Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ'

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовное судопроизводство / возбуждение дела / административное судопроизводство / прокурор / полномочия / прокурорский надзор / уголовное преследование / criminal proceedings / initiation of proceedings / administrative proceedings / prosecutor / powers / prosecutorial supervision / criminal prosecution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — К.И. Абрамова

В данной статье рассматриваются некоторые полномочия прокурора в уголовном процессе и рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также соотношение функций уголовного преследования и прокурорского надзора. Прокурорские полномочия в уголовном процессе и административном производстве обладают важным статусом в рамках обеспечения законности и защиты общественных интересов, основаны на одинаковых принципах, имеют схожие институты. Оба процесса – уголовный и административный, построены на общих принципах и обладают аналогичными институтами, что объясняет схожесть в вопросах статуса и полномочий прокурора при проведении надзора. Автором предлагается внесение соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях, касающихся акта прокурора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SOME POWERS OF THE PROSECUTOR IN CRIMINAL PROCEEDINGS AND PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES

This article examines some of the powers of the prosecutor in the criminal process and consideration of cases of administrative offenses, as well as the relationship between the functions of criminal prosecution and prosecutorial supervision. Prosecutorial powers in criminal proceedings and administrative proceedings have an important status within the framework of ensuring legality and protecting public interests, are based on the same principles, and have similar institutions. Both criminal and administrative processes are based on common principles and have similar institutions, which explains the similarity in matters of the status and powers of the prosecutor during supervision. The author proposes the introduction of appropriate amendments to the Code of Administrative Offences concerning the act of the prosecutor.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПОЛНОМОЧИЯХ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

К.И. Абрамова, студент

Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-1-52-54

Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые полномочия прокурора в уголовном процессе и рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также соотношение функций уголовного преследования и прокурорского надзора. Прокурорские полномочия в уголовном процессе и административном производстве обладают важным статусом в рамках обеспечения законности и защиты общественных интересов, основаны на одинаковых принципах, имеют схожие институты. Оба процесса - уголовный и административный, построены на общих принципах и обладают аналогичными институтами, что объясняет схожесть в вопросах статуса и полномочий прокурора при проведении надзора. Автором предлагается внесение соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях, касающихся акта прокурора.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, возбуждение дела, административное судопроизводство, прокурор, полномочия, прокурорский надзор, уголовное преследование.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (далее - ФЗ), прокуратура Российской Федерации определена как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции [5].

Прокурорский институт отличается уникальным юридическим положением. Дискуссии часто разгораются вокруг определения роли и полномочий прокурора в рамках уголовного процесса, а также вокруг соотношения функций уголовного преследования и прокурорского надзора.

В соответствии с частью 2 статьи 1 ФЗ одним из направлений деятельности прокурора является функция уголовного преследования. До изменений в законодательстве 2007 года прокурор реализовывал эту функцию посредством возбуждения уголовного дела, но по действующему Уголовно-процессуальному кодексу (далее -УПК РФ) [4], прокурор не наделен полномочиями по возбуждению уголовного де-

ла. Действия прокурора в рамках уголовного производства регламентированы пунктом 5 статьи 55 УПК, где прокурор обязан осуществлять уголовное преследование. На этапе возбуждения уголовного дела его полномочия в области уголовного преследования осуществляются путем осуществления надзора, в рамках которого, имея в виду выявленные факты нарушения уголовного закона, он может вынести обоснованное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для принятия решения о возбуждении уголовного дела. В силу пункта 4 части 1 статьи 140 УПК постановление прокурора является самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела.

В статье 1 ФЗ описывается, что прокурор имеет право возбуждать дела об административных правонарушениях и проводить административное расследование в соответствии с полномочиями, установленными в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), вынося соответствующее постановление [3]. Постановление прокурора - это официальный документ, который выдается прокурором в рамках его

служебных полномочий и имеет юридическую силу. Постановление прокурора обычно содержит распоряжения, указания или решения по вопросам, связанным с прокурорской деятельностью, проведением расследования, предоставлением заключений и рекомендаций, а также другие мероприятия в сфере обеспечения законности и правопорядка.

Соотношение производства по делам об административных правонарушениях и уголовного судопроизводства зависит от характера совершенного преступления или правонарушения. Некоторые принципы уголовного процесса были внедрены в административное производство, где появились новые механизмы защиты, возбуждения дела по административным правонарушениям, а также административного расследования [1, с. 145-147].

