Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ'

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

276
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное усыновление / иностранные граждане / органы опеки и попечительства / суд. / international adoption / foreign nationals / bodies of guardianship and guardianship / the court.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдрахманова Диана Илшатовна, Брежнев Илья Дмитриевич, Галяутдинова Лилия Юрьевна

в данной статье рассмотрены отдельные аспекты усыновления детей-граждан Российской Федерации гражданами иностранных государств, изучено правовое регулирование данной сферы общественных отношений, охарактеризованы тенденции развития в области международного усыновления, предложено решение наиболее насущных проблем, возникающих в данной сфере правоприменительной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF SOME FEATURES OF THE ADOPTION OF RUSSIAN CHILDREN BY FOREIGN CITIZENS

this article examines some aspects of the adoption of children-citizens of the Russian Federation by citizens of foreign states, examines the legal regulation of this sphere of public relations, describes the development trends in the field of international adoption, and suggests a solution to the most pressing problems arising in this field of law enforcement.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ»

VIII Международная научно-практическая конференция

УДК 347.633.1

Абдрахманова Диана Илшатовна, Брежнев Илья Дмитриевич Abdrakhmanova Diana Ilshatovna Brezhnev Ilya Dmitrievich

Студент Student

Башкирский государственный университет Bashkir State University Научный руководитель Scientific adviser Галяутдинова Лилия Юрьевна Galyautdinova Lilia Yurievna

senior lecturer of the department Civil law Institute of law Башкирский государственный университет Bashkir State University

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

ON THE QUESTION OF SOME FEATURES OF THE ADOPTION OF RUSSIAN CHILDREN BY FOREIGN CITIZENS

Аннотация: в данной статье рассмотрены отдельные аспекты усыновления детей-граждан Российской Федерации гражданами иностранных государств, изучено правовое регулирование данной сферы общественных отношений, охарактеризованы тенденции развития в области международного усыновления, предложено решение наиболее насущных проблем, возникающих в данной сфере правоприменительной деятельности.

Abstract: this article examines some aspects of the adoption of children-citizens of the Russian Federation by citizens of foreign states, examines the legal regulation of this sphere of public relations, describes the development trends in the field of international adoption, and suggests a solution to the most pressing problems arising in this field of law enforcement.

Ключевые слова: международное усыновление, иностранные граждане, органы опеки и попечительства, суд.

Key words: international adoption, foreign nationals, bodies of guardianship and guardianship, the court.

«Научные междисциплинарные исследования»

Одной из наиболее важных задач государственной власти является осуществление защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без родительской заботы. В данный момент в Российской Федерации имеют место отрицательные тенденции, несущие в себе угрозы вредных последствий для воспитания ребенка в качестве полноценной личности, вреда здоровью и жизни ребенка.

Среди населения России отмечаются значительные перемены в аспекте выбора жизненных приоритетов. В первую очередь все большее число граждан нашей страны интересует достижение материального благополучия, получение образования и устройство на высокооплачиваемую работу. В то же время семейные ценности - заключение брака, рождение детей - зачастую перемещаются на второй план.

Согласно данным Министерства просвещения России, в российском банке данных содержатся анкеты 42 тыс. детей-сирот.

В нашей стране является весьма актуальным институт усыновления российских детей гражданами иностранных государств. Международное усыновление — это юридический акт, совершенный в субъективных интересах детей, когда в основе действий усыновителей лежат мотивы и цели, направленные на предоставление усыновляемому права на надлежащее семейное воспитание, гарантированное Семейным кодексом Российской Федерации и законодательством принимающего государства [1, с. 120].

Осуществлению международного усыновления нужно уделять особое внимание. В данном случае дети передаются иностранным гражданам, проживающим вне Российской Федерации. Данное обстоятельство обуславливает потребность в создании специальной процедуры международного усыновления, осуществлении надзора за жизнью и воспитанием усыновленных детей для обеспечения защищенности их прав и законных интересов.

Вплоть до 2012 г. наибольшее количество детей было усыновлено гражданами Соединенных Штатов Америки. В настоящий момент лидером по числу усыновленных российских детей является Испания.

VIII Международная научно-практическая конференция

Толчком к развитию отношений по усыновлению детей испанскими

гражданами послужило заключение 9 июля 2014 года Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей [2]. Данный договор содержит в себе нормы, устанавливающие обязательства принимающего государства по осуществлению контроля за жизнью и воспитанием усыновленных детей на своей территории. В соответствии с данным договором усыновленный ребенок сохраняет гражданство государства происхождения, которое не может быть прекращено до наступления его совершеннолетия.

