Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НАЗНАЧЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ'

К ВОПРОСУ О НАЗНАЧЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
538
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афонин Д. Н.

В статье рассматриваются вопросы назначения таможенной экспертизы должностными лицами таможенных органов при проведении таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE APPOINTMENT OF CUSTOMS EXPERTISE

The article deals with the appointment of customs expertise by officials of the customs authorities in the course of customs control.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НАЗНАЧЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

БИТ 2022 Том 6 № 4 (24) УДК 339.543

К ВОПРОСУ О НАЗНАЧЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Афонин Д.Н.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

TO THE QUESTION OF THE APPOINTMENT OF CUSTOMS EXPERTISE

Afonin D.N.

St. Petersburg named after V.B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы назначения таможенной экспертизы должностными лицами таможенных органов при проведении таможенного контроля.

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенная экспертиза, Федеральная таможенная служба, должностные лица таможенных органов.

Abstract

The article deals with the appointment of customs expertise by officials of the customs authorities in the course of customs control.

Keywords: customs control, customs expertise, Federal Customs Service, customs officials.

В соответствии со статьей 338 ТК ЕАЭС «Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля» при проведении таможенного контроля в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе назначать проведение таможенной экспертизы, отбирать пробы и (или) образцы товаров. Таким образом, таможенная экспертиза является одной из мер обеспечения таможенного контроля.

Основанием для принятия решения о назначении таможенной экспертизы является применение мер по минимизации рисков или проведение таможенного контроля после выпуска товаров [1, 2].

Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля назначается и проводится в соответствии с главой 53 Кодекса ЕАЭС.

В соответствии с Приказом ФТС России от 19.11.2018 № 1859 [3] таможенный орган, уполномоченный на проведение таможенных экспертиз при таможенном контроле, -Центральное экспертно-криминалистиче-ское таможенное управление (далее -ЦЭКТУ).

Аттестация таможенных экспертов уполномоченного таможенного органа на право самостоятельного производства таможенной экспертизы осуществляется в порядке, установленном Приказом ФТС России от 07.02.2019 № 203 «Об утверждении Порядка аттестации таможенных экспертов

на право самостоятельного производства таможенной экспертизы» [4].

Порядок проведения таможенной экспертизы, форма решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы, а также формат и структура решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы в виде электронного документа определяются Приказом ФТС России от 16.01.2019 № 34 [1].

В соответствии с пунктом 1 статьи 3902 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов и документов для проведения таможенной экспертизы.

При невозможности завершения таможенной экспертизы в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 390 Кодекса Союза, в случаях, определенных Приказом Минфина России от 25.11.2019 № 200н «Об установлении случая продления срока проведения таможенной экспертизы» [5], срок проведения таможенной экспертизы с письменного разрешения начальника уполномоченного таможенного органа и с указанием причин такого продления может быть продлен на срок, не превышающий четырех месяцев со дня принятия решения о продлении таможенной экспертизы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 336 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-

ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при невозможности проведения таможенной экспертизы уполномоченным таможенным органом таможенная экспертиза может быть назначена в иную экспертную организацию (иному эксперту). В данном случае срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться с письменного разрешения таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с указанием причин такого продления на срок, не превышающий четырех месяцев со дня принятия решения о продлении таможенной экспертизы.

Порядок продления срока проведения таможенной экспертизы определяется Приказом ФТС России от 07.02.2019 № 204 [6].

Таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о продлении срока проведения таможенной экспертизы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается в случаях наличия ходатайства таможенного эксперта (эксперта) перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, документов, проб и (или) образцов товаров, письменного запроса уполномоченного таможенного органа (иной экспертной организации (иного эксперта) в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, об уточнении вопросов, поставленных в решении о назначении таможенной экспертизы, а также в иных случаях, определенных Приказом Минфина России от 13.05.2019 № 68н «Об установлении случаев приостановления срока проведения таможенной экспертизы» [7].

Проведение таможенной экспертизы приостанавливается на срок не более десяти рабочих дней. Порядок приостановления сроков проведения таможенной экспертизы определяется Приказом ФТС России от 07.02.2019 № 204 [6].

Таможенная экспертиза проводится на основании решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы, оформленного по форме согласно приложению № 2 к Приказу ФТС России от

16.01.2019 № 34. Основанием для принятия решения о назначении таможенной экспертизы является применение мер по минимизации рисков или проведение таможенного контроля после выпуска товаров.

В соответствии с частью 1 статьи 26.4 КоАП РФ [8], в случаях если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.

Для проведения таможенной экспертизы должностное лицо таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с использованием информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ИПС ЕАИС ТО) оформляет решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы (далее - Решение) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью указанного должностного лица.