В рамках административного процесса логично рассматривать постановление прокурора как решение о начале производства по делу об административном правонарушении, что отличается от уголовного процесса, где прокурор, занимающийся уголовным преследованием, не обладает такими полномочиями. Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП, постановление должно содержать информацию, указанную в ст. 28.2 КоАП. На первый взгляд, позиция законодателя о том, что постановление прокурора должно соответствовать по своей структуре протоколу об административном правонарушении, вполне обоснована, поскольку оба документа являются решением о возбуждении дела. Однако суды, применяя эти нормы, решили, что при составлении постановления о возбуждении дела следует соблюдать правила сбора доказательств, причем постановление прокурора попадает под эти требования [2].

Различие в правовой сущности между решением прокурора о начале административного разбирательства и протоколом о совершении административного правонарушения обуславливает разнообразие критериев, которым они должны отвечать в рамках процессуальной деятельности. Процессуальное постановление, не так, как в случае с протоколом, оно не яв-

ляется первоисточником доказательств, согласно пункту 2 статьи 26.2 КоАП РФ, в котором перечислены все возможные источники доказательств. Согласно статье 26.3 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении содержит показания лица, в отношении которого ведется административное производство, показания потерпевшего и свидетелей, которые также являются источником доказательств. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит объяснений указанных лиц, а лишь ссылается на представленные в ходе проверки прокурором доказательства.

Прокурор вправе осуществлять надзор за законностью в обоих случаях: как в ходе проведения расследования административных правонарушений, так и в уголовном производстве. В области административного права прокурор обеспечивает соблюдение прав граждан и интересов общества, контролирует деятельность должностных лиц, рассматривает жалобы на действия органов, принимает участие в судебных заседаниях и т.д. В уголовном судопроизводстве прокурор является участником более сложного процесса, где проводится расследование общественно-опасных деяний - преступлений, возбуждаются уголовные дела, а прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя. Прокурорская деятельность в уголовном судопроизводстве направлена на защиту общества от преступлений и обеспечение справедливости и законности. Исходя из этого, полномочия прокурора в области уголовного правосудия являются более широкими и ответственными по сравнению с делами об административных правонарушениях.

Таким образом, прокурор имеет значительное влияние на обе сферы - привлечения к административной ответственности и в сфере уголовного судопроизводства, поскольку задачи его деятельности включают обеспечение законности и охрану правопорядка в обществе. Он играет важную роль в защите общества от преступности и обеспечении справедливости,

независимо от того, на каком уровне пра- дующим: «Постановление прокурора о вонарушения происходят. возбуждении дела об административном

На основании изложенного, предлагаю правонарушении не является доказатель-дополнить часть вторую статьи 28.4 сле- ством (источником доказательств)».

Библиографический список

1. Головко Л.В. Разграничение административной и уголовной ответственности по Российскому праву // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). - 2016. - № 1. - С. 190.

2. Папышева Е.С. К вопросу о некоторых полномочиях прокурора в уголовном процессе и производстве по делам об административных правонарушениях // Правовое государство: теория и практика. - 2020. - №1 (59). - С. 66-74. - DOI: 10.33184/pravgos-2020.1.9.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.04.2024).

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.04.2024).

5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.04.2024).

ON THE ISSUE OF SOME POWERS OF THE PROSECUTOR IN CRIMINAL PROCEEDINGS AND PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES

K.I. Abramova, Student

Ufa University of Science and Technology

(Russia, Ufa)

Abstract. This article examines some of the powers of the prosecutor in the criminal process and consideration of cases of administrative offenses, as well as the relationship between the functions of criminal prosecution and prosecutorial supervision. Prosecutorial powers in criminal proceedings and administrative proceedings have an important status within the framework of ensuring legality and protecting public interests, are based on the same principles, and have similar institutions. Both criminal and administrative processes are based on common principles and have similar institutions, which explains the similarity in matters of the status and powers of the prosecutor during supervision. The author proposes the introduction of appropriate amendments to the Code of Administrative Offences concerning the act of the prosecutor.

Keywords: criminal proceedings, initiation of proceedings, administrative proceedings, prosecutor, powers, prosecutorial supervision, criminal prosecution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.