18 ноября 2011 г. был подписан Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей [3]. Договор предусматривает усыновление детей гражданами договаривающихся государств с помощью специальных аккредитованных организаций. В статье 6 данного Договора установлено, что условия, при которых ребенок может быть усыновлен, а также лица или органы, согласие которых требуется для усыновления, определяются законодательством государства происхождения ребенка. При передаче ребенка в другую семью усыновление не может состояться до тех пор, пока центральный орган государства происхождения не будет должным образом ознакомлен со сведениями о новых кандидатах в усыновители и не даст согласие на новое усыновление.

Все международные договоры, заключенные в данной сфере, имеют целью разрешение противоречий между российским законодательством и правовыми актами других государств, регулирующими общественные отношения по усыновлению. Наиболее важными вопросами, затрагиваемыми в данных договорах, является определение уполномоченных органов и их компетенции относительно международного усыновления.

В силу ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если эти дети не были переданы на воспитание в семьи граждан Российской Федерации,

«Научные междисциплинарные исследования» постоянно проживающих на территории России по истечении 12 месяцев со дня

поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях,

оставшихся без попечения родителей [4].

Порядок усыновления в Российской Федерации регулируется нормативными актами различного уровня. Среди них можно назвать: Семейный Кодекс Российской Федерации; Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации; Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 N 275.

Иностранные граждане имеют определенную заинтересованность в усыновлении детей из других государств, в частности, из России. Этому имеется несколько причин [5, с. 141]. Среди них можно выделить следующие:

- государство может предоставлять усыновителям определенные льготы: кредиты с более низкой процентной ставкой, снижение размера налогов или полное освобождение от их уплаты на определенный период времени, либо возврат уплаченных налогов путем вычета;

- в случае усыновления детей, особенно если они имеют какие-либо заболевания или нуждаются в уходе, государством могут осуществляться крупные социальные выплаты в целях поддержания уровня жизни семьи;

- затраты на путешествие в Россию, оплата государственных пошлин и иных платежей составляют значительно меньшую сумму в сравнении с размерами подобных расходов в других государствах;

- правовое регулирование процедуры усыновления ребенка иностранными гражданами в Российской Федерации является более понятным и простым, в отличие от нормативных положений других государств в данной области;

- путем усыновления ребенка, в особенности иностранного, достигается повышение своего статуса в обществе, особенно данный аспект характерен для компактных религиозных поселений, как в случае Джессики Бигли или супругов Кокран, издевавшихся над своими приемными детьми из России.

VIII Международная научно-практическая конференция

Кратко характеризуя установленный в Российской Федерации порядок

усыновления ребенка иностранными гражданами, можно описать его следующим образом. Иностранные граждане обращаются с письменным заявлением с просьбой о решении вопроса о возможности быть кандидатом в усыновители в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка; после вынесения утвердительного решения о возможности иностранных граждан быть усыновителями и постановки их на учет в данном качестве субъект Российской Федерации предоставляет иностранным гражданам, желающим усыновить ребенка, информацию о детях, которые в соответствии с нормами российского законодательства могут быть усыновлены иностранными гражданами; кандидаты в усыновители обязаны познакомиться с ребенком и установить с ним контакт, ознакомиться с документами усыновляемого ребенка; усыновление осуществляется верховным судом субъекта Российской Федерации на основании поданного иностранными гражданами заявления об усыновлении. Требования к документам, которые должны быть приложены к заявлению об усыновлении, особенности подготовки дела к судебному разбирательству, его рассмотрения и разрешения определяются главой 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [6].

В соответствии с частью 2 статьи 1191 Гражданского Кодекса Российской Федерации [7] иностранные граждане вправе предоставлять в суд документы, подтверждающие содержание норм права государства, гражданами которого они являются. Для установления содержания норм иностранного права суд также может обратиться за разъяснениями в Министерство юстиции Российской Федерации либо в консульское учреждение Российской Федерации в государстве гражданства лиц, желающих усыновить российского ребенка. Суд также может привлечь экспертов. При невозможности установления содержания норм иностранного права суд наделен правомочием по применению норм права Российской Федерацией.

При вынесении заключений о возможности иностранных граждан быть усыновителями и постановке их на учет органам опеки и попечительства нужно

«Научные междисциплинарные исследования» с большей внимательностью подходить к отбору и оценке иностранных граждан,

так как с незавидной регулярностью появляется информация о жестоком

обращении с усыновленными детьми в иностранных государствах. Особенно

часто факты жестокого обращения имели место с российскими детьми,

усыновленными гражданами США. Данное обстоятельство стало причиной

принятия Федерального закона от 28 декабря 2012 г. №272-ФЗ «О мерах

воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод

человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [8], который запрещает

усыновлять детей из России гражданам США.

