определенные контролирующие функции. Так, например, ограниченным набором системы контролирующих функций обладает Международный комитет Красного креста. Но данная организация не проявляет свою активность в ситуации с Украиной.

Это вызывает определенные проблемы при регулировании соблюдения прав жертв военного конфликта. Как отмечалось ранее в статье, на востоке Украины права граждан целенаправленно нарушаются. Правительство Украины не стремится к скорейшему урегулированию конфликта.

Так, частой причиной возникновения вооруженных конфликтов, носящих немеждународный характер, является несоблюдение прав меньшинств со стороны правительства и государственной власти. На территории Донбасса именно такая ситуация и развивается. Народами, населяющими территорию Донецкой и Луганской народных республик,

отстаиваются свои права на возможность самоопределения.

Права народов на самоопределение - это основной элемент принципа равноправия. В Уставе ООН права народов на самоопределение закреплены как цель ООН [4]. Международные организации поддерживают права народов на самоопределение, данный принцип отражен и в системе национального законодательства. Так, конституции государств поддерживают право народов на самоопределение.

Правительство Украины не способно обеспечить соблюдение права народа на самоопределение. Народ Донбасса требовал установления на территории государства нескольких официальных языков, но правительство не поддержало эти требования и выступило против своего же населения. Правительство Украины целенаправленно пытается определить свой народ, проживающий на территории Донбасса, как террористов, желающих захватить власть. Именно это и стало причиной военного конфликта, который не прекращается и по сей день.

Правительство Украины не способно обеспечить основную обязанность государства - защиту жизни человека [5]. Право на жизнь - базовое конституционное право граждан Украины - подвергается нарушению вследствие, например, регулярных обстрелов территорий жилых кварталов как Вооружёнными Силами Украины, так и сомнительными, с правовой точки зрения, вооружёнными формированиями (националистическими боевыми организациями). Так, на основе данных ООН, только за период 2017 года на юго-востоке страны в результате вооруженного конфликта погибло 10900 человек [6]. Еще около 47,1 тысячи человек получили ранения, травмы либо утратили полностью или частично свое недвижимое имущество [8, с. 109].

Стоит отметить и то, что правительство Украины игнорирует свои прямые обязанности относительно любых социальных выплат, тем самым нарушая социальные права граждан. Это подрывает также конституционный принцип Украины, определяющий ее как социальное демократическое государство.

Более того, было отмечено и такое нарушение прав граждан, которые стали жертвами вооруженного конфликта, как ограничение свободы передвижения. Официальное транспортное сообщение с Донбассом было прекращено в 2015 году.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что действующей властью Украины целенаправленно игнорируется выполнение международных договоров и обязательств, которые были взяты ей в процессе подписания и ратификации документов, касающихся конституционных и международных прав человека.

Итак, современные проблемы защиты жертв вооруженного конфликта на Востоке Украи-

ны стоят так же остро, как и в 2014 году - когда все только начиналось. Правовое поле в данной сфере является довольно слабым. Украина, даже несмотря на то, что имеет четко прописанные в Конституции права граждан, не соблюдает их. Украинское правительство поделило население страны на два лагеря: территорию Донбасса и остальную территорию Украины. Власти страны своими действиями приводят к тому, чтобы вооруженный конфликт обострялся. Но данный конфликт затрагивает и мирных жителей. Нарушение их прав и свобод для достижения целей правительства страны - неприемлемая политика украинского правительства в настоящее время.

Следующая проблема, с которой можно столкнуться при защите прав жертв вооруженного конфликта, - это оказание гуманитарной и медицинской помощи. Правительство Украины «отрезало» Луганскую и Донецкую республики от всех благ, транспортное сообщение с областями было прекращено, поставки продовольствия и энергетических ресурсов - приостановлены. Люди, проживающие на территории Донбасса, выживали за счет гуманитарной помощи, привозимой из России. Несмотря на то, что руководство Украины заявляет о том, что не существует никаких препятствий для доставки гуманитарной помощи на территорию юго-востока Украины, реальная практика свидетельствует о том, что, во-первых, любая гуманитарная помощь, не согласованная с властями Украины и поступающая на территорию ДНР и ЛНР, рассматривается как незаконная, а организации и лица, ее оказывающие, - как правонарушители, к которым могут применяться различные меры правовой ответственности вплоть до уголовной. Во-вторых, фактически вся гуманитарная помощь, поступающая с территории Украины, распределяется на территории, контролируемые Вооружёнными Силами самой Украины, а народ, проживающий на территории ДНР и ЛНР, ее полностью лишен.

В настоящее время конфликт на Востоке Украины остается неурегулированным. Правительство Украины не стремится к мирному разрешению вопроса, о чем свидетельствуют новости, передаваемые в эфир с места событий. Но, стоит отметить, что активность конфликта пошла на спад. В настоящее время Украина испытывает экономические проблемы, которые связаны с конфликтом на востоке страны. Как известно, экономическое развитие государства зависит от притока иностранных инвестиций. Если же на территории страны начинается вооруженный конфликт - инвестиции прекращаются. Так и с Украиной. Нельзя развивать активную и стабильную экономическую политику на международном уровне, если в самом государстве идет гражданская война [7].

Таким образом, возможно, в скором времени поступят данные о прекращении конфликта на

Востоке Украины. Это позволит оказать помощь всем жертвам вооруженного конфликта, предоставить необходимую медицинскую и социальную помощь всем, кто в ней нуждается.