Номер Решения формируется в следующем порядке:

ХХХХХХХХ/ДДММГГ/ХХ/ХХХХХХ

1 2 3 4 ,

где элемент 1 - код таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу (восемь знаков); элемент 2 - день (два знака), месяц (два знака), две последние цифры года; элемент 3 - принимает значение:

«ДВ» - принято решение о назначении таможенной экспертизы товара, в отношении которого выпуск до получения результатов таможенной экспертизы в соответствии со статьей 122 ТК ЕАЭС не может быть произведен;

«ПВ» - принято решение о назначении таможенной экспертизы товара, в отношении которого осуществлен выпуск до получения результатов таможенной экспертизы в соответствии со статьей 122 ТК ЕАЭС либо принято решение о назначении таможенной экспертизы товара при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, а также таможенного контроля в соответствии с частями 4 и 5 статьи 214 Федерального закона от 3.08.2018 г. № 289-ФЗ [9];

БИТ 2022 Том 6 № 4 (24)

элемент 4 - порядковый номер (шесть знаков, начиная с 000001 с 1 января календарного года).

Решение в виде электронного документа направляется должностным лицом таможенного органа, назначившим таможенную экспертизу, с использованием ИПС ЕАИС ТО:

1) в подразделение ЦЭКТУ, проводящее таможенную экспертизу, с актом отбора проб и (или) образцов товаров (актом об изъятии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы), а также документов, необходимых для проведения таможенной экспертизы (декларации на товары, транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации, декларации на транспортное средство либо иных документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 105 ТК ЕАЭС, а также коммерческих, транспортных, технических документов, содержащих информацию о товаре);

2) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товара, в автоматизированную подсистему «Личный кабинет», размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Неуведомление лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о назначении экспертизы до начала ее проведения является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ [8], что влечет отмену постановления и возвращение дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела должен быть соблюден порядок назначения экспертизы, а также срок давности привлечения к административной ответственности, который в отношении оконченного правонарушения составляет два года с момента совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Лицо не может быть привлечено к административной ответственности по истечении указанного срока;

3) в таможенный орган в случае необходимости отбора проб и(или) образцов товаров, изъятия таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы, осуществляющий [10]:

- таможенные операции, предшествующие подаче декларации на товары, связанные с проведением таможенного контроля в

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

формах таможенного досмотра и таможенного осмотра, а также с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (отбор проб и (или) образцов товаров, изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов для проведения таможенной экспертизы);

- доставку и получение проб и (или) образцов товара, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов и (или) средств идентификации в структурном подразделении ЦЭКТУ, проводящем таможенную экспертизу.

При наличии мотивированного ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, в случае удовлетворения ходатайства выносит соответствующее решение в виде письменной резолюции начальника таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на заявленном ходатайстве и в случае, если экспертиза не принята к производству таможенным экспертом, отзывает решение о назначении таможенной экспертизы в целях включения дополнительных вопросов, постановленных декларантом, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, или их представителями.

Наиболее важным в подготовке и оформлении решения о назначении таможенной экспертизы является постановка и конкретизация вопросов, подлежащих разрешению, определение документов, необходимых для предоставления в распоряжение эксперта, и отбор образцов (проб) товаров, которые должны характеризовать состав и свойства всего объема исследуемого товара.

Вопросы, поставленные на разрешение таможенному эксперту, не должны выходить за пределы его компетенции, допускать различного толкования. Постановка вопросов, выходящих за пределы компетенции экспертов, может являться основанием для отказа в проведении экспертизы. Не допускается постановка вопросов эксперту, для разъяснения которых не требуются специальные экспертные познания, а также вопросов, которые не могут относиться к объекту исследования из-за его свойств. Тамо-

женный эксперт вправе изменять формулировку вопросов только по согласованию с должностным лицом таможенного органа, вынесшим решение о назначении таможенной экспертизы, однако он вправе изменять их последовательность без изменения первоначальной формулировки вопроса.

Перечень вопросов, которые ставятся перед экспертом ЦЭКТУ при направлении образцов (проб) товаров на таможенную экспертизу, представлен в Письме ФТС России от 20.08.2020 № 01-11/39451 [11].

В случае если таможенная экспертиза принята к производству таможенным экспертом, таможенным органом после получения заключения таможенного эксперта, составленного по результатам таможенной экспертизы, может быть назначена дополнительная таможенная экспертиза по вопросам, поставленным декларантом, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, или их представителями.

Начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (лицо, его замещающее), не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации поступившего решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимает решение о проведении таможенной экспертизы или об отказе в ее проведении по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 389 ТК ЕАЭС, и передает материалы, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, исполнителю в течение рабочего дня, следующего за днем принятия решения о проведении таможенной экспертизы.