Ребенку, попадающему на проживание и воспитание в иностранное государство, бывает иногда трудно адаптироваться в новых условиях жизни, другого языка, чужой культуры; вследствие этого является необходимым прохождение иностранными гражданами психолого-педагогической и правовой подготовки в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации. Подготовка к усыновлению может быть реализована в государстве, в котором имеют гражданство усыновители.

По данным Обзора практики рассмотрения в 2019 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 8 июля 2020 г.[9], в 2019 году областными и равными им судами с вынесением решения рассмотрено 203 дела о международном усыновлении, что на 20,7% меньше, чем в 2018 году (256 дел). По сравнению с 2016 годом, когда было рассмотрено с вынесением решения 433 дела о международном усыновлении, в 2019 году количество таких дел уменьшилось на 53,1%. С удовлетворением требования в 2019 году рассмотрено 202 дела, с отказом в удовлетворении требования - 1 дело.

Таким образом, можно сказать, что устойчивая тенденция к ежегодному снижению количества дел о международном усыновлении все еще имеет место.

VIII Международная научно-практическая конференция

Чаще всего в 2019 году российских детей усыновляли граждане Италии

(64,8% дел, рассмотренных с удовлетворением заявления).

В 2019 году заявления об усыновлении детей нередко подавались с нарушением статей 131, 270 и 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Установив данное обстоятельство, судьями выносилось определение об оставлении заявления без движения, в котором устанавливался срок для исправления недостатков заявления.

В большинстве случаев основанием для оставления заявления без движения являлось непредставление заявителями (их представителями) вместе с заявлением всех необходимых документов, предусмотренных статьей 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, разрешения компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства; справок с места работы о заработной плате либо копии декларации о доходах или иного документа о доходах; заключения о медицинском обследовании усыновителей).

Соблюдая положения статьи 57 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Конвенции о правах ребенка, суды в судебном заседании выясняли мнение детей, достигших возраста десяти лет, по вопросу их усыновления. По ряду дел суды выясняли мнение братьев (сестер) усыновляемых детей по вопросу их раздельного усыновления.

Как показало проведенное обобщение, по ряду рассмотренных судами в 2019 году дел усыновители просили усыновить двух и более детей. В большинстве случаев дети имели родственные связи.

Часть дел, связанных с отказом в усыновлении детей, имеет основанием нарушение ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации и несоблюдением порядка и сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, установленных Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке

«Научные междисциплинарные исследования» данных о детях, оставшихся без попечения родителей"[10]. Ответственность за

нарушение порядка или сроков предоставления данных сведений установлена

статьей 5.36 Кодекса Российской Федерации об административных

правонарушениях [11], в виде наложения административного штрафа за

нарушение руководителем учреждения, или органа исполнительной власти

субъекта, местного самоуправления порядка или сроков предоставления

сведений о передаче ребенка под опеку, а также за предоставление заведомо

ложных сведений.

При рассмотрении вопроса об усыновлении российских детей иностранными гражданами необходимо помнить о фактах нарушения законности при его осуществлении. Стоит помнить, что в судебной практике и практике деятельности правоохранительных органов встречаются случаи усыновления детей, сопряженные с дачей и получением взяток, злоупотреблением и превышением должностных полномочий, служебным подлогом, фальсификацией доказательств по гражданским делам.

В практике рассмотрения дел об усыновлении наиболее часто встречаются следующие проблемы и нарушения закона: 1) при подаче иностранными гражданами в суд заявления об усыновлении отсутствуют документы, которые должны быть приложены в соответствии со статьей 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; 2) заявители или их представители указывают в заявлении заведомо ложные сведения или представляют сфальсифицированные документы; 3) должностные лица органов опеки и попечительства дают заключение о возможности передачи ребенка на усыновление иностранных граждан либо в отсутствие оснований, либо несмотря на имеющиеся законодательные ограничения. Занимательным является тот факт, что дача подобных заключений не всегда вызвана какими-либо корыстными мотивами должностных лиц. Они мотивировали свои действия заботой о ребенке, что, по их мнению, в семье ребенку будет лучше, чем в специализированном учреждении, либо тем, что перспектив на усыновление данного ребенка гражданами Российской Федерации не имеется в силу каких-

VIII Международная научно-практическая конференция либо имеющихся у ребенка недостатков или в силу тяжелой экономической

ситуации в государстве [12, с. 10].