Решение проблем, связанных с защитой граждан, которые стали жертвами военных действий, требует всестороннего вмешательства. Правительство Украины должно понимать важность соблюдения прав граждан, ставших жертвами военного конфликта.

В качестве мероприятий, способствующих разрешению современных проблем, связанных с защитой жертв военного конфликта на Востоке Украины, можно предложить следующие:

1. Следует закрепить на уровне международного права понятие жертв военного конфликта на Востоке Украины, в связи с тем, что сложилась уникальная ситуация, когда власти данной страны, с одной стороны, заявляют о том, что данный конфликт является внутренним делом Украины, и на территории ее восточной части проводится антитеррористическая операция (далее - АТО), а с другой стороны, декларируют на международном уровне о факте военной агрессии со стороны Российской Федерации (военного конфликта между Украиной и Россией). Определение на международно-правовом уровне понятия военного конфликта на Востоке Украины, а также его жертв, позволит создать международно-правовой механизм защити прав, свобод и законных интересов жертв военного конфликта на Востоке Украины.

2. На уровне национального законодательства Украине следует определиться: имеет ли место на Востоке Украины акт военной агрессии Российской Федерации (и предъявить доказательства этой агрессии, если таковые имеются), либо речь идет исключительно о внутренней военной операции по восстановлению центральной власти на части территории Донецкой и Луганской области. Если это исключительно операция АТО, то мирные граждане, ставшие жертвами ее проведения, должны получить полноценный доступ к системе украинского правосудия для защиты своих прав, свобод и законных интересов. В случае, если такой доступ не будет предоставлен, то их интересы должны быть защищены на международном уровне, например, в Европейском Суде по правам человека.

3. В связи с тем, что Украина до конца так и не вышла из состава СНГ, следует предусмотреть возможность обращения ее граждан, ставших жертвами военного конфликта на Востоке Украины, за защитой своих интересов в органы СНГ, в частности, в Экономический Суд СНГ. Для этого его следует наделить соответствующими полномочиями.

Литература

1. Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ohchr.org/RU/Pages/Home.aspx (дата обращения: 11.12.2019).

2. Доклад о ситуации с правами человека в Украине 16.11.2018 - 15.02.2019 года [Электронный ресурс] . URL: https://www.ohchr.org/Documents/Countries/UA/ReportUkraine16Nov2018-15Feb2019_RU.pdf (дата обращения: 11.12.2019).

3. Сагер M. Контрольные механизмы в международном гуманитарном праве // Советский журнал международного права. 1991. № 3-4. С. 26-33.

4. Устав Организации Объединенных Наций от 26.06.1945 [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения: 11.12.2019).

5. Лихоманов П. Война чужих // Российская газета. 2014. № 6448 (176).

6. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 сент. 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/6lkb3l.htm (дата обращения: 11.12.2019).

7. Война действительно прекратится: прогноз по Донбассу [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fgorlovka.today%2Fnews%2F20605-vojna-dejstvitelno-prekratitsya-prognoz-po-donbassu (дата обращения: 11.12.2019).

8. Рогов А.В. Последствия вооруженного конфликта на Юго-Востоке Украины (2014-2019 гг.): монография. Донецк, 2019. 311 с.

9. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 авг. 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.icrc.org/rus/assets/files/2013/ap_i_rus.pdf (дата обращения: 30.11.2019).

References

1. Upravlenie Verkhovnogo komissara Organizatsii Ob"edinennykh Natsii po pravam cheloveka (UVKPCh) [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.ohchr.org/RU/Pages/Home.aspx (data obrashcheniya: 11.12.2019).

2. Doklad o situatsii s pravami cheloveka v Ukraine 16.11.2018 - 15.02.2019 goda [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.ohchr.org/Documents/Countries/UA/ReportUkraine 16Nov2018-15Feb2019_RU.pdf (data obrashcheniya: 11.12.2019).

3. Sager M. Kontrol'nye mekhanizmy v mezhdunarodnom gumanitarnom prave // Sovetskii zhurnal mezhdunarodnogo prava. 1991. № 3-4. S. 26-33.

4. Ustav Organizatsii Ob"edinennykh Natsii ot 26.06.1945 [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (data obrashcheniya: 11.12.2019).

5. LikhomanovP. Voina chuzhikh // Rossiiskaya gazeta. 2014. № 6448 (176).

6. Dopolnitel'nyi protokol k Zhenevskim konventsiyam ot 12 sent. 1949 g., kasayushchiisya zashchity zhertv vooruzhennykh konfliktov nemezhdunarodnogo kharaktera (Protokol II) ot 8 iyunya 1977 g. [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/6lkb3l.htm (data obrashcheniya: 11.12.2019).

7. Voina deistvitel'no prekratitsya: prognoz po Donbassu [Elektronnyi resurs]. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fgorlovka.today%2Fnews%2F20605-vojna-dejstvitelno-prekratitsya-prognoz-po-donbassu (data obrashcheniya: 11.12.2019).

8. Rogov A. V. Posledstviya vooruzhennogo konflikta na Yugo-Vostoke Ukrainy (2014-2019 gg.): mono-grafiya. Donetsk, 2019. 311 s.

9. Dopolnitel'nyi protokol k Zhenevskim konventsiyam ot 12 avg. 1949 g., kasayushchiisya zashchity zhertv mezhdunarodnykh vooruzhennykh konfliktov (Protokol I) ot 8 iyunya 1977 g. [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.icrc.org/rus/assets/files/2013/ap_i_rus.pdf (data obrashcheniya: 30.11.2019).

Поступила в редакцию 21 декабря 2019 г.

Received 21 December, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.