При рассмотрении поступивших материалов начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (лицо, его замещающее), изучает решение о назначении таможенной экспертизы, объем предстоящего исследования и на этом основании определяет:

- исполнителя (исполнителей) таможенной экспертизы, а также ведущего таможенного эксперта при проведении комиссионной или комплексной таможенной экспертизы;

- срок производства таможенной экспертизы в соответствии со статьей 390 ТК ЕАЭС на основании норм затрат времени на производство таможенной экспертизы;

- необходимость привлечения к проведению таможенной экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других

учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, получившими право самостоятельного проведения таможенных экспертиз.

Пробы и (или) образцы товаров, изъятые таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы и (или) средства идентификации таких товаров и документов принимаются подразделением ЦЭКТУ, проводящим таможенную экспертизу, в упакованном виде с наложением средств идентификации. Упаковка должна соответствовать описанию, приведенному в акте отбора проб и (или) образцов товаров, установленном Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 [12] или в акте об изъятии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы, предусмотренном частью 13 статьи 335 Федерального закона № 289-ФЗ.

В случае если транспортировка образцов в подразделение ЦЭКТУ, проводящее таможенную экспертизу, невозможна, таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 Порядка, обеспечивает сохранность образцов и беспрепятственный доступ таможенному эксперту к месту хранения таких образцов и возможность их осмотра и исследования. Если в ходе проведения таможенной экспертизы будет установлено, что в отношении изъятых и помещенных на СВХ товаров таможенное законодательство не нарушено, то расходы на хранение товара оплачиваются за счет федерального бюджета. При этом если расходы на хранение были оплачены за счет собственника товаров, то таможенные органы возмещают расходы собственнику (ч. 14 ст. 233 Закона № 289-ФЗ [9]).

Организация осмотра и исследования образцов по месту их нахождения (хранения), включая доставку таможенного эксперта, возлагается на таможенный орган, осуществляющий таможенные операции, предшествующие подаче декларации на товары, связанные с проведением таможенного контроля в формах таможенного досмотра и таможенного осмотра.

Таможенная экспертиза проводится как в помещении подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу, так и вне

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

помещения в местах хранения проб и (или) образцов.

Качество продукции оценивается качественными и количественными показателями (описываются, взвешиваются, измеряются и т.п.) [13].

Таким образом, соблюдение всех процессуальных действий при назначении таможенной экспертизы во многом определяет эффективность ее проведения и, в конечном итоге, эффективность таможенного контроля.

Список литературы

1. Приказ ФТС России от 16.01.2019 № 34 «Об утверждении Порядка проведения таможенной экспертизы, формы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 08.02.2019 № 53731).

2. Drobot E.V., Klevleeva A.R., Afonin P.N., Gamidullaev S.N. Risk management in customs control // Economy of Regions. 2017. Т. 13. № 2. С. 550-558

3. Приказ ФТС России от 19.11.2018 № 1859 «Об определении таможенного органа, уполномоченного на производство таможенных экспертиз при проведении таможенного контроля» (зарегистрирован в Минюсте России 17.01.2019 № 53406).

4. Приказ ФТС России от 07.02.2019 № 203 «Об утверждении Порядка аттестации таможенных экспертов на право самостоятельного производства таможенной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 17.06.2019 № 54938).

5. Приказ Минфина России от 25.11.2019 № 200н «Об установлении случая продления срока проведения таможенной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2019 № 56941).

6. Приказ ФТС России от 07.02.2019 № 204 «Об утверждении Порядка продления срока проведения таможенной экспертизы, Порядка уведомления декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о продлении срока проведения таможенной экспертизы, Порядка приостановления сроков проведения таможенной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 13.03.2019 № 54025).

7. Приказ Минфина России от 13.05.2019 № 68н «Об установлении случаев приостановления срока проведения таможенной экспертизы» (зарегистрирован в Минюсте России 03.06.2019 № 54829).

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

9. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

10. Афонин, Д. Н. Правовые аспекты забора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра // Бюллетень инновационных технологий. - 2020. - Т. 4. - № 4(16). -С. 48-53. - БОИ LZTWEZ.

11. Письмо ФТС России от 20.08.2020 № 0111/39451 «О перечне вопросов для экспертов».

12. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 (ред. от 17.04.2018) «О формах таможенных документов».

13. Методика определения рыночной стоимости товаров при производстве товароведческих экспертиз в экспертно-криминалистических службах ФТС России (рекомендована НМС РФЦСЭ при Минюсте России, протокол от 24.11.2004 № 2)..

Поступила в редакцию 29.10.2022

Сведения об авторе:

Афонин Дмитрий Николаевич - профессор кафедры таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, доктор медицинских наук, доцент, e-mail: dnafonin@gmail.com

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitiournal@vandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.