Возникают также проблемы безопасности российских детей, усыновленных гражданами иностранного государства. Условия жизни и воспитания многих из них после момента самого усыновления и переезда за рубеж остаются неизвестны. Посольство Российской Федерации не способно осуществлять контроль за судьбой детей из России на территории иностранного государства, не может достичь необходимого уровня взаимодействия.

Можно предложить определенный способ разрешения данной ситуации -организация международной комиссии по расследованию и рассмотрению дел, связанных со случаями жестокого обращения с усыновленными детьми, повлекшими тяжкий вред их здоровью или смерть. У членов данной комиссии должны быть широкие полномочия по производству расследования фактов жестокого обращения, обстоятельств, способствующих совершению таких деяний, и по представлению результатов расследования на изучение суда, который будет рассматривать дело о нарушении прав и законных интересов ребенка.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить: в Российской Федерации необходимо усилить материальную поддержку семьям, которые решили усыновить ребенка. В дополнение к единовременному пособию при передаче ребенка на воспитание в семью необходимо ввести ежемесячные выплаты гражданам, усыновившим ребенка, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Действенным способом повышения популярности усыновления в России будет просвещение граждан посредством средств массовой информации относительно положительного влияния семейного воспитания на ребенка, освещение деятельности специализированных учреждений для детей-сирот. Подобные действия могут значительно сократить потребность в усыновлении российских детей иностранными гражданами. По мнению Президента Российской Федерацией В. В. Путина, «мы должны стремиться к тому, чтобы абсолютное большинство детей обретали свою семью

«Научные междисциплинарные исследования» в России, а зарубежное усыновление стало редким, вынужденным

исключением». Кардинальное усложнение порядка усыновления, его

неукоснительное соблюдение органами опеки и попечительства, судами в

совокупности с последующим наблюдением и контролем условий жизни и

воспитания ребенка в новой семье даст ощутимый эффект [13, с. 210].

Вместе с тем международное усыновление не является сугубо отрицательным явлением, оно имеет и положительные аспекты. В случае отсутствия в России лиц, желающих усыновить ребенка, необходим поиск альтернативных вариантов устройства ребенка в семью, и среди иностранных граждан могут оказаться люди, которые полюбят ребенка и дадут ему полноценное воспитание.

В целях устранения проблемных аспектов усыновления детей иностранными гражданами, необходимо принятие на государственном уровне мер по контролю над деятельностью органов опеки и попечительства, по ужесточению требований к кандидатам в усыновители, установлению повышенных требований к организациям, принимающим участие в процедурах усыновления. Исходя из этого, необходимо осуществлять совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в области усыновления. Заключение международных договоров по вопросам усыновления позволит создать действенный механизм контроля за судьбой усыновленных детей на территории иностранного государства.

Библиографический список:

1. Кузнецова О.В. Проблемы усыновления российских детей иностранными гражданами // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2015. № 23 (378). С. 119-124.

2. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей от 9 июля 2014 г. // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 13.12.2020).

VIII Международная научно-практическая конференция

3. Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей от 18 ноября 2011 г. // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 13.12.2020).

4. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 06 февраля 2020 г. №2 10-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 13.12.2020).

5. Шергунова Е.А. Проблемы незаконного усыновления российских детей иностранными гражданами // Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования. 2019. С. 140-142.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 08 декабря 2020 г. № 428-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 13.12.2020).

7. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 3 от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 13.12.2020).

8. Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. №272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 02 декабря 2019 г. № 394-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 13.12.2020).

9. Обзор практики рассмотрения в 2019 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 8 июля 2020 г. //

«Научные междисциплинарные исследования» Официальный сайт Верховного Суда РФ [Электронный ресурс]. URL:

https://www.vsrf.ru/documents/all/29098/ (дата обращения: 13.12.2020).

10. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (с посл. изм. и доп. от 02 августа 2019 г. № 319-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 13.12.2020).

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 15 октября 2020 г. № 341-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 13.12.2020).

12. Байкалова Л.В. Проблемы незаконного усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами // Вестник МИУ. 2018. № 2 (147). С. 8-11.

13. Кунина, А. Н. Усыновление (удочерение) российских детей иностранными гражданами: «за» и «против // Юридические науки: проблемы и перспективы. 2016. С. 208-210.

© Д.И. Абдрахманова, И.Д. Брежнев